Opel Zafira B. Руководство - страница 49

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

Opel Zafira B. Руководство - страница 49

 

 

background image

196 

Часть В:  С и с т е м а  у п р а в л е н и я  б е н з и н о в о г о  д в и г а т е л я 

13.1 Датчики и  м о д у л и системы управления двигателем (на примере двигателя 

Z18XE) 

1 Клапан системы EVAP 

2 Инжектор впрыска топлива 

3 Датчик детонации 

4 Модуль управления дроссельной 

заслонки 

5 Посткаталитический лямбда-зонд 

6 Электронный модуль системы 

управления двигателем 

7 Клапан системы регенерации 

отработавших газов 

ки. Если входе эксплуатации выявля­

ется отказ функционирования какого-

либо из элементов системы, в память 

процессора ЕСМ заносится соответ­

ствующий код неисправности. Считы­

вание и идентификация хранящихся в 

памяти кодов (см. Гпаву 5) позволяет 

быстро выявить и устранить причину 

отказа. 

3 Блок управления двигателем (ЕСМ) 

играет роль мозгового центра и обору­

дован быстродействующим микропро­

цессором. На основании анализа непре­

рывно поступающих от информационных 

датчиков данных ЕСМ определяет опти­

мальный момент впрыска и необходи­

мый обьем впрыскиваемого топлива. 

При этом учитывается также информа­

ция, обрабатываемая модулями управле­

ния трансмиссии и иммобилизатора дви­

гателя. 

4 Элементы системы управления дви­

гателем сохраняют высокую работоспо­

собность в течение длительного време­

ни и практически не нуждаются в об­

служивании. В регулярных заменах в 

ходе проведения технического обслужи­

вания автомобиля нуждаются лишь та­

кие элементы системы, как воздушный 

8 Модуль зажигания (DIS) 

9 Датчик положения коленчатого вала 

10 Датчик контроля уровня масла 

11 Докаталитический лямбда-зонд 

12 Датчик измерения температуры 

охлаждающей жидкости 

13 Датчик положения распределитель­

ных валов 

14 Датчик измерения массы воздуха 

фильтр и свечи зажигания. Серьезные 

работы по регулировке и ремонту тре­

буют применения сложных диагности­

ческих приборов, ввиду чего их выпол­

нение должно быть поручено специали­

стам станции техобслуживания. 

5 Регулировка числа оборотов холос­

того хода и концентрации монооксида 

углерода (СО) в рамках проведения тех­

нического обслуживания не требуется. 

М е р ы  б е з о п а с н о с т и  п р и 
проведении работ с  с и с т е м о й 

управления  д в и г а т е л е м 

См. также перечень мер безопасности, 
приведенный в Разделе 1 настоящей 
главы. 

6 Помните, что топливо внутри тракта 

системы питания при работающем дви­

гателе и включенном зажигании нахо­

дится под давлением. Остаточное избы­

точное давление продолжает удержи­

ваться в системе в течение еще некото­

рого времени после выключения зажи­

гания и перед отсоединением компонен­

тов/расстыковкой штуцерных разъемов 

должно быть сброшено! 

7 Не прикасайтесь к электропроводке 

Системы зажигания при работающем 

двигателе/стартере и не производите ее 

отсоединение. Внимание: Лица с имп­

лантированным сердечным стимулято­

ром ни в коем случае не должны допус­

каться к обслуживанию элементов сис­

темы зажигания! Подключение и отклю­

чение измерительных приборов также 

должно производиться при выключенном 

зажигании. 

8 Отсоединение топливопроводов дол­

жно производиться при выключенном 

зажигании. 

9 При выполнении работ по проверке 

компрессионного давления в цилиндрах 

(см. Главу 2) должны быть отключены 

зажигание и система подачи топлива. 

Указания по проверкам  с и с т е м ы 
управления  д в и г а т е л е м 

Внимание: Неисправности в электрон­

ной системе управления могут устра­

няться только с помощью специальных 

приборов - любое непрофессиональное 

вмешательство может привести к нару­

шению функционирования системы! 

10 Прежде чем приступить к поиску при­

чин отказов с помощью диагностичес­

ких приборов, чтобы исключить влияние 

посторонних факторов, необходимо про­

верить и выполнить следующие условия: 

• В баке должно быть топливо; 
• Двигатель должен быть механичес­

ки исправен; 

• Аккумуляторная батарея заряжена; 

• Стартер вращается с требуемым чис­

лом оборотов; 

• Система зажигания исправна: 

• Течи и загрязнения в топливной си­

стеме устранены; 

• Система вентиляции картера в ис­

правности; 

• Силовой агрегат надежно заземлен 

на массу кузова. 

Ошибки при запуске двигателя должны 

быть исключены - правильная последо­

вательность процедуры запуска двига­

теля приведена в Главе «Органы управ­

ления и приемы эксплуатации». 

11 Для определения неисправности не­

обходимо подключить к диагностическо­

му разъему (см. Главу 5) специальный 

прибор TECH-2 и вывести из памяти 

процессора ЕСМ диагностические коды. 

12 Если после завершения поиска и 

устранения причин отказов двигатель 

после запуска сразу глохнет, причиной 

такого явления может служить блокиров­

ка противоугонной системы, - опросите 

память процессора, в случае необходи­

мости произведите настройку соответ­

ствующего блока управления. 

С и с т е м а Twinport 

13 На описываемые в данном Руковод­

стве модели могут устанавливаться ма­

лолитражные двигатели с системой 

Twinport

 (см. сопр. иллюстрацию). 

Воздух в каждый цилиндр двигателя по-

background image

Г л а в а 4  С и с т е м ы  п и т а н и я ,  у п р а в л е н и я  д в и г а т е л е м , 

в ы п у с к а и  с н и ж е н и я  т о к с и ч н о с т и  о т р а б о т а в ш и х  г а з о в 

197 

Регулировочная 

заслонка открыта 

(при полной 

нагрузке). 

Регулировочная 

заслонка закрыта 

(при работе двигате­

ля на холостых 

оборотах и при 

остановке автомоби­

ля). 

Направление потока 

воздушно-топливной 

смеси 

Впускные каналы 

Вакуумный регулятор 

Инжектор 

Регулировочная 

заслонка 

13.13 Система Twlnport (двигатель Z14XEP) 

ступает по двум воздушным каналам. 
Один из каналов может перекрываться 

регулировочной заслонкой по сигналу 
ЕСМ, управление положением заслонки 
осуществляется посредством приводной 
штанги от вакуумного регулятора. При 
перекрывании канала создается вихре­
вой поток воздушно-топливной смеси, 

что позволяет при низких нагрузках дви­

гателя и при работе его на холостых 

оборотах использовать обедненные сме­
си, благодаря чему снижается общий 

расход топлива. 

14 Принцип 

функционирования систем 

впрыска топлива 

Еще на заре автомобилестроения при 

конструировании двигателей внутренне­
го сгорания была выявлена зависимость 
эффективности сгорания и, соответ­

ственно, отдачи внутренней энергии ра­

бочей смеси от пропорции топлива и 
воздуха в ее составе. Для максималь­
ной отдачи двигателя необходима стро­
го определенная пропорция, которая дол­

жна сохраняться на всех режимах рабо­
ты двигателя. Это, в свою очередь, ведет 

к экономии топлива. 
На сегодняшний день все бензиновые 

двигатели ведущих фирм-производите­

лей автомобильной техники оборудова­

ны системой инжекторного впрыска с 
электронным управлением. 
Первоначально для определения коли­

чества подаваемого в цилиндры двига­
теля топлива производились измерения 
только входящего воздушного потока. Но 
постепенно были выявлены новые зави­
симости, влияющие на эффективность 
сгорания топлива, а также ужесточились 

требования к токсичности отработавших 

газов, что повлекло за собой и усложне­
ние систем управления двигателем. 
Современные системы управления 

15.5 Разъемы (1,2) электропроводки 

электронного  м о д у л я системы управле­

ния  д в и г а т е л е м 

впрыском топлива представляют собой 

сложный комплекс датчиков, блоков уп­
равления, исполнительных устройств и 
электронных схем. Различные системы 
могут отличаться друг от друга количе­
ством задействованных элементов в за­
висимости от конструкции силового аг­
регата и требований, предъявляемым к 
конкретному двигателю. Самостоятель­
ное вмешательство в регулировку и на­

стройку данных систем не допустимо. 
Для этого используются специальные 

приборы диагностики и настройки, ко­

торые доступны, как правило, лишь на 
специализированных сервисных станци­
ях. 

15 Снятие и установка 

топливных инжекторов 

1 Ниже приведено описание снятия 

инжекторов для двигателя Z16XEP. Для 

других двигателей, кроме двигателя 

Z22YH, данная процедура выполняется 
аналогично, но могут потребоваться не­
которые дополнительные работы  д л я 
освобождения доступа к топливораспре-

15.4 Отсоединение топливного 

шланга (1) при помощи  п р и с п о с о б ­

ления  H A Z E T 4501-1 (А) 

15.6 Крепление  м о д у л я  с и с т е м ы 

управления  д в и г а т е л е м 

1,3 Элементы крепления 

2 Провод «массы» 

делительной магистрали и инжекторам. 
Для двигателя Z22YH существуют неко­

торые особенности непосредственно 
при извлечении инжекторов из головки 

двигателя - проконсультируйтесь на СТО 

компании Opel. 

С н я т и е 

2 Отсоедините провод от отрицатель­

ной клеммы батареи (см. Главу 5). 

3 Снимите воздухоочиститель (см. Раз­

дел 6) и сбросьте давление в топлив­

ной системе (см. Раздел 2). 
4 Отсоедините топливный шланг от 

топливораспределительной магистрали 

при помощи специального приспособ­

ления HAZET 4501-1

 (см. сопр. иллю­

страцию). При отсоединении шланга 

закрывайте разъем ветошью, чтобы не 

допустить разбрызгивание топлива, зак­

ройте топливный шланг заглушкой и от­
ведите его в сторону. 
5 Рассоедините разъемы электропро­
водки

 (см. сопр. иллюстрацию) моду­

ля системы управления двигателем 

(ЕСМ). 

6 Отсоедините от ЕСМ провод «мас­
сы», выверните крепежные болты

 (см. 

сопр. иллюстрацию) и снимите модуль 
системы управления. 
7 Рассоедините разъем электропро-

background image

198 

Ч а с т ь  С :  С и с т е м а  у п р а в л е н и я  д и з е л ь н о г о  д в и г а т е л я 

15.12  Т о п л и ^ р а с п р е д е л и т е л ь н а я 

магистраль (3) 

I Стопорные скобы 

г Инжектор 

4 Крышка разъема для проверки 

давления топлива 

водки датчика давления воздуха во впус­
кном тракте. 

8 Отсоедините в двух местах жгут элек­
тропроводки и отведите его в сторону. 
9 Рассоедините разъемы электропро­
водки от инжекторов. 

10 Выверните 2 крепежных болта и сни­

мите топливораспределительную маги­

страль вместе с инжекторами с двига­
теля. 

11 Поочередно удалите стопорные ско­

бы

 (см. сопр. иллюстрацию) и извле- s 

кито инжекторы из топливораспредели-
тельной магистрали. 

У с т а н о в к а 

13 Замените уплотнительные кольца 

инжекторов и смажьте их силиконовой 
смазкой (белого цвета). 

15 Установите инжекторы на топливо-

распределительную магистраль, при 
этом стопорные скобы должны быть 

вставлены так, чтобы выступ на инжекто­

ре попал в паз скобы

 (см. сопр. ил­

люстрацию). 

16 Установитетопливораспределитель-

ную магистраль и затяните ее крепле­
ние с требуемым усилием. 

17 Дальнейшая установка выполняется 

в порядке, обратном порядку снятия. * 

Часть С: Система управления дизельного двигателя 

16 Общая информация 

Внимание: При выполнении работ по 

обслуживанию или замене элементов 
системы подачи топлива соблюдайте 
соответствующие меры безопасности 
(см. Раздел 1)! 

1 Электронная система управления 

двигателем обеспечивает следующие 

возможности: 

a) Точная дозировка топлива в лю­

бом режиме эксплуатации, что обес­
печивает малый расход топлива при 

высокой мощности; 

b) Уменьшение содержания вред­

ных веществ в отработавших газах 

благодаря точному дозированию топ­

лива и применению каталитического 

преобразователя: 
c) Обороты холостого хода и огра­
ничение максимальной частоты вра­
щения коленчатого вала устанавлива­
ются и регулируются автоматически. 

2 Элементы системы управления дви­
гателем сохраняет высокую работоспо­
собность в течение длительного време­
ни и практически не требует обслужи­
вания. В регулярных заменах в ходе про­
ведения технического обслуживания ав­
томобиля нуждаются лишь такие элемен­
ты системы питания, как воздушный и 
топливный фильтра. 
3 При работе дизельного двигателя в 
его цилиндры осасывается чистый воз­

дух, который сжимается до высокого дав­

ления. При этом температура воздуха 
поднимается до 600'С, что превышает 
температуру воспламенения дизельно-

16.9 Система впрыска Common-Rail  ( д в и г а т е л и Z13DTH/Z19DT(H)) 

Топливный фильтр 

Регулятор давления 

Топливный насос высокого давления 

Топливораспределительная магист­

раль (Common-Rail) 

Да тчик давления 

Форсунка 

Топливный бак 

то топлива. Топливо впрыскивается в 
цилиндр с некоторым опережением и 
воспламеняется. Таким образом, свечи 
зажигания для воспламенения топлива 
не используются. 
4 При эксплуатации автомобиля в ус­

ловиях низких температур наружного 

8 Электрический топливный насос 

9 Электронный модуль системы 

управления двигателем 

Пунктирные стрелки - направление элект­

рических сигналов 

Короткие стрелки • направление потока 

топлива 

воздуха температура воздуха внутри 
цилиндров после сжатия может оказать­
ся недостаточной для самовоспламене­
ния топлива. В этом случае необходимо 
произвести предварительный подогрев 
входящего воздушного потока.  Д л я это­
го в камерах сгорания установлены све-

background image

Г л а в а 4  С и с т е м ы  п и т а н и я ,  у п р а в л е н и я  д в и г а т е л е м , 

в ы п у с к а и  с н и ж е н и я  т о к с и ч н о с т и  о т р а б о т а в ш и х газов 

чи накаливания, нагревающие их до не­
обходимой температуры. Длительность 

предварительного накаливания зависит 

от температуры наружного воздуха и 
регулируется системой управления дви­
гателем через реле преднакала. При 
активации свечей накаливания на пане­
ли приборов загорается соответствую­

щая контрольная лампа (см. Главу «Орга­
ны управления и приемы эксплуатации», 
Раздел 16). 

5 Топливо засасывается из топливного 
бака электрическим топливным насосом 
и подается к топливному насосу высоко­
го давления (ТНВД). Перед поступлени­
ем топлива в ТНВД оно очищается в топ­
ливном фильтре от загрязнений и воды. 
ТНВД даже при низких оборотах создает 
очень высокое давление топлива в сис­
теме впрыска. От ТНВД топливо через 

распределительную магистраль подает­

ся к форсункам цилиндров. 
6 Для дизельных двигателей существу­

ют три способа впрыска топлива: вих-

рекамерный впрыск, предкамерный 
впрыск и непосредственный впрыск. 
7 При вихрекамерном и предкамерном 
способах топливо впрыскивается в пред­

варительную камеру (форкамеру) соот­
ветствующего цилиндра где оно смеши­
вается с воздухом и создает уже гото­

вую рабочую смесь, при этом часть топ­

лива сразу же воспламеняется и сгора­

ет. За счет завихрений воздушного по­
тока и разогрева при сгорании части 

топлива рабочая смесь становится бо­
лее однородной и прогретой. Этим обес­

печивается полнота сгорания топлива 
при попадании в цилиндр и более вы­
сокая эффективность рабочего цикла 

двигателя. Основным недостатком дан­

ных способов впрыска является услож­
нение конструкции двигателя. Непосред­
ственный впрыск продолжает оставать­
ся наиболее распространенным и самым 
экономичным. 
8 При непосредственном впрыске топ­

ливо подпадает непосредственно в ка­

меру сгорания через распылитель фор­

сунки. Каждый распылитель имеет, как 
правило, 4-6 очень тонких отверстий, выс-
верленых под различными углами, через 

которые осуществляется распыление 
топлива в специально заданных направ­

лениях. Обычно в днище поршня имеет­

ся вихревая камера. Вихревые камеры 
могут иметь различную форму, которая 

согласуется с направлениями распыле­

ния топлива, способствует лучшему сме­

сеобразованию и более эффективному 
сгоранию рабочей смеси. 
9 Для непосредственного впрыска на 

моделях Astra/Zafira  и с п о л ь з у е т с я 
•Common Rail* - общая  д л я всех ци­

линдров топливораспределительная 

магистраль (см.  с о л р . иллюстрацию). 
Она освобождает ТНВД от функции 
распределения топлива, что позволяет 
насосу создавать более высокое дав­

ление - на

 моделях с рабочим объе­

мом двигателя 1.7 л максимальное 
давление впрыска составляет пример-

17.5 Подводящие линии форсунок 

1 Разъем свечи накаливания 

2 Разъемы электропроводки форсунок 

3 Крепежные болты 

4 Масляная линия 

но 1400 бар, а на других двигателях -
примерно 1600 бар, - это способствует 

очень тонкому распылению топлива, за 
счет чего улучшается процесс смесеоб­

разования в цилиндрах и повышается 
КПД сгорания рабочей смеси. Топливо-

распределительная магистраль (Common 

Rail) выполнена в виде коллектора, от ко­

торого топливо подается к отдельным 
форсункам. 

10 На двигатель устанавливаются фор­

сунки с электромагнитным элементами 

управления, получающие сигналы от си­

стемы управления двигателем, которая 
регулирует количество топлива, подава­
емого в цилиндр. 

11 ТНВД не требует проведения специ­

альных работ по ТО. Смазывание всех 
подвижных элементов топливной систе­
мы осуществляется дизельным топливом. 
Привод ТНВД осуществляется от колен­
чатого вала через зубчатый ремень при­
вода ГРМ. 

17 Снятие и установка 

топливных форсунок 

Внимание: Не допускайте попадания 

грязи в тракт системы питания! 

Внимание: Помните, что форсунки от­
носятся к числу прецизионного обору­

дования и обращаться с ними следует 

крайне осторожно! 

1 Процедуры по снятию форсунок прин­

ципиально похожи на всех рассматрива-

17.9 Крышки (2) форсунок 

1 Крышки топливоподводящих линий 

форсунок 

емых в настоящем Руководстве двигате­

лях. Ниже приводится описание опера­

ций по снятию форсунок на примере 

двигателя Z17DTH. Особенности дру­

гих двигателей определяются только 

компоновкой других систем силовой ус­

тановки. 

Д в и г а т е л ь  Z 1 7 D T H 

Снятие 

2 Отсоедините провод от отрицатель­

ной клеммы аккумуляторной батареи 

(см. Главу 5). 
3 Снимите крышку двигателя (см. Гла­

ву 2) и воздухоочиститель с впускным 

воздуховодом (см. Раздел 6). 

4 Снимите воздуховоды, расположен­

ные над форсунками и топливными ли­

ниями высокого давления и закрываю­

щие доступ к ним. 
5 Отсоедините 4 разъема электропро­

водки форсунок

 (см. сопр. иллюстра­

цию), выверните 2 крепежных болта и 

при помощи приспособления КМ-717 

рассоедините разъемы электропровод­

ки от 4-х свечей накаливания. 

6 Подготовьте емкость для слива топ­

лива и отсоедините топливопроводы 

высокого давления от топливораспреде­

лительной магистрали и от форсунок. 

Внимание: После снятия трубопрово­

дов для предотвращения попадания заг­

рязнения в систему впрыска сразу же 

закройте отверстия магистрали и фор­

сунок заглушками! 
7
 Отделите масляную линию (см. ил­

люстрацию 17.5) от форсунок и топ­

ливораспределительной магистрали. 
8 Снимите правую и левую задние та­

келажные проушины и снимите скобу 

крепления трубки измерителя моторно­

го масла. 
9 Снимите крышки форсунок и их топ­

ливоподводящих линий

 (см. сопр. ил­

люстрацию). 

10 Выверните 11 болтов и снимите 

крышку распределительных валов. 

11 Выверните болты крепления крепеж­

ных скоб

 (см. сопр. иллюстрацию) и 

снимите форсунки с двигателя. Если при