Opel Zafira B. Руководство - страница 45

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46 

 

Opel Zafira B. Руководство - страница 45

 

 

background image

180 

Часть  А ;  С и с т е м а  о х л а ж д е н и я  д в и г а т е л я 

7.1В Датчик (1) давления воздуха 

наддува 

2 Хомут креплений воздуховода 
3 Хомут крепления возвратного шалнга 

7.23 Хомут (1) крепления верхнего 

шланга радиатора 

Проверка 

12 После снятия с автомобиля радиа­

тор может быть проверен на наличие 

признаков утечек, повреждений и нару­

шений внутренней проходимости тепло­

обменника. 

13 Останки насекомых и растительнос­

ти могут быть удалены из пространства 

между пластинами теплообменника пу­

тем выдувания сжатым воздухом (не за­

будьте надеть защитные очки!), либо 

вычищения мягкой кисточкой. Постарай­

тесь не погнуть тонкие пластины тепло­

обменника и не порезать о них пальцы. 

При необходимости перед установкой 

радиатор может быть промыт путем по­

дачи внутрь воды из садового шланга 

(см. Раздел 5). 

14 Проверьте состояние резиновых 

опор радиатора, в случае необходимос­

ти произведите замену вышедших из 

строя компонентов. 

15 Источники мелких утечек могут быть 

заделаны при помощи подходящего гер­

метика (действуйте в соответствии с 

инструкциями изготовителей средства). 

Любой более сложный ремонт должен 

производиться только в условиях специ­

ализированной мастерской с примене­

нием необходимого оборудования. 

Установка 

16 Если производится замена радиато­

ра, переустановите на новый радиатор 

7.20 Крепление  о х л а д и т е л я 

1 Крепежный болт 

2 Крепежная гайка 

7.26 Воздуховод (1 > впускного тракта 

2 Крепежный болтхомута 

все навесные компоненты со старого и 

установите кожух вентилятора. 

15 Закрепите радиатор подходящим 

инструментом в верхних опорах и, соблю­

дая маркировку, установите нижние дер­
жатели на подрамнике. 

16 Дальнейшая установка производит­

ся в порядке, обратном порядку демон­

тажа компонентов. 

Особенности  д в и г а т е л я Z14XEP 
(без кондиционера) 

17 Отсоедините от радиатора соедини­

тельный шланг, идущий к расширитель­

ному бачку. 

Особенности  д в и г а т е л е й 

Z20LE(L/R/H) 

Замечание: Описание относится к дви­

гателям Z20LEL и Z20LER. Операции сня­

тия радиатора для двигателя Z20LEH 

имеют некоторые отличия. 

18 Выверните датчик давления воздуха 

наддува

 (см. сопр. иллюстрацию) и 

отсоедините воздуховод от охладителя. 

19 Отсоедините от радиатора возврат­

ный шланг охлаждения турбокомпрессо­

ра

 (см. иллюстрацию 7.18) и извле­

ките его из держателя. 

20 Выверните крепежный болт и гайку 

и отделите интеркулер от конденсатора 

(см. солр. иллюстрацию). Наклоните 

охладитель в нижних держателях вперед 

и извлеките его. Замечание: Для луч-

7.22  Б о л т ы крепления (1) радиатора 

7.27 Крепежные  б о л т ы (1) конденсато­

ра системы К/В 

шего обзора модуль охладителя на ил­

люстрации показан в снятом состоянии. 

21 Для двигателя Z20LEH дополнитель­

но отсоедините от радиатора шланг, иду­

щий к расширительному бачку. 

22 Выверните болты крепления радиа­

тора и вытяните его вверх. Замечание: 

Для двигателя Z20LEH кожух вентилято­

ра дополнительно отсоедините от ин-

теркуллера. 

23 Ослабьте хомут и отсоедините вер­

хний шланг от радиатора

 (см. сопр. 

иллюстрацию). 
24 Поднимите автомобиль на подъем­

нике и установите на подставки. 
25 Пометьте установочное положение 

креплений жгута электропроводки кон­

диционера и разрежьте их, отсоедините 

жгут электропроводки от радиатора. 
26 Выверните крепежный болт, сними­

те хомут и снимите воздуховод впуск­

ного тракта (см.  с о л р . иллюстрацию) 

с охладителя. 
27 Выверните болты крепления (см. 

сопр. иллюстрацию) и снимите кон­

денсатор с радиатора. 

28 Закрепите при помощи проволоки 

конденсатор вместе с интеркуллером на 

передней панели. 
29 Соблюдая осторожность снимите 

радиатор с держателей и извлеките его 

по направлению вниз. 
30 Установка производится в обратном 

порядке. 

О с о б е н н о с т и  д в и г а т е л я  Z 2 2 Y H 

(без кондиционера) 

31 Снимите воздухоочиститель (см. Гла­

ву 4). 

32 Снимите правую такелажную про­
ушину двигателя. 

background image

Глава 3  С и с т е м ы  о х л а ж д е н и я  д в и г а т е л я ,  о т о п л е н и я салона и кондиционирования  в о з д у х а ~пач 

8.4 Крепежные  б о л т ы (2) шкива (1) 

водяного насоса 

8.21 Болты крепления (указаны 

стрелками) водяного насоса (двигатели 

Z18XE/Z20LE(L/R/H)) 

33 Снимите аккумуляторную батарею и 

поддон батареи (см. Главу 5). 

34 Отсоедините верхний шланг систе­

мы охлаждения от головки блока цилин­

дров. 

35 Отсоедините от радиатора соедини­

тельный шланг, идущий к расширитель­

ному бачку. 

Д в и г а т е л и Z17DT(L/H) 

36 Процедура снятия радиатора та же, 

что и  д л я двигателя Z16XEP. При этом 

необходимо провести подготовительные 

работы, как при снятии вентилятора (см. 

Раздел 6). 

Д в и г а т е л ь  Z 1 9 D T H 

См. Раздел 6. 

8 Снятие и установка 

водяного насоса 

1 В данном Разделе подробно описа­

на операция снятия водяного насоса 

только для двигателя Z16ХЕР, для осталь­

ных приводятся лишь дополнительные 

операции и особенности. 

Д в и г а т е л ь Z16XEP/Z17DT(L/H) 

Снятие 

2 Отсоедините отрицательный провод 
от батареи (см. Главу 5). 
3 Снимите воздухоочиститель (см. Гла­

ву

 4). 

8.8 Водяной насос (2) (двигатель 

Z16XEP) 

1 Корпус водяного насоса 

8.22 Уплотнительное кольцо (2) 

водяного насоса (двигатели Z18XE/ 

Z20LE(L/R/H)) 

4 Ослабьте болты крепления шкива 

водяного насоса, удерживая от провора­

чивания шкив коленчатого вала

 (см. 

сопр. иллюстрацию). 
5 Снимите мультиреберный ремень 

(см. Главу 2). 
6 Опорожните систему охлаждения 

(см. Раздел 3) и опустите автомобиль. 
7 Выверните болты и снимите шкив 

водяного насоса. 
8 Выверните 5 крепежных болтов и 

снимите водяной насос, отделив его от 

корпуса (см. сопр. иллюстрацию). 

Установка 

10 Очистите сопрягаемые поверхности 

на блоке цилиндров и на насосе и резь­

бу: 3 резьбовых отверстия на насосе под 

болты крепления шкива и 5 резьбовых 

отверстий в корпусе. 

11

 Двигатель Z16XEP: Нанесите на со­

прягаемую поверхность тонкий валик гер­

метика (например, OPEL-90 542114) и 

установите водяной насос на место, зак­

репив его новыми винтами (Тогх М8х25). 

12

 Двигатель Z17DT(L/H): Замените 

уплотнительную прокладку и установи­

те водяной насос - вверните 6 болтов 

М8х30 и затяните их попеременно с тре­

буемым усилием. 

13 Установите шкив на насосе и ввер­

ните крепежные болты вручную не затя­

гивая их. 

14 Установите мультиреберный ремень 

(см. Главу 2) и затяните болты крепле­

ния шкива насоса. 

8.17 Водяной насос (1) (двигатель 

Z14XEP) 

2 Длинные крепежные болты 
3 Короткие крепежные болты 

15 Установите воздухоочиститель и под­

соедините аккумуляторную батарею. 

Заправьте систему охлаждения. 

О с о б е н н о с т и  д в и г а т е л я Z14XEP 

16 Для снятия водяного насоса необхо­

димо предварительно снять правую опо­

ру двигателя (см. Главу 2). 

17 Выверните крепежные болты (см. 

сопр. иллюстрацию) и снимите водя­

ной насос с крышки привода ГРМ. За­

мечание: Крепежные болты имеют раз­

личную длину - запомните порядок их 

установки. Проследите чтобы две на­

правляющие втулки остались на своих 

местах - они должны обеспечить пра­

вильную установку насоса. 

18 Установка производится в порядке, 

обратном порядку снятия. 

О с о б е н н о с т и  д в и г а т е л е й  Z 1 8 X E / 
Z20LE(L/R/H) 

Замечание: На данных моделях двига­

теля привод водяного насоса осуществ­

ляется зубчатым ремнем. 

19 Слейте охлаждающую жидкость (см. 

Раздел 3). 

20 Снимите зубчатый ремень и натяж­

ной ролик (см. Главу 2). 
21 Выверните 3 крепежных болта и из­

влеките водяной насос (см.  с о л р . ил­

люстрацию). 

22 Установка производится в порядке, 

обратном порядку снятия. Тщательно 

очистите сопрягаемые поверхности бло­

ка цилиндров и насоса, слегка смажьте 

сопрягаемую поверхность на блоке ци­

линдров и уплотнительное кольцо кор­

пуса насоса силиконовой смазкой (на­

пример, OPEL 19 70206 - белого цве­

та). Замечание: Уплотнительное коль­

цо должно заменяться в обязательном 

порядке (см. сопр. иллюстрацию). 

23 При установке обратите внимание, 

чтобы прилив масляного насоса вошел 

в паз водяного (см. сопр. иллюстра­

цию) и затяните болты крепления насо­

са с требуемым усилием. 
24 Необходимо иметь ввиду, что

 двига­

тели Z20LEL/LER оборудованы допол­

нительным электрическим водяным на­

сосом (см.  с о л р .

 иллюстрацию). 

background image

182 

Часть А: Система охлаждения двигателя 

8.23 Прилив (1) масляного насоса 

8.28  Б о л т ы крепления (указаны 

стрелками) водяного насоса (1) 

(двигатель Z19DTH) 

Особенности двигателя Z13DTH 

25 Выверните 4 крепежные гайки и сни­
мите водяной насос с блока цилиндров 
(см. сопр. иллюстрацию). 
26 При установке насоса не забудьте 
заменить уплотнительную прокладку. 
Затягивание гаек производится в диа­
гональном порядке с требуемым усили­

ем. 

Особенности двигателя Z19DTH 

З а м е ч а н и е : На данных моделях двига­

теля привод водяного насоса осуществ­

ляется зубчатым ремнем. 

27 Снимите зубчатый ремень и натяж­

ной ролик (см. Главу 2). 

28 Выверните болты крепления и извле­

ките водяной насос

 (см. сопр. иллюс­

трацию). 

29 При установке затяните новые кре­

пежные болты с усилием 25  Н м . 

9 Снятие, установка и 

проверка исправности 

функционирования 

термостата 

В н и м а н и е : Не открывайте крышку рас­

ширительного бачка и не снимайте тер­
мостат до полного остывания двигате­

ля! См. также Раздел 2. 

Общая информация 

1 Термостат предназначен для ускоре­

ния процесса прогрева двигателя и де-

8.24 Дополнительный электрический 

водяной насос (1) (двигатели Z20LE 

(L/R)) 

9.3а Крепление корпуса (2) термостата 

двигателя Z14XEP 

1 Верхний шланг радиатора 

3 Уплотнительная прокладка 

лит систему охлаждения на два контура: 
большой и малый. Пока температура 
охлаждающей жидкости не достигнет 
определенного значения (как правило, 
термостаты отрегулированы на темпе­
ратуру 80 - 90"С) клапан термостата зак­
рыт и жидкость циркулирует по малому 
контуру, не попадая в радиатор. В ре­
зультате двигатель быстро прогревает­
ся до нормальной рабочей температу­
ры. При превышении некоторого поро­
гового значения температуры охлажда­
ющей жидкости наполнитель термоста­
та начинает расширятся и открывает 
клапан - жидкость начинает циркулиро­
вать по большому контуру через радиа­
тор. 
2 Корпус термостат крепится к двига­
телю. Местоположение термостата мо­
жет различаться в зависимости от ком­

поновки силового агрегата, но его легко 

найти - он всегда соединен с верхним 
шлангом радиатора. 

8.25 Крепление водяного насоса (2) 

(двигатель Z13DTH) 

1 Гайки крепления насоса 

3 Посадочный фланец на блоке 

цилиндров 

9.3Ь Крепление корпуса (1) термостата 

двигателя Z16XEP 

2 Разьем электропроводки 
3 Верхний шланг радиатора 

9.3с Корпус (4) термостата двигателя 

Z18XE 

* Верхний шланг радиатора 

2 Соединительный шланг системы 

охлаждения 

3 Разьем электропроводки 

Снятие 

3 На

 бензиновых моделях корпус 

термостата расположен открыто и не 
требует специальных подготовительных 

background image

Глава 3  С и с т е м ы  о х л а ж д е н и я  д в и г а т е л я ,  о т о п л е н и я салона и кондиционирования  в о з д у х а 183 

9.3d Корпус (2) термостата двигателя 

Z20LEL 

( Шланги системы охлаждения 

работ перед снятием (за исключением 

двигателя Z22YH). Необходимо опо­

рожнить систему охлаждения (см. Раз­

дел 3), отсоединить от корпуса термо­

стата все шланги и электропроводку. За­

мечание: На двигателе Z18XE необхо­

димо предварительно снять крышку дви-

•ч гателя (см. Главу 2). Затем выверните 

крепежные болты

 (см. сопр. иллюст­

рации), снимите корпус термостата и 

извлеките рабочий элемент. На двига­

теле Z22YH корпус термостата установ­

лен под выпускным коллектором, - кро­

ме вышеописанных работ необходимо 

снять защиту коллектора. Выверните 

крепежные болты и шпильку

 (см. ил­

люстрацию 19-Зе) и снимите корпус 

Л термостата вместе с патрубком систе­

мы охлаждения. 
4 Компоновка силовых агрегатов ди­

зельных моделей несколько сложнее и 

для снятия корпуса термостата может 

потребоваться демонтаж компонентов, 

закрывающих доступ к нему, например 

аккумуляторной батареи с поддоном, 

воздуховодов впускного тракта, в неко­

торых случаях - топливных линий. Перед 

выполнением работ установите место­

положение корпуса термостата и опре­

делите, какие именно компоненты необ­

ходимо предварительно снять. 

Проверка 

5 Основной причиной выхода термо­

стата из строя является старение напол­
нителя и потеря им способности значи-

9.3с Крепление корпуса термостата 

двигателя Z22YH 

1 Крепежные болты 

2 Патрубок системы охлаждения 

3 Шпилька 

тельно изменять свой объем в зависи­

мости от температуры. В процессе эк­

сплуатации могут возникнуть и механи­

ческие повреждения клапана термоста­

та. 
6 Предварительно работоспособность 

термостата можно проверить не снимая 

его с двигателя. При работающем дви­

гателе откройте капот и дотроньтесь до 

верхнего шланга радиатора. Внимание: 

Соблюдайте осторожность - при высо­

кой температуре охлаждающей жидко­

сти можно обжечь руку! Ест двигатель 

только запущен и не успел набрать ра­

бочую температуру, а жидкость 8 верх­

нем шланге уже теплая, значит клапан 

термостата не закрыт. Если активиро­

валась контрольная лампа (см. Главу 

-Органы управления и приемы эксплуа­

тации", Раздел 16) температуры охлаж­

дающей жидкости на панели приборов, 

а верхний патрубок холодный - гаранти­

рованно можно сказать, что клапан не 

открывает большой контур. Замечание: 

Это лишь приблизительный способ про­

верки, при этом надо быть уверенным, 

что все остальные компоненты системы 

охлаждения и контроля температурного 

режима функционируют исправно, уро­

вень охлаждающей жидкости в норме. 

Следуйте рекомендациям, приведенным 

в Разделе, посвященном диагностике 

неисправностей системы охлаждения 

(см. Главу «Введение»). 

7 Наиболее точные результаты дает 

проверка термостата на верстаке. 
8 Снимите термостат с двигателя (см. 

выше). 

9 Подвяжите к сборке термостата от­

резок проволоки и опустите ее в запол­

ненную водой емкость

 (см. сопр. ил­

люстрацию). Туда же опустите термо­

метр. Внимание: Проследите, чтобы 

термометр и термостат не соприкаса­

лись со стенками и дном емкости! 

10 Начинайте медленно подогревать 

воду, следя за изменением показаний 

9.9 Проверка исправности функциони­

рования термостата 

9.11 Проверка полноты открывания 

клапана термостата 

термометра. Начало открывания клапа­

на не должно происходить, прежде чем 

температура воды достигнет 80'С. Тер­
мостат также подлежит замене, если кла­
пан не начнет открываться при нагреве 
воды до 92"С и более. 

11 Оцените величину полного открыва­

ния клапана, - номинальное значение 

составляет Ь - а - 8 мм (см. сопр. ил­

люстрацию). В случае выявления откло­

нений замените термостат. 

Установка 

5 Установка выполняется в обратной 

последовательности. Обратите внима­

ние на следующие моменты: 

a) Сопрягаемые поверхности долж­

ны быть тщательно зачищены и и все 

уплотнительные элементы/герметик 

заменены; 
b) При установке в кожух правиль­

но сориентируйте термостат; 

c) Крепежные болты крышки долж­

ны быть затянуты с требуемым уси­

лием; 

d) После подсоединения положение 

всех шлангов и патрубков должно со-

ответсвовать первоначальному, без 

перегибов и скручивании. 

6 Залейте в систему охлаждающую 

жидкость (см. Раздел 3). 
7 Запустите двигатель, прогрейте до 

рабочей температуры и убедитесь в от­

сутствии утечек.