Opel Zafira B. Руководство - страница 42

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43 

 

 

Opel Zafira B. Руководство - страница 42

 

 

background image

168 

Г л а в а 2  Д в и г а т е л ь 

18.9 Гайка крепления передней опоры 

к кронштейну 

ников распределительных валов приве­

дено в Разделе 10. 

18 Проверка состояния и 

замена опор подвески 

силового агрегата 

Проверка 

1 Двигатель жестко соединен со сбор­

кой трансмиссии и имеет с ней общую 

подвеску, которая выполнена в виде под­

рамника и 4 опор - правая и левая опо­

ры крепятся к лонжеронам, а передняя и 

задняя опоры - к подрамнику. Общая 

схема расположения опор подвески си­

лового агрегата представлена

 на сопр. 

иллюстрации. 
2
 В случае необходимости с целью 

обеспечения свободы доступа поддом­

кратьте передок автомобиля и устано­

вите его на подпорки. При соответству­

ющей комплектации снимите защиту 

картера. 

3 Проверьте состояние резиновых по­

душек опор. В случае выявления трещин, 

расслоений, отделения от металлической 

подложки, признаков затвердевания ре­

зины и прочих т.п. дефектов замените 

опору. 
4 При помощи динамометрического 

ключа проверьте усилия затягивания 

крепежа опор. 
5 Подрычаживая монтировкой, про­

верьте опоры на наличие признаков 

чрезмерного люфта, - в случае необхо­

димости попросите помощника покачать 

агрегат в разные стороны и понаблю­

дайте за поведением опор. Присутству­

ющий в новых компонентах люфт при­

води! к скорому износу опор. Дефект­

ные компоненты замените. 

З а м е н а 

Замечание: Перед снятием компонен­

тов краской пометьте их установочные 

положения. 

Правая опора 

6 Для снятия правой опоры необходи­
мо установить специальные приспособ­
ления (см. Раздел 5) и вывернуть болты 

крепления опоры к лонжерону и к крон-

18.10  Б о л т ы крепления кронштейна 

передней опоры к картеру трансмиссии 

18.13 Два болта крепления задней 

опоры 

18.17 Шесть болтов крепления левой 

опоры 

штейну двигателя (см. иллюстрации 

7.19, 8.22). 

Передняя опора 

7 Взведите стояночный тормоз, затем 

поддомкратьте передок автомобиля и 

установите его на подпорки. 

8 Для разгрузки опоры подоприте дви­

гатель тележечным домкратом, - с целью 

распределения нагрузки проложите меж­

ду головкой домкрата и поддоном карте­

ра деревянный брусок. Внимание: При 

поддомкрачивании силового агрегата 

соблюдайте осторожность, - не нагружай­

те выпускную систему, в случае необхо­

димости, отсоедините приемную трубу от 

выпускного коллектора (см. Гпаву 4). 

9 Отдайте гайку крепления опоры к 

кронштейну и снимите ее вместе с шай­

бой. Извлеките крепежный болт

 (см. 

сопр. иллюстрацию). 

10 Выверните болты крепления кронш­

тейна опоры к картеру трансмиссии

 (см. 

сопр. иллюстрацию) и удалите его в 

сборе с подушкой. 

11 Проверьте состояние всех компонен­

тов опоры. Изношенные и поврежден­

ные детали замените. 

12 Установка производится в порядке, 

обратном снятию, затяните крепежные 

болты и гайку с требуемым усилием. 

Опустите автомобиль на землю. 

Задняя опора 

13 Крепление задней опоры показано 

на сопр. иллюстрации. Порядок ее 
замены такой же, как и передней опоры 

(см. выше). 

18.18  Д л я высвобождения опоры из 

лонжерона  о т д а й т е четыре болта с 

головками типа TORX 

Левая опора 

14 Взведите стояночный тормоз, под­

домкратьте передок автомобиля, устано­

вите его на подпорки и снимите защиту 

картера. 

15 Снимите аккумуляторную батарею, 

выверните крепежные болты и снимите 

опорный поддон батареи (см. Главу 5). 

16 Установите приспособление для сня­

тия опоры (см. Раздел 5) или подоприте 

трансмиссию тележечным домкратом, с 

целью распределения нагрузки проло­

жив между головкой домкрата и поддо­

ном деревянный брусок. 

17 Выверните крепежные болты и сни­

мите опорный кронштейн креплений с 

трансмиссии  ( с м . сопр. иллюстра­

цию). 

18 Выверните четыре крепежных болта 

с головками типа TORX и снимите опо­

ру, отделив ее от кузова (см.  с о л р . ил­

люстрацию). 

19 В случае необходимости опора мо­

жет быть разобрана, для чего необходи­

мо вывернуть одиночный болт, продетый 

сквозь центр подушки (см.  с о л р . ил­

люстрацию). 

20 Установка производится в обратном 

порядке. Проследите, чтобы весь крепеж 

был затянут с требуемым усилием. 

19 Снятие двигателя 

1 Формат издания не позволяет под­

робно описать особенности снятия всех 

двигателей, рассматриваемых в данном 

Руководстве. Ниже приведена процеду-

background image

Глава 2  Д в и г а т е л ь 

169 

вместе с коробкой передач на подрам­

нике. Извлечение силового агрегата про­

изводится путем опускания его из дви­

гательного отсека вниз, поэтому потре­

буется оборудование для поднятия ав­

томобиля на достаточно большую высо­

ту и надежной фиксации его в поднятом 

положении. При выполнении работ по 

раскреплению подвески двигателя он 

должен удерживаться сверху при помо­

щи лебедки (тельфера), либо снизу при 

помощи гидравлического домкрата и 

специального приспособления для удер­

живания агрегата на домкрате. Замеча­

ние: Домкрат должен позволять осуще­

ствлять подъем агрегата как минимум на 

100 см (1 м). 

Внимание: Проследите, чтобы подъем­

ник и такелаж соответствовали по сво­

им грузоподъемным характеристикам 

суммарной массе силового агрегата 

(двигатель с трансмиссией). Не забы­

вайте о необходимости строго соблю­

дения требований правил техники безо­

пасности! Выполняйте работы не торо­

пясь, в организованной манере! 

6 В первую очередь необходимо раз­

рядить систему кондиционирования воз­

духа (при соответствующей комплекта­

ции) - обратитесь на СТО кампании Opel. 

Внимание: Тракт системы К/В постоян­

но находится под давлением! 
7 Снимите защиту картера/правый 

пыльник двигателя (в зависимости от 

модели) (см. Раздел 5). Снимите пере­

дние колеса автомобиля (см. Главу -Вве­

дение»). 

8 Слейте охлаждающую жидкость (см. 

Главу 3) и сбросьте давление в топ­

ливной системе через сервисный шту­

цер при помощи специального прибо­

ра KM-J-34730-91 (см. иллюстрацию 

11.49) (подробнее см. Главу 4). Вни­

мание: Не следует забывать, что топли­

во является в высшей мере огнеопас­

ной жидкостью! При работе с компонен­

тами системы питания соблюдайте все 

принятые меры пожарной безопаснос­

ти! Не курите, не приближайтесь к месту 

проведения работ с открытым огнем или 

незащищенной абажуром переноской! 

Топливо, как и большинство других тех­

нических жидкостей, относится к числу 

канцерогенных и токсичных веществ. 

Старайтесь не допускать попадания топ­

лива на открытые участки тела, • пользуй­

тесь защитными резиновыми перчатка­

ми и очками, при случайном непредви­

денном контакте тщательно промывай­

те руки теплой водой с мылом. Без про­

медления собирайте пролитое топливо 

и не складывайте пропитанную ГСМ ве­

тошь вблизи источников открытого огня. 

Постоянно держите под рукой огнетуши­

тель класса В! 

9 Если двигатель снимается с целью 

последующей разборки или транспор­

тировки, снимите масляный фильтр и 

слейте масло (см. Главу 1, Раздел 6). 

Желательно слить масло и из коробки 

передач. 

10 Также следует слить жидкость омы-

вания фар. 

11 Далее приведен перечень основных 

операций по подготовке двигателя к сня­

тию, большинство из них описаны в со­

ответствующих главах Руководства. За­

мечание: В зависимости от компонов­

ки навесного оборудования на двигате­

ле и в двигательном отделении количе­

ство и порядок снятия навесных элемен­

тов могут различаться. 

a) Снимите воздухоочиститель в 

сборе с воздуховодами (см. Раздел 4), 

отсоедините все воздуховоды турбо­

компрессора; 
b) Отсоедините и снимите аккуму­

ляторную батарею и опорный поддон 

батареи; 
c) Снимите частично или полностью 

систему выпуска отработавших газов 

(см. Раздел 4) и шланги системы вен­

тиляции картера; 

d) Отсоедините линии системы пи­

тания топливом (см. Раздел 4); 

e) Отсоедините вакуумный шланг 

сервопривода тормозного усилителя; 
f) Отсоедините шланг от вакуумно­

го насоса и клапана EGR, - отведите 

шланг в сторону; 

д) Отсоедините и отведите в сто­

рону тросы газа и (при соответствую­

щей комплектации) трос темпостата,-

постарайтесь запомнить маршруты 

прокладки тросов; 
h) Ослабьте хомуты и снимите вер­

хний и нижний шланги системы охлаж­

дения с радиатора. Отсоедините от 

двигателя все шланги охладительно­

го тракта, снимите расширительный 

бачок; 
I) Снимите передний бампер (см. 

Главу 11); 

\) Продев подходящие болты или 

стержни в отверстия опорных кронш­

тейнов, зафиксируйте на своем месте 

радиатор; 

к) Снимите фары (см. Гпаву 12); 

I) На задней перегородке двига­

тельного отсека отсоедините шланги 

охладительного тракта от теплообмен­

ника отопителя: сжав хомут, сдвиньте 

вперед кольцо и снимите шланг с бы-

строразъемного соединения; 

т) На оборудованных системой кон­

диционирования воздуха моделях от­

соедините от двигателя и отведите в 

сторону линии рефрижераторного 

тракта, и при необходимости отсоеди­

ните электропроводку, отдайте крепеж, 

снимите и подвяжите конденсатор К/ 

В к панели передка (см. Гпаву 3); 

п) Произведите отсоединение элек­

тропроводки; 

о) Высвободите жгуты электропро­

водки из всех промежуточных фикса­

торов и разместите их сверху над дви­

гателем, при необходимости снимите 

блок предохранителей; 

р) Отсоедините от трансмиссии 

тяги переключения передач/трос се­

лектора (см. Гпаву 6 или 7). 

q) Отсоедините гидравлический 

18.19 Для снятия подушки необходимо 

вывернуть центральный болт 

ра снятия двигателя в общем виде и 

даны принципиальные указания, 

2 Сразу следует отметить, что данная 

процедура достаточно сложна для обыч­

ного автолюбителя и требует использо­

вание достаточно серьезного подъемно-

такелажного и некоторого другого обо­

рудования. Большое значение имеет 

наличие соответствующей рабочей пло­

щадки, на которой должно быть доста­

точно места для размещения на ней ав­

томобиля, прочного верстака/монтажно­

го стенда, а также необходимых матери­

алов, оборудования и снимаемых с дви­

гателя компонентов. Оптимальным вари­

антом является большой гараж или кры­

тая мастерская, оборудованная стелла­

жами с широкими полками. На крайний 

случай подойдет просто ровная площад­

ка с асфальтовым или бетонным покры­

тием. 

3 В процессе извлечения агрегата из 

автомобиля возникает множество ситу­

аций, когда потребуется помощь ассис­

тента - заранее договоритесь с кем-

либо из товарищей или соседей по га­

ражу. Если извлечение двигателя про­

изводится механиком-любителем впер­

вые, обязательно следует заручиться 

поддержкой специалиста или того, кто 

уже выполнял данную процедуру на та­

ком же автомобиле. Некоторые опера­

ции возможно выполнить только в усло­

виях СТО (например, удаление хладаген­

та из системы К/В), поэтому часть про­

цедур, требующих высокой квалификации 

персонала и применения специального 

оборудования, придется поручить специ­

алистам автосервиса. 

4 Постарайтесь заранее спланировать 

всю последовательность действий. При­

готовьте необходимые инструменты и 

оборудование. Желательно вымыть дви­

гатель и трансмиссию. Подготовьте ком­

плект гаечных ключей и сменных торце­

вых головок с подходящим (желательно 

храповым) приводом, пара прочных де­

ревянных блоков, а также достаточное 

количество ветоши и растворителя для 

удаления следов топлива, масла и охлаж­

дающей жидкости. 

5 В связи с особенностями компонов­

ки и подвески двигателя, он снимается 

background image

170 

Г л а в а 2  Д в и г а т е л ь 

19.14 Установка приспособлений КМ-904 и КМ-6390 на 

передний подрамник 

1,2 Направляющие оси 

19.15 Крепления (1, 2, 3, 4) переднего подрамника к кузову 

автомобиля 

шланг привода выключения сцепления 

(РКПП) (см. Главу 6); 

г) На моделях с AT отсоедините от 

трансмиссии электропроводку и шлан­

ги тракта охлаждения ATF; 

s) Отсоедините промежуточный вал 

рулевой колонки, отсоедините рулевые 

тяги от поворотных кулаков; 

t) Снимите оба приводных вала (см. 

Гпаву 8). 

12 Установите приспособление для сня­

тия правой/левой опор (см. Раздел 5). 

Снимите правую и левую опоры двига­

теля (см. Раздел 17). 

13 Еще раз удостоверьтесь, что все ком­

муникационные линии отсоединены и 

ничто не мешает извлечению силового 

агрегата из двигательного отсека. Вни­

мание: Ни в коем случае не вскрывайте 

рефрижераторный тракт системы К/В 

(при соответствующей комплектации)! 

14 Заведите под двигатель тележечный 

домкрат. Поднимите и установите на 

передний подрамник приспособления 

КМ-904 и КМ-6390 (см.  с о л р .

 иллюс­

трацию) - приспособления должны вой­

ти направляющими осями в соответству­

ющие отверстия подрамника и плотно, 

без люфта, зафиксироваться на подрам­

нике. 

15 Вывернув 10 крепежных болтов, отсо­

едините передний подрамник от кузова 

автомобиля (см.  с о л р .

 иллюстрацию) 

(см. Главу 10). 

16 Опустите силовой агрегат на пере­

днем подрамнике, следя за тем, чтобы не 

передавить шланги или электропровод­

ку и не повредить радиатор/вентилятор. 

В случае необходимости обратитесь к 

помощи ассистента. 

17 Выкатите домкрат с закрепленным 

на нем силовым агрегатом из-под авто­

мобиля. Вывесите силовой агрегат и 

снимите подрамник, отсоединив пере­

днюю и заднюю опоры. Выверните бол­

ты крепления купола сцепления и отде­

лите коробку передач от двигателя. 

18 Установка всех агрегатов и снимав­

шихся компонентов производится в по­

рядке, обратном порядку снятия. 

background image

Глава 3 Системы охлаждения двигателя, отопления 
салона и кондиционирования воздуха 

Содержание 

1 Общая информация.......... 172 

2 Антифриз - общие сведения и меры 

предосторожности ". ... 175 

ЧАСТЬ AT СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ 

3 Опорожнение и заправка системы охлаждающей 

жидкостью 1 175 

4 Отсоединение и замена шлангов 

системы охлаждения .. 176 

5 Обслуживание системы охлаждения, промывка 176 
6 Снятие и установка вентилятора 

системы охлаждения .................... 177 

7 Снятие и установка радиатора 

системы охлаждения ., 179 

8 Смятие и установка водяного насоса 181 

9 Снятие, установка и проверка исправности 

функционирования термостата 182 

Спец1«фи|цщии 

Общие

 ПАРАМЕТРЫ 

Тип системы 

Закрытая, работающая под давлением, с радиатором, уста­
новленным спереди, отдельным расширительным бачком и 
электрическим вентилятором. Водяной насос с приводом от 

мультиреберного приводного ремня вспомогательных агре­

гатов или зубчатого ремня привода ГРМ {в зависимости от 

модели). 

Охлаждающая жидкость 

См. Главу 1 

Усилия затягивания резьбовых соединений, Нм 

Двигатель Z14XEP 

Болты крепления корпуса водяного  н а с о с а . — в 

Болты крепления шкива водяного насоса ...«.20 
Болты крепления корпуса термостата 8 

Двигатель Z16XEP 

Болты крепления корпуса водяного насоса , В 
Болты крепления шкива водяного насоса ................20 

Болты крепления корпуса термостата................ 8 

ЧАСТЬ •: СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ И ОТОПЛЕНИЯ САЛОНА 
10 Снятие и установка датчика 

наружной температуры.., „ 184 

11 Снятие и установка панели управления 

функштоии-рованием систем отоплении/еентилнции/ 

кондиционирования воздуха (HVAC) 184 

12 Смятие и установка дефлекторов воздуховодов ..... 184 

13 Снятие и установка приводного электромотора 

вентилятора HVAC „*, 185 

14 Снятие И установка резистивной сборки приводного 

электромотора вентилятора отопителя.... 185 

15 Снятие и установка дополнительного 

электронагревателя (дизельные модели). 185 

16 Снятие и установка электромотора привода 

заслонки режима циркуляции воздуха 185 

17 Снятие и установка электромотора привода 

распределительной заслонки ...... 186 

18 Снятие и установка корпуса циркуляционной 

заслонки (мещали Astra с кондиционером)... 185 

19 Снятие и установка теплообменника отопителя...... 186 

Двигатель Z18XE 

Болты крепления корпуса водяного насоса — 8 
Болты крепления корпуса термостата ........20 

Двигатели гШЩЙ/Н) 

Болты крепления корпуса водяного насоса 25 
Болты крепления корпуса термостата 15 

Двигатель Z22YH 

Болты крепления корпуса термостата 9 

Двигатель Z13DTH 

Болты крепления корпуса водяного насоса 9 

Двигатели Z17DTL/H 

Болты крапления компрессора К/В ...........25 

Болты крепления корпуса водяного насоса ...» 24 
Болты крепления шкива водяного насоса............. 12 

Двигатель Z19DTH 

Болты крепления конденсатора к радиатору 5 
Болты крепления корпуса водяного насоса .............25