Opel Zafira B. Руководство - страница 43

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44 

 

Opel Zafira B. Руководство - страница 43

 

 

background image

172  Г л а в а 3  С и с т е м ы  о х л а ж д е н и я  д в и г а т е л я ,  о т о п л е н и я  с а л о н а и  к о н д и ц и о н и р о в а н и я  в о з д у х а 

1 Общая информация 

Система охлаждения двигателя 

1 Все модели рассматриваемых в на­

стоящем Руководстве автомобилей обо­

рудованы работающей при избыточном 

давлении системой охлаждения двига­

теля с термостатическим управлением 

циркуляцией рабочей жидкости. Цирку­

ляция жидкости обеспечивается посто­

янно функционирующим при работе дви­

гателя водяным насосом, закрепленным 

на блоке двигателя. Привод насоса в 

зависимости от модели двигателя осу­

ществляется посредством мультиребер­

ного или зубчатого ремня. Поток жидко­

сти омывает районы расположения каж­

дого из цилиндров в блоке, после чего 

направляется в заднюю часть двигате­

ля. Проложенные в литье блока и голов­

ки цилиндров охладительные каналы 

обеспечивают интенсивное охлаждение 

впускных и выпускных портов, районов 

установки свечей зажигания и направ­

ляющих втулок выпускных клапанов. 

2 Система охлаждения может функци­

онировать в одном из трех режимов. На 

первом этапе, при запуске двигателя, 

пока температура охлаждающей жидко­

сти не поднялась выше определенного 

значения, охлаждающая жидкость цирку­

лирует по малому кругу, из которого ис­

ключен радиатор. По мере прогрева жид­

кости открывается клапан включенного 

в тракт системы термостата и в контур 

циркуляции включается радиатор. Жид­

кость проходит через радиатор сверху 

вниз и охлаждается в результате обду­

вания ребер радиатора наружным воз­

духом. Расположение шлангов системы 

охлаждения приведено

 на сопр. иллю­

страции. При постоянном движении ав­

томобиля на средних и высоких скорос­

тях движения, как правило, потока встреч­

ного воздуха достаточно для нормально­

го охлаждения жидкости. При определен­

ном увеличении оборотов двигателя, а так 

же по достижении температурой охлаж­

дающей жидкости очередного конт­

рольного значения, активируется регули­

руемый электровентилятор системы ох­

лаждения, нагнетаемый которым допол­

нительный воздушный поток в значитель­

ной мере повышает эффективность фун­

кционирования теплообменника радиато­

ра. Момент включения вентилятора и 

число его оборотов определяются при­

бором управления двигателя (ЕСМ) с 

помощью данных, получаемых отдатчика 

температуры охлаждающей жидкости. 

Включение вентилятора производится 

через одно или несколько реле. В зави­

симости от типа двигателя и комплекта­

ции на автомобиль могут устанавливать­

ся 1 или 2 вентилятора. 

3 Система охлаждения имеет герме­

тичную конструкцию и плотно закрыта 

крышкой расширительного бачка, спо­

собной выдерживать определенное из­

быточное давление  ( 1 . 2 - 1 . 5  б а р ) , что 

обеспечивав." повышение точки кипения 

Соединительный 

трубопровод 

Возвратный шланг 

для предварительно­

го подогрева 

рабочей смеси 

Возвратный шланг 

теплообменника 

салона 
Шланг подвода 

жидкости к теплооб­

меннику салона 

Соединительный 

шланг (от расшири­

тельного бачка к 

корпусу термостата). 

Соединительный 

шланг (от 

радиатора к 

расширительному 

бачку) 

Нижний шланг 

радиатора 

Верхний шланг 

радиатора 

1.2 Трубопроводы и шланги системы охлаждения (на 

примере двигателя Z18XE) 

I Рукава подачи воздуха на лицевой 

уровень 

2,13 Боковые дефлекторы 

лицевого уровня 

3 Центральные 

дефлекторы лицево- 13 

го уровня 

4 Рукав подачи воздуха ^ ^ 

в пассажирский 

ножной колодец 

5 Панель управления 

функционированием •) -J 

отопителя/ 

кондиционера 

(HVAC) 

6,7 Правый/левый 

рукава подачи 

воздуха в 

задние ножные 

колодцы 

8 Распределительный рукав подачи 

воздуха в задние ножные колодцы 

9 Корпус воздухораспределителя 

10 Рукав подачи воздуха в водительский 

ножной колодец 

II Дренажная трубка слива конденсата из 

корпуса воздухораспределителя 

12 Воздуховод подачи воздуха на лицевой 

уровень 

1.6а Рукава подачи воздуха в  с а л о н 

(Astra) 

охлаждающей жидкости и, соответ­

ственно, эффективности теплоотвода 

через радиатор. Снижение точки кипе­

ния может привести к образованию зон 

застоя, что снижает эффективность ох­

лаждения двигателя. По этой причине 

система охлаждения должна круглого­

дично быть заполнена охлаждающей 

жидкостью соответствующего состава. 

При превышении внутренним давлени­

ем в системе некоторого определенно­

го значения, избыток охлаждающей жид­

кости перетекает по соединительному 

(переливной) шлангу в расширительный 

бачок. По мере остывания системы жид­

кость автоматически возвращается из 

бачка в радиатор. 

4 Доливание охлаждающей жидкости в 

систему производится через горловину 

расширительного бачка (см. Главу 1), кото­

рый одновременно выступает также в роли 

ресивера, аккумулирующего в себе вытес­

няемый из радиатора избыток жидкости. 
5 Ввиду перечисленных особенностей 

конструкции такая система охлаждения 

получила название замкнутой, посколь­

ку в ней исключены какие-либо функци­

ональные потери рабочего тела. 

background image

Г л а в а 3  С и с т е м ы  о х л а ж д е н и я  д в и г а т е л я ,  о т о п л е н и я  с а л о н а и  к о н д и ц и о н и р о в а н и я  в о з д у х а 173 

1.6Ь Сборка отопителя/испарителя системы К/В 

( м о д е л и Astra) 

1 Электромотор привода распределительной заслонки 

2 Электромотор привода циркуляционной заслонки 

(только при установке кондиционера) 

Датчик температуры 

в воздуховоде 

верхнего уровня 

(только при 

установке кондици­

онера с электрон­

ным управлением) 

Электромотор 

вентилятора 

Панель управления 

функционированием 

отопителя/кондици-

онера (HVAC) 

Датчик температуры 

испарителя (только 

при установке 

кондиционера) 

Датчик температуры 

в воздуховоде 

ножных колодцев 

(только при 

установке кондици­

онера с электрон­

ным управлением) 

Электромотор 

привода смеситель­

ной заслонки 

Корпус воздухорас­

пределителя 

1.7 Схема раздачи воздуха 

На ветровое стекло 

Распределительная заслонка 

На лицевой уровень 

Панель управления 

В задние ножные колодцы 

В ножные колодцы 

Распределительная заслонка 

Теплообменник 

Смесительная заслонка 

10 Электромотор привода вентилятора 

отопителя 

С и с т е м ы  о т о п л е н и я ,  в е н т и л я ц и и 
и  к о н д и ц и о н и р о в а н и я  с а л о н а 

(HVAC) 

Система отопления и вентиляции 

6 Основными компонентами системы 
отопления салона

 (см. сопр. иллюст­

рации) являются электрический венти­

лятор с несколькими скоростными ре­
жимами и теплообменник, помещенные 

в коробчатый кожух отопителя, закреп­

ленный под панелью приборов автомо­

биля. Теплообменник посредством 
шлангов соединен с системой охлажде­
ния двигателя. Блок управления функ­
ционированием отопителя/кондиционе-
ра воздуха вмонтирован в панель при­
боров автомобиля. Разогретая в двига­
теле охлаждающая жидкость циркулиру­
ет через теплообменник отопителя, от­

давая свое тепло заполняющему кожух 

воздуху. При включении отопления сало­
на происходит открывание пластинчатой 
заслонки, в результате чего внутренний 

обьем кожуха отопителя соединяется с 
объемом салона. При включении вентиля­
тора крыльчатка последнего начинает про­
гонять подаваемый в салон воздух через 

теплообменник, обеспечивая его интенсив­

ный разогрев. Воздух выходит из салона 
через вентиляционные отверстия в задней 
части автомобиля. 
7 Подача воздуха в салон осуществля­
ется через дефлекторы лицевого уров­

ня, сопла ножных колодцев и дефлекто­
ры обдува ветрового стекла. Перед по­
ступлением воздуха в салон он очища­
ется пылеулавливающим фильтром. Схе­
ма раздачи воздушного потока приве­

дена

 на сопр. иллюстрации. 

8 Если на автомобиль установлен ди­
зельный двигатель, для обогрева посту­
пающего в салон воздуха может уста­
навливается дополнительный электри­

ческий обогревательный элемент. Элек­
трический обогреватель устанавливает­
ся рядом с теплообменником. После 

запуска двигателя элемент нагревается 
и отдает тепло проходящему холодному 
воздуху - степень нагрева зависит от 
температуры наружного воздуха. 

9 Сообщения о возникновении неисп­

равностей в системах HVAC фиксируют­
ся в электронном блоке памяти ЕСМ и 
могут быть считаны при подключении 
специального сканера - точная диагно­

стика без указанного выше прибора не­

возможна. 

10 Правила пользования элементами 

управления функционированием систем 

HVAC подробно изложены в Главе "Орга­
ны управления и приемы эксплуатации». 
Внимание: Если в рамках проведения 

работ с отопителем проводятся также 
работы с электрооборудованием, необ­
ходимо обязательно отключить аккуму­
ляторную батарею (см. Гпаву 5). 

Система кондиционирования воздуха 
(К/В) 

11 По желанию владельца автомобиль 

может быть оборудован кондиционером. 
Кондиционер устанавливается как единая 

система с системой отопления и совмес­
тно с ней обеспечивает поддержание за­
данной температуры воздуха в салоне. 

12 В состав системы кондиционирова­

ния входят установленный на радиатор 

системы охлаждения конденсатор

 (см. 

иллюстрацию 1.12а), расположенный 

рядом с теплообменником отопителя 
испаритель, закрепленный на блоке дви­
гателя компрессор, и ресивер-осушитель 
(аккумулятор), оборудованный редукци­

онным клапаном высокого давления. Все 

компоненты соединены между собой 
рефрижераторными линиями  ( с м . ил­

люстрацию 1.12Ь). Привод компрессо­

ра осуществляется от коленчатого вала 
посредством мультиреберного ремня. 

1.12а Сборка 

радиатора (3) 

системы  о х л а ж д е ­

ния с конденсато­

ром (2) системы 

К/В 

Дополнитель­

ный вентилятор 

для конденсато­

ра 

Вентилятор 

системы 

охлаждения 

background image

174  Г л а в а 3  С и с т е м ы  о х л а ж д е н и я  д в и г а т е л я ,  о т о п л е н и я  с а л о н а и  к о н д и ц и о н и р о в а н и я  в о з д у х а 

1.12Ь Общая компоновка элементов системы К/В в  д в и г а т е л ь ­

ном отсеке 

Соединительный 5 

разьем расширитель- б 

ного клапана 7 

Расширительный в 

клапан 9 

Сервисный разьем 

низконапорного 10 

контура 11 

Демпфер пульсаций 

Ресивер-осушитель 

Конденсатор 

Компрессор 

Соединительный разьем 

Сервисный разьем высокона­

порного контура 

Датчик давления системы К/В 

Разделитель рефрижератор­

ной линии 

13 Принцип функционирования системы кондиционирования 

схематично приведен

 на сопр. иллюстрации. В режиме ох­

лаждения кондиционер работает по принципу холодильника: 
компрессор сжимает газообразный хладагент (R 134 А, не со­

держащий фреон), при этом хладагент нагревается и направля­
ется в конденсатор, там он охлаждается и сжижается. Проходя 
через расширительный вентиль, хладагент расширяется и по­
ступает в испаритель, превращаясь в пар - процесс сопровож­
дается сильным поглощением тепла. 

14 Вентилятор прогоняет поступающий 8 салон воздух сквозь 

теплообменник испарителя. Вследствие процесса испарения и 
охлаждения хладагента происходит поглощение тепла обтекаю­
щего испаритель воздуха. Воздух охлаждается и образующаяся 
при этом влага превращается в конденсат, направляемый за 
пределы салона автомобиля. Интенсивность процесса охлажде­
ния зависит от установленного значения температуры и от ус­
тановки переключателя вентилятора. 

15 По желанию пользователя система кондиционирования воз­

духа может быть выключена, при этом отключается компрессор, 

а у автомобилей с дизельным двигателем, кроме того, выключа­
ется дополнительный нагревательный элемент, - при этом за­
метно снижается расход топлива. 

16 В качестве опции может устанавливаться система HVAC с 

автоматической регулировкой температурного режима (климат-
контроль). Режим автоматического функционирования обеспе­
чивает сохранение постоянной, выбранной пользователем, тем­
пературы в салоне и осушает воздух, поступающий в салон. Кроме 
того, автоматически регулируются количество и распределение 
подаваемого в салон воздуха, а также компенсируются колеба­
ния наружной температуры. При активации экономичного режи­
ма (ЕСО) кондиционер отключается, но системы отопления и 
вентиляции продолжают функционировать в автоматическом ре­
жиме. 

1.13 Функциональная схема системы К/В 

10 

11 

12 

а 

Вентилятор 

Испаритель 

Расшири тельный 

клапан 

Сервисный разъем 

низконапорного 

контура 

Сервисный разъем 

высоконапорного 

контура 

Демпфер пульсаций 

Демпфер пульсаций 

Датчик-выключатель 

давления 

Ресивер-осушитель 

Дополнительный 

вентилятор 

Конденсатор 

Компрессор 

Входной поток 

холодного воздуха, 

прогоняемого через 

теплообменник 

конденсатора 

Выходной поток 

прогретого воздуха, 

прогнанного через 

теплообменник конден­

сатора и отобравшего 

тепло от хладагента 

Поток воздуха, создавае­

мый вентилятором 

Поток воздуха, прогоняе­

мый через теплообмен­

ник испарителя 

Газовая фаза высокона­

порного контура 

Жидкостная фаза 

высоконапорного 

контура 

Жидкостная фаза 

низконапорного контура 

Газовая фаза низкона­

порного контура 

17 Правила пользования элементами управления функ­

ционированием систем отопления, вентиляции и конди­
ционирования подробно изложены в Главе «Органы уп­
равления и приемы эксплуатации». 

18 Смазка подвижных частей системы К/В обеспечива­

ется за счет содержащихся в хладагенте компонентов и 
его регулярной циркуляции, что предотвращает образо­
вания пор в уплотнениях и возникновение коррозии. По­
этому даже если нет необходимости в использовании 
кондиционера, особенно в холодное время года, он дол­
жен включаться хотя бы 1  р а з в  м е с я ц на непродолжи­
тельное время на самую высокую мощность. Включение 

должно производиться при равномерной скорости дви­

жения автомобиля и при прогретом двигателе. 

В н и м а н и е : Работы с кондиционером должны проводиться 
только специалистами СТО. По этой причине ремонт кон­

диционера здесь не описывается! Не вскрывайте контур 

циркуляции хладагента, поскольку при соприкосновении с 
кожей хладагент может вызвать обморожение! 

background image

Г л а в а 3  С и с т е м ы  о х л а ж д е н и я  д в и г а т е л я ,  о т о п л е н и я  с а л о н а и  к о н д и ц и о н и р о в а н и я  в о з д у х а 175 

М е р ы  б е з о п а с н о с т и  п р и 

о б с л у ж и в а н и и  с и с т е м ы К/В 

Систему К/В должен обслуживать исклю­
чительно подготовленный технический 
персонал, обученный безопасным при­
емам работы с применением надлежа­
щего оборудования и с соблюдением 
правил разгерметизации, а также озна­
комленный с приемами сбора и хране­
ния автомобильного хладагента. 

• Не допускайте контакта хладагента с 
кожей; 
• При работе рядом с системой К/В 
надевайте защитные очки; 
• При попадании хладагента на кожу 
или в глаза не растирайте пораженное 
место. Немедленно промойте поражен­

ный участок холодной водой в течение 
не менее 15 минут. Немедленно обра­

титесь за медицинской помощью в ле­

чебное учреждение. Самолечение не 

допускается; 

• Хладагент хранится в баллонах под 

давлением. Храните баллон при темпе­

ратуре не выше +50 град. Принимайте 

меры, исключающие падение баллона с 
высоты или иные ситуации, которые мо­
гут привести к его повреждению; 
• Работы следует проводить в хорошо 
проветриваемом помещении. Хладагент 
быстро испаряется, приводит к уменьше­

нию доступа кислорода и затрудненно­
му дыханию; 
• Газообразный хладагент тяжелее 
воздуха и сравнительно быстро должен 
собираться внизу, например, под авто­
мобилем; 
• При сгорании хладагента образует­
ся ядовитый газ. Храните хладагент вда­

ли от открытых источников огня. Не ку­
рите при проведении работ с системой 

К/В; 
• При проведении сварочных работ 
вблизи системы К/В не подвергайте ее 
воздействию высокой температуры или 
открытого пламени. Перегрев может 

привести к повышению давления в сис­

теме и воспламенению; 

• Очистка конденсатора или испари­

теля с помощью водяного пара не до­

пускается. Следует использовать толь­
ко холодную воду или сжатый воздух. 

Антифриз - общие 

сведения и меры 

предосторожности 

О б щ и е  с в е д е н и я 

Внимание: Для всех рассматриваемых 
в настоящем Руководстве моделей до­

пускается использование антифриза 

только светло-оранжевого цвета (при 

длительной эксплуатации он может не­

сколько изменится и стать желтым)! Ис­
пользование различного рода тосолов 
(жидкости имеют характерный цвет 

«морской волны") может привести к вы­

ходу из строя системы охлаждения и 

двигателя! 

Для заправки системы охлаждения круг­

логодично должна использоваться со­
ставленная в должных пропорциях смесь 
из воды, антифриза и средства для за­
щиты от коррозии. Такая смесь препят­

ствует повреждениям, могущим возник­

нуть вследствие воздействия низкой 

температуры и коррозии и, кроме того, 

повышает температуру кипения охлаж­

дающей жидкости. Смесь должна про­

являть устойчивость к замерзанию при 
температурах до - ЗО'С, а при необходи­
мости и ниже, в зависимости от клима­
тического пояса расположения региона 
эксплуатации автомобиля. Кроме моро­
зостойкости, антифриз придает смеси 
антикоррозионные свойства и повыша­

ет точку ее кипения. 

Если водопроводная вода в регионе, где 

эксплуатируется автомобиль, является 

«жесткой», т.е. отличается повышенным 

содержанием минеральных солей, для 
формирования охлаждающей жидкости 
следует использовать дистиллированную 
воду. Как правило, в продаже имеется 
уже готовая охлаждающая жидкость, тре­
буемой концентрации. 

Точный состав охлаждающей жидкости 
определяется конкретными климатичес­

кими условиями - обращайтесь к карте 

состава охлаждающей жидкости, которая 
обычно наносится на этикетку тары. Ста­
райтесь использовать только рекомендо­
ванные изготовителями автомобиля сор­
та антифриза (см. Спецификации к Гла­
ве 1). Ареометры  д л я определения 
удельного веса (плотности) охлаждаю­

щей жидкости можно приобрести прак­
тически в любом магазине автомобиль­
ных аксессуаров. 
Проверка качественного состояния и 
корректировка уровня охлаждающей 

жидкости в системе охлаждения долж­
ны производиться в соответствии с гра­
фиком текущего обслуживания автомо­
биля (см. Главу 1). Замена жидкости 

должна производиться регулярно при 
снижении плотности (содержания эти-
ленгликоля) ниже требуемого. Кроме 
того, в ходе эксплуатации автомобиля 
происходит постепенное снижение со­

держания в охлаждающей жидкости ан­

тикоррозионных присадок, поэтому не­
зависимо от плотности жидкости необ­
ходимо производить ее замену не реже 

1 раза в два года. Замечание: В плано­

вое ТО входит только проверка и кор­
ректировка уровня охлаждающей жид­
кости. Работы по сливу и замене жид­
кости являются дополнительной опера­
цией. 

Прежде чем доливать охлаждающую 

жидкость в систему проверьте надеж­
ность крепления шлангов последней на 
своих штуцерах - антифриз обладает 
высокой текучестью и способен давать 
утечки сквозь малейшие неплотности. В 
ходе нормальной эксплуатации двигате­
ля охлаждающая жидкость не расходу­
ется, поэтому заметное падение ее уров­
ня является признаком развития вне­
шних утечек, причина которых должна 

быть без промедления выяснена и уст­

ранена. 

М е р ы  п р е д о с т о р о ж н о с т и 

См. так же Главу 1, Раздел 4. 
Внимание: Во избежание ошпаривания, 

ни в коем случае не снимайте крышку 
расширительного бачка и не отсоеди­
няйте никакие компоненты охладитель­
ного тракта при горячем двигателе -
следуйте рекомендациям, приведенным 
в Гпаве 1. Раздел 4. В процессе выпол­
нения всей процедуры не наклоняйте 

лицо над горловиной бачка, для защиты 
рук наденьте резиновые перчатки. 

Внимание: Антифриз - сильный яд! 
Избегайте попадания охлаждающей 

жидкости на открытые участки кожи и в 
пищевой тракт! 

Часть А: Система охлаждения двигателя 

3 Опорожнение и заправка 

системы охлаждающей 

жидкостью 

1 Замена охлаждающей жидкости про­

изводится при обслуживания автомоби­

ля в выше указанных случаях (см. Раз­

дел 2), а так же в обязательном порядке 

при проведении ремонта двигателя, в 
ходе которого заменялись головка ци­

линдров, прокладка головки цилиндров, 

радиатор, теплообменник отопителя или 

двигатель. Замена необходима так как, 

коррозионно-защитные компоненты ох­
лаждающей смеси в период приработ­
ки осаждаются на деталях двигателя из 
легких сплавов и создают при этом дол­
говременную антикоррозионную защи­
ту. У бывшей в употреблении охлажда­
ющей жидкости количество антикорро­
зионных компонентов незначительно и 

не может создать достаточной защиты 

на новых деталях. Если при выполнении 

других работ требуется слить охлажда­

ющую жидкость, ее можно использовать 
повторно. 
2 В ходе обслуживания в обязатель­
ном порядке должно также проверять­
ся состояние всех шлангов системы (см. 
Главу 1). Дефектные компоненты под­

лежат замене (см. Раздел 4). 

3 Не забывайте о мерах предосторож-