Главная Автомобили - Опель Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH
|
|
Opel Zafira B. Руководство - страница 43
172 Г л а в а 3 С и с т е м ы о х л а ж д е н и я д в и г а т е л я , о т о п л е н и я с а л о н а и к о н д и ц и о н и р о в а н и я в о з д у х а 1 Общая информация Система охлаждения двигателя 1 Все модели рассматриваемых в на стоящем Руководстве автомобилей обо рудованы работающей при избыточном давлении системой охлаждения двига теля с термостатическим управлением циркуляцией рабочей жидкости. Цирку ляция жидкости обеспечивается посто янно функционирующим при работе дви гателя водяным насосом, закрепленным на блоке двигателя. Привод насоса в зависимости от модели двигателя осу ществляется посредством мультиребер ного или зубчатого ремня. Поток жидко сти омывает районы расположения каж дого из цилиндров в блоке, после чего направляется в заднюю часть двигате ля. Проложенные в литье блока и голов ки цилиндров охладительные каналы обеспечивают интенсивное охлаждение впускных и выпускных портов, районов установки свечей зажигания и направ ляющих втулок выпускных клапанов. 2 Система охлаждения может функци онировать в одном из трех режимов. На первом этапе, при запуске двигателя, пока температура охлаждающей жидко сти не поднялась выше определенного значения, охлаждающая жидкость цирку лирует по малому кругу, из которого ис ключен радиатор. По мере прогрева жид кости открывается клапан включенного в тракт системы термостата и в контур циркуляции включается радиатор. Жид кость проходит через радиатор сверху вниз и охлаждается в результате обду вания ребер радиатора наружным воз духом. Расположение шлангов системы охлаждения приведено на сопр. иллю страции. При постоянном движении ав томобиля на средних и высоких скорос тях движения, как правило, потока встреч ного воздуха достаточно для нормально го охлаждения жидкости. При определен ном увеличении оборотов двигателя, а так же по достижении температурой охлаж дающей жидкости очередного конт рольного значения, активируется регули руемый электровентилятор системы ох лаждения, нагнетаемый которым допол нительный воздушный поток в значитель ной мере повышает эффективность фун кционирования теплообменника радиато ра. Момент включения вентилятора и число его оборотов определяются при бором управления двигателя (ЕСМ) с помощью данных, получаемых отдатчика температуры охлаждающей жидкости. Включение вентилятора производится через одно или несколько реле. В зави симости от типа двигателя и комплекта ции на автомобиль могут устанавливать ся 1 или 2 вентилятора. 3 Система охлаждения имеет герме тичную конструкцию и плотно закрыта крышкой расширительного бачка, спо собной выдерживать определенное из быточное давление ( 1 . 2 - 1 . 5 б а р ) , что обеспечивав." повышение точки кипения Соединительный трубопровод Возвратный шланг для предварительно го подогрева рабочей смеси Возвратный шланг теплообменника салона жидкости к теплооб меннику салона Соединительный шланг (от расшири тельного бачка к корпусу термостата). Соединительный шланг (от радиатора к расширительному бачку) Нижний шланг радиатора Верхний шланг радиатора 1.2 Трубопроводы и шланги системы охлаждения (на примере двигателя Z18XE) I Рукава подачи воздуха на лицевой уровень 2,13 Боковые дефлекторы лицевого уровня 3 Центральные дефлекторы лицево- 13 го уровня 4 Рукав подачи воздуха ^ ^ в пассажирский ножной колодец 5 Панель управления функционированием •) -J отопителя/ кондиционера (HVAC) 6,7 Правый/левый рукава подачи воздуха в задние ножные колодцы 8 Распределительный рукав подачи воздуха в задние ножные колодцы 9 Корпус воздухораспределителя 10 Рукав подачи воздуха в водительский ножной колодец II Дренажная трубка слива конденсата из корпуса воздухораспределителя 12 Воздуховод подачи воздуха на лицевой уровень 1.6а Рукава подачи воздуха в с а л о н (Astra) охлаждающей жидкости и, соответ ственно, эффективности теплоотвода через радиатор. Снижение точки кипе ния может привести к образованию зон застоя, что снижает эффективность ох лаждения двигателя. По этой причине система охлаждения должна круглого дично быть заполнена охлаждающей жидкостью соответствующего состава. При превышении внутренним давлени ем в системе некоторого определенно го значения, избыток охлаждающей жид кости перетекает по соединительному (переливной) шлангу в расширительный бачок. По мере остывания системы жид кость автоматически возвращается из бачка в радиатор. 4 Доливание охлаждающей жидкости в систему производится через горловину расширительного бачка (см. Главу 1), кото рый одновременно выступает также в роли ресивера, аккумулирующего в себе вытес няемый из радиатора избыток жидкости. конструкции такая система охлаждения получила название замкнутой, посколь ку в ней исключены какие-либо функци ональные потери рабочего тела. Г л а в а 3 С и с т е м ы о х л а ж д е н и я д в и г а т е л я , о т о п л е н и я с а л о н а и к о н д и ц и о н и р о в а н и я в о з д у х а 173 1.6Ь Сборка отопителя/испарителя системы К/В ( м о д е л и Astra) 1 Электромотор привода распределительной заслонки 2 Электромотор привода циркуляционной заслонки (только при установке кондиционера) Датчик температуры в воздуховоде верхнего уровня (только при установке кондици онера с электрон ным управлением) Электромотор вентилятора Панель управления функционированием отопителя/кондици- онера (HVAC) Датчик температуры испарителя (только при установке кондиционера) Датчик температуры в воздуховоде ножных колодцев (только при установке кондици онера с электрон ным управлением) Электромотор привода смеситель ной заслонки Корпус воздухорас пределителя 1.7 Схема раздачи воздуха На ветровое стекло Распределительная заслонка На лицевой уровень Панель управления В задние ножные колодцы В ножные колодцы Распределительная заслонка Теплообменник Смесительная заслонка 10 Электромотор привода вентилятора отопителя С и с т е м ы о т о п л е н и я , в е н т и л я ц и и (HVAC) Система отопления и вентиляции 6 Основными компонентами системы (см. сопр. иллюст рации) являются электрический венти лятор с несколькими скоростными ре в коробчатый кожух отопителя, закреп ленный под панелью приборов автомо биля. Теплообменник посредством давая свое тепло заполняющему кожух воздуху. При включении отопления сало обьем кожуха отопителя соединяется с теплообменник, обеспечивая его интенсив ный разогрев. Воздух выходит из салона ня, сопла ножных колодцев и дефлекто дена на сопр. иллюстрации. 8 Если на автомобиль установлен ди ческий обогревательный элемент. Элек запуска двигателя элемент нагревается 9 Сообщения о возникновении неисп равностей в системах HVAC фиксируют стика без указанного выше прибора не возможна. 10 Правила пользования элементами управления функционированием систем HVAC подробно изложены в Главе "Орга работ с отопителем проводятся также Система кондиционирования воздуха 11 По желанию владельца автомобиль может быть оборудован кондиционером. система с системой отопления и совмес 12 В состав системы кондиционирова ния входят установленный на радиатор системы охлаждения конденсатор (см. иллюстрацию 1.12а), расположенный рядом с теплообменником отопителя онным клапаном высокого давления. Все компоненты соединены между собой люстрацию 1.12Ь). Привод компрессо ра осуществляется от коленчатого вала 1.12а Сборка радиатора (3) системы о х л а ж д е ния с конденсато ром (2) системы К/В 1 Дополнитель ный вентилятор для конденсато ра Вентилятор системы охлаждения 174 Г л а в а 3 С и с т е м ы о х л а ж д е н и я д в и г а т е л я , о т о п л е н и я с а л о н а и к о н д и ц и о н и р о в а н и я в о з д у х а 1.12Ь Общая компоновка элементов системы К/В в д в и г а т е л ь ном отсеке Соединительный 5 разьем расширитель- б ного клапана 7 Расширительный в клапан 9 Сервисный разьем низконапорного 10 контура 11 Демпфер пульсаций Ресивер-осушитель Конденсатор Компрессор Соединительный разьем Сервисный разьем высокона порного контура Датчик давления системы К/В Разделитель рефрижератор ной линии 13 Принцип функционирования системы кондиционирования схематично приведен на сопр. иллюстрации. В режиме ох лаждения кондиционер работает по принципу холодильника: держащий фреон), при этом хладагент нагревается и направля 14 Вентилятор прогоняет поступающий 8 салон воздух сквозь теплообменник испарителя. Вследствие процесса испарения и 15 По желанию пользователя система кондиционирования воз духа может быть выключена, при этом отключается компрессор, а у автомобилей с дизельным двигателем, кроме того, выключа 16 В качестве опции может устанавливаться система HVAC с автоматической регулировкой температурного режима (климат- 1.13 Функциональная схема системы К/В 6 7 8 9 10 11 12 а Вентилятор Испаритель Расшири тельный клапан Сервисный разъем низконапорного контура Сервисный разъем высоконапорного контура Демпфер пульсаций Демпфер пульсаций Датчик-выключатель давления Ресивер-осушитель Дополнительный вентилятор Конденсатор Компрессор Входной поток холодного воздуха, прогоняемого через теплообменник конденсатора Выходной поток прогретого воздуха, прогнанного через теплообменник конден сатора и отобравшего тепло от хладагента Поток воздуха, создавае мый вентилятором Поток воздуха, прогоняе мый через теплообмен ник испарителя Газовая фаза высокона порного контура Жидкостная фаза высоконапорного контура Жидкостная фаза низконапорного контура Газовая фаза низкона порного контура 17 Правила пользования элементами управления функ ционированием систем отопления, вентиляции и конди 18 Смазка подвижных частей системы К/В обеспечива ется за счет содержащихся в хладагенте компонентов и должно производиться при равномерной скорости дви жения автомобиля и при прогретом двигателе. В н и м а н и е : Работы с кондиционером должны проводиться диционера здесь не описывается! Не вскрывайте контур циркуляции хладагента, поскольку при соприкосновении с Г л а в а 3 С и с т е м ы о х л а ж д е н и я д в и г а т е л я , о т о п л е н и я с а л о н а и к о н д и ц и о н и р о в а н и я в о з д у х а 175 М е р ы б е з о п а с н о с т и п р и о б с л у ж и в а н и и с и с т е м ы К/В Систему К/В должен обслуживать исклю • Не допускайте контакта хладагента с ный участок холодной водой в течение титесь за медицинской помощью в ле чебное учреждение. Самолечение не допускается; • Хладагент хранится в баллонах под давлением. Храните баллон при темпе ратуре не выше +50 град. Принимайте меры, исключающие падение баллона с нию доступа кислорода и затрудненно ли от открытых источников огня. Не ку К/В; привести к повышению давления в сис теме и воспламенению; • Очистка конденсатора или испари теля с помощью водяного пара не до пускается. Следует использовать толь Антифриз - общие сведения и меры предосторожности О б щ и е с в е д е н и я Внимание: Для всех рассматриваемых пускается использование антифриза только светло-оранжевого цвета (при длительной эксплуатации он может не сколько изменится и стать желтым)! Ис «морской волны") может привести к вы ходу из строя системы охлаждения и двигателя! Для заправки системы охлаждения круг логодично должна использоваться со ствует повреждениям, могущим возник нуть вследствие воздействия низкой температуры и коррозии и, кроме того, повышает температуру кипения охлаж дающей жидкости. Смесь должна про являть устойчивость к замерзанию при ет точку ее кипения. Если водопроводная вода в регионе, где эксплуатируется автомобиль, является «жесткой», т.е. отличается повышенным содержанием минеральных солей, для Точный состав охлаждающей жидкости кими условиями - обращайтесь к карте состава охлаждающей жидкости, которая щей жидкости можно приобрести прак жидкости в системе охлаждения долж должна производиться регулярно при держания в охлаждающей жидкости ан тикоррозионных присадок, поэтому не 1 раза в два года. Замечание: В плано вое ТО входит только проверка и кор Прежде чем доливать охлаждающую жидкость в систему проверьте надеж быть без промедления выяснена и уст ранена. М е р ы п р е д о с т о р о ж н о с т и См. так же Главу 1, Раздел 4. ни в коем случае не снимайте крышку лицо над горловиной бачка, для защиты Внимание: Антифриз - сильный яд! жидкости на открытые участки кожи и в Часть А: Система охлаждения двигателя 3 Опорожнение и заправка системы охлаждающей жидкостью 1 Замена охлаждающей жидкости про изводится при обслуживания автомоби ля в выше указанных случаях (см. Раз дел 2), а так же в обязательном порядке при проведении ремонта двигателя, в линдров, прокладка головки цилиндров, радиатор, теплообменник отопителя или двигатель. Замена необходима так как, коррозионно-защитные компоненты ох не может создать достаточной защиты на новых деталях. Если при выполнении других работ требуется слить охлажда ющую жидкость, ее можно использовать лежат замене (см. Раздел 4). 3 Не забывайте о мерах предосторож-
|
|
|