Opel Zafira B. Руководство - страница 44

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45 

 

Opel Zafira B. Руководство - страница 44

 

 

background image

176 

Часть А: Система охлаждения двигателя 

ности, которые должны соблюдаться при 

обслуживании системы охлаждения (см. 

Раздел 2). К непосредственному выпол­

нению процедур обслуживания следует 

приступать лишь после полного остыва­

ния двигателя, т.е. спустя не менее не­

скольких часов после завершения поез­

дки. 

Внимание: Следите за тем, чтобы при 

выполнении работ с охлаждающей жид­

костью она не попадала на зубчатый 

ремень или мультиреберный ремень! 

Гпикопь, входящий в состав охлаждаю­

щей жидкости, может повредить ткань 

зубчатого ремня в такой степени, что 

ремень через некоторое время работы 

порвется, что в свою очередь может при­

вести к тяжелым повреждениям двига­

теля! 

О п о р о ж н е н и е 

4 На моделях соответствующей комп­

лектации необходимо отключить или ус­

тановить в ЕСО-режим кондиционер воз­

духа. 

5 Снимите крышку с горловины рас­

ширительного бачка. Внимание: Если 

двигатель еще не полностью остыл, 

оберните крышку ветошью с целью уст­

ранения риска ошпаривания. 

6 Поднимите и установите автомобиль 

на подставки, снимите защиту картера 

двигателя, (см. Главу 2, Раздел 5). 

7 Подставьте под радиатор чистую 

емкость соответствующего объема. Для 

удобства слива охлаждающей жидкости 

рекомендуется надеть на сливной пат­

рубок

 (см. сопр. иллюстрацию) шланг 

и другой его конец опустить в подготов­

ленную емкость. 
8 Откройте на радиаторе сливной вен­

тиль и слейте жидкость. 
9 Закройте вентиль и опустите авто­

мобиль. 

Заправка 

10 Проверьте исправность состояния и 

надежность крепления всех шлангов ох­

ладительного тракта. Замените дефект­

ные компоненты, подтяните хомуты (см. 

Раздел 4). 

11 Снимите крышку расширительного 

бачка и начинайте медленно заливать 

свежую смесь антифриза с водой в гор­

ловину последнего. Продолжайте зап­

равку до тех пор, пока уровень жидкости 

в бачке не поднимется до уровня ниж­

него патрубка (см. сопр. иллюстра­

цию) расширительного бачка. 

12 Установите на место крышку расши­

рительного бачка. 

13 Запустите двигатель и дайте ему 

прогреться до нормальной рабочей тем­

пературы, при этом доведите число обо­

ротов двигателя до 2500 об/мин так, что­

бы включилась первая ступень вентиля­

тора. 

14 Удалите воздух из системы охлажде­

ния, для этого дайте двигателю порабо­

тать в течение 2 минут с числом обо­

ротов 2000-2500 об/мин. При этом 

воздух в системе охлаждения удаляется 

через возвратный и соединительный 

шланги расширительного бачка

 (см. ил­

люстрацию 1.2). 

15 Осмотрите компоненты системы ох­

лаждения на наличие признаков разви­

тия утечек, затем остановите двигатель 

и дайте ему полностью остыть. 

16 При соответствующей комплектации 

установите защиту картера. 

17 В заключение еще раз проверьте 

уровень охлаждающей жидкости, при 

необходимости произведите соответ­

ствующую корректировку (см. Главу 1). 

Затяните крышку расширительного 

бачка. 

4 Отсоединение и замена 

шлангов системы 

охлаждения 

Замечание: Не отсоединяйте никакие 

шланги охладительного тракта до пол­

ного остывания двигателя - см. подраз­

дел «Меры предосторожности- в Разде­

ле 2. 

1 Если в ходе выполнения проверок, 

перечисленных в соответствующем Раз­

деле Главы 1, выявлены дефекты шлан­

гов системы охлаждения, шланги долж­

ны быть заменены. 
2 Опорожните систему охлаждения 

(см. Главу 1). Если заправленная в сис­

тему охлаждающая жидкость является 

достаточно свежей, она подлежит по­

вторному использованию и должна быть 

слита в чистую тару. 
3 Постарайтесь запомнить маршрут 

прокладки подлежащего замене шлан­

га. Для отсоединения шланга ослабьте 

хомуты его крепления на штуцерах/пат­

рубках соответствующих компонентов. 

Сдвиньте хомуты по шлангу, полностью 

освободив посаженые на штуцеры уча­

стки последнего. Осторожно снимите 

шланг со своих штуцеров/патрубков. 

4 Помните, что впускной и выпускной 

патрубки радиатора являются достаточ­

но хрупкими элементами - не прилагай­

те чрезмерные усилия при снимании с 

них шлангов. Для облегчения снятия по-

вращайте шланг на патрубке. В крайнем 

случае, сильно 'прикипевший» шланг 

может быть срезан ножом - несмотря на 

связанные с таким способом определен­

ные материальные затраты, все же де­

шевле будет заменить шланг, чем при­

обретать новый радиатор. 

5 При установке нового шланга снача­

ла наденьте на него крепежные хомуты, 

лишь после этого натягивайте шланг на 

штуцеры/патрубки соответствующих 

компонентов охладительного тракта. 

Если изначально для крепления шлан­

гов были использованы хомуты скручи­

ваемого типа, их следует обрезать и при 

установке заменить более надежными 

винтовыми или червячными. Для облег­

чения посадки жестких шлангов на шту­

церы следует слегка смочить концы пос­

ледних мыльной водой, либо прогреть в 

теплой воде концы шланга - не исполь­

зуйте в качестве смазки никакие масла. 

6 Натяните шланг/трубопровод конца­

ми на штуцеры и проверьте правиль­

ность его прокладки в двигательном от­

секе. Разместите хомуты на посаженных 

на штуцеры участках шланга, заведя их 

за развальцовку штуцеров/патрубков. 

Затяните стяжные винты. 

7 Заправьте систему охлаждения (см. 

Раздел 3). 
8 Запустите двигатель, затем внима­

тельно проверьте систему на наличие 

признаков утечек охлаждающей жидко­

сти. 

5 Обслуживание системы 

охлаждения, промывка 

Общая информация 

1 При использовании рекомендован­

ных типов охлаждающей жидкости и пра­

вильной эксплуатации система охлажде­

ния современных двигателей не нужда­

ется в дополнительном обслуживании. 
2 Если в силу сложившихся обстоя­

тельств придется в место антифриза 

залить в систему воду, кратковременная 

эксплуатация системы на воде (в тече­

ние нескольких суток) не повлечет се­

рьезных изменений в ее функциониро-

background image

Г л а в а 3  С и с т е м ы  о х л а ж д е н и я  д в и г а т е л я ,  о т о п л е н и я  с а л о н а и  к о н д и ц и о н и р о в а н и я  в о з д у х а 177 

6.3 Верхний шланг (1) радиатора 

2 Держатели шланга 

6.5 Снятие вентилятора системы 

охлаждения с радиатора (двигатель 

Z16XEP) 

<Г* вании. При первой же возможно­

сти заправьте систему свежим 

антифризом - он растворит мел- 2 

кие остатки осадка и легкую на­
кипь, следующую замену антифриза про­
изведите через более короткий срок, 
нежели обычно. 
3 При длительной эксплуатации сис-

» темы охлаждения на воде, особенно же­

сткой, на стенках рубашки охлаждения и 

внутренних каналов радиатора немину­

емо образуется слой накипи, который 
будет препятствовать циркуляции жид­

кости и ухудшит теплообменные свой-

^ ства радиатора.  Д л я его удаления необ­

ходимо использовать сильно действую­
щие химические растворители, при этом 
существует значительный риск повреж­

дения радиатора и головки блока цилин­
дров, а промывка не обеспечивает 100-

процентный результат. Используйте в 
системе охлаждения только рекомендо­
ванные жидкости (см. Спецификации). 
4 Промывку имеет смысл производить 

в некоторых случаях после длительного 

использования охлаждающей жидкости 
без замены, когда она значительно из­
менила свой цвет и в ней заметно на­
копление частиц грязи или после ис­
пользования и окончания приработки 

^ специальных герметиков, которые добав­

лялись в систему охлаждения для лока­
лизации незначительной течи в радиа­
торе. Внимание: При добавлении гер­
метика строго следуйте прилагаемой к 
нему инструкции! 

Промывка 

5 Радиатор промывается отдельно от 
системы с целью предотвращения рис­
ка блокировки тонких внутренних кана­
лов его теплообменника в результате 
забивания их отложениями, вымываемы­
ми из водяной рубашки двигателя. За­
мечание:
 Разумно будет также отдель­

но промыть теплообменник отопителя. 

6 Отсоедините от радиатора верхний 
и нижний шланги и вставьте в патрубок 
первого садовый шланг. Включите пода­

чу воды и продолжайте промывку до тех 

пор, пока из нижнего патрубка не начнет 
вытекать чистая прозрачная струя. 

Крепежные болты кожуха вентилято­

ра 

Нижние держатели 

7 В случаях особо сильного загрязне­

ния или нарушения проходимости ради­

атора снимите последний (см. Раздел 7) 
и произведите его обратнопоточную 
промывку, заправив садовый шланг в 
нижний патрубок, - если добиться поло­
жительного результата не удается, дос­
тавьте радиатор в мастерскую автосер­
виса для проведения необходимого вос­
становительного ремонта. 
8 Продукты коррозии и плотные отло­

жения удаляются из тракта системы ох­
лаждения путем химической обработки, 

- следуйте инструкциям изготовителей 
приобретенного Вами чистящего сред­

ства. 

9 Для промывки водяной рубашки дви­
гателя снимите термостат и отсоедини­

те нижний шланг от радиатора. 

10 Заправьте садовый шланг в отвер­

стие под установку термостата в голов­

ке цилиндров, включите подачу воды и 

продолжайте промывку до тех пор, пока 
из нижнего шланга не начнет вытекать 
прозрачная струя. 

11 Снимите расширительный бачок и 

промойте его чистой водой (в случае 
необходимости - с мылом). Очистите 
уровневые метки на стенках бачка. 

12 По завершении промывки, установи­

те асе снимавшиеся компоненты на свои 
места. 

6 Снятие и установка 

вентилятора системы 

охлаждения 

Внимание: Любые работы по обслужи­

ванию или ремонту системы охлажде­
ния следует производить на холодном 

двигателе! 

1 В данном разделе подробно описа­

на операция снятия вентилятора систе­
мы охлаждения только  д л я двигателя 

Z16XEP, для остальных приводятся лишь 
дополнительные операции и особенно­
сти. 

6.6 Снятие вентилятора системы  о х л а ж д е ­

ния с кожуха  ( д в и г а т е л ь Z16XEP) -

стрелками показаны фиксаторы жгута 

электропроводки 

1 Разъем электропроводки 

2 Крепежный болт разъема 

3 Крепежные болты вентилятора 

Двигатель Z16XEP 

(без кондиционера) 

2 Отсоедините аккумуляторную бата­

рею (см. Главу 5). 
3 Освободите верхний шланг радиато­
ра из держателей

 (см. сопр. иллюст­

рацию). 
4 Рассоедините разъем электропро­

водки на радиаторе. 
5 Снимите кожух вентилятора, для чего 
выверните 2 болта

 (см. сопр. иллюст­

рацию) и вытяните вентилятор вместе 

с кожухом из нижних держателей вверх. 
6 Рассоедините разьем электропро­

водки и выверните болт его крепления 
к кожуху (см. сопр. иллюстрацию). 

7 Высвободите жгут кабеля из фикса­
торов, выверните 3 крепежных болта и 
снимите электромотор вентилятора (см. 
иллюстрацию 6.6). 
8 Установка производится в порядке, 
обратном снятию. 

Особенности двигателя Z18XE 

(без кондиционера) 

9 Снимите нижний шланг радиатора с 
корпуса вентилятора, для чего раскрой­
те фиксатор хомута, поверните хомут на 
90* и снимите его (см. сопр. иллюст­

рацию). 

6.9 Хомут (1) крепления нижнего 

шланга радиатора (2) (двигатель 

Z18XE) 

background image

178 

Ч а с т ь  Д :  С и с т е м а  о х л а ж д е н и я  д в и г а т е л я 

6.10 Снятие резонатора (1) впускного 

воздушного тракта - стрелками указано 

направление сдвига резонатора 

2 Крепежный болт 

6.22 Снятие кожуха вентилятора (1) 

системы охлаждения с радиатора 

(двигатель Z13DTH) 

2 Радиатор 

3 Крепежные болты 

4 Крепление кожуха к воздуховоду 

впускного тракта 

10 Снимите резонатор впускного воз­

душного тракта, для чего отсоедините от 

него воздушный тракт, выверните кре­

пежный болт и сдвиньте резонатор из 

держателя вправо

 (см. сопр. иллюст­

рацию). 

О с о б е н н о с т и  д в и г а т е л я Z14XEP 

(без кондиционера) 

11 Снимите резонатор впускного воз­

душного тракта (см. двигатель Z18XE). 

12 Снимите верхний шланг радиатора 

с корпуса вентилятора системы охлаж­

дения, для чего раскройте 3 зажима хо­

мутов держателей, поверните их на угол 

90* и снимите (см. сопр. иллюстра­

цию). 

О с о б е н н о с т и  д в и г а т е л е й 

Z20LE(L/R/H) 

13 Для снятия вентилятора необходимо 

предварительно снять радиатор (см. Раз­

дел 7). 

О с о б е н н о с т и  д в и г а т е л я Z22YH 

14 Снимите аккумуляторную батарею и 

6.12 Снятие верхнего шланга (1) 

радиатора с корпуса вентилятора 

(двигатель Z18XE) 

2 Держатели шланга 

6.24 Крепление конденсатора системы 

К/В к радиатору (двигатель Z13DTH) 

1,2,3,5 Крепежные болты 

4 Держатель 

поддон батареи (см. Главу 5). 

15 Отсоедините держатель жгута элек­

тропроводки двигателя и сместите жгут 

в сторону. 

Д в и г а т е л ь Z13DTH  ( б е з 

кондиционера) 

16 Снимите аккумуляторную батарею и 

поддон батареи (см. Главу 5 

17 Снимите верхнюю крышку двигате­

ля (см. Главу 2, Раздел 2). 

18 Ослабьте крепежные хомуты и отсо­

едините впускной воздуховод от турбо­

компрессора и интеркулера. 

19 Отсоедините быстроразъемное со­

единение шланга системы вентиляции 

картера, отсоедините 3 жгута электро­

проводки, выверните 2 крепежных болта, 

ослабьте соединительные хомуты и сни­

мите впускной воздушный трубопровод 

(см. сопр. иллюстрацию). 
20 Предварительно ослабив хомут, сни­

мите всасывающий шланг. 
21 Освободите в двух местах жгут про­

водов лямбда-зонда из держателей и 

отведите его в сторону. 

22 Вывернув болты крепления, отсоеди­

ните кожух вентилятора от радиатора 

(см. сопр. иллюстрацию) и отсоеди­

ните от воздуховода. 

6.19 Впускной воздуховод (2) 

(двигатель Z13DTH) 

/ Шланг системы вентиляции картера 

3 Крепежные болты 

6.29 Впускной трубопровод (двигатели 

Z17DT(L/H)) 

О с о б е н н о с т и  д в и г а т е л я Z13DTH 

(с кондиционером) 

23 Закрепите конденсатор К/В к пане­
ли передка при помощи проволоки. 
24 Отсоедините конденсатор с допол­

нительным вентилятором и охладителем 

надувочного воздуха (интеркулером) от 

радиатора, вывернув 5 крепежных бол­

тов (усилие затягивания болтов при ус­

тановке - 5 Нм) (см. сопр. иллюстра­

цию). 

25 Высвободите интеркулер из держа­

теля (см. иллюстрацию 6.24). 

О с о б е н н о с т и  д в и г а т е л е й 

Z17DT(L/H) (с кондиционером) 

26 Снимите декоративную решетку ра­

диатора, (см. Главу 11). 

27 Снимите верхнюю крышку двигате­

ля (см. Главу 2, Раздел 2). 

28 Ослабьте и сдвиньте назад 2 хомута 

и отсоедините воздуховод от интерку­

лер. 

29 Высвободите жгут электропроводки 

из двух зажимов, отсоедините топливоп­

ровод, ослабьте хомут и отсоедините 

шланг системы вентиляции картера. 

Выверните 2 крепежных болта, ослабьте 

2 хомута крепления впускного трубопро­

вода (см. солр. иллюстрацию) и сни­

мите его. 

30 Отделите 2 шланга системы охлаж­

дения от кожуха вентилятора. 
31 Снимите защиту картера двигателя 

(см. Главу 2, Раздел 5). 

background image

Г л а в а 3  С и с т е м ы  о х л а ж д е н и я  д в и г а т е л я ,  о т о п л е н и я  с а л о н а и  к о н д и ц и о н и р о в а н и я  в о з д у х а 179 

6.34 Кожух (1) вентилятора системы 

охлаждения (двигатели Z17DT(L/H)) 

7.8 Временное крепление радиатора за 

верхние держатели (1) 

32 Рассоедините разъем электродвига­

теля вентилятора. Разрежьте хомут жгу­
та проводки, предварительно пометив 
его положение. 

33 Снимите накладку переднего бампе­

ра (см. Главу 11). 
34 Выверните 2 крепежные болта и, раз­
вернув кожух вентилятора, осторожно 
извлеките его по направлению вверх 
(см. сопр. иллюстрацию). 

О с о б е н н о с т и  д в и г а т е л я  Z 1 9 D T H 

(с  к о н д и ц и о н е р о м ) 

35 Снимите декоративную решетку ра­

диатора (см. Главу 11). 

36 Снимите накладку бампера (см. Гла­
ву  I I ) . 
37 Снимите защиту картера двигателя 
(см. Главу 2, Раздел 5). 
38 Рассоедините разьем проводки 

электродвигателя вентилятора. Разрежь­
те хомут жгута проводки, предваритель­
но пометив его положение. 
39 Высвободите шланг системы охлаж-

7.4 Левый шланг (2) радиатора 

1 Держатель 

дения из держателей и отделите его от 
от радиатора. Внимание: Контур ох­
лаждения не вскрывайте! 
40 Отделите жгут электропроводки ком­

прессора от радиатора. 

41 Высвободите 2 вакуумных шланга из 

держателя на радиаторе. 

42 Снимите аккумуляторную батарею 
(см. Главу 5). 
43 Извлеките блок управления предпус­
ковым разогревом вверх из держателя. 
Рассоедините разьем электропроводки 
блока. Замечание: Блок управления 

расположен перед аккумуляторной ба­

тареей под держателем замка. 

44 Ослабьте и сдвиньте назад хомут, 
отсоедините воздуховод от интеркуле­

ра. 

45 Выверните болты крепления кожуха 
вентилятора и отсоедините шланг сис­
темы охлаждения. 

46 Закрепите конденсатор системы К/В 

на передней панели при помощи про­
волоки. 

47 Выверните 5 болтов крепления

 (см. 

иллюстрацию 6.24) и снимите конден­
сатор с дополнительным вентилятором 

и интеркулером с радиатора. 

48 Снимите 2 фиксатора радиатора и 
снимите радиатор. 

49 Отделите кожух от вентилятора. 

7 Снятие и установка 

радиатора системы 

охлаждения 

Внимание: Любые работы по обслужи­

ванию или ремонту системы охлажде­
ния следует производить на холодном 

двигателе! См. также предупреждения в 

начале Раздела 2. 

1 За основу взята операция по снятию 

радиатора на моделях с двигателем 

Z16XEP. Для остальных двигателей лишь 
дополнительные операции или особен­
ности выполнения данной процедуры. 

Д в и г а т е л ь  Z 1 6 X E P  ( б е з • 

к о н д и ц и о н е р а ) 

Снятие 

1 Отсоедините аккумуляторную бата­

рею (см. Главу 5). 
2 Слейте охлаждающую жидкость (см. 

7.5 Правый шланг (1) радиатора 

2 Разьем электропроводки датчика 

температуры охлаждающей жидкости 

3 Крпежный хомут 

7.9 Точки установки радиатора (2) на 

подрамнике 

Держатели 

Раздел 3). 

3 Рассоедините разьем электропро­
водки на радиаторе и опустите автомо­
биль. 

4 Ослабьте хомут левого шланга ради­
атора и сдвиньте его назад. Отделите 

шланг от радиатора и высвободите из 

держателя

 (см. сопр. иллюстрацию). 

5 Предварительно ослабив крепежный 
хомут и сдвинув его назад

 (см. сопр. 

иллюстрацию), снимите правый шланг 
радиатора с корпуса термостата и рас­
соедините разьем электропроводки дат­
чика температуры охлаждающей жидко­
сти. 

6 Снимите декоративную решетку ра­
диатора (см. Главу 11). 
7 Снимите накладку бампера (см. Гла­

ву 11). 

8 Закрепите радиатор подходящим 

инструментом или проволокой за верх­
ние держатели

 (см. сопр. иллюстра­

цию). 
9 Пометьте маркером установочное 

положение нижних держателей радиато­

ра, выверните 4 крепежных болта и сни­
мите держатели радиатора с передней 
подвески

 (см. сопр. иллюстрацию). 

10 Извлеките фиксаторы из верхних 

держателей и снимите радиатор вместе 

с вентилятором. 

11 При необходимости отсоедините ко­

жух вентилятора от радиатора.