Opel Zafira B. Руководство - страница 50

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  49  50  51 

 

Opel Zafira B. Руководство - страница 50

 

 

background image

200 

Часть С: Система управления дизельного двигателя 

17.11 Снятие/установка форсунки (1) 

впрыска топлива 

2 Крепежная скоба форсунки 

3 Уплотнительные кольца 

4 Приспособление КМ-6357 

5 Термозащитная втулка 

снятии форсунок какая-либо из них бу­
дет извлечена вместе с термозащитной 

втулкой, замените уплотнительные коль­
ца на втулке и установите ее на место 
при помощи приспособления  К М - 6 3 5 7 . 

Установка 

12 Установка производится в порядке, 

обратном порядку снятия. Но забудьте 

заменить резиновые и медные проклад­
ки форсунок и уплотнения других сни­
мавшихся компонентов. Перед затягива­
нием крепежных болтов форсунок выров­
няйте их при помощи специального при­
способления  ( с м .

 сопр. иллюстра­

цию). Крышки топливоподводящих ли­

ний должны быть установлены маркиров­
кой «UP» вверх. 

18 Снятие и установка ТНВД 

Внимание: Не допускайте попадания 

грязи в насос и топливопроводы! 

Двигатель Z17DT(H/L) 

1 Отсоедините провод от отрицатель­

ной клеммы аккумуляторной батареи 
(см. Главу 5). 
2 Снимите зубчатый ремень (см. Гла­
ву 2) и зубчатое колесо привода насоса 
при помощи специальных приспособле­
ний

 (см. сопр. иллюстрацию). 

17.12 Приспособление КМ-6358 (1)  д л я 

выравнивания форсунок 

18.3 Топливные патрубки ТНВД (3) 

(двигатель Z17DT(H/L)) 

7 Патрубки обратной топливной линии 

2 Патрубок питающей линии 

3 Отсоедините топливные трубки от 
сборки ТНВД  ( с м .  с о л р .

 иллюстра­

цию). 
4 Рассоедините разьем электропро­

водки ТНВД, и выверните верхний кре­
пежный болт

 (см. сопр. иллюстрацию), 

затем поднимите автомобиль на подъем­

нике, выверните 2 болта и снимите ТНВД 

с двигателя. 
5 Установка производится в обратном 

порядке. 

Двигатель Z19DTH 

6 Процедура снятия ТНВД выполняет­
ся аналогично этой же процедуре для 

двигателей Z17DT(H/L). 

7 Особенности заключаются в необхо­

димости перед снятием насоса отсое­
динить подводящие линии от демпфера 

пульсации давления топлива (см.

 иллю­

страцию 18.7а) и снять его, а также в 

18.2 Снятие зубчатого колеса привода 

ТНВД (двигатель Z17DT(H/L» 

1 Приспособление КМ-6356 

2 Приспособление КМ-6355 

18.4 Крепление ТНВД (двигатель 

Z17DT(H/L)) 

7 Верхний крепежный болт 

2 Крепежные болты 

18.7а Домпфер пульсации давления 

топлива (2) (двигатель Z19DTH) -

стрелками показаны места установки 

крепежных болтов 

7 Подводящие топливные шланги 

3 Линия подвода масса 

4 Шланг обратной топливной линии 

background image

Г л а в а 4  С и с т е м ы  п и т а н и я ,  у п р а в л е н и я  д в и г а т е л е м , 

в ы п у с к а и  с н и ж е н и я  т о к с и ч н о с т и  о т р а б о т а в ш и х  г а з о в 

201 

18.7Ь  П р и с п о с о б л е н и е EN-46790 (1) 

д л я снятия зубчатого колеса привода 

Т Н В Д (двигатель Z19DTH) 

использовании для снятия зубчатого ко­
леса привода ТНВД специального съем­
ника (см.

 иллюстрацию 18.7Ь). 

18.10 Адаптивная пластина (1) привода  Т Н В Д 

( д в и г а т е л ь Z13DTH) 

2 Паз распределительного вала 

Д в и г а т е л ь  Z 1 3 D T H 

8 На данном двигателе ТНВД 
устанавливается в верхней час­

ти двигателя со стороны приво­
да ГРМ, рядом с вакуумным на­

сосом, и его привод осуществля­
ется от впускного распредели­

тельного вала. 

9 Для снятия необходимо отсо­
единить все элементы закрыва­
ющие доступ к ТНВД и все под­
водящие линии, снять вакуумный 
насос и затем снять ТНВД. 

10 Установка производится в 

порядке, обратном порядку сня­

тия. Необходимо чтобы при ус­
тановке ТНВД адаптивная плас­
тина (см. сопр. иллюстрацию) 
его привода встала в паз распре­

делительного вала. 

Часть D: Системы турбонаддува, выпуска и снижения 

токсичности отработавших газов 

19 Турбокомпрессор и 

интеркулер - общая 

информация 

1 Турбокомпрессор предназначен для 

увеличения мощности двигателя путем 
повышения массового заряда воздуха, 
поступающего в цилиндры двигателя. 
Воздух подается в цилиндры под давле­
нием, благодаря чему увеличивается 
коэффициент наполнения цилиндров, 
полнота сгорания топлива и улучшается 
процесс смесеобразования. 
2 Турбокомпрессор (см.  с о л р . иллю­

страцию) представляет собой вал, цен­
тральная часть которого устанавливает­
ся в подшипник. На обеих сторонах вала 
расположены турбины в двух отдельных 

корпусах. Одна из турбин включена в 

тракт выпуска отработавших газов, дру­

гая во впускной воздуховод. При работе 

двигателя включенная в выпускной тракт 

турбина приводится в движении пото­
ком отработавших газов - при этом час­

тота вращения вала турбокомпрессора 
достигает 300000 об/мин, в результа­
те чего установленная на другом конце 

вала турбина создает давление во впус­
кном тракте. Благодаря более высокой 

степени наполнения цилиндров прирост 
мощности двигателя может достигать 

100%. 

3 Давление воздуха во впускном тру­

бопроводе при турбонаддуве увеличи­

вается на 0.4 - 0.8 бар (полное давле­
ние достигает 1.8 бар), за счет чего 
мощность двигателя также повышается. 
Значения давления воздуха во впускном 
воздуховоде определяются датчиком 

19.2 Турбокомпрессор 

давления наддува, который передает со­

ответствующий сигнал на электронный 
модуль системы управления двигателем. 
При этом система контролирует, чтобы 
максимальное давление воздуха не пре­
вышало определенного значения. 

4 Наряду с мощностью применение 
турбокомпрессора увеличивает также 

крутящий момент двигателя, что благо­
приятно сказывается на плавности ра­
боты двигателя. 
5 Для оптимальной работы двигателя 
в различных режимах требуется свое 

определенное количество воздуха. По­
этому на

 двигатели Z13DTH/Z17DTH 

и Z19DTH устанавливается турбокомп­

рессор с изменяемой геометрией тур­
бины (VTG-турбокомпрессор), т.е. на­
правляющие лопатки плавно управляют­

ся через э/м клапан и вакуумную каме­

ру. Таким образом, при любых оборотах 

двигателя достигается оптимальное дав­

ление наддува. 
6 Смазка подшипника турбокомпрес­
сора осуществляется под давлением в 
общей системе смазки двигателя. Мас­
ло подается и отводится в поддон кар­
тера по отдельным трубопроводам. Кор­
пус подшипника имеет герметичные уп­
лотнения. 
7 Корпус турбокомпрессора крепить­
ся к выпускному коллектору.  Д л я его 
снятия необходимо отсоединить все под­
водящие разъемы электропроводки топ­
ливные и масляные линии, снять защиту 
выпускного коллектора и коллектор вме­
сте с турбокомпрессором. Затем отсо­
единить турбокомпрессор. Замечание: 
При необходимости отсоединения тру­
бопроводов системы охлаждения необ­

ходимо предварительно слить охлажда­

ющую жидкость. 
8 Турбокомпрессор представляет со­
бой узел, выполненный с прецизионной 
точностью. Поэтому он не подлежит ре­
монту в условиях обычной мастерской 
автосервиса и заменяется в сборе. 
9 Для максимальной эффективности 
турбонаддува между турбонагнетателем 
и впускным трубопроводом двигателя 
находится охладитель надувочного воз­

духа (интеркулер) (см. иллюстрацию 

6.1, Часть А), который производит ох­

лаждение сжатого воздуха. Снижение 
температуры впускного воздуха приво­
дит к повышению его плотности, увели­

чению наполнения цилиндров и тепло­
вого КПД рабочего цикла. 

10  И н т е р к у л е р устанавливается на 

сборке радиатора системы охлаждения, 
как правило, перед ним. Для его снятия 
необходимо демонтировать накладку 

background image

202  Ч а с т ь Р:  С и с т е м ы  т у р б о н а д д у в а ,  в ы п у с к а и  с н и ж е н и я  т о к с и ч н о с т и  о т р а б о т а в ш и х газов 

21.1а Компоненты системы выпуска отработавших газов 

двигателей Z14X ЕР/216X ЕР 

21.1b Компоненты системы выпуска отработавших газов 

двигателя Z17DT(L/H) 

/ Выпускная труба 4 

2 Дополнительный 6 

глушитель 7 

3,5 Места соединения 

выпускного тракта 8 

Центральный глушитель 

Приемная труба 

Гибкая секция приемной 

трубы 

Лямбда-зонд 

3,5 

Выпускная труба 

Дополнительный 

глушитель 

Места соединения 

выпускного тракта 

4 Центральный глушитель 

6 Катализатор 

7 Приемная труба 

8 Гибкая секция приемной 

трубы 

21.1с Компоненты системы выпуска отработавших 

газов двигатель Z18XE 

1 Выпускная труба 

2 Дополнительный глуши­

тель 

3,5 Места соединения 

выпускного тракта 

4 Центральный глуши­

тель 

6 Приемная труба 

7 Гибкая секция 

приемной трубы 

Лямбда-зонд 

2 1 . I d Компоненты системы выпуска отработавших газов 

двигателей Z20LEL 

/ Выпускная труба 6 Лямбда-зонд 

2 Дополнительный глушитель 7 Приемная труба 

3,5 Места соединения выпускного 8 Гибкая секция 

тракта приемной трубы 

4 Центральный глушитель 

21.4 Гибкая секция выпускной трубы 

переднего бампера (см. Главу 11) и от­

соединить воздуховоды и другие подво­

дящие линии. 

20 Сажеулавливающий 

фильтр (двигатели с 

рабочим объемом 1.9 л) 

Сажеулавливающий фильтр предназна­

чен для очистки отработавших газов от 

сажи. С течением времени при эксплуа­

тации автомобиля в фильтре накапли­

ваются частицы сажи. При помощи диф­

ференциального контрольного датчика 

измеряется давление отработавших га­

зов до и после фильтра. При опреде­

ленной разнице давлений система уп­

равления двигателем автоматически 

проводит регенерацию (очистку) филь­

тра - во время движения автомобиля 

путем изменения количества впрыскива­

емого топлива повышается температу­

ра отработавших газов, проходящих че­

рез сажевый фильтр до 600'С, что при­

водит к сжиганию частиц сажи. При по­

вышенном загрязнении фильтра на па­

нели приборов загорается контрольная 

лампа преднакала двигателя (см. Главу 

«Органы управления и приемы эксплуа­

тации»). Процесс регенерации может 

длиться до 15 минут и, как правило, не 

ощущается водителем. 

21 Система выпуска 

отработавших газов 

Общая информация 

1 Система выпуска отработавших га­

зов всех рассматриваемых моделей со­

стоит из трех секций: приемной, сред­

ней (промежуточной) и задней. Основ­

ными элементами системы являются: 

приемная труба, каталитический преоб­

разователь, глушители (центральный и 

дополнительный), соединительные труб­

чатые секции, крепежные хомуты, а так­

же опорные кронштейны и резиновые 

петли, посредством которых выпускная 

сборка подвешена к днищу автомобиля 

(см. сопр. иллюстрации). Секции си­

стемы сопрягаются между собой посред­

ством одного хомутного соединения (пе­

редняя секция с промежуточной) и од­

ного фланцевого (промежуточная секция 

с задней). Стык средней и задней сек­

ций системы подпружинен, что позволя­

ет компенсировать возникающий во вре­

мя движения автомобиля люфт, с целью 

снижения уровня вибраций в приемную 

секцию системы обычно включается гиб­

кая вставка. Неправильная установка 

компонентов и секций системы приво­

дит к повышению уровня шумов и виб­

раций, передаваемых на кузов автомо­

биля. 
2 Регулярно осматривайте всю систе­

му на наличие следов коррозии, дефор­

маций и механических повреждений. 

Проверяйте надежность затягивания кре­

пежа. Нарушение герметичности компо­

нентов и их стыков чревато попаданием 

отработавших газов в салон автомоби­

ля. Дефектные компоненты и секции 

подлежат замене. 
3 При проведении работ с системой 

выпуска отработавших газов необходи­

мо выполнять следующие указания: 

a) Подлежащий отпусканию крепеж 

предварительно смажьте проникаю­

щим маслом или другим веществом 

для растворения ржавчины. Замеча­

ние: При сильном повреждении сис­

темы коррозией для расстыковки ее 

секций может потребоваться газовый 

резак (альтернативно можно восполь­

зоваться ножовкой по металлу или 

пневматическим зубилом - не забудь­

те надеть защитные очки и перчатки: 

b) Заблаговременно приготовьте 

необходимые сменные прокладки, 

подвесные петли хомуты и крепеж,при 

снятии все уплотнения и элементы 

background image

Г л а в а 4  С и с т е м ы  п и т а н и я ,  у п р а в л е н и я  д в и г а т е л е м , 

в ы п у с к а и  с н и ж е н и я  т о к с и ч н о с т и  о т р а б о т а в ш и х газов 

203 

21.6  К а б е л ь электропроводки лямбда-

зонда (двигатель  Z 2 0 L E ( L / R / H ) ) 

1 Разьем электропроводки' 

2 Фиксирующие зажимы 

крепления подлежат обязательной 

замене; 
с) Уплотнительные поверхности де­

талей, которые устанавливаются по­

вторно, должны быть зачищены про­

волочной щеткой или наждачной бу­

магой. Перед установкой смажьте 

резьбовую часть крепежа антиприхва-

тывающим герметиком: 

б) При установке компонентов сле­

дите, чтобы между секциями системы 

и близлежащими элементами подвес­

ки/кузова оставался достаточный за­

зор. Особое внимание уделите пра­

вильности установки и надежности 

крепления термозащитных экранов 

(при соответствующей комплектации). 

4 При снятии или отсоединении при­

емной трубы нельзя допускать ее пови-

сания на гибкой секции трубы

 (см. 

сопр. иллюстрацию). Изгиб гибкой 

секции на угол 5 -10 " и скручивание на 

угол ± 0.5' могут привести к ее повреж­

дению и выходу из строя. По этой при­

чине при выполнении соответствующих 

работ следует закреплять приемную тру­

бу при помощи проволоки к жестким эле­

ментам днища, в случае необходимости 

воспользуйтесь помощью ассистента. 

Снятие и установка приемной 

т р у б ы / к а т а л и т и ч е с к о г о 

преобраз  о в а т е л я 

Снятие 

5 Для выполнения целого ряда работ 

в двигательном отсеке требуется снятие 

только приемной трубы. Для ее демон­

тажа поднимите и установите автомо-

2 1 . 7 Гайки (2)'крепления приемной 

т р у б ы 

биль на подставки, при соответствующей 

комплектации снимите защиту картера 

двигателя (см. Главу 2). 

6

 Двигатель Z20LE(L/R/H): Рассое­

дините разьем электропроводки лямб­

да-зонда (см. солр. иллюстрацию) и 

высвободите провод из фиксирующих 

зажимов. 
7 Отсоедините приемную трубу (см. 

сопр. иллюстрацию) от каталитичес­

кого преобразователя (при соответству­

ющей комплектации), для чего отпусти­

те 3 гайки. Замечание: На некоторых 

моделях каталитический преобразова­

тель входит в состав приемной секции 

и снимается вместе с ней. 

8 Закрепите при помощи проволоки 

центральный глушитель к днищу. 

9 Отсоедините приемную трубу от цен­

трального глушителя. При необходимо­

сти снимите с трубы лямбда-зонд. 

Установка 

10 Смажьте тонким слоем термостойкой 

монтажной пасты Opel резьбу лямбда-

зонда (бензиновый двигатель: черная 

смазка, дизельный двигатель: белая 

смазка), установите его на место. Вни­

мание: Монтажная паста должна нано­

ситься только на резьбу, не допускайте 

ее попадания на корпус лямбда-зонда! 

Замечание: Если лямбда-зонд устано­

вить без использования термостойкой 

смазки, резьба со временем начнет при­

кипать. В результате этого отвернуть 

зонд при следующем обслуживании бу­

дет не возможно. Новые датчики уже 

имеют необходимую смазку. 

11 Дальнейшая установка производит­

ся в порядке, обратном порядку снятия. 

Не забудьте заменить уплотнения газо­

вых стыков 

Снятие и установка  с и с т е м ы 

выпуска  о т р а б о т а в ш и х газов 

Снятие 

12 Поднимите и установите автомобиль 

на подставки, при соответствующей ком­

плектации снимите защиту картера дви­

гателя (см. Главу 2). Если центральная 

секция выпускного тракта не имеет дер­

жателей, ее необходимо закрепить при 

помощи проволоки к днищу автомобиля. 

13 В первую очередь снимите заднюю 

2 1 . 1 3  Д е р ж а т е л и  ( 1 ) задней секции 

системы выпуска отработавших газов 

2 1 . 1 5 Крепление центрального  г л у ш и ­

т е л я 

1 Держатели 

2 Болты крепления переднего стыко­

вочного соединения 

секцию системы выпуска отработавших 

газов, для чего разъедините заднее сты­

ковочное соединение и извлеките сек­

цию из держателей (см. сопр. иллюс­

трацию). 

14 Затем отсоедините приемную трубу 

от каталитического преобразователя, при 

необходимости снимите лямбда-зонд 

(см, выше). 

15 Извлеките центральный глушитель из 

держателей (см. сопр. иллюстрацию) 

и снимите его вместе с приемной тру­

бой. При необходимости отсоедините 

приемную трубу от центрального глуши­

теля, рассоединив переднее стыковоч­

ное соединение выпускного тракта. 

Установка 

16 Закрепите приемную трубу на ката­

лизаторе с новым уплотнением, не за­
тягивайте крепежные гайки.