Opel Zafira B. Руководство - страница 47

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48 

 

Opel Zafira B. Руководство - страница 47

 

 

background image

Глава 4 Системы питания, управления двигателем, 

выпуска и снижения токсичности отработавших газов 

С о д е р ж а н и е 

Часть А: Система питания 

1 Общая информация и меры безопасности 189 

2 Сбрасывание давления в системе питания 

бенизновых двигателей , 190 

3 Проверка состояния и замена топливных 

линий и их штуцерных соединений 190 

4 Удаление воздуха из топливного тракта 

дизельного двигателя 191 

5 Удаление загрязнений и воды из системы 

питания дизельного двигателя 191 

6 Снятие и установка компонентов 

впускного воздушного тракта 191 

7 Снятие и установка педали газа 192 
8 Снятие и установка топливного насоса 192 
9 Снятие и установка датчика запаса топлива 194 

10 Снятие и установка хомута крепления 

топливного фильтра (дизельные модели) 194 

11 Снятие и установка свечей накаливания 

(дизельные двигатели) 194 

12 Снятие и установка топливного бака 195 

Чаоть В: Система управления баизииоаго двигателя 

13 Общая информация и меры предосторожности...... 195 
14 Принцип функционирования 

систем впрыска топлива 197 

15 Снятие и установка топливных инжекторов 197 

Часть С: Система управления дизельного двигателя 

15 Общая информация , 198 
17 Снятие и установка топливных форсунок 199 

18 Снятие и установка ТНВД 200 

Часть D: Системы турбоиаддува, выпуска и снижения 
токсичности отработавших газов 

19 Турбокомпрессор и интеркулвр -

общая информация 201 

20 Сажеулавливаощий фильтр 

(двигатели с рабочим объемом 19 л) 202 

21 Система выпуска отработавших газов 202 
22 Системы снижения токсичности 

отработавших газов - общая информация 204 

Спецификации 

Общие параметры 

Топливо 

См. Спецификации к Главе 1. 

Топливный бак 

См. Спецификации к Главе 1. 

Удельный расход топлива/эмиссия СО

г 

См. Спецификации к Главе -Органы управления и приемы 
эксплуатации». 

Тип системы управления двигателем (ЕСМ) 

Тип системы питания 

Подробная информация приведена в Разделах 1, 13 и 16. 

Бензиновые модели 

Все модели оборудованы системой распределенного после­

довательного впрыска под управлением ЕСМ. Впрыск осу­

ществляется во впускные порты цилиндров. 

Дизельные модели 

Все модели оборудованы системой непосредственного впрыс­

ка с общей  т о п л и в о р а с п р е д е л и т е л ь н о й магистралью 

{•Common Rall») с электронной системой управления. 

Торговое обозначение 
Марка двигателя 

1.4 

Z14XEUP 

1.6 

Z16

 ХЕР 

1.8 

Z18XE 

18 
Z18XER 

ZO Turbo 

Z 20 LEL 

2.0 Turbo 

Z 20 LER 

2.0 
Twbo/OPC 
Z 20

 LEH 

Тип ЕСМ 

Motr 7.6.1 

Muflec-S 

Slmtec71 

«mtac71.5  Motr 7.6.1  Motr 7.6.2 

Motrarric 

Торговое обозначение 

Марка fla»ii*i*j№ 

22 

Z22YH 

1.3CDT1 

Z13 DTH 

1.7 CDTI 

Z17 DTI. 

1.7 CDTI 

Z17 DTH 

1.9 CDTI 
Z19DT/J 

1.9 CDTI 
Z19DT 

1.9 CDTI 

Z19 DTH 

Тип ЕСМ 

Slmtec81.1 

MM602 

EDC16C9 

EDC16C8  EDC16C9  EDC16C9 

EDC16C8 

Технические характеристики системы питания 

Тип топливного насоса 

низкого давления Электрический, погружной, 

помещается внутри топливного бака 

Дизельные модели и бензиновые модели 
с турбокомпрессором ТНВД -Common Rail» 

(без функции распределения топлива) 

Регулировочные данные 

Как на бензиновых так и на дизельных моделях управление 

системой питания осуществляется электронными устройства­
ми. Регулирование любых параметров системы питания дол­

жно производится только на СТО с использованием специ­

ального диагностического оборудования. 

background image

Г л а в а 4  С и с т е м ы  п и т а н и я ,  у п р а в л е н и я  д в и г а т е л е м , 

в ы п у с к а и  с н и ж е н и я  т о к с и ч н о с т и  о т р а б о т а в ш и х газов 

189 

У с и л и я затягивания резьбовых  с о е д и н е н и й , Нм 

бее двигатели 

j Гайки крепления педали газа 12 

Гайки крепления элементов системы 
выпуска отработавших газов 

Гайки приемной трубы (двигатель Z22YH) 45 
Гайки приемной трубы (все остальные) 20 
Гайки крепежных хомутов 50 

Бензиновые двигатели 

Крепления топливораспределительной магистрали 8 

Болты крепления модуля ЕСМ/провода -массы» 8 
Штуцерные гайки крепления топливопроводов 

к топливораспределительной магистрали 15 

Г*. Z16XEP 

» Гайки крепления выпускного коллектора, 22 

Докаталитический лямбда-зонд 40 

Болты крепления защиты выпускного коллектора 8 

Двигатель Z14XEP 

Болты крепления защиты выпускного коллектора 8 

Болты крепления кронштейна 
каталитического преобразователя 15 Нм 

Часть А: Система питания 

Дизельные двигатели 

Гайки хомута крепления топливного фильтра 25 
Штуцерные гайки топливных линий форсунок 25 

Двигатель Z13DTH 

Свечи накаливания 10 

Гайки крепления ТНВД 15 

Двигатели Z17DT(L/H) 

Свечи накаливания 17.5 

Гайка крепления зубчатого колеса привода ТНВД 70 
Болты крепления форсунок 38 

Защита выпускного коллектора 12 

Двигатель Z19DTH 

Свечи накаливания 8 
Гайки крепления ТНВД 25 
Сажеулавливающий фильтр 
Крепление переднего стыка 20 
Накидная гайка датчика температуры 55 
Гайка крепежного хомута задней секции 
выпускного тракта 45 

1 Общая информация и 

меры безопасности 

Общая  и н ф о р м а ц и я 

1 Система питания любого двигателя 

внутреннего сгорания состоит из систе­

мы подачи топлива и системы подачи 

воздуха. 

2 Основными элементами системы 

подачи топлива являются установленный 

сзади под автомобилем топливный бак, 

помещенный в него электрический топ­

ливный насос (низкого давления) и топ­

ливный фильтр. Все элементы системы 

соединены между собой топливопрово­

дами. 

3 Система подачи воздуха включает в 

себя воздухоочиститель (со сменным 

фильтрующим элементом), систему воз­

духоводов, турбокомпрессор и охлади­

тель надувочного воздуха (интеркулер). 
4 На бензиновых моделях предусмот­

рена система улавливания топливных 

испарений (EVAP). Вредные пары бен­

зина из вентиляционной системы посту­

пают в адсорбер и далее в цилиндры 

двигателя, где происходит их сгорание. 

Адсорбер паров топлива закреплен на 

правом крыле автомобиля. 
5 Система питания двигателя тесно 

связана и функционирует как единое 

целое с системами управления двига­

телями (см. Части В и С) и системой за­

жигания (бензиновые двигателя) (см. 

Главу 5). 

6 Управление процессом образования 

рабочей смеси и подачи ее в цилиндры 

двигателя на современных автомобилях 

осуществляется электроникой, поэтому 

практически все основные элементы 

системы питания двигателя снабжены 

контрольными датчиками. Трос приво­

да от педали подачи газа отсутствует -

его функции выполняет специальный 

датчик положения педали. 

7 Все поступающие от информацион­

ных датчиков данные обрабатываются в 

электронном модуле системы управле­

ния двигателем, осуществляющим на 

основании их анализа управление мо­

ментами и количеством подачи топлива 

в цилиндры, обеспечивая оптимальные 

эксплуатационные характеристики сило­

вого агрегата вне зависимости от изме­

нения внешних факторов. 

в В случае возникновения неисправно­

сти в каком-либо элементе системы уп­

равления двигателем на панели прибо­

ров активируется контрольная лампа 

отказов (MIL) (см. Главу «Органы управ­

ления и приемы эксплуатации», Раздел 

16). При срабатывании контрольной лам­

пы автомобиль следует при первой же 

возможности отогнать на фирменную 

станцию техобслуживания Opel для про­

ведения подробной диагностики с при­

менением специального оборудования 

(см. Главу 5) и выполнения необходи­

мого восстановительного ремонта. 

9 Данные об оставшемся в баке резер­

ве топлива наряду с данными о режиме 

его расхода выводятся на дисплей ин­
формационно-развлекательной системы 

(см. Главу «Органы управления и при­

емы эксплуатации», там же приведены 
советы по снижению расхода топлива). 

М е р ы  б е з о п а с н о с т и и  п р а в и л а 
с о б л ю д е н и я  ч и с т о т ы  п р и  р а б о т е 
с  т о п л и в н о й  с и с т е м о й 

10 Бензин является в высшей степени 

огнеопасной жидкостью. Не приближай­

тесь к месту проведения работ с откры­

тым огнем или зажженной сигаретой. Не 

производите обслуживание системы в 

помещениях, оборудованных работающи­

ми на природном газе и оснащенными 

контрольным факелом отопительными 

приборами (такими как водогреи и су­

шилки для одежды). Постоянно держи­

те под рукой огнетушитель класса В! 

11 Топливные пары ядовиты, - следите 

за обеспечением нормальной вентиля­

ции рабочего места. Топливо (особенно 

бензин) относится к числу канцероген­

ных веществ, т.е., - веществ, способству­

ющих развитию рака! Старайтесь не до­

пускать попадания топлива на открытые 

участки тела. - пользуйтесь резиновыми 

защитными перчатками и очками, при 

случайном непредвиденным контакте с 

горючим тщательно омывайте руки теп­

лой водой с мылом. Без промедления 

собирайте пролитое топливо и не скла-

background image

190 

Ч а с т ь  А :  С и с т е м а  п и т а н и я 

2.3 Сервисный штуцер (на примере 

двигателя Z16XEP) 

/ Предохранительная скоба 

2 Инжектор 

3 Топливораспределительная магист­

раль 

4 Защитный колпачок 

дывайте пропитанную ГСМ ветошь вбли­

зи источников открытого огня. 

12 Топливная система находится под 

давлением даже при остановленном 
двигателе (бензиновые модели). При 

вскрытии системы необходимо предва­
рительно сбросить давление при помо­
щи специального прибора (см. ниже). 

13 При работе с компонентами систе­

мы питания дизельного двигателя со­
блюдайте особые меры предосторожно­

сти. В особой мере данное утвержде­

ние относится к процедурам обслужи­
вания форсунок. Помните, что давление 

топлива на выходе из форсунок состав­
ляет около 1100 атмосфер, - не под­
ставляйте под струю руки и другие час­
ти тела. 

14  Д л я крепления шланговых соедине­

ний применяются хомуты ленточного и 
зажимного типа. После отсоединения 
шлангов зажимные хомуты следует за­
менять ленточными или червячными. 
Фиксация замков некоторых хомутов 
требует применения специальных при­
способлений. 

15 Перед расстыковкой штуцерных 

разъемов тщательно протирайте их сна­
ружи во избежание попадания грязи 
внутрь тракта. 

16 Снимаемые компоненты укладывай­

те на чистую подкладку и заворачивай­

те в полиэтилен или бумагу, - избегайте 
применения для протирки и оборачива­
ния компонентов ворсящейся ветоши. 

17 Если ремонт требует времени, про­

следите, чтобы на все открытые отвер­
стия в узлах и компонентах системы пи­

тания были установлены соответствую­

щие заглушки. 

18 Устанавливайте на место только чи­

стые детали. Запасные части вынимай­
те из упаковки только непосредственно 
перед установкой. Не применяйте дета­
лей, которые хранились неупакованными 
(например, в инструментальном ящике). 

19 Не применяйте содержащих силикон 

герметиков. Попавшие в двигатель час­

тицы силикона не сгорают и могут явить­
ся причиной повреждения лямбда-зонда. 
20 Перед снятием топливного бака не­
обходимо слить топливо или откачать его 
специально предусмотренным для этой 

2.4 Установка прибора (4) для контроля 

давления Opel-KM-J-34730-91 (на 

примере двигателя Z18XE) 

3 Соединительный штуцер 

5 Сливной шланг 

6 Сливной кран 

цели насосом. Но и пустой бак взрыво­
опасен! Перед утилизацией бака или пе­
ред выполнением ремонтных работ по 
восстановления бака (пайка, сварка, резка 
и т.п.) необходимо нейтрализовать дей­
ствие паров бензина, для чего обычно 

через бак пропускают отработавшие 

газы другого автомобиля в течение до­

статочно продолжительного времени. 
Лучше и правильнее всего будет дове­

рить восстановительный ремонт или ути­

лизацию бака специалистам СТО. 

2 Сбрасывание давления в 

системе питания 

бензиновых двигателей 

1 При работе двигателя для нормаль­

ного функционирования системы впрыс­

ка топлива, внутри топливной системы 

создается высокое давление (3.8 бар, а 

для некоторых и выше). После останов­

ки двигателя это давление сохраняется 
в системе еще длительное время.  Д л я 

предотвращения разбрызгивания топли­
ва при вскрытии топливной системы, что 
может повлечь за собой самые непред­
сказуемые последствия, необходимо 
сбросить давление топлива. Внимание: 
Сброс давления в системе питания дол­

жен осуществляться перед обслужива­

нием любого из ее компонентов с це­

лью минимизации риска воспламенения 

топлива и получения исполнителем 
травм! 

2 На двигателе Z18XE предвари­
тельно снимите верхнюю крышку дви­

гателя (см. Главу 2), а

 на двигателе 

Z20LE(L/R) отсоедините воздухозабор­

ник и шланг вентиляции картера. 

3 Снимите защитный колпачок  ( с м . 
сопр. иллюстрацию)
 сервисного шту­

цера (для проверки рабочего давления 
в системе питания топливом). 

4 Установите прибор для проверки/ 
сбрасывания рабочего давления топлив­

ной системы (KM-J-34730-91)

 (см. 

сопр. иллюстрацию) и опустите слив­

ной шланг в заранее приготовленную 
подходящую емкость. Откройте сливной 
кран и сбросьте давление топлива, при 

этом некоторое количество топлива со­

льется в емкость. Внимание: У двига­

теля Z22YH (с непосредственным впрыс­

ком) таким образом может быть сбро­
шено давление только в низконапорном 
контуре (до 4.2 бар)! Высокое (до 110 

бар) давление поддерживается в топлив­

ных трубках, подающих топливо от ТНВД 
непосредственно к инжекторам. Для 
сбрасывания высокого давления требу­
ются специальные приборы. 
5 По окончанию операции отсоедини­
те прибор и наверните защитный кол­

пачок. 

6 Если специального прибора в нали­
чии нет, можно поступить следующим 
образом: Удостоверьтесь, что зажигание 

выключено, снимите крышку с установ­

ленного в двигательном отсеке монтаж- --ч 

ного блока. Извлеките из своего noca-

дочного гнезда реле топливного насоса 

(см. Приложения). 

7 Запустите двигатель, дождитесь его -
самопроизвольного останова, затем про­
верните стартером еще в течение 5 с 

для полной уверенности, что давление в 

топливопроводах сброшено. Выключите 
зажигание и вставьте реле топливного 
насоса на место. 

3 Проверка состояния и 

замена топливных линий и 

их штуцерных соединений Q 

Внимание: Соблюдайте меры безопас­
ности (см. Раздел 1). 

См. так же Главу 1, Раздел 9. 

1 Линии топливного тракта системы 

питания проложены между топливным 
баком и двигательным отсеком. Сталь­
ные трубки и гибкие топливные шланги 
крепятся к днищу автомобиля посред­
ством зажимов и винтового крепежа. 
Каждый раз, когда автомобиль поднима­
ется над землей с какой-либо целью 
(например,  д л я осмотра или замены 
компонентов системы выпуска отрабо­

тавших газов), старайтесь воспользо­

ваться случаем и проверить состояние 

топливных линий и их штуцерных соеди­

нений. 
2 Внимательно осматривайте все 
шланги и трубки топливного тракта на 
наличие трещин, скручиваний, деформа­
ций и прочих механических поврежде­
ний. 
3 При выявлении признаков внутрен­
него загрязнения или нарушения прохо- •"• 

димости соответствующую секцию топ­
ливного тракта необходимо снять и про­
дуть сжатым воздухом. 
4 Удостоверьтесь в надежности затя- '* 

гивания всех штуцерных соединений 
шлангов и металлических трубок топлив­
ного тракта. При ослаблении и затяги­
вании штуцерных соединений пользуй­
тесь двумя гаечными ключами, чтобы 
избежать проворачивания ответной ча­
сти разъема. 
5 В обязательном порядке проверяй­

те состояние используемых  д л я герме-

background image

Г л а в а 4  С и с т е м ы  п и т а н и я ,  у п р а в л е н и я  д в и г а т е л е м , 

в ы п у с к а и  с н и ж е н и я  т о к с и ч н о с т и  о т р а б о т а в ш и х  г а з о в 

191 

тизации штуцерных соединений уплот-
нительных колец. Изношенные или ме­
ханически поврежденные кольца сразу 

же заменяйте. При замене гибких топ­
ливных шлангов используйте только 
фирменные компоненты, рассчитанные 

на высокое внутреннее давление. 
6 Гибкие топливные шланги должны 
прокладываться не ближе чем в 10 см 
от компонентов системы выпуска отра­
ботавших газов и не ближе чем в 25 см 

от каталитического преобразователя. 

Следите, чтобы топливные линии не со­

прикасались с кузовными элементами и 

компонентами подвески. Минимальная 

допустимая величина зазора составля­

ет 6.3 мм. 
7 Для замены высвободите подлежа­

щую демонтажу секцию топливного трак­

та из промежуточных фиксаторов креп­
ления ее к днищу автомобиля. В боль­
шинстве случаев гибкие шланги крепят­
ся к металлическим линиям посредством 
хомутов пружинного типа. Для отпуска­

ния хомута сожмите его плоскогубцами 
и сдвиньте вверх по шлангу. Деформи­
рованный при отпускании хомут повтор­

ному использованию не подлежит и дол­
жен быть заменен. Проследите, чтобы 
при подсоединении шланг был натянут 
на трубку по крайней мере на 2.5 см, 
правильным образом установите кре­
пежный хомут. 
Замечание: В некоторых штуцерных 
узлах используются разъемы быстрой 
стыковки, которые могут иметь различ­
ное исполнение. Чтобы не повредить 

такой разъем внимательно осмотрите 

его и разберитесь с принципом его дей­

ствия. Без необходимости не снимайте 

корпус разъема со штуцерной части 
металлической трубки, так как это при­
водит к ослаблению развиваемого им 
удерживающего усилия. 

8 В случае повреждения металличес­
кие или гибкие топливные линии, а так­

же соединительные штуцера восстано­
вительному ремонту не подлежат и тре­
буют замены - старайтесь использовать 
только фирменные запасные детали со­
ответствующего типоразмера. 

4 Удаление воздуха из 

топливного тракта 

дизельного двигателя 

1 Удаление воздуха из тракта систе­

мы подачи топлива происходит автома­
тически, чем и объясняется отсутствие 
ручного топливоподкачивающего насоса. 
2 Необходимость в удалении воздуха 
возникает после проведения работ по 
обслуживанию топливного фильтра или 

других элементов топливной системы, а 

также полной выработки топлива из топ­

ливного бака в ходе поездки автомоби­

ля (что крайне не желательно). 
3 Процедура удаления воздуха из топ­

ливного насоса и топливного тракта под­

робно приведена в Главе 1, Раздел 8. 
Необходимым условием успешного уда­

ления воздуха из топливной системы 
является наличие в топливном баке не 
менее 5 л топлива. Если снимался топ­

ливный фильтр, перед установкой необ­

ходимо заполнять его топливом. 

5 Удаление загрязнений и 

воды из системы питания 

дизельного двигателя 

1 Система питания, особенно дизель­

ных двигателей, очень чувствительна к 
попаданию в нее даже мелких посторон­
них частиц и воды. 
2 Абразивные частицы, кроме опасно­

сти нарушения проходимости топливно­

го фильтра и засорения топливных трак­

тов, приводят к износу элементов сис­
темы впрыска, соответственно, к сниже­

нию развиваемой двигателем мощнос­

ти, и в итоге - к выходу из строя ТНВД и 
форсунок. 

3 Вода появляется в топливной систе­
ме в результате заправки некачествен­
ного топлива, а также в результате кон­

денсации влаги, присутствующей в ат­

мосферном воздухе. Помимо развития 
коррозии на металлических компонентах 

топливной системы особую опасность 

представляет попадание воды в цилин­

дры двигателя. Дизельные двигатели 

имеют очень высокую степень сжатия, 
вода же является практически не сжи­
маемым физическим веществом - попа­

дание даже небольшого количества воды 

в цилиндры работающего двигателя мо­

жет привести к выходу двигателя из 
строя в результате гидроудара. Необхо­

димо своевременно сливать воду/отстой 

из топливного фильтра (см. Главу 1, Раз­

дел 8). 

Замечание: Емкости для хранения ди­

зельного топлива (включая как большие 

цистерны, так и топливные баки автомо­
билей) в большей степени подвержены 
влагообразованию.чем емкости для хра­
нения бензина, поскольку давление па­

ров последнего заметно выше. С целью 
минимизации попадания конденсата в 

топливо, старайтесь постоянно держать 

бак полным и избегать длительных про­
стоев транспортного средства. 
4 При попадании мелких частиц гря­
зи или естественного обводнения топ­
лива достаточно своевременно выпол­
нять работы ТО. В случае сильного заг­
рязнения топливной системы в резуль­
тате каких-либо особых обстоятельств 
(уронили кусок ветоши в бак, заправи­

ли полный бак топливом очень плохого 

качества, сильное развитие коррозии, 
несвоевременный переход на зимнее 
топливо, и как результат - парафин в 
топливных трактах и т.п.) требуется про­
ведение полной очистки системы. 
5 Полностью опорожните и снимите 
топливный бак. Замечание: Слитое топ­

ливо повторно использоваться не дол­
жно.
 Тщательно вымойте бак, промойте 

его изнутри чистым дизельным топли­
вом. Подсвечивая себе фонариком, удо­

стоверьтесь в абсолютности чистоты 
внутренних стенок бака. Если полностью 
удалить все отложения путем промывки 
не удается, прибегните к паровой чист­
ке, - добившись удовлетворительного 
результата, еще раз промойте бак чис­
тым дизтопливом. 
6 При образовании в дизельном топ­
ливе парафина отсоедините линии по­

дачи и возврата топлива, снимите топ­

ливный фильтр и промойте топливопро­
воды чистым топливом. 
7 Замените топливный фильтр, устано­
вите на место бак, восстановите исход­
ное подсоединение топливных линий и 
залейте в бак чистое дизельное топли­
во. Удалите воздух из системы (см. Раз­

дел 4). На первом этапе эксплуатации 
автомобиля удостоверьтесь в полноте 

восстановления работоспособности си­

стемы питания. 

8 Если возникает подозрение, что ТНВД 

загрязнен, его необходимо также тща­
тельно очистить. Не предпринимайте 

попыток самостоятельного проведения 

данной процедуры. - поручите ее выпол­

нение специалистам автосервиса. 

9 В магазинах автомобильных аксессу­
аров всегда можно приобрести специ­
альные присадки, служащие для предот­

вращения появления микроорганизмов 
и конденсации воды - проконсультируй­

тесь у официальных представителей ком­

пании Opel о том, какие присадки допу­
щены к использованию на конкретном 

автомобиле. Производители высокока­
чественного топлива сами добавляют 

подобного рода присадки в дизельное 

топливо. 

6 Снятие и установка 

компонентов впускного 

воздушного тракта 

С н я т и е 

1 Общая схема соединения компонен­

тов впускного тракта системы подачи 
воздуха представлена

 на сопр. иллю­

страции. В основном крепление трубо­
проводов и рукавов осуществляется по­
средством хомутов различного типа. В 
некоторых случаях для этой цели исполь­
зуются болтовые соединения. 
2 Наиболее важным элементом систе­

мы подачи воздуха является воздухоочи­

ститель. При выполнении работ по его 
обслуживанию достаточно снять только 
верхнюю крышку (см. Главу 1), но при 
выполнении многих работ по ремонту и 
замене других элементов двигательно­
го отсека требуется демонтаж всего воз­

духоочистителя в сборе. 

3 На

 двигателе Z16XEP рассоедините 

разъем электропроводки датчика измере­
ния массы воздуха

 (см. сопр. иллюст­

рацию), для чего сдвиньте назад желтую 

стопорную скобу и вдавите фиксатор, вы­

верните крепежный болт, ослабьте хомут 

и отсоедините впускной трубопровод от 
корпуса дроссельной заслонки (или, в за-