Магирус-290. Техническое обслуживание системы питания двигателя Ф10Л413

  Главная      Учебники - Транспорт     Автомобиль Магирус-290. Устройство, обслуживание, эксплуатация (Пугаченко А. Н.) - 1980 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

Магирус-290. Техническое обслуживание системы питания двигателя Ф10Л413

Основными мероприятиями по уходу за системой питания является содержание в чистоте всех приборов, качественное и регулярное проведение регулировочных работ, очистка и промывка воздушных и топливных фильтров, проверка всех соединений и креплений, подтяжка их в случае необходимости и удаление воздуха из топливопровода. Особое внимание необходимо уделять обслуживанию топливной аппаратуры. Оно должно проводиться с .максимальной тщательностью и чистотой.

Рассмотрим подробнее наиболее важные и часто выполняемые работы по техническому обслуживанию системы питания двигателя.

Обслуживание воздушных фильтров. В период работы воздушные фильтры засоряются, особенно при эксплуатации автомобиля по пыльным дорогам, поэтому обслуживание их может потребоваться ежедневно. Контроль за состоянием воздушных фильтров, как указывалось ранее, осуществляется по указателю загрязнения (рис. 50).

Обслуживание фильтров заключается в первую очередь в очистке пылесборников. При этом следует помнить, что от своевременной очистки пылесборников зависит работоспособность и долговечность бумажных фильтрующих элементов.

Для их очистки необходимо остановить двигатель, поднять капот, на каждом фильтре откинуть защелку (скобу) 7 (см. рис. 36) и вынуть пылесборник 8 вместе с крышкой 6. Крышку снять с пылесборника, высыпать из него пыль и протереть сухой чистой ветошью. Затем в об* ратном порядке собрать фильтр.

Если указатель загрязнения фильтров показывал красное поле, то после ухода за фильтрами следует нажать кнопку 2 (см. рис. 50) и поле. исчезнет.

При более тщательном обслуживании воздушных фильтров их полностью разбирают и, кроме пылесборников, очищают или заменяют бумажный фильтрующий элемент. При этом отвертывают гайку 5 (см. рис. 36), вынимают фильтрующий элемент

4 н очищают или заменяют его. Направляющие лопатки предварительного отделителя 1 очищают кисточкой.

Бумажный фильтрующий -элемент может подвергаться сухой и мокрой чистке. Сухая чистка фильтрующего элемента проводится при наличии на нем серой пыли без копоти или сажи сухим сжатым воздухом до полного удаления пыли. Во избежание прорыва фильтрующего элемента давление сжатого воздуха должно быть не более 4—5 кгс/см2. Струю воздуха следует направлять под углом к поверхности снаружи и изнутри, при этом силу струи регулировать изменением расстояния шланга от элемента. Применять сжатый воздух для очистки фильтра без выема элемента из корпуса недопустимо.

При наличии на картоне копоти, масла, топлива и если обдув сжатым воздухом неэффективен, фильтрующий элемент можно чистить многократным окунанием в воду с обычным стиральным порошком, имеющую температуру 40—50° С.

Затем элемент следует прополоскать в чистой теплой воде и тщательно просушить. Мокрая чистка фильтрующего элемента может проводиться 5—7 раз.

После каждого обслуживания элемента или при установке нового необходимо визуально проверить его состояние, подсвечивая изнутри лампой. При наличии механических повреждений, разрывов юфр картона, отслаивания или разрывов прокладки на торце элемента и других повреждений фильтрующий элемент следует заменить.

Сборку фильтра выполняют в обратном порядке. При сборке необходимо обращать внимание на состояние уплотнительной прокладки 9. Прокладки, имеющие повреждения, заменяют новыми.

 

 

 

 

Рис. 50. Указатель загрязнения воздушного фильтра
1 — красное полез 2 — кнопка

 

 

 

 

Проверка герметичности топливной системы. Для предотвращения подтекания топлива и подсоса воздуха в системе необходимо следить за креплением всех соединений топливопроводов, состоянием уплотнений и своевременно и правильно их подтягивать.

Топливо может подтекать в соединительных штуцерах топливопроводов и через неплотности крепления стакана фильтра-отстой-ннка или колпаков двухступенчатого фильтра. Подтекание топлива вызывает чрезмерный его расход и может служить причиной пожара, поэтому даже незначительные подтекания необходимо устранять.

Места утечки определяют осмотром соединений топливопроводов и уплотнений приборов системы питания. Подтекание, как правило, устраняют подтягиванием штуцеров, гаек и болтов крепления. Подтягивать их следует осторожно, так как при чрезмерно сильной затяжке можно повредить резьбу.

Подсос воздуха в топливной системе может происходить в местах неплотностей в соединениях трубопроводов с приборами системы питания на участке разрежения, т. е. на участке от топливного бака до топливоподкачивающего насоса. Подсасывание воздуха уменьшает подачу топлива в цилиндры и сопровождается пеустойчивой работой двигателя со звонкими негромкими стуками, повышенным дымлением.

Для отыскания места подсоса воздуха необходимо тщательно осмотреть топливопроводы и их соединения на участке разрежения. Подсос воздуха можно обнаружить по выделению пены или подтеканию топлива в местах соединения топливопроводов. Место обнаруженного подтекания топлива при неработающем двигателе может явиться местом подсасывания воздуха при работе двигателя.

Для устранения подсоса воздуха следует подтянуть резьбовые соединения или при необходимости заменить неисправные детали новыми, а после устранения прокачать систему питания.

 


Удаление воздуха из топливной системы. После ремонта системы питания, связанного с отсоединением топливопроводов, обслуживания топливных фильтров или в связи с наличием воздуха в системе, попавшего туда каким-либо другим способом, воздух из топливной системы удаляют.

Для удаления воздуха из топливной системы следует отвернуть на 2—3 нитки левую пробку 3 (см. рис. 41), поворотом влево расконтрить головку штока поршня ручного топливоподкачивающего насоса и прокачивать систему до появления из-под головки пробки 3 топлива, свободного от пузырьков воздуха. По окончании прокачки пробку вновь завернуть. Таким же образом удалить воздух из топливного фильтра, отвернув правую пробку 3.

После удаления воздуха из топливной системы обязательно фиксировать головку штока поршня топливоподкачивающего насоса.

На топливном насосе высокого давления не предусмотрено приспособление для удаления воздуха. Разобщать топливопроводы для удаления воздуха также не допускается.

 



Обслуживание топливных фильтров. Одной из главных задач технического обслуживания системы питания двигателя является обеспечение тщательной фильтрации топлива, начиная от момента заправки топлива в бак и далее на всем .пути его к цилиндрам, а также поддержание в исправном состоянии фильтров системы: фильтра-отстойника предварительной очистки топлива и двухступенчатого топливного фильтра тонкой очистки.

При работе двигателя фильтрующие элементы топливных фильтров постепенно засоряются механическими примесями, которые препятствуют прохождению топлива к топливным насосам. При этом двигатель плохо пускается, работает с перебоями под нагрузкой, часто останавливается. Кроме того, топливные фильтры, задерживая вредные включения в топливе, предохраняют от износов и задиров прецизионные пары топливного насоса высокого давления и форсунок. Поэтому в процессе эксплуатации необходимо внимательно следить за состоянием топливных фильтров и своевременно проводить им техническое обслуживание.

Для обслуживания фильтра-отстойника предварительной очистки топлива необходимо:

 

освободить стяжную гайку 2 (см. рис. 39), отвести в сторону хомутик 1 и снять стакан 5 фильтра с сетчатым фильтрующим элементом 4;

промыть сетку фильтрующего элемента и внутреннюю полость стакана с бензином или дизельным топливом и продуть сжатым воздухом;

собрать фильтр-отстойник в обратном порядке. При сборке следует обращать внимание на качество уплотнительной прокладки и нормальное затягивание гайки, обеспечивающее герметичность уплотнения;

убедиться в отсутствии подсоса воздуха через фильтр при работающем двигателе.

Обслуживание двухступенчатого топливного фильтра тонкой очистки проводить в следующем порядке:

вывернуть болты 2 (см. рис. 41) крепления колпаков фильтра, снять колпаки, вынуть фильтрующие элементы 5 и 6 и промыть колпаки бензином или чистым дизельным топливом;

заменить бумажный и фетровый фильтрующие элементы и поставить их в колпаки. Если фетровый элемент по времени его использования подлежит очистке, то поступают следующим образом: отверстия в элементе с обеих сторон закрывают резиновыми пробками, элемент погружают в дизельное топливо и дают возможность пропитаться, затем вынимают и продувают сжатым воздухом изнутри. Образовавшиеся снаружи пузырьки пены смывают. Процесс повторяют 4—5 раз;

установить колпаки с элементами на место, затянуть болты, пустить двигатель и убедиться в герметичности фильтра. Подтекание топлива устранить подтяжкой болтов крепления колпаков.

После обслуживания топливных фильтров систему заполняют топливом и удаляют из нее воздух, используя ручной топливоподкачивающий насос.

 

 

Установка и регулировка топливного насоса высокого давления. При нарушении работы топливного насоса появляются стуки в двигателе (ранняя подача) или дымный выпуск (поздняя подача) и др. Кроме того, секции насоса вследствие износа плунжерных пар могут подавать различное количество топлива. При этом двигатель будет работать неравномерно, ухудшается его экономичность и мощность. Рекомендуется периодически проверять работу и при необходимости регулировать насос.

Основными регулировками топливного насоса высокого давления являются: регулировка начала подачи топлива, установка угла опережения впрыска топлива, регулировка величины и равномерности подачи топлива секциями насоса, регулировка минимальной и максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Указанные регулировки топливного насоса высокого давления должны выполнять квалифицированные специалисты в мастерской, оборудованной специальными приборами и стендами.

Рассмотрим установку насоса высокого давления и регулировку начала подачи топлива как наиболее чаще встречающихся при

 

эксплуатации автомобиля. При смене топливного насоса высокого давления, а также при производстве ремонтных работ на двигателе со снятием топливной аппаратуры возникает необходимость в установке насоса и его регулировке.

В первую очередь определяют начало подачи топлива в первом цилиндре двигателя.

Специальным торцовым ключом с воротком проворачивают коленчатый вал двигателя до перекрытия клапанов в первом цилиндре, т. е. до момента, когда происходит одновременно закрытие одного и открытие другого клапанов. Затем коленчатый вал проворачивают еще на одни оборот до совпадения стрелки с меткой«ОТ» на шкиве коленчатого вала. Это есть ВМТ первого цилиндра, т. е. начало впрыска топлива в первом цилиндре.

Практически она находится раньше ВМТ на 26°. Таким образом, двигатель подготовлен для установки насоса и регулировки начала подачи топлива.

Далее регулируют топливный насос и устанавливают на двигатель. Если регулировка проводилась без снятия насоса, то необходимо отсоединить пластинчатую муфту. Регулировку осуществляют поворотом кулачкового вала насоса по часовой стрелке,’ если смотреть со стороны привода.

Кулачковый вал вращается до начала подъема первого толкателя, т. е. до начала впрыска топлива в нервом цилиндре. При этом с трубки первого цилиндра должна упасть капля дизельного топлива. В этом положении монтируют все узлы и детали топливного насоса и пластинчатую муфту.

Для более точной регулировки начала подачи .топлива к нагнетательному штуцеру насоса подключают топливопровод с подкачивающим насосом от дополнительного резервуара, а к штуцеру первого цилиндра присоединяют сливную трубку. Рейку насоса задвигают вперед до отказа. Подкачивающим насосом создается давление топлива в насосе высокого давления.

На пластинчатой муфте ослабляют два болта, обеспечивая люфт между ведущим и ведомым дисками. Проворачивая ведомый диск вместе с кулачковым валом по ходу часовой стрелки, добиваются такого положения, чтобы с трубки первого цилиндра через каждые

5 с падала капля дизельного топлива. В этом положении болты пластинчатой муфты фиксируют.

Окончательную регулировку осуществляют корпусом насоса. Крепежные болты с одной стороны ослабляют, а с другой затягивают и насос поворачивают в ту или другую сторону. При поворачивании насоса вверх против часовой стрелки впрыск будет происходить раньше, а в обратную сторону — позже. В это время подкачивающим насосом необходимо постоянно создавать давление и добиваться, чтобы со сливной трубки первого цилиндра через каждые 5 с падала одна капля дизельного топлива.

Топливопроводы высокого давления от насоса к форсункам подключаются в порядке I—6—2—7—3—8 — 4 — 9—5—10, начиная со стороны привода насоса.

При установке пластинчатой муфты необходимо обратить внимание на совпадение меток фланца кулачкового вала и фланца муфты. Если метки не совпадают, то регулировка топливного насоса будет нарушена, двигатель работать не будет или будет работать с перебоями.

Проверку и регулировку форсунок выполняют на специальном стенде (рис. 51). Форсунки проверяют на герметичность, величину подъема иглы и качество распыливания топлива.

При проверке герметичности форсунки на стенде создается давление до 300 кгс/см2. Падение давления свидетельствует о нарушении герметичности форсунки в запорной части иглы или в ее направляющей части, а также в сопряжении корпуса распылителя с корпусом форсунки.

При проверке величины давления начала подъема иглы медленно повышают давление в полости форсунки, наблюдая за показаниями манометра. Величину давления фиксируют в момент начала впрыска топлива. Каждая форсунка должна быть отрегулирована на давление подъема иглы 175—183 кгс/см2. Регулируют форсунку регулировочными шайбами, установленными между пружиной и торцом внутренней полости корпуса форсунки. При увеличении общей толщины регулировочных шайб давление повышается, при уменьшении —- понижается.

Качество распыливания топлива проверяют на отрегулированной форсунке. Если при подводе топлива к форсунке со скоростью 70—80 качков в минуту оно впрыскается в атмосферу в туманообразном состоянии и равномерно распределяется по плоскости распыливания, то его качество считается удовлетворительным. Начало и конец впрыска должны быть четкими и сопровождаться характерным глухим звуком.

В случае закоксовывания отверстий распылителя форсунку разбирают, ее детали промывают в бензине и смазывают профильтрованным дизельным топливом.

Практически на автомобиле форсунки проверяют с помощью контрольно-измерительного прибора. Прибор представляет собой смеситель, к которому присоединяют манометр и испытуемую форсунку, в нижней части имеются трубка и накидная гайка для соединения со штуцером секции топливного насоса высокого давления.

Проворачивая коленчатый вал, плунжер испытываемой секции устанавливают в нижнее положение. Рычагом насоса ручной подкачки создают -давление в насосе высокого давления на 25— 30 кгс/см2 ниже давления начала подъема иглы. При этом давлении распылитель не должен пропускать капель топлива.

 

 

Повышают давление до впрыска. Давление начала подъема иглы распылителя сравнивают с величиной, указанной в таблице технических данных для данной форсунки, и определяют ее пригод-ность к дальнейшей эксплуатации.

Форсунку проверяют также на качество распыла топлива и герметичность. При впрыске топлива должны образовываться две равномерные струи без мест сгущения и видных на глаз капель. Впрыск должен прекращаться резко без подтекания топлива с рас-пылпвающих отверстий.

При обнаружении неисправности форсунки несколько раз для контроля производят впрыск распылителем с помощью отвертки, поднимая толкатель и плунжер секции топливного насоса.

Неисправные форсунки направляют в мастерскую для ремонта, испытания и регулировки на специальном стенде.

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..