МАГИРУС-290. ПРАВИЛА ЗАТЯЖКИ БОЛТОВ ПРИ СБОРКЕ
ДВИГАТЕЛЯ Ф10Л413
При сборке двигателя стопорение болтов и гаек с помощью шплинтов,
пружинных шайб, загибания стопорных пластин и прочее не производится.
Для осуществления стопорения болтов использовано свойство металла
сохранять упругость (напряженность) до определенного момента, после
которого начинается его текучесть.
Прочность болтов зависит от их геометрических размеров и качества
металла. По качеству металла болты классифицируются на три группы и на
головке имеют обозначения 8,8 (8G), 10,9 (10К) и 12,9 (12К).
Поэтому затяжка всех болтов при сборке двигателя осуществляется по
определенной схеме.
Перед сборкой резьбу и опорные поверхности болтов рекомендуется смазать
маслом, применяемым для смазки двигателя. Болты
затягивают по этапам (табл. 5). Предварительную
затяжку выполняют динамометрическим ключом усилием, указанным в табл. 5.
Если применить динамометрический ключ не предоставляется возможным, то
можно вставить вороток в торцовый ключ и, держа руки, как показано на
рис. 52, затянуть все болты. Применение данного приема позволяет
затянуть болты средним усилием 3— 4 кгс-м. Но в отдельных случаях
предварительная затяжка осуществляется усилием 5—6 кгс-м, как указано в
табл. 5. После предварительной затяжки выполняют следующие этапы. При
этом болты затягивают крест-накрест по этапам и углам поворота болта в
градусах, указанных в табл. 5.
Углы затяжки болта следует определять с помощью маркировки головки болта
(рис. 53).
Эти правила затяжки болтов исключают возможные ошибки при сборке
ответственных сопряжений. Наличие динамометрического ключа позволяет
контролировать максимальный момент затяжки каждого болта.