КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ ДВИГАТЕЛЕЙ МОТОЦИКЛОВ «УРАЛ», «ДНЕПР»
Коленчатый вал двигателя МТ 10-32 отлит из высокопрочного чугуна. Вал
опирается на два подшипника (рис. 2.4). Колена вала расположены в одной
плоскости под углом 180°. Номинальный диаметр коренных шеек составляет
45±0,008 мм, шатунных 48±0,025 мм.
Шатунные шейки полые. Их полости закрыты нарезными пробками и закернены.
Щеки коленчатого вала, прилегающие к коренным шейкам, имеют систему
уравновешивания.
На переднем конце коленчатого вала на сегментных шпонках установлена
ведущая шестерня 4 распределительного вала и центрифуга. Задний конец
вала конический. На нем установлен маховик 22, закрепленный центральным
болтом 29. После затягивания болт фиксируется шайбой 27. Чтобы двигатель
работал без вибраций, коленчатый вал и маховик отбалансированы.
Коленчатые валы двигателей К-750М и М67-36 собраны из отдельных деталей
по специальной технологии, неразборные. Разбирать и собирать такие валы
возможно только при помощи специальных приспособлений. Коленчатый вал
(рис. 2.25) состоит из двух цапф (передней 6 и задней 4) с коренными
шейками и противовесами, средней щеки 2 и кривошипных пальцев 3. Все
детали соединены между собой при помощи прессовой посадки. К внешним
сторонам передней и задней цапфы винтами прикреплены маслоуловители. В
пальцах имеются глухие отверстия и
радиальные каналы для подачи масла к роликовому
подшипнику 5 нижней головки шатуна 1. На шейке передней цапфы
установлена ведущая шестерня газораспределителя, а на конической части
задней цапфы на шпонке посажен маховик.
Передняя и задняя цапфа коленчатого вала и средняя щека двигателя К-750М
изготовлены из стали 45, а двигателя М67-36 - из легированной стали.
Для обеспечения точности сборки и равномерности нагрузки ролики разбиты
на группы в зависимости от размера внешнего диаметра (табл. 2.6).
Внутренним кольцом роликового шатунного подшипника
служит поверхность пальца коленчатого вала. Перед сборкой коленчатого
вала шатунные подшипники комплектуют.
Шатуны, кривошипные пальцы и ролики изготавливают с высокой точностью а
затем сортируются и маркируются. Пальцы маркируются по внутреннему
диаметру, ролики - по внешнему, а затем комплектуются (табл. 2.6).
У скомплектованных шатунных подшипников зазор в собранном подшипнике
должен быть в пределах 0,010 - 0,024 мм - для двигателя К-750М и 0,010 -
0,012 мм - для двигателя М67-36.
Рис. 2.25. Коленчатый вал двигателя К-750 в
сборе: 1 - шатун; 2 - средняя щека; 3 - кривошипный палец; 4 - задняя
цапфа, 5 - роликовый подшипник нижней головки шатуна; 6 - передняя цапфа