Поршневые кольца двигателей мотоциклов Урал,
Днепр
На двигателях тяжелых мотоциклов устанавливается по
четыре кольца в каждом цилиндре. Два верхних поршневых кольца создают
необходимую герметичность, препятствуют прорыву газов из камеры сгорания
в картер двигателя. Два нижних (маслосъемных) кольца служат для удаления
избыточного масла со стенок цилиндра.
Поршневые кольца изготавливаются из специального чугуна. Верхнее
компрессионное кольцо хромировано. Это увеличивает его износостойкость и
способствует увеличению срока службы остальных колец и зеркала цилиндра.
Маслосъемные кольца изготавливаются с внешней цилиндрической проточкой и
щелевидными прорезями, через которые лишнее масло отводится со стенок
цилиндра во внутреннюю полость поршня. Для двигателей всех марок
мотоциклов "Днепр" и ''Урал" маслосъемные кольца взаимозаменяемы.
Компрессионные кольца двигателей всех моделей "Днепр" и "Урал"
одинаковые по диаметру, но имеют различие по высоте в зависимости от
модели (табл. 2.4). Кольца ремонтных размеров имеют увеличенный внешний
диаметр на 0,2 и 0,5 мм в соответствии с группой ремонта.
Таблица 2.4 Обозначения и размеры поршневых колец
Замки колец на стыке прямые. Зазор в замках при
вставке колец в цилиндр должен быть в пределах 0,15-0,60 мм.
С 1985 года на двигателях МТ 10-32 вместо верхнего чугунного кольца
устанавливается стальное маслосъемное кольцо, которое состоит из двух
дисков, а также радиального и осевого расширителей (рис. 2.18).
Упругость радиального расширителя составляет 0,25 - 0,35 Н (2,5 -3,5
кгс). Для нормальной работы колец внутренний диаметр канавки поршня
обработан в пределах 68,8 - 69,2 мм. Использование стальных маслосъемных
колец дало возможность снизить расход масла приблизительно в два раза.
Поршневые кольца можно снять с помощью съемника или латунных полосок
(рис. 2.19). Перед проверкой колец их необходимо очистить от нагара и
промыть. Если при осмотре обнаружены большие не приработавшиеся к
цилиндру участки, трещины и сколы, а также потеря упругости, то такие
кольца необходимо заменить. Канавки поршня очищают от нагара при помощи
приспособления (рис. 2.20).
Для новых поршневых колец зазоры должны быть: для компрессионных - 0,04
- 0,08 мм; для маслосъемных - 0,025 - 0,065 мм. Если зазор превышает
указанные верхние пределы на 0,03 мм - кольцо следует заменить.
Если и при установке нового кольца зазор остается увеличенным -
необходимо заменить поршень. Соответствие толщины кольца глубине канавки
поршня можно проверить при помощи линейки (рис. 2.21).
Перед установкой новых колец их необходимо подогнать по высоте в
соответствии с размером канавки поршня при помощи напильника или
наждачной шкурки (рис. 2.22).