Левый и правый цилиндры 6 (рис. 2.2) двигателя МТ 10-32 одинаковые по
конструкции. Рубашка (оболочка) цилиндров изготовлена из алюминиевого
сплава. Она соединяется диффузионным способом с гильзой, отлитой из
специального чугуна. Это дает возможность значительно снизить
теплонапряженость поршневой группы и обеспечить ее высокую
работоспособность. Диаметр цилиндра 78+0-04 мм. В нижней части цилиндра
расположен фланец с отверстиями для шпилек, крепления цилиндров и
головок к картеру. Верхняя часть цилиндра имеет кольцевой бурт, который
входит в цилиндрический разрез головки. Между цилиндром и головкой
установлена прокладка 4 из мягкой красной меди толщиной 0,6 мм.
Цилиндры 3 двигателя К-750М (рис. 2.8) отлиты из чугуна. Они не
взаимозаменяемы. Левый цилиндр отличается от правого размещением
впускных и выпускных клапанов. В верхней части цилиндры имеют приливы с
двумя клапанами для впуска рабочей смеси и выпуска отработанных газов. В
нижней части цилиндра находится фланец с шестью отверстиями, через
которые цилиндр крепится к двигателя шпильками. Заодно с фланцем
цилиндра отлита клапанная коробка, в которой находятся клапаны 13 и их
пружина 14. Во фланце левого цилиндра размещена кольцевая канавка с
тремя отверстиями для подачи масла по масляной магистрали в рабочую зону
цилиндра; в верхней части цилиндра сделаны восемь резьбовых отверстий
для крепления головки.
Цилиндры 8 (рис. 2.10) двигателя М67-36 ("Урал") изготовлены из чугуна.
Они имеют одинаковую конструкцию и взаимозаменяемы. В верхней части
цилиндра имеются четыре отверстия для шпилек крепления головки и два
отверстия, в которые запрессованы трубки штанг толкателя. Кроме того, в
цилиндре предусмотрено отверстие для дренажной трубки, по которой
остатки масла стекают из полости головки цилиндра. К картеру двигателя
цилиндр крепится четырьмя шпильками.
Таблица 2 1. Размерные группы поршней и цилиндров
Марка
двигателя
Условное
обозначение группы поршня
Диаметр поршня, мм
Условное
обозначение группы цилиндра
Диаметр цилиндра,
мм
Зазор
мм
МТ 10-32
77,95
77,95-77,94
1
78,61-78,00
0,05-
72,96
77,96-77,95
2
78,01-78,01
0,05-
77,97
77,97-77,96
3
78,03-78,02
0,05-
77,98
77,98-77,97
4
78,04-78,03
0,05-
К-750М
77,93
77,93-77,92
1
78,01-78,00
0,07-
77,94
77,94-77,93
2
78,02-78,01
0,07-
77,95
77,95-77,94
3
78,03-78,02
0,07-
77,96
77,96-77,95
4
78,04-78,03
0,07-
М67-36
А
77,92-77,91
А
Ш1-78.00
0,08-
В
77,93-77,92
В
78,02-78,01
0,08-
С
77,94-77,93
С
78,03-78,02
0,08-
Примечание: 1. Диаметр поршня измеряется в нижней части юбки (ниже
нижнего маслосъемного кольца) перпендикулярно оси пальца при температуре
20°С 2. При наличии овальности и конусности цилиндра его диаметром
считается наименьший диаметр.
Рис. 2.16. Цилиндр двигателя К-7: - "Днепр-12"
(правый): 1 - конусная поверхность седла клапана; 2 - плоскость разъема
с головкой цилиндра; 3 - плоскость разъема с картером двигателя;
4 - зеркало цилиндра; 5 - отверстие направляющей клапана