Поршни двигателей мотоциклов "Днепр" и "Урал" отлиты из жаропрочного
алюминиевого сплава и термически обработаны. Поршень состоит из головки
со сферическим или плоским днищем, юбки и бобышек. На поршне
устанавливаются поршневые кольца (два компрессионных и два
маслосъемных). В канавках под поршневыми кольцами расположены сквозные
отверстия для стока масла. Юбка поршня изготавливается специальной
овальной формы. Больший диаметр юбки располагается в плоскости,
перпендикулярной оси поршневого пальца. Юбка поршня имеет также
коническую форму. Разница большего и меньшего диаметра юбки составляет
0,015 мм. Диаметр верхней части юбки меньше чем диаметр нижней части на
0,03 - 0,05 мм. Овальность и конусность юбки нужны для того, чтобы при
малом зазоре между ней и цилиндром поршень, расширяясь от нагревания, не
заедал в цилиндре. Для обоих цилиндров поршни одинаковые. В зависимости
от диаметра цилиндры разбиты на группы (табл. 2.1).
Чтобы уменьшить шум поршня во время его работы, ось отверстия под
поршневой палец в двигателе МТ 10-32 смещена относительно оси симметрии
на 1,5 мм. Чтобы правильно установить такой поршень в цилиндре, на дне
его днища выбита стрелка. Во время монтажа стрелка должна быть обращена
на поршнях обоих цилиндров вперед в сторону центрифуги. В этом случае,
если смотреть на двигатель сзади, палец в поршне правого цилиндра должен
быть смещен вниз, а в поршне левого цилиндра - вверх.
Отверстия под палец в поршнях двигателей К-750М и М67-36 выполнены без
смещения оси пальца от диаметральной плоскости поршня. Поршни двигателей
К-750М и М67-36 имеют плоское дно, а поршень МТ 10-32 - плоское дно с
выталкивателем.
Отверстия пальцев разбиты на группы через 0,0025 мм и маркированы
краской на боковине (табл. 2.2). Допустимый износ отверстия под
поршневой палец не должен превышать 0,02 мм. В этих отверстиях находятся
канавки для пружинных стопорных колец, которые способствуют осевому
смещению поршневого пальца. Поршни к цилиндрам подбираются с необходимым
зазором. Чтобы облегчить подбор, поршни и цилиндры отсортированы через
0,010 мм. Их размеры выбиты на внутренней стороне дна поршня.
Кроме того, поршни разбиваются на группы по массе, которая совпадает с
цветным индексом отверстия под поршневой палец. Разница в массе поршней
двигателя не должна превышать 0,004 кг. Взвешиваются поршень в сборе с
кольцами и пальцем. У подобранных поршней цветовая маркировка отверстий
под поршневой палец должна соответствовать маркировке отверстия верхней
головки шатуна. Маркировочная краска на поршнях наносится на нижнюю
поверхность одной из бобышек, на шатунах - у
верхней головки.
Таблица 2.2 Ма
жировка размерных
групп пальцев, поршней и шатунов
Цвет
маркировки
Диаметр пальца, мм
Диаметр отверстия
в бобышках поршня, мм
Диаметр отверстия
в верхней головке шатуна, мм
Белый
21,0000-
20,9975
20,9930-20,9905
21,0070-21,0045
Черный
21,9975-
20,9950
20,9905-20,9880
21,0045-21,0020
Красный
20,9950-
20,9925
20,9980-20,9855
21,0020-20,9995
Зеленый
20,9925-
20,9900
20,9855-20,9830
20,9995-20,9970
Таблица 2.3 Ремонтные размеры цилиндров и поршней
Марка
двигат
Размер цилиндра и
поршней
Диаметр
цилиндра,
Обозначение поршня
по каталогу
Диаметр поршня, мм
МТ10-
32
1-й ремонтный
(увеличенный на 0,2 мм)
78,20-78,24
KM3-8.15501237-P1
78,18-78,14
мтю-
32
2-й ремонтный
(увеличенный на 0,5 мм)
78,50-78,54
KM3-8.15501237-P2
78,48-78,44
к-
750М
1-й ремонтный
(увеличенный на 0,2 мм)
78,20-78,24
72Н01237-Р1
78,15-78,11
К-
750М
2-й ремонтный
(увеличенный на 0,5 мм)
78,50-78,54
72Н01237-Р2
78,45-78,41
М67-36
1 -и ремонтный
(увеличенный на 0,2 мм)
78,20-78,23
6201237-Р1
78,11-78,14
М67-36
2-й ремонтный
(увеличенный на 0,5 мм)
78,50-78,53
6201237-Р2
78,41-78,44
М67-36
3-й ремонтный
(увеличенный на 1 ,0 мм)
79,00-79,03
6201237-P3
78,91-78,94
КАК МАРКИРУЮТСЯ ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ДЛЯ РЕМОНТА ДВИГАТЕЛЕЙ МОТОЦИКЛОВ «УРАЛ», «ДНЕПР»
Деталям и сборочным единицам присвоены семизначные номера, в которых:
две первые цифры показывают тип мотоцикла;
две вторые - номер группы;
три последние - номер детали в группе.
Некоторые детали имеют в конце буквенные или цифровые индексы,
проставленные через дефис. Индексы А, 01, 02, 04 показывают, что
конструкция детали изменена по сравнению с ранее выпускавшейся, но
взаимозаменяема с ней по посадочным или присоединительным признакам.
Индексы Б, В, 10, 20, 40 указывают, что и конструкция изменилась и
взаимозаменяемость не сохранена. Индексы PI, Р2, и РЗ обозначают
ремонтные размеры. Если обозначение детали начинается с цифр 72 - она
подходит ко всем моделям с М72; если с 61 - от М61 и далее.