ТРАКТОР ДТ-20. МАСЛЯНЫЙ НАСОС ДВИГАТЕЛЯ Д-20

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-20 (Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А.) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

ТРАКТОР ДТ-20. МАСЛЯНЫЙ НАСОС ДВИГАТЕЛЯ Д-20

 


Масляный насос предназначен для подачи масла под давлением к трущимся поверхностям двигателя, а также для привода во вращение ротора масляного фильтра. Насос шестеренчатого типа односекционный установлен на передней стенке картера на двух штифтах и прикреплен тремя болтами. Между насосом и картером двигателя уложена картонная прокладка толщиной 0,5 мм.

Масляный насос приводится в действие от шестерни коленчатого вала. Поскольку шестерня привода насоса и шестерня коленчатого вала имеют одинаковое количество зубьев, число оборотов насоса равно числу оборотов коленчатого вала.

Конструкция насоса показана на рисунке 44.

В чугунном корпусе 5 насоса расточены два колодца, в которых вращаются ведущая 7 и ведомая 4 шестерни, выполненные из стали 40 и термически обработанные до твердости 23—30 HRC. Каждая шестерня имеет десять зубьев с модулем 4,25 мм.

К шлифованной плоскости корпуса тремя винтами 1 прикреплена плоская чугунная крышка 6. Точная установка крышки относительно корпуса достигается с помощью двух штифтов 11.

Ведущая шестерня 7 напрессована на валик 10 насоса, который вращается в чугунных втулках 12. Валик изготовлен из стали 40 и термически обработан до твердости 25—30 HRC. Отверстие в ведущей шестерне выполнено с пятью мелкими продольными канавками, повышающими надежность посадки шестерни на валик.

На выступающий из корпуса конец валика напрессована и закреплена штифтом 9 шестерня 8 привода масляного насоса.

Ведомая шестерня 4 насоса с запрессованной в нее чугунной втулкой вращается на оси 3. Ось посажена в расточки корпуса и крышки н застопорена пружинным кольцом 2. Она изготовлена из стали 20, цементирована и закалена до твердости не менее 50 HRC.

В корпусе насоса на дне в промежутке между двумя колодцами со стороны нагнетающей полости выфрезерована канавка а, которая служит для выдавливания через нее объема масла, сжимаемого между зубьями, входящими в зацепление.

Со стороны нагнетающей полости в отверстии корпуса насоса помещен предохранительный шариковый клапан. Он состоит из шарика 18, пружины 19 и регулировочной пробки 20, которая законтрена проволокой 21 и запломбирована.

Клапан служит для слива части масла из нагнетательной полости насоса в картер при повышении давления в нагнетающей магистрали. Такое явление обычно возникает при запуске двигателя на холодном масле. Если давление в нагнетающей полости достигает более 6,5 кг/см?, шарик приподнимается, преодолевая усилие пружины, и масло через отверстие в корпусе насоса вытекает в полость крышки двигателя. Производительность масляного насоса при 1600 об/мин, противодавлении 4— 4,5 кг/см2 и вязкости масла 2—3° по Энглеру должна быть не менее 20 л/мин.

 

Маслозаборник состоит из штампованного колпака 16, приваренного к стальной трубке 17. К колпаку четырьмя винтами 14 прикреплена проволочная сетка 13, под которую установлено штампованное стальное кольцо. Для предохранения сетки от прогиба внутрь заборника и разрыва в случае засорения служит пластина 15.

Ко второму концу трубки 17 приварен фланец, которым маслозаборник присоединяют к фрезерованному фланцу на внутренней стороне картера. Между фланцем маслозаборника и картером устанавливают картонную прокладку.

 

 

Рис. 44. Масляный насос:

1 — винт крепления крышки насоса; 2 — стопорное пружинное кольцо; 3 — ось ведомой шестерни; 4—ведомая шестерня; 5—корпус насоса; 6 — крышка корпуса; 7—ведущая шестерня; 8—шестерня привода насоса; 9 — штифт; 10 — валик ведущей шестерни; 11 — установочный штифт; 12 — втулки; 13 — сетка; 14 — винт; 15—пластина; 16—колпак маслозаборника; 17 трубка маслозаборника; 18 — шарик; 19 — пружина; 20 — регулировочная пробка; 21 — контровочная проволока; 22 — фланец; а—разгрузочная канавка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..