Масляный насос предназначен для подачи масла под давлением к трущимся
поверхностям двигателя, а также для привода во вращение ротора масляного
фильтра. Насос шестеренчатого типа односекционный установлен на передней
стенке картера на двух штифтах и прикреплен тремя болтами. Между насосом
и картером двигателя уложена картонная прокладка толщиной 0,5 мм.
Масляный насос приводится в действие от шестерни коленчатого вала.
Поскольку шестерня привода насоса и шестерня коленчатого вала имеют
одинаковое количество зубьев, число оборотов насоса равно числу оборотов
коленчатого вала.
Конструкция насоса показана на рисунке 44.
В чугунном корпусе 5 насоса расточены два колодца, в которых вращаются
ведущая 7 и ведомая 4 шестерни, выполненные из стали 40 и термически
обработанные до твердости 23—30 HRC. Каждая шестерня имеет десять зубьев
с модулем 4,25 мм.
К шлифованной плоскости корпуса тремя винтами 1 прикреплена плоская
чугунная крышка 6. Точная установка крышки относительно корпуса
достигается с помощью двух штифтов 11.
Ведущая шестерня 7 напрессована на валик 10 насоса, который вращается в
чугунных втулках 12. Валик изготовлен из стали 40 и термически обработан
до твердости 25—30 HRC. Отверстие в ведущей шестерне выполнено с пятью
мелкими продольными канавками, повышающими надежность посадки шестерни
на валик.
На выступающий из корпуса конец валика напрессована и закреплена штифтом
9 шестерня 8 привода масляного насоса.
Ведомая шестерня 4 насоса с запрессованной в нее чугунной втулкой
вращается на оси 3. Ось посажена в расточки корпуса и крышки н
застопорена пружинным кольцом 2. Она изготовлена из стали 20,
цементирована и закалена до твердости не менее 50 HRC.
В корпусе насоса на дне в промежутке между двумя колодцами со стороны
нагнетающей полости выфрезерована канавка а, которая служит для
выдавливания через нее объема масла, сжимаемого между зубьями, входящими
в зацепление.
Со стороны нагнетающей полости в отверстии корпуса насоса помещен
предохранительный шариковый клапан. Он состоит из шарика 18, пружины 19
и регулировочной пробки 20, которая законтрена проволокой 21 и
запломбирована.
Клапан служит для слива части масла из нагнетательной полости насоса в
картер при повышении давления в нагнетающей магистрали. Такое явление
обычно возникает при запуске двигателя на холодном масле. Если давление
в нагнетающей полости достигает более 6,5 кг/см?, шарик приподнимается,
преодолевая усилие пружины, и масло через отверстие в корпусе насоса
вытекает в полость крышки двигателя. Производительность масляного насоса
при 1600 об/мин, противодавлении 4— 4,5 кг/см2 и вязкости масла 2—3° по
Энглеру должна быть не менее 20 л/мин.
Маслозаборник состоит из штампованного колпака 16,
приваренного к стальной трубке 17. К колпаку четырьмя винтами 14
прикреплена проволочная сетка 13, под которую установлено штампованное
стальное кольцо. Для предохранения сетки от прогиба внутрь заборника и
разрыва в случае засорения служит пластина 15.
Ко второму концу трубки 17 приварен фланец, которым маслозаборник
присоединяют к фрезерованному фланцу на внутренней стороне картера.
Между фланцем маслозаборника и картером устанавливают картонную
прокладку.