содержание ..
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20 ..
ТРАКТОР ДТ-20. СИСТЕМА
ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ Д-20 - ЧАСТЬ 1
Система газораспределения состоит из
распределительных шестерен и клапанно-распределительного механизма.
Распределительные шестерни служат для привода в действие
клапанно-распределительного механизма, масляного насоса, механизма
уравновешивания, счетчика мото-часов, топливного насоса с регулятором и
насоса гидросистемы.
Клапанно-распределительный механизм (рис. 30) предназначен для
обеспечения в двигателе правильного чередования фаз газораспределения.
Основными деталями клапанно-распределительного
механизма являются: кулачковый валик 15, толкатели 14, штанги 13
толкателей, коромысла 7, ось 10 коромысел, впускной и выпускной клапаны
с пружинами 3, тарелки 5 пружин и сухари 6.
Рис. 30. Клапанно-распределительный механизм:
1 — клапан; 2— втулка клапана; 3—пружина; 4 — предохранительное кольцо;
5 — тарелка пружины; 6 — сухари; 7 — коромысло; 8 — стойка оси
коромысел; 9 —шпилька; 10 — ось коромысел; 11 — контргайка; 12 —
регулировочный винт; 13 — штанга толкателя; 14 — толкатель;
15—кулачковый валик.
Распределительные шестерни (рис. 31) расположены в передней части
картера и закрыты передней крышкой двигателя. Они изготовлены из стали
45 и термически обработаны до твердости 241—285 по Бринеллю. У всех
шестерен косые зубья, благодаря чему повышается их износоустойчивость и
снижается шум во время работы двигателя. Угол наклона зуба 20°, модуль
3,25 мм; угол зацепления 14°30'.
Все шестерни, кроме шестерни кулачкового валика, имеют 34 зуба. Шестерня
кулачкового валика 68-зубовая, вследствие чего кулачковый валик
вращается с числом оборотов, вдвое меньшим, чем обороты коленчатого
вала.
Распределительные шестерни смазываются разбрызгиванием за счет масляного
тумана, создаваемого шестерней привода масляного насоса, а также маслом,
вытекающим из зазоров маслоподводящей втулки.
Все шестерни получают вращение от шестерни 6 коленчатого вала, которая
входит в зацепление с шестерней 5 кулачкового валика и шестерней 1
масляного насоса. Шестерня 5 входит в зацепление с шестерней 4 левого
валика уравновешивающего механизма и промежуточной шестерней 2. От
шестерни 2 получает вращение шестерня 3 правого валика уравновешивающего
механизма. Шестерня 2 вращается на двух шариковых подшипниках,
установленных на оси, прикрепленной к картеру двигателя.
Рис. 31. Распределительные шестерни:
1 — шестерня масляного насоса; 2 — промежуточная шестерня; 2— шестерня
правого валика уравновешивающего механизма; 4 — шестерня левого валика
уравновешивающего механизма; 5 — шестерня кулачкового валика; 6 —
шестерня коленчатого вала.
Кулачковый валик 1 (рис. 32) откован из
стали 45. Он вращается в двух шариковых подшипниках 2 и 10. Наружная
обойма переднего подшипника зафиксирована в расточке картера двигателя
штампованной шайбой 11 с болтами 12.
Внутренняя обойма подшипника зажата между буртом валика и ступицей
шестерни 6. Шестерня в свою очередь фиксируется на валике сегментной
шпонкой 7. Смещение середины шпоночного паза валика по отношению к оси
симметрии выпускного кулачка допускается не более 0,075 мм.
На переднем конце валика нарезана резьба под гайку 8, стягивающую
шестерню и подшипник. Гайка законтрена штампованной шайбой 9.
Задний шариковый подшипник фиксируется на валике
пружинным кольцом 3. Наружная обойма подшипника сидит свободно в
расточке задней стенки картера.
Расположение кулачков на валике обеспечивает открытие и закрытие
клапанов соответственно фазам газораспределения. Профили кулачков (рис.
33) подобраны так, чтобы клапаны плавно открывались и плавно садились на
свои гнезда.
Поверхность кулачков закалена токами высокой частоты по твердости 54—62
HRC. После закалки профиль отшлифован по копиру.
Рис. 32. Кулачковый валик в сборе:
1 — кулачковый валик: 2 — задний подшипник; 3 — пружинное кольцо; 4 —
толкатель; 5 — штанга толкателя; 6—-шестерня кулачкового вала; 7 —
шпонка; 8 — гайка; 9 — шайба; 10 — передний подшипник; 11 — шайба
крепления подшипника; 12 — болт; 13—контрящая пластина.
Рис. 33. Профили кулачков:
а — профиль выпускного кулачка; б — профиль впускного кулачка; в
—взаимное расположение кулачков; 1 — выпускной кулачок; 2 — впускной
кулачок; С—начало подъема клапана; Д — начало подъема толкателя.
содержание ..
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20 ..
|