ТРАКТОР ДТ-20. СИСТЕМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ Д-20

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-20 (Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А.) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

ТРАКТОР ДТ-20. СИСТЕМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ Д-20 - ЧАСТЬ 1

 

 

Система газораспределения состоит из распределительных шестерен и клапанно-распределительного механизма.

Распределительные шестерни служат для привода в действие клапанно-распределительного механизма, масляного насоса, механизма уравновешивания, счетчика мото-часов, топливного насоса с регулятором и насоса гидросистемы.

Клапанно-распределительный механизм (рис. 30) предназначен для обеспечения в двигателе правильного чередования фаз газораспределения.

Основными деталями клапанно-распределительного механизма являются: кулачковый валик 15, толкатели 14, штанги 13 толкателей, коромысла 7, ось 10 коромысел, впускной и выпускной клапаны с пружинами 3, тарелки 5 пружин и сухари 6.

 

 

 

 

Рис. 30. Клапанно-распределительный механизм:
1 — клапан; 2— втулка клапана; 3—пружина; 4 — предохранительное кольцо; 5 — тарелка пружины; 6 — сухари; 7 — коромысло; 8 — стойка оси коромысел; 9 —шпилька; 10 — ось коромысел; 11 — контргайка; 12 — регулировочный винт; 13 — штанга толкателя; 14 — толкатель; 15—кулачковый валик.

 

 

 



Распределительные шестерни (рис. 31) расположены в передней части картера и закрыты передней крышкой двигателя. Они изготовлены из стали 45 и термически обработаны до твердости 241—285 по Бринеллю. У всех шестерен косые зубья, благодаря чему повышается их износоустойчивость и снижается шум во время работы двигателя. Угол наклона зуба 20°, модуль 3,25 мм; угол зацепления 14°30'.

Все шестерни, кроме шестерни кулачкового валика, имеют 34 зуба. Шестерня кулачкового валика 68-зубовая, вследствие чего кулачковый валик вращается с числом оборотов, вдвое меньшим, чем обороты коленчатого вала.

Распределительные шестерни смазываются разбрызгиванием за счет масляного тумана, создаваемого шестерней привода масляного насоса, а также маслом, вытекающим из зазоров маслоподводящей втулки.

Все шестерни получают вращение от шестерни 6 коленчатого вала, которая входит в зацепление с шестерней 5 кулачкового валика и шестерней 1 масляного насоса. Шестерня 5 входит в зацепление с шестерней 4 левого валика уравновешивающего механизма и промежуточной шестерней 2. От шестерни 2 получает вращение шестерня 3 правого валика уравновешивающего механизма. Шестерня 2 вращается на двух шариковых подшипниках, установленных на оси, прикрепленной к картеру двигателя.

 

 

 

 

Рис. 31. Распределительные шестерни:
1 — шестерня масляного насоса; 2 — промежуточная шестерня; 2— шестерня правого валика уравновешивающего механизма; 4 — шестерня левого валика уравновешивающего механизма; 5 — шестерня кулачкового валика; 6 — шестерня коленчатого вала.

 

 

 

 

Кулачковый валик 1 (рис. 32) откован из стали 45. Он вращается в двух шариковых подшипниках 2 и 10. Наружная обойма переднего подшипника зафиксирована в расточке картера двигателя штампованной шайбой 11 с болтами 12.

Внутренняя обойма подшипника зажата между буртом валика и ступицей шестерни 6. Шестерня в свою очередь фиксируется на валике сегментной шпонкой 7. Смещение середины шпоночного паза валика по отношению к оси симметрии выпускного кулачка допускается не более 0,075 мм.

На переднем конце валика нарезана резьба под гайку 8, стягивающую шестерню и подшипник. Гайка законтрена штампованной шайбой 9.

 

Задний шариковый подшипник фиксируется на валике пружинным кольцом 3. Наружная обойма подшипника сидит свободно в расточке задней стенки картера.

Расположение кулачков на валике обеспечивает открытие и закрытие клапанов соответственно фазам газораспределения. Профили кулачков (рис. 33) подобраны так, чтобы клапаны плавно открывались и плавно садились на свои гнезда.

Поверхность кулачков закалена токами высокой частоты по твердости 54—62 HRC. После закалки профиль отшлифован по копиру.

 

 

Рис. 32. Кулачковый валик в сборе:
1 — кулачковый валик: 2 — задний подшипник; 3 — пружинное кольцо; 4 — толкатель; 5 — штанга толкателя; 6—-шестерня кулачкового вала; 7 — шпонка; 8 — гайка; 9 — шайба; 10 — передний подшипник; 11 — шайба крепления подшипника; 12 — болт; 13—контрящая пластина.

 

 

 

 

Рис. 33. Профили кулачков:
а — профиль выпускного кулачка; б — профиль впускного кулачка; в —взаимное расположение кулачков; 1 — выпускной кулачок; 2 — впускной кулачок; С—начало подъема клапана; Д — начало подъема толкателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..