ГЛАВА 3
Трактор ДТ-20. Система смазки двигателя Д-20
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
Система смазки предназначена для обеспечения непрерывной подачи масла к
трущимся поверхностям деталей двигателя.
Попадая между поверхностями трения отдельных деталей, смазка образует
слой, отделяющий одну трущуюся поверхность от другой. Вследствие этого
уменьшаются потери на трение, снижается износ деталей и повышается
механический коэффициент полезного действия двигателя.
Кроме того, непрерывная подача смазки способствует охлаждению трущихся
поверхностей и их очистки от продуктов износа деталей.
В систему смазки входят: насос с маслозаборником, создающий циркуляцию
масла в двигателе; фильтр, предназначенный для очистки масла;
трубопроводы, по которым циркулирует масло в двигателе; щуп для замера
уровня масла, находящегося в картере двигателя; манометр, указывающий
величину давления масла в главной магистрали двигателя.
Система смазки двигателя (рис. 43) комбинированная: часть деталей
смазывается под давлением, часть — разбрызгиванием.
Под давлением смазываются шатунный подшипник коленчатого вала, втулка
верхней головки шатуна и втулки коромысел клапанно-распределительного
механизма. Остальные трущиеся поверхности узлов и деталей двигателя
смазываются разбрызгиванием. Масло заливают в картер двигателя через
заливной патрубок 9, закрепленный на передней крышке с левой стороны
двигателя. Уровень масла контролируют масломерным щупом 13,
расположенным на картере двигателя с левой стороны.
Щуп имеет три метки: верхнюю, отмеченную буквой В,
до уровня которой заливают масло после сборки двигателя или полной
замены масла; среднюю, отмеченную буквой П, до уровня которой доливают
масло при ежесменном контроле уровня, и нижнюю, отмеченную буквой Н,
определяющую минимально допустимый уровень масла в картере двигателя.
Масло в системе совершает следующий путь. Через сетку масляного
заборника 1 из нижней части картера оно засасывается в масляный насос 2.
Из насоса через сверленый канал в картере и наружную трубку 3 подается
под давлением в масляный фильтр. Часть масла, поступившего в фильтр, под
давлением вытекает через реактивные сопла ротора 6 центрифуги и
сливается в картер двигателя.
Под действием реактивной силы вытекающих струй масла ротор вращается с
большим числом оборотов. Продукты загрязнения, находящиеся в масле во
взвешенном состоянии, под действием центробежных сил отбрасываются к
стенкам ротора и оседают на них, а из ротора вытекает очищенное масло.
Другая часть масла, подаваемого насосом, проходит через калиброванное
отверстие в корпусе фильтра и поступает по трубке к тройнику 5 на
картере двигателя. От тройника по каналу в картере оно подходит к трубке
10, соединяющей канал в картере с маслоподводящим кольцом 11. Кольцо 11
свободно сидит на втулке, надетой на передний конец коленчатого вала.
Через кольцо и отверстие во втулке масло попадает в каналы коленчатого
вала, а по ним к полости 12 в шатунной шейке. В полости 12 масло
проходит дополнительную центробежную очистку и через отверстие в шейке
поступает к шатунному подшипнику.
При каждом обороте коленчатого вала отверстия в шатунной шейке и в
верхнем вкладыше шатуна совпадают. При этом масло из полости шейки
проходит по сверлению в стержне шатуна к его верхней головке.
Тройник 5 имеет отвод, соединенный трубкой со штуцером головки цилиндра.
Пройдя штуцер, масло попадает в полость стойки оси коромысел (по
каналам, просверленным в головке). Калиброванное отверстие в
вертикальном канале головки служит для уменьшения количества масла,
поступающего в головку. Через канал в стойке масло проникает внутрь
полости оси 7 коромысел и через отверстия в оси — ко втулкам коромысел.
Вытекая из зазоров между втулками и осью, оно сливается в полость штанг
толкателей, смазывает шариковые подшипники левого валика
уравновешивающего механизма и толкатели, а затем стекает в картер
двигателя.
Коренные подшипники коленчатого вала, подшипники кулачкового валика и
гильза цилиндра смазываются маслом, вытекающим из зазора между шатунным
подшипником и шейкой вала. Вследствие быстрого вращения коленчатого вала
оно образует в картере масляный туман, хорошо проникающий к трущимся
поверхностям указанных деталей.
Масло, вытекающее в зазоры между маслоподводящим кольцом 11 и втулкой, а
также разбрызгиваемое шестерней привода масляного насоса, образует туман
в полости передней крышки двигателя. Им смазываются все шестерни
распределения, шестерни и червячный валик счетчика мото-часов, а также
подшипники правого валика уравновешивающего механизма. Задний подшипник
этого валика, кроме того, смазывается через сверление е в перемычке
между полостью правого и левого задних грузов уравновешивающего
механизма (рис. 10). Для стока масла из полости правого заднего груза в
ее нижней части
просверлено отверстие, выходящее во внутреннюю
полость картера двигателя.
Из полости левого заднего груза масло стекает через окно, выходящее в
полость штанг толкателей.
Подшипники водяного и топливного насосов с регулятором смазываются
дизельным маслом, заливаемым в их внутреннюю полость через пробки,
расположенные на корпусах.
Из двигателя масло сливают через пробку в нижней крышке картера.