ТРАКТОР ДТ-20. МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР ДВИГАТЕЛЯ Д-20

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-20 (Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А.) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

ТРАКТОР ДТ-20. МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР ДВИГАТЕЛЯ Д-20

Во время работы двигателя масло, циркулирующее в системе смазки, загрязняется различными вредными примесями: продуктами износа деталей, частицами пыли, попадающей в двигатель вместе с всасываемым воздухом, частицами коксующегося масла и др. Чтобы эти примеси не вызывали ускоренного износа двигателя, масло необходимо подвергать непрерывной очистке. Для этой цели служит масляный фильтр.

Масляный фильтр (рис. 45) представляет собой реактивную масляную центрифугу, через которую проходит все масло, подаваемое насосом. Фильтр установлен с правой стороны картера двигателя на литом переходнике 8, закрепленном на фланце картера тремя шпильками.

Корпус 6 фильтра отлит из серого чугуна. В его верхней части имеется цилиндрическая расточка для установки колпака фильтра. Внутри

 

корпуса предусмотрен массивный прилив, в котором выполнен ряд сверленых каналов и резьбовых отверстий, предназначенных для установки клапана фильтра, штуцеров подвода и отвода масла и оси ротора. Фрезерованная поверхность в нижней части корпуса служит для его крепления к переходнику.

Основная деталь реактивной центрифуги — ротор 3, вращающийся на вертикальной оси. Он состоит из алюминиевых корпуса и крышки 17, скрепляемых гайкой 12. Под гайкой установлена уплотнительная алюминиевая прокладка 13. Между крышкой и корпусом проложена паронитовая прокладка.

Чугунная втулка 18, запрессованная в нижнюю часть корпуса, служит нижним подшипником ротора. Верхним подшипником является сам корпус ротора. На днище корпуса отлиты два кармана, в вертикальные стенки которых ввертывают форсунки 27 с калиброванными отверстиями. Отверстия сообщаются с внутренней полостью ротора. Форсунки спрятаны в карманах корпуса с целью уменьшения сопротивления воздуха при вращении ротора.

Чтобы из форсунок выходило наиболее очищенное масло, его забирают из верхней части ротора ближе к его оси. С этой целью две маслозаборные трубки 16, отлитые заодно с корпусом ротора, имеют в верхней части прорези, обращенные к оси ротора.

Для защиты калиброванных отверстий форсунок от забивания случайно попавшими в фильтр крупными частицами прорези в верхней части маслозаборных трубок закрыты сетчатыми колпачками 15.

Масло, подаваемое насосом, поступает по трубке 20 и по каналам корпуса и оси ротора в зазор между осью и центральной трубкой рото-pa, а затем через отверстие 6 — в полость ротора. На выходе из отверстия б установлен направляющий стакан-успокоитель 14, который, изменяя направление струи масла, уменьшает смывание грязевых частиц со стенок корпуса.

 

 

 

 

Рис. 45. Масляный фильтр:

1—упорное кольцо; 2— колпак; 5 —ротор центрифуги; 4 — прокладка; 5 — ось ротора; б — корпус фильтра; 7—трубка подвода масла к двигателю; 8 — переходник; 9 — гайка колпака; 10—прокладка; 11 и 12 — гайки; 13 — прокладка; 14 — направляющий стакан-успокоитель; 15 — сетчатый колпачок; 16 — маслозаборная трубка; 17 — крышка ротора; 18 — втулка; 19 — канал; 20 — трубка подвода масла от насоса к фильтру; 21 — штуцер манометра; 22 — сливной клапан; 23 — пружина клапана; 24 — контровочная шайба; 25 — регулировочный винт; 26 — гайка сливного клапана; 27 — форсунка; б — отверстие для подачи масла в корпус ротора.

 

 

 



Из корпуса ротора, пройдя через маслозаборные трубки, масло под давлением вытекает через отверстия форсунок 27. Форсунки на корпусе расположены так, что реакция вытекающих из них струй масла создает пару сил, заставляющую ротор вращаться с большой скоростью вокруг своей оси.

При вращении ротора возникают центробежные силы, которые отбрасывают к стенкам ротора грязь и вредные примеси, находящиеся в масле во взвешенном состоянии. Грязь и примеси оседают на стенках ротора в виде плотного смолистого слоя.

Вытекающее из форсунок профильтрованное масло попадает во внутреннюю полость корпуса 6 фильтра и сливается через переходник 8 в картер двигателя. В магистраль двигателя масло поступает через калиброванное отверстие и трубку 7.

Стальная ось 5, на которой вращается ротор, ввинчена в прилив корпуса фильтра. На оси имеются две шлифованные шейки — опоры вращения ротора. Шейки закалены токами высокой частоты до твердости 32—40 HRC. Нижняя шейка выполнена несколько большего диаметра, чем верхняя.

Соответственно отверстие в верхней части корпуса ротора сделано меньшим, чем отверстие во втулке корпуса. Следовательно, верхняя часть ротора имеет несколько большую площадь, чем днище корпуса ротора. В результате этого, при нормальном давлении масла в роторе, создается осевая сила, равная по своей величине весу ротора и содержащегося в нем масла.

Вследствие осевой силы ротор как бы всплывает вверх, не оказывая давления на опоры. Этим достигается уменьшение потерь на трение при вращении ротора.

Для ограничения подъема ротора вверх, что может произойти при повышении давления масла в роторе выше расчетного, предусмотрено каленое упорное кольцо 1, закрепленное на оси гайкой 9.

В верхней части корпуса на паронитовой прокладке 4 смонтирован штампованный стальной колпак 2, предохраняющий ротор и сливающееся через форсунки масло от попадания грязи снаружи. Колпак прижат к корпусу гайкой 9 через медную прокладку 10. В верхней части колпака выштампованы ребра жесткости, предохраняющие его от прогибания.

В приливе корпуса расположен сливиой клапан 22. Он служит для поддержания давления масла в магистрали в пределах 1,8—2 кг/см2. Клапан состоит из шарика, пружины 23, регулировочного винта 25, гайки 26 и контрящей шайбы 24.

В новом или отремонтированном двигателе, когда зазоры в подшипниках невелики, все масло, поступающее под давлением в двигатель, не успевает вытечь в зазоры между трущимися поверхностями, вследствие чего его давление повышается. В этих случаях срабатывает сливной клапан и излишек масла переливается в корпус фильтра, а оттуда через переходник стекает в картер двигателя.

Давление масла в главной магистрали двигателя контролируется масляным манометром, установленным на щитке приборов. Трубка манометра присоединена к штуцеру 21 на корпусе фильтра.

При давлении масла перед ротором 5,7—6 кг/см2 и вязкости 3—4° по Энглеру ротор должен вращаться с числом оборотов не менее 5500 в 1 мин. Число оборотов ротора проверяют на стенде при снятом колпаке фильтра, пользуясь прибором, называемым стробоскопом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..