При работе двигателя не все тепло, выделяющееся в цилиндре, превращается
в полезную работу. Часть его расходуется на нагрев поршня, гильзы
цилиндра, головки и других деталей. Чтобы обеспечить нормальную работу
двигателя, необходимо искусственно охлаждать эти детали. Для охлаждения
узлов и деталей, подвергающихся действию высоких температур, и
поддержания наивыгоднейшей температуры в цилиндре двигателя служит
система охлаждения. Тепло от нагретых деталей двигателя отбирает вода,
циркулирующая в системе. Нагретая вода, проходя через радиатор, отдает
часть тепла окружающему воздуху. а затем снова поступает в водяную
рубашку двигателя для охлаждения деталей. Циркуляция воды в системе
принудительная, под действием водяного насоса.
Система охлаждения двигателя Д-20 закрытого типа, что уменьшает расход
воды и позволяет работать при более высокой ее температуре.
В систему охлаждения входят радиатор со шторкой, водяной насос с
вентилятором и термостат.
РАДИАТОР ДВИГАТЕЛЯ Д-20 ТРАКТОРА ДТ-20
Радиатор (рис. 46) предназначен для охлаждения воды, нагревающейся в
водяной рубашке двигателя. Он состоит из верхнего бачка 1, сердцевины
—15, нижнего бачка 5, двух боковых стоек 10, кожуха вентилятора 11 и
шторки 3.
Верхний и нижний бачки изготовлены штамповкой из листового материала и
оцинкованы горячим способом для предохранения от коррозии.
В верхний бачок вварены предохранительная трубка 13 и заливная
горловина. Предохранительная трубка служит для уменьшения выброса
горячей воды из бачка при открытии пробки и для предупреждения
возможности попадания холодной воды в термостат при доливке ее в горячий
двигатель.
Горловина радиатора имеет фасонные скосы для закрепления пробки 6. С
наружной стороны к горловине припаяна пароотводящая трубка 2, которая
выведена вдоль стойки к нижней части радиатора.
По патрубку 7, приваренному к задней стенке бачка, горячая вода
поступает из головки двигателя в радиатор,
К нижнему бачку в передней стенке приварена бонка, в которую ввернут
сливной кран 16. От задней стенки отходит патрубок 12, отводящий воду из
радиатора к водяному насосу.
Верхний и нижний бачки своими фланцами прикреплены к опорным пластинам
14 сердцевины радиатора. Между фланцами и пластинами проложены картонные
прокладки.
Сердцевина радиатора состоит из двух латунных опорных пластин 14, в
которые впаяны концы тонкостенных луженых латунных трубок.
Радиатор имеет три ряда плоскоовальных трубок, по двадцать в каждом
ряду. Для увеличения поверхности охлаждения между опорными пластинами
размещены 92 латунные охлаждающие пластины. Трубки проходят сквозь
отверстия в охлаждающих пластинах и для улучшения теплопередачи припаяны
к ним.
В переднем и заднем рядах с каждой стороны установлено еще по
одной трубке, которые не входят в отверстия опорных
пластин, а упираются в их поверхности и служат для повышения жесткости
сердцевины. Жесткость радиатора увеличивают также две боковые стойки 10
коробчатого сечения, соединяющие верхний бачок с нижним. С задней
стороны к стойкам прикреплен кожух 11, который повышает эффективность
действия вентилятора.
В верхней правой части кожуха зазор между лопастями вентилятора и
цилиндрической частью кожуха увеличен. Это сделано для того, чтобы
ремень водяного насоса можно было снимать и надевать, не снимая радиатор
с двигателя.
Горловина верхнего бака радиатора закрыта пробкой 6. Внутри пробки
смонтированы выпускной клапан 8, открывающийся при давлении паров в
системе, превышающем атмосферное на 0,28—0,38 кг/см2, и впускной клапан
9, срабатывающий при снижении давления в системе примерно на 0,10 кг/см2
по сравнению с атмосферным.
При повышенном давлении в системе охлаждения уменьшается интенсивность
испарения и, кроме того, вода закипает при температуре более 100°. Это
позволяет двигателю работать при повышенном тепловом режиме, исключает
кипение и уменьшает потерю охлаждающей воды вследствие испарения. Если
температура воды в системе поднимается настолько, что кипение все же
начинается, то под давлением пара выпускной клапан открывается и пар
выходит наружу по пароотводящей трубке, припаянной к горловине
радиатора.
Когда пар превратится в воду и давление в системе станет меньше
атмосферного, открывается впускной клапан и сообщает систему с
наружным воздухом. Это предохраняет от смятия
наружным воздухом трубки радиатора при охлаждении двигателя.
Пробка радиатора трактора унифицирована с пробкой двигателя автомобиля
ГАЗ-51.