Система охлаждения двигателя Д-20

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-20 (Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А.) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

ГЛАВА 4
Система охлаждения двигателя Д-20


ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

При работе двигателя не все тепло, выделяющееся в цилиндре, превращается в полезную работу. Часть его расходуется на нагрев поршня, гильзы цилиндра, головки и других деталей. Чтобы обеспечить нормальную работу двигателя, необходимо искусственно охлаждать эти детали. Для охлаждения узлов и деталей, подвергающихся действию высоких температур, и поддержания наивыгоднейшей температуры в цилиндре двигателя служит система охлаждения. Тепло от нагретых деталей двигателя отбирает вода, циркулирующая в системе. Нагретая вода, проходя через радиатор, отдает часть тепла окружающему воздуху. а затем снова поступает в водяную рубашку двигателя для охлаждения деталей. Циркуляция воды в системе принудительная, под действием водяного насоса.

Система охлаждения двигателя Д-20 закрытого типа, что уменьшает расход воды и позволяет работать при более высокой ее температуре.

В систему охлаждения входят радиатор со шторкой, водяной насос с вентилятором и термостат.

РАДИАТОР ДВИГАТЕЛЯ Д-20 ТРАКТОРА ДТ-20

Радиатор (рис. 46) предназначен для охлаждения воды, нагревающейся в водяной рубашке двигателя. Он состоит из верхнего бачка 1, сердцевины —15, нижнего бачка 5, двух боковых стоек 10, кожуха вентилятора 11 и шторки 3.

 

 

 

Рис. 46. Водяной радиатор:
1— верхний бачок; 2 — пароотводящая трубка; 3 — шторка; 4 — кронштейн; 5 — нижний бачок; 6 — пробка; 7 — патрубок, подводящий воду к радиатору; 8 — выпускной клапан; 9 — впускной клапан; 10 — стойка; 11 — кожух вентилятора; 12 — патрубок, отводящий воду из радиатора; 13—предохранительная трубка; 14 — опорная пластина; 15 — сердцевина радиатора; 16 — сливной кран.



Верхний и нижний бачки изготовлены штамповкой из листового материала и оцинкованы горячим способом для предохранения от коррозии.

В верхний бачок вварены предохранительная трубка 13 и заливная горловина. Предохранительная трубка служит для уменьшения выброса горячей воды из бачка при открытии пробки и для предупреждения возможности попадания холодной воды в термостат при доливке ее в горячий двигатель.

Горловина радиатора имеет фасонные скосы для закрепления пробки 6. С наружной стороны к горловине припаяна пароотводящая трубка 2, которая выведена вдоль стойки к нижней части радиатора.

По патрубку 7, приваренному к задней стенке бачка, горячая вода поступает из головки двигателя в радиатор,

К нижнему бачку в передней стенке приварена бонка, в которую ввернут сливной кран 16. От задней стенки отходит патрубок 12, отводящий воду из радиатора к водяному насосу.

Верхний и нижний бачки своими фланцами прикреплены к опорным пластинам 14 сердцевины радиатора. Между фланцами и пластинами проложены картонные прокладки.

Сердцевина радиатора состоит из двух латунных опорных пластин 14, в которые впаяны концы тонкостенных луженых латунных трубок.

Радиатор имеет три ряда плоскоовальных трубок, по двадцать в каждом ряду. Для увеличения поверхности охлаждения между опорными пластинами размещены 92 латунные охлаждающие пластины. Трубки проходят сквозь отверстия в охлаждающих пластинах и для улучшения теплопередачи припаяны к ним.

В переднем и заднем рядах с каждой стороны установлено еще по

одной трубке, которые не входят в отверстия опорных пластин, а упираются в их поверхности и служат для повышения жесткости сердцевины. Жесткость радиатора увеличивают также две боковые стойки 10 коробчатого сечения, соединяющие верхний бачок с нижним. С задней стороны к стойкам прикреплен кожух 11, который повышает эффективность действия вентилятора.

В верхней правой части кожуха зазор между лопастями вентилятора и цилиндрической частью кожуха увеличен. Это сделано для того, чтобы ремень водяного насоса можно было снимать и надевать, не снимая радиатор с двигателя.

Горловина верхнего бака радиатора закрыта пробкой 6. Внутри пробки смонтированы выпускной клапан 8, открывающийся при давлении паров в системе, превышающем атмосферное на 0,28—0,38 кг/см2, и впускной клапан 9, срабатывающий при снижении давления в системе примерно на 0,10 кг/см2 по сравнению с атмосферным.

При повышенном давлении в системе охлаждения уменьшается интенсивность испарения и, кроме того, вода закипает при температуре более 100°. Это позволяет двигателю работать при повышенном тепловом режиме, исключает кипение и уменьшает потерю охлаждающей воды вследствие испарения. Если температура воды в системе поднимается настолько, что кипение все же начинается, то под давлением пара выпускной клапан открывается и пар выходит наружу по пароотводящей трубке, припаянной к горловине радиатора.

Когда пар превратится в воду и давление в системе станет меньше атмосферного, открывается впускной клапан и сообщает систему с

наружным воздухом. Это предохраняет от смятия наружным воздухом трубки радиатора при охлаждении двигателя.

Пробка радиатора трактора унифицирована с пробкой двигателя автомобиля ГАЗ-51.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..