Opel Zafira B. Руководство - страница 57

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58 

 

Opel Zafira B. Руководство - страница 57

 

 

background image

228 

Н а с т ь  А :  С ц е п л е н и е 

6.2 Установка приспособления 

КМ-6263  д л я снятия сцепления 

Регулировочный болт 

приспособления 

Центрирующий шток в 

сборе с насадкой 

Крепежная гайка 

Центрирующий шток 

Насадка штока 

Точки крепления приспо­

собления к блоку 

Вал с отжимной оправкой 

5.2 Схема подсоединения толкателя 

главного цилиндра к педали сцепления 

7 Датчик-выключатель разрешения 

запуска 

2 Штифт крепления разрезного пальца 

3 Фиксатор крепежного штифта 

4 Разрезной палец толкателя 

5 Крепежные болты 

6 Крепежные гайки 

же производится при снятом опорном 
поддоне аккумуляторной батареи - уро­
вень должен находиться между отмет­
ками «MIN» и «МАХ»

 (см. сопр. иллюс­

трацию). 
7 Проверьте исправность функциони­
рования привода сцепления, а также все 
компоненты привода на наличие утечек. 

5 Снятие и установка педали 

сцепления 

1 В салоне автомобиля, с целью обес­

печения доступа к педали сцепления, 
снимите нижний кожух рулевой колонки, 
панель переключателей наружного осве­
щения с лева от рулевой колонки, левую 
нижнюю декоративную крышку облицов­
ки панели приборов (см. Главу 11). 
2 Отсоедините датчик-включатель

 (см. 

сопр. иллюстрацию), снимите возврат­
ную пружину педали сцепления, а затем 
извлеките фиксатор и снимите штифт 
крепления к педали разрезного пальца 
толкателя главного цилиндра сцепления. 
3 Выверните 2 болта крепления опор­
ного кронштейна педали к рулевой по­
перечин, отдайте 2 гайки крепления 
кронштейна педали к переборке двига­

тельного отсека/главному цилиндру 

сцепления

 (см. иллюстрацию 6.2). 

4 Протолкните шпильки главного ци­
линдра назад так, чтобы они не торчали 
из перегородки. 
5 Аккуратно снимите педальную сбор­
ку и извлеките ее из салона. 
6 Проверьте кронштейн педали на на­
личие деформаций и повреждений (узел 
выполнен л-згко деформируемым в це­

лях повышения  б е з о п а с н о с т и при 

столкновении). Оцените степень износа 

втулок. Замените вышедшие из строя 
компоненты. В случае необходимости 
педаль может быть снята с кронштейна 
путем выворачивания крепежных болтов. 

7 Установка производится в обратном 

порядке. При необходимости ось педа­

ли и втулки перед установкой следует 
смазать универсальной смазкой, про­

верьте плавность хода педали. 

6 Снятие, проверка 

состояния и установка 

компонентов сцепления 

Внимание: Помните, что вырабатывае­

мая в процессе износа фрикционных 
накладок ведомого диска сцепления 
пыль может содержать вредный для здо­

ровья асбест. Не сдувайте пыль сжатым 

воздухом и старайтесь не вдыхать ее. 
Не применяйте для протирки компонен­

тов сцепления растворители на нефтя­

ной основе. - пользуйтесь только специ­

альными тормозными очистителями или 

чистым метиловым спиртом. Использо­
ванную ветошь складывайте в герметич­
но закрываемую тару. 

С н я т и е 

1 Для освобождения доступа к сборке 

сцепления необходимо предварительно 
снять коробку передач (см. Часть В). 
Замечание: Если при этом двигатель 
не снимался с автомобиля, рекоменду­
ется дополнительно подпереть агрегат 

домкратом или установить под него спе­

циальные подставки. 
2 Установите специальное приспособ­
ление КМ-6263 (см. сопр. иллюстра­
цию),
 будьте внимательны - нижние кре­

пежные болты приспособления должны 
крепиться к блоку двигателя, и не в коем 

случае к масляному поддону картера. 
Замечание: При установке приспособ­

ления крепежные болты не затягивают­

ся, позволяя элементам приспособления 
перемещаться. 

3 Вставьте центрирующий шток с со­
ответствующей насадкой через отвер­
стие вала с отжимной оправкой

 (см. 

иллюстрацию 6.2) в центральную цап­
фу коленчатого вала двигателя и затя­
ните крепежные болты приспособления. 
Замечание: Для каждой коробки пред­
назначена своя центрирующая насадка. 

Если планируется повторное использо­

вание той же корзины сцепления, про­
маркируйте ее положение на маховике 
(при отсутствии заводских меток). 
4 Вкручивайте (по часовой стрелке) 
вал с отжимной оправкой до тех пор, пока 
последняя не войдет в контакт с рабо­
чими кромками лепестков диафрагмен­
ной пружины. Продолжайте вкручивать 
вал до упора - оправка сожмет пружину 
и разъединит диски сцепления. 
5 Выверните 6 болтов крепления сцеп­
ления к маховику двигателя. 
6 Плавно выворачивая (против часовой 
стрелки) вал с отжимной оправкой, пол­
ностью освободите диафрагменную пру­
жину. Придерживая корзину, извлеките 
центрирующий шток и снимите сборку 
сцепления, - при необходимости вос­
пользуйтесь помощью ассистента. 
7 По окончании процедуры снимите 
приспособление с блока двигателя. 

П р о в е р к а 

8 Чаще всего нарушение исправности 
функционирования сцепления оказыва­
ется связанным с износом фрикционных 
накладок ведомого диска. Тем не менее, 
необходимо внимательно изучить состо­
яние всех прочих компонентов сборки. 
9 Изучите рабочую поверхность махо­
вика на наличие трещин, следов пере­
грева, борозд и прочих повреждений -
при необходимости замените маховик 
(см. Главу 2). Также проверьте состоя­
ние и оцените плоскостность сопрягае­
мой поверхности нажимного диска сцеп­
ления

 (см. сопр. иллюстрацию). 

10 Оцените степень износа фрикцион­

ных накладок ведомого диска сцепления. 

background image

Г л а в а 6 Ручная коробка  п е р е к л ю ч е н и я  п е р е д а ч и  с ц е п л е н и е 

6.9 Измерение плоскостности сопряга­

емой поверхности нажимного диска 

сцепления 

6.12Ь Фрикционную поверхность 

нажимного диска  с л е д у е т проверить на 

наличие трещин, борозд, глубоких 

царапин и  с л е д о в перегрева 

Поверхность накладок должна возвы­

шаться над головками заклепок как ми­

нимум на 1.6 мм. Удостоверьтесь в плот­

ности посадки всех заклепок, проверьте 

торсионные пружины/демпферы на на­

личие трещин, следов деформации и 

прочих механических повреждений (см. 

сопр. иллюстрацию). Замасливание 

фрикционных накладок чаще всего про­

исходит по причине выхода из строя 

сальника коленчатого вала, нарушения 

целостности прокладки поддона карте­

ра, уплотнительного элемента сборки 

исполнительного цилиндра, либо сальни­

ка первичного вала РКПП, - замените 

поврежденные компоненты. 

11 В паре с ведомым диском желатель­

но заменять также и выжимной подшип­

ник (см. Раздел 3). Если ведомый диск 

в порядке, проверьте состояние выжим­

ного подшипника, - подшипник должен 

вращаться плавно, без признаков закли­

нивания. Сопрягаемые поверхности дол­

жны быть абсолютно гладкими и не по­

врежденными, без трещин, задиров и 

выбоин. При отсутствии уверенности в 

определении состояния подшипника 

произведите замену сборки исполни­

тельного цилиндра (см. Раздел 3). 

12 Оцените состояние обработанных 

поверхностей и лепестков диафрагмен­

ной пружины нажимного диска  ( с м . 

сопр. иллюстрации). В случае выявле­

ния дефектов замените сборку корзины. 

Следы легкой полировки могут быть уда­

лены при помощи мелкозернистой наж­

дачной бумаги. Через фирменные СТО 

компании Opel всегда можно приобрес­

ти на обменной основе восстановленную 

сборку сцепления. 

6.10 Сборка ведомого диска 

1 Фрикционные накладки • на снимке 

изношены ниже допустимого предела 

2 Торсионные пружины или демп­

феры - должны быть проверены на 

наличие трещин и признаков 

деформации 

3 Оборудованная шлицами ступица 

- должна свободно скользить по 

шлицам первичного вала коробки 

передач; шлицы не должны быть 

чрезмерно изношены 

4 Заклепки - используются для 

крепления фрикционных накладок и 

при чрезмерном износе последних 

начинают оставлять борозды на 

рабочей поверхности маховика 

Установка 

13 Удостоверьтесь в абсолютности чи­

стоты и сухости сопрягаемых поверхно­

стей маховика и дисков сцепления, в 

случае необходимости протрите рабо­

чие поверхности растворителем. 

14 Установите фрикционный диск выс­

тупающей частью ступицы от маховика. 

Обычно на диск наносится заводская 

маркировка, указывающая, какой сторо­

ной к маховику его следует устанавли­

вать. 

15 Установите корзину сцепления, - если 

устанавливается старая корзина, просле­

дите за правильностью совмещения на­

несенных в процессе демонтажа поса­

дочных меток. Вверните болты крепле­

ния корзины и затяните их пока только 

от руки с целью обеспечения возмож­

ности беспрепятственного центрирова­

ния ведомого диска. 

16 Установите приспособление 

КМ-6263, вставьте центрирую­

щий шток. Замечание: Цент­

ровка необходима, чтобы при 

установке коробки передач ее 

первичный вал прошел сквозь 

шлицы в диске и попал в на­

правляющую втулку в цапфе 

коленчатого вала. 

17 При помощи отжимной оп­

равки полностью разгрузите 

диски сцепления (см. выше) и 

в несколько приемов в диаго­

нальном порядке равномерно 

затяните болты крепления кор­

зины с требуемым усилием. 

Извлеките центрирующий шток 

и снимите приспособление. 

18 Установите на место короб­

ку передач. 

Нормальный износ лепестков 

Чрезмерный 

износ 

Чрезмерный износ лепестков 

Лепестки обломаны или погнуты 

в.12а Примеры износа диафрагменной 

пружины 

О с о б е н н о с т и снятия/установки 
с ц е п л е н и я  с и с т е м ы Easytronic 

19 На данных моделях требуется уста­

новка дополнительного приспособления 

КМ-6289 для фиксации дисков сцепле­

ния от проворачивания (см. сопр. ил­

люстрацию). Перед установкой приспо­

собление необходимо отрегулировать в 

соответствии с размером и типом сцеп-

6.19 Приспособление (A) KM-6289 (Easytronic) 

В, D Штифты с пружинами 

С Направляющие штифты 

background image

230 

Ч а с т ь А:  С ц е п л е н и е 

6.21 Установка 

приспособления 

(1) КМ-6263 на 

сцепление 

моделей с 

Easytronic -

стрелками 

показаны точки 

крепления 

приспособления к 

блоку двигателя 

7.2 Болт (1) крепления резервуара гидравли­

ческой жидкости 

ления, для чего вставьте съемные на­

правляющие штифты и штифты с пру­
жинами в отверстия с соответствующей 
маркировкой. Метки «1» соответствуют 

диаметру сцепления 200 мм, метки «2» 

- 240 мм (RWD), метки «3» - 240 мм 

(FWD). 
20 Установите приспособление на кор­
зину сцепления - оно должно плотно 

прилегать к поверхности корзины. На­
правляющие штифты должны находить­

ся напротив стопоров регулировочного 
кольца

 (см. сопр. иллюстрацию). Зак­

репите крюки пружин на корзине сцеп­
ления. 

21 Установите  п р и с п о с о б л е н и е 
КМ-6263 (см. сопр. иллюстрацию). 
22 Дальнейший порядок снятия и уста­
новки полностью аналогичен описанно­
му выше для РКПП обычного типа. 

7 Снятие и установка 

модуля управления 

сцеплением Easytronic 

1 Снимите аккумуляторную батарею и 

опорный поддон батареи (см. Главу 5). 

2 Выверните крепежный болт  ( с м . 

сопр. иллюстрацию) и отсоедините 

резервуар тормозной жидкости от пли­

ты крепления модуля управления сцеп­
лением. 

3 Рассоедините разьем кабельного 
канала от модуля управления сцеплени­
ем. 
4 Выверните 2 верхних крепежных бол­
та (см. сопр. иллюстрацию) модуля 
управления и поднимите автомобиль на 

подъемнике. 

5 Отсоедините от модуля возвратную 
гидравлическую линию

 (см. иллюстра­

цию 1.3), после отсоединения линии 

крепежный хомут необходимо установить 
на место. 

6 Выверните 2 нижних крепежных бол­
та (см. солр. иллюстрацию) и сними­
те модуль управления сцеплением, при 

необходимости отсоедините от модуля 
питающий шланг гидравлической линии 
сцепления вместе с резервуаром  д л я 
тормозной жидкости. 
7 Установка производится в обратном 
порядке. 

background image

Г л а в а 6 Ручная коробка  п е р е к л ю ч е н и я  п е р е д а ч и  с ц е п л е н и е 

231 

Часть В: Ручная коробка переключения передач 

(РКПП) 

8  О б щ а я  и н ф о р м а ц и я 

На рассматриваемых моделях автомоби­
лей Opel Astra/Zafira используются 5-

ступенчатые РКПП F13, F17+, F23, ро­

ботизированная механическая коробка 
передач Easytronic (F17+MTA) и 6-сту­
пенчатая РКПП М32. Все коробки име­

ют полную синхронизацию. Номер транс­

миссии выбивается сверху на картере 

коробки, либо гравируется на задней 
стенке корпуса дифференциала. Заме­
чание:
 Фирма Opel постоянно совер-

, шенствует конструкцию и варианты ком­

плектации автомобилей, поэтому в за­
висимость от двигателя могут исполь­

зоваться и некоторые другие типы ко­
робок передач. 

В зависимости от модели и компоновки 
возможно несколько вариантов преобра­
зования силового потока в коробке пе­
редач - на

 РКПП F13 и F17+ в переда­

че силового потока участвует только два 
вала - первичный (ведущий) и вторич­
ный (выходной), на

 РКПП F23 поток пре­

образуется при помощи дополнительно-
го промежуточного вала, а

 РКПП М32 

оборудована двумя выходными валами. 

Все валы РКПП расположены параллель­
но осям коленчатого и приводных валов 

таким образом, что их зубья находятся в 

постоянном зацеплении. В положении 
нейтральной передачи шестерни вторич-
ного вала проворачиваются на нем сво­
бодно, исключая передачу крутящего 
момента на ведомую шестерню главной 
передачи. 

Выбор передач осуществляется посред­

ством рычага переключения, который 
имеет напольное расположение и нахо­

дится на центральной консоли. Привод 

коробки передач может быть выполнен 

^ в виде тяги или тросов. При выборе пе­

редачи привод заставляет двигаться 
соответствующую вилку переключения, 
обеспечивая тем самым смещение вдоль 
сборки соответствующего вала находя­

щихся с ним в постоянном зацеплении 

муфт синхронизаторов. Введение муф­

ты синхронизатора в зацепление с зу­
бьями соответствующей шестерни на 
вторичном валу заставляет коробку 
обеспечивать требуемое передаточное 
отношение, отвечающее выбранной пе­
редаче. Конструкция синхронизаторов 
обеспечивает переключениям необходи­
мую плавность и бесшумность. Синхро­
низирующие конусы формируются обра­
ботанными поверхностями тормозных 
колец и шестерен. 
Ввиду сложности конструкции РКПП, от­

сутствия в свободной продаже необхо­
димых сменных внутренних компонентов 

и необходимости использования специ­

ального оборудования, составители на­
стоящего Руководства не рекомендуют 

владельцам автомобилей самостоятель­

но выполнять капитальный ремонт ко­
робки передач. В ходе выполнения про­
цедур разборки и сборки коробки пе­
редач приходится снимать, а затем ус­
танавливать на место множество мелких 
компонентов. Необходимо произвести 
массу точнейших измерений и, путем 
подбора регулировочных шайб, колец и 

дистанционных втулок, четко выставить 

множество зазоров. Выполнение капи­
тального ремонта РКПП следует пору­
чить специалистам автосервиса. Но надо 
иметь ввиду, что ремонт коробки в усло­
виях мастерской автосервиса является 

достаточно дорогостоящей операцией, а 

потому, следует рассмотреть альтерна­

тивные варианты замены вышедшего из 

строя блока новым или восстановлен­
ным. Любую полезную информацию по 
ремонту и замене трансмиссии можно 
получить на станциях техобслуживания 
компании Opel. Но вне зависимости от 
выбранного способа устранения про­
блем (ремонт или замена), самостоятель­
ный демонтаж коробки с автомобиля 
позволит существенно сократить мате­
риальные затраты. 

9  Р е г у л и р о в к а  п р и в о д а 

п е р е к л ю ч е н и я  п е р е д а ч 

Р К П П F13 и F17+ 

1 Регулировка привода переключения 

не относится к числу рутинных проце­

дур текущего обслуживания автомоби­

ля и необходимость в ее проведении 
возникает лишь после снятия механиз­
ма переключения. При нарушении чет­
кости переключения передач исправ­
ность функционирования привода может 
быть проверена, в случае необходимос­
ти производятся соответствующие кор­
ректировки. 
2 Регулировка осуществляется по­

средством болта хомута крепления што­

ка выбора передач к тяге переключе­
ния (см. Раздел 10). Болт находится под 

силовым агрегатом, непосредственно 

перед задней переборкой двигательно­
го отсека. На большинстве моделей 

доступ к винту возможен сверху, для чего 

необходимо предварительно снять ак­
кумуляторную батарею с поддоном (см. 
Главу 5). 

3 Ослабьте (но не отдавайте полнос­
тью) болт хомута крепления штока вы­

бора передач. 

4 В салоне автомобиля высвободите из 
фиксаторов и заверните вверх пыльник 

рычага переключения передач. Зафик­

сируйте рычаг при помощи специального 

приспособления КМ-527-А (см. сопр. 

иллюстрацию) или другого подходяще­

го инструмента, продетого в хомут сле­
ва на основания рычага и заправленно­

го в специальное фиксирующее отвер­
стие. 
5 Установив механизм переключения в 
положение нейтральной передачи, про­
верните селекторный вал, преодолевая 
сопротивление пружины, и заблокируй­

те механизм в этом положении, утопив 

подпружиненный стопорный штифт в 
расположенной сверху на картере транс­
миссии крышке

 (см. сопр. иллюстра­

цию). 

9.4 Блокировка рычага переключения 

перодач при помощи подходящего 

стержня диаметром 5 мм 

9.5 Блокировка механизма переключе­

ния осуществляется путем утапливания 

подпружиненного стопорного  ш т и ф т а 

9.6  Б о л т хомута штока выбора передач