Opel Zafira B. Руководство - страница 52

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53 

 

Opel Zafira B. Руководство - страница 52

 

 

background image

208 

Г л а в а 5  С и с т е м ы  э л е к т р о о б о р у д о в а н и я  д в и г а т е л я 

Р1229 Напряжение питания 
Р1230 Напряжение питания 
Р1231 Нарушение исправности функционирования управ­

ляющего реле двигателя 

Р1326 Контроль детонации смеси - цилиндр № 1 

Р1327 Контроль детонации смеси - цилиндр № 2 
Р1329 Контроль детонации смеси - цилиндр N° 4 
Р1335 ЕСМ не выдает данные об оборотах двигателя на 

ТНВД 

Р1345 Модуль управления ТНВД не определяет обороты 

распределительного вала 

Р1405 Нарушение исправности функционирования элек­

тромагнитного клапана EGR 

Р1501 Нарушение исправности функционирования модуля 

управления иммобилизатора 

Р1502 Отсутствие сигнала иммобилизации двигателя 
Р1503 Неверный сигнал иммобилизации двигателя 
Р1515 Нарушение исправности функционирования дат­

чика положения педали газа (АРР) 

Р1530 Обрыв или короткое замыкание в цепи реле от­

ключения компрессора К/В 

Р1560 Чрезмерно высоко системное напряжение 
Р1600 Нарушение исправности функционирования ЕСМ 
Р1601 Чрезмерно высока температура ЕСМ 
Р1602 Контроль детонации 
Р1604 Программная ошибка/нарушение исправности 

функционирования ЕСМ 

Р1605 Нарушение исправности функционирования ЕСМ 
Р1620 Модуль управления двигателем (ЕСМ) нуждается 

в замене 

Р1625 Нарушение исправности срабатывания управляю­

щего реле двигателя 

Р1630 Неисправность в цепи регулятора качества топли­

ва 

Р1631 Модуль управления ТНВД нуждается в замене 
Р1635 Обрыв или короткое замыкание в цепи модуля уп­

равления преднакалом/нарушение исправности 

функционирования модуля 

Р1640 Нарушение исправности функционирования ЕСМ 
Р1650 Ошибка в шине данных CAN 
Р1651 Ошибка передачи данных модуля управления ТНВД 

по шине CAN 

Р1690 Обрыв или короткое замыкание в цепи конт­

рольной лампы отказов (MIL) 

Р1694 Обрыв или короткое замыкание в цепи конт­

рольной лампы преднакала 

С и с т е м ы  з а п у с к а и  з а р я д а 

Тип системы 12-вольтная, с заземлением 

по отрицательному полюсу 

Батарея 

Напряжение заряда, В 12 
Емкость, Ач 36,44, 55,60,66, или 70 

У с и л и я затягивания резьбовых  с о е д и н е н и й ,  Н м 

Болты крепления модуля зажигания (бензиновые модели).... 8 
Болты крепления установочного поддона 
аккумуляторной батареи к кузову 10 

Болт крепления монтажной скобы батареи 15 
Гайки крепления электропроводки генератора 

Гайка Мб 5 

Гайка М8 10 

Двигатель Z14XEP 

Болты крепления генератора 35 
Крепежные болты стартера 25 

Двигатель Z16XEP 

Болты крепления генератора 35 
Болты крепления стартера 25 
Болты крепления опоры впускного воздуховода 8 

Двигатель Z18XE 

Болты крепления генератора 35 

Натяжное устройство мультиреберного ремня 25 
Верхний болт крепления генератора 20 
Нижний болт крепления генератора 35 

Верхняя гайка крепления стартера 40 
Нижний болт крепления стартера 25 
Болт крепления защитной скобы приемной трубы 
системы выпуска отработавших газов 20 

Двигатели Z20LE(L/R/H) 

Болты крепления опоры генератора 35 
Крепежные болты скоб крепления генератора 20 
Болты крепления генератора (Zafira) 20 
Верхний (длинный) болт крепления стартера 40 
Нижний болт крепления стартера 45 

Болты крепежной скобы вакуумного ресивера 25 

Двигатель Z22YH (Zafira) 

Болты крепления генератора 21 
Болты крепления стартера 40 

Двигатель Z13DTH 

Болты крепления генератора 22 
Болты крепления стартера 25 

Двигатель Z17DT(L/H) 

Болты крепления генератора (М8) 19 
Болты крепления генератора (М10) 46 

Гайка (М8) крепления кабеля 
электропроводки генератора 10 

Вакуумный шланг усилителя тормозного привода 18 
Полый болт подающего маслопровода 22 
Нижний болт крепления стартера 38 
Верхний болт крепления стартера 60 

Двигатель Z19DT(L/H) 

Болты крепления генератора 70 
Гайки крепежного хомута топливного фильтра 25 

background image

Г л а в а 5  С и с т е м ы  э л е к т р о о б о р у д о в а н и я  д в и г а т е л я 

209 

1 Общая информация и 

меры предосторожности 

1 В состав электрооборудования дви­

гателя входят компоненты систем зажи­
гания (бензиновые модели), преднакала 
(дизельные модели), заряда и запуска, а 

также электронная система управления 
двигателем. Ввиду того, что данные сис­
темы имеют непосредственное отноше­

ние к работе двигателя, они рассматри­

ваются отдельно от прочего бортового 
электрооборудования. Размещение, кон­
струкция и принципы функционирования 

сигнальных и осветительных огней, при­

боров управления и т.п.. описаны в Гла­
ве 12. 

2 Система зажигания обеспечивает 

воспламенение подаваемой в камеры 

сгорания цилиндров бензиновых двига­
телей воздушно-топливной смеси. Для 
формирования искры требуемой интен­
сивности 12-еольтовое напряжение бор­
товой сети преобразуется в катушках 
зажигания в высоковольтное напряжение 

(до 30 ООО В). Ее основными рабочими 
компонентами являются свечи, катушки 
и модуль зажигания. Распределением 
подачи высоковольтного напряжения на 

свечи зажигания управляет блок систе­

мы управления двигателем (ЕСМ) - руч­

ная регулировка момента зажигания не 
производится, - при нарушении требуе­
мых установок следует произвести за­
мену вышедших из строя компонентов. 
3 В модуль зажигания включено четы­
ре катушки, - по одной на цилиндр. Ка­
тушки помещены в общий корпус, уста­
навливаемый над свечами зажигания. 
Конструкция модуля исключает необхо­

димость применения высоковольтных 

проводов, так как катушки подсоединя­
ются непосредственно к свечам зажига­
ния. ЕСМ, на основании анализа посту­
пающих от информационных датчиков 

сведений, в соответствии с программой 

встроенного процессора, выдает на мо­

дуль зажигания управляющие электри­

ческие импульсы, конфигурация которых 

однозначно определяет момент зажига­

ния. При этом подача напряжения на 
первичные обмотки катушек зажигания 
прерывается, что приводит к резкому 

изменению электромагнитного поля и, 
как следствие, - вырабатыванию высо­

ковольтного напряжения во вторичной 
обмотке. Высоковольтное напряжение 

подается к свечам зажигания. Межэлек­

тродный зазор свечей зажигания выс­
тавлен таким образом, чтобы при пода­
че на свечу напряжения между электро­

дами происходил сопровождающийся 

искрообразованием «пробой». Возника­

ющая в результате «пробоя» искра, обес­

печивает воспламенение воздушно-топ­
ливной смеси. Элементы управления 
системы зажигания не подвержены из­
носу и в регулярном обслуживании не 
нуждаются. В соответствии с графиком 

технического обслуживания (см. Главу 1) 

следует производить лишь замену све­

чей зажигания. 
4 Система  п р е д н а к а л а дизельного 

двигателя предназначена для прогрева 

камер сгорания с целью уверенного вос­
пламенения дизельного топлива. В ка­
честве нагревательных элементов ис­
пользуются свечи накаливания, работой 
которых управляет соответствующий 
электронный блок. В камеру сгорания 
каждого цилиндра ввернута свеча нака­
ливания. Свечи нагреваются электричес­
ким током перед запуском, во время за­
пуска и некоторое время после запуска 

двигателя. Подача питания на свечи на­

каливания контролируется ЕСМ. При 

этом на панели приборов высвечивает­
ся соответствующая контрольная лампа 

(см. Главу «Органы управления и при­

емы эксплуатации»). 
5 Топливный фильтр системы питания 

дизельных двигателей также может быть 

оборудован системой подогрева, предот­
вращающей «парафин ирование» дизтоп-
лива. Нагревательный элемент установ­
лен между топливным фильтром и его 
корпусом. Питание на подогрев топлива 
подается по командам ЕСМ через вмон­
тированный в корпус фильтра термочув­

ствительный датчик-выключатель. 
6 Система заряда обеспечивает пода­
чу электрического питания к системе 

зажигания, осветительным и сигнальным 
приборам, радиоприемнику и прочим 
потребителям электроэнергии. К ней 

относятся генератор переменного тока, 

встроенный в него регулятор напряже­

ния, контрольная лампа заряда (см. Гла­
ву «Органы управления и приемы эксп­
луатации», Раздел 16), аккумуляторная ба­
тарея, предохранители и соединяющая 
перечисленные компоненты электропро­
водка. Генератор приводится в действие 
ременной передачей от шкива коленча­
того вала и установлен в передней час­

ти двигателя. Система заряда не нуж­
дается в регулярном обслуживании. Тем 

не менее, следует периодически прове­
рять состояние приводного ремня гене­
ратора, батареи, соединительной элект­
ропроводки и ее клеммных соединений 
(см. Главу 1). 

7 Система запуска обеспечивает про­

ворачивание двигателя с целью его за­
пуска. Основными компонентами систе­
мы являются стартер с установленным 
на нем тяговым реле, аккумуляторная 
батарея, замок зажигания и соединитель­
ная электропроводка. Сборка стартера 

с тяговым реле закреплена на силовом 
агрегате, вблизи купола сцепления. При 

повороте ключа зажигания в положение 

3 (START) электропитание от батареи 

по цепи управления запуском подается 

на тяговое реле стартера. Реле произ­

водит переключение питания батареи 
непосредственно на электромотор стар­

тера. Мотор начинает вращаться, одно­

временно проворачивая за зубчатый ве­
нец маховика/приводного диска колен­

чатый вал двигателя. Порядок запуска 
двигателя описан в соответствующем 

Разделе Главы «Органы управления и 
приемы эксплуатации». 

8 Система управления  д в и г а т е л е м 

(см. также Главу 4) является главным 

связующим элементом всех выше пере­
численных систем - это мозг двигателя. 

Исходные данные поступают на элект­

ронный модуль системы от различных 
информационных датчиков и других 
электронных компонентов (выключате­
лей, реле и т.д.). На основании анализа 
поступающих от информационных дат­
чиков данных и в соответствии с зало­
женными в память процессора базовы­
ми параметрами, ЕСМ вырабатывает ко­
манды на срабатывание различных уп­
равляющих реле и исполнительных уст­

ройств, осуществляя тем самым коррек­
тировку рабочих параметров двигателя 
и обеспечивая максимальную эффектив­
ность его отдачи при минимальном рас­
ходе топлива. 
9 ЕСМ представляет собой сложный 
комплекс электронных схем и самосто­
ятельные попытки внесение каких-либо 
изменений приведут к нарушению ее 
функционирования и к отказам двигате­

ля. Полная диагностика системы управ­
ления двигателем может быть выполне­

на только с использованием специаль­
ного диагностического оборудования, 
позволяющего считывать занесенные в 
память процессора коды отказов. Ана­

лиз считанной информации позволяет 
быстро выявить источник отказа и уст­
ранить причину его возникновения. 

Меры предосторожности 

Внимание: В электронной системе за­

жигания, генерируется очень высокое 

напряжение! Лица с имплантированным 
кардиостимулятором допускаться к об­
служиванию компонентов системы зажи­
гания не должны! 

10 При обслуживании компонентов си­

стем электрооборудования следует со­
блюдать особые меры предосторожнос­
ти во избежание риска выхода из строя 
полупроводниковых элементов, а также 

с целью предотвращения получения 
элеткротравм. 

11 Приступая к обслуживанию электро­

оборудования, обязательно снимайте 

наручные часы, кольца и прочие метал­

лические украшения. Даже при отсое­
диненной батарее разряд конденсаторов 

при случайном заземлении их клемм 
может привести к получению электри­
ческого шока или сильного ожога. 

12 Не допускайте нарушения полярно­

сти при подключении батареи. В состав 
таких компонентов, как генератор, или 
электронные блоки управления входят 
полупроводниковые элементы, которые 
могут быть выведены из строя при не­
правильном подсоединении проводов. 

13 При выполнении запуска двигателя 

от внешнего источника питания, или под­
соединении зарядного устройства так­
же соблюдайте полярность подключения 
проводов (см. Введение). 

background image

210 

Ч а с т ь А:  С и с т е м ы  з а ж и г а н и я / н а к а л и в а н и я и  у п р а в л е н и я  д в и г а т е л е м 

14 Ни в коем случае не производите 

запуск двигателя при подключенном к 

батарее зарядном устройстве. Всегда, 

прежде чем производить зарядку бата­

реи от внешнего источника питания, от­

соединяйте от нее оба провода (снача­

ла отрицательный). 

15 Помните, что чрезмерно долгое про­

ворачивание двигателя стартером может 

привести к серьезным повреждениям 

электромотора последнего в результа­

те перегрева. Никогда не используйте 

стартер непрерывно долее 10 секунд на 

бензиновых моделях и 20 секунд на ди­

зельных, после чего ему следует дать 

остыть в течение минуты. 

16 При выполнении проверок электро­

оборудования и перед подсоединением/ 

отсоединением диагностического обору­

дования выключайте зажигание. Никог­

да не отсоединяйте электропроводку от 

батареи, генератора или диагностичес­

кого оборудования при работающем 

двигателе. 

17 Ни в коем случае не производите 

проверку наличия выходного напряжения 

генератора путем заземления его клемм. 

Не допускайте также заземления обмо­

ток катушек зажигания на массу. 

18 При выполнении каких-либо работ по 

обслуживанию электрооборудования 

следите, чтобы от батареи был отклю­

чен отрицательный провод. 

19 Перед использованием электродуго­

вой сварки в обязательном порядке от­

соединяйте батарею, генератор и такие 

компоненты, как ЕСМ систем питания/ 

зажигания во избежание риска их по­

вреждения. 
20 Старайтесь не допускать попадания 

рук, волос и свободных частей одежды 

в контакт с вращающимся приводным 

ремнем генератора во время произво­

димых при работающем двигателе про­

верок. 
21 Прежде чем приступать к паровой 

чистке двигательного отсека заворачи­

вайте генератор в полиэтиленовый па­

кет, который затем следует надежно зак­

репить резиновыми бандажами. 

Часть А: Системы зажигания/накаливания и 

управления двигателем 

2 Поиск неисправностей -

общая информация и 

предварительные 

проверки 

Замечание: Обратитесь также к Разде­

лу «Диагностика неисправностей» (см. 

Главу «Введение»). 

Общая  и н ф о р м а ц и я 

1 Система зажигания и питания явля­

ются взаимосвязанными составляющи­

ми, поэтому некоторые компоненты мо­

гут выполнять функции, имеющие отно­

шение к обеим системам. 

2 Все компоненты систем электро­

оборудования двигателем отличаются 

высокой степенью надежности. Боль­

шинство отказов, как правило, оказыва­

ются связанными с нарушением каче­

ства контактных соединений электропро-

водкиТПрежде чем окончательно утвер­

диться во мнении о выходе из строя ка­

кого-либо из компонентов системы вни­

мательно проверьте состояние электро­

проводки соответствующего контура. 

3 Приведенные ниже проверки следу­

ет выполнять при очевидных нарушени­

ях, таких как отказ стартера или возник­

новение пропусков зажигания. Некото­

рые неисправности не столь очевидны 

и могут не проявляться вовсе ввиду ав­

томатического перехода системы управ­

лениям аварийный режим функциони­

рования. Подобного рода отказы обыч­

но дают о себе знать лишь косвенным 

способом (по повышению расхода топ­

лива, нарушении стабильности оборотов 

холостого хода, снижении развиваемой 

двигателем мощности и т.п.), - обращай­

тесь за консультациями к специалистам 

автосервиса. 

4 Системы зажигания и питания име­

ют общую диагностическую систему, 

предназначенную для сохранения кодов 

неисправностей (DTC) и проведения 

диагностики. При выявлении отказа блок 

управления записывает в память соот­

ветствующий DTC, который может быть 

считан при помощи специального ска­

нера. 
5 Считывание информации, хранящей­

ся в памяти ЕСМ, в большинстве случа­

ев позволяет определить причины сбо­

ев в работе двигателя. Анализ считан­

ной информации с применением переч­

ня кодов (см. Спецификации) позволяет 

локализовать источник отказа на уровне 

конкретного элемента, либо цепи его 

электропроводки. Внимание: Визуаль­

ной проверки электропроводки и разъе­

мов недостаточно - обязательно считай­

те информацию, хранящуюся в памяти 

блока управления! 

П р е д в а р и т е л ь н ы е проверки 

6 Если неисправность возникла вско­

ре после обслуживания какого-либо узла, 

прежде всего, тщательно проверьте со­

ответствующий элемент. Возможно, при­

чина кроется в небрежности установки 

компонента или подсоединения к нему 

контактного разьема электропроводки. 

7 При поиске причин нарушения ис­

правности функционирования двигате­

ля (например, падение развиваемой 

мощности) всегда имеет смысл прове­

рить компрессию в цилиндрах (см. Гла­

ву 2). Следите также за тем, чтобы за­

мена воздушного и топливного фильт­

ров производилась в соответствии с 

графиком технического обслуживания 

(см. Главу 1). 
8 Не забывайте очищать память блока 

управления после считывания кодов не­

исправностей и внесения соответству­

ющих исправлений. 
9 Откройте капот и проверьте надеж­

ность фиксации наконечников проводов 

на полюсных клеммах аккумуляторной 

батареи. Удостоверьтесь в отсутствии 

признаков окисления клемм, в случае 

необходимости произведите их зачист­

ку (см. Главу 1). Проверьте надежность 

фиксации клеммных соединений шин 

заземления и качество электрического 

контакта в них, - сопрягаемые поверхно­

сти должны быть абсолютно чистыми и 

свободными от продуктов окисления. 

11 Внимательно осмотрите всю види­

мую электропроводку внутри двигатель­

ного отсека, проверьте надежность кон­

тактных соединений. Имеющую ярко 

выраженные признаки повреждения 

электропроводку замените, проследив за 

правильностью прокладки жгутов; в слу­

чае необходимости подтяните ослабший 

крепеж узлов, о которые перетерлась 

изоляция. Замечание: Зоной риска все­

гда являются участки электропроводки, 

проходящие вблизи компонентов, обслу­

живание которых производилось в са­

мом недавнем времени. 

12 Следует помнить, что токопроводя-

щие жилы электропроводки могут ока­

заться поврежденными при отсутствии 

признаков повреждения изоляции, - в 

подобной ситуации внешний осмотр не 

даст положительных результатов. Подоб­

ные повреждения могут возникать в ре­

зультате вытягивания проводов, либо при 

нарушении маршрутов их прокладки. 

13 Восстановить поврежденную элект­

ропроводку можно путем впаивания на 

участке обрыва шунтирующей жилы, -

пайка обеспечивает надежность элект­

рического контакта. Для ремонта изоля­

ции воспользуйтесь изоляционной лен­

той, либо посадите на провод отрезок 

термоусадочной трубки. Наилучшим 

(хотя и не самым дешевым) способом 

устранения всех сопряженных с повреж­

дением электропроводки отказов явля­

ется замена вышедшего из строя про-

background image

Глава 5 Системы электрооборудования двигателя 

211 

вода. 

14 Закончив восстановительный ре­

монт/подобрав замену, проследите за 
правильностью прокладки соответству­

ющих жгутов, особое внимание уделяя 
участкам маршрутов, проходящим вбли­
зи разогреваемых поверхностей и дви­
жущихся компонентов в двигательном 
отсеке. Проследите за надежностью зак­

репления жгутов во всех предусмотрен­
ных промежуточных фиксаторах. 

15 Проверьте состояние всех доступных 

клеммных соединений, проверьте надеж­
ность крепления контактных разъемов 
электропроводки. При выявлении на 
внутренней поверхности разъема следов 
коррозии (белые или зеленые отложе­
ния, налет ржавчины), а также при чрез­
мерном загрязнении, снимите разъем с 
соответствующей клеммы и тщательно 
очистите, в случае необходимости вос­
пользовавшись специальным спреем. 
Серьезно поврежденные разъемы под­
лежат замене, в некоторых случаях в ком­
плекте со жгутом электропроводки. 

16 После очистки разъема от коррозии 

набейте его перед установкой на место 
консервирующей смазкой. 

17 Внимательно осмотрите шланги и 

трубки всех вакуумных линий двигатель­

ного отсека. Проверьте надежность за­
тягивания крепежных хомутов, удосто­
верьтесь в отсутствии деформаций, тре­
щин, порезов, расслоений и прочих фи­
зических повреждений шлангов и тру­
бок. Внимательно изучите штуцерные 

узлы на наличие признаков нарушения 

герметичности (см. Главу 1). 

18 Оцените состояние и проверьте про­

ходимость шлангов системы PCV. Чрез­

мерное загрязнение или нарушение про­
ходимости шлангов влечет за собой на­
рушение стабильности оборотов двига­
теля, особенно на холостом ходу. 

19 Двигаясь от топливного бака к топ­

ливной распределительной магистрали 

(через топливный фильтр) вдоль топлив­
ных трубопроводов, внимательно изучи­

те состояние топливных линий. Особое 

внимание уделяйте местам сочленения 

трубок, где чаще всего образуются тре­

щины, через которые начинают разви­
ваться утечки. Поврежденные секции 
топливных линий замените. 
20 Проверьте состояние фильтрующе­
го элемента воздухоочистителя. Чрез­
мерно загрязненный фильтр способен 

значительно повысить суммарное аэро­
динамическое сопротивление впускного 

воздушного тракта, что непосредствен­
но сказывается на развиваемой двига­

телем мощности. В случае необходимо­

сти замените фильтрующий элемент. 
21 Запустите двигатель и оставьте его 
работающим на холостых оборотах. Вни­
мание:
 При выполнении каких-либо ра­
бот в двигательном отсеке при работа­

ющем двигателе соблюдайте крайнюю 

осторожность, - старайтесь не прика­

саться к разогретым поверхностям си­
лового агрегата и системы выпуска от­
работавших газов, не допускайте попа-

3.2а Диагностический разъем (1) -

модели Astra 

дания волос и элементов одежды в дви­

жущиеся компоненты (вентилятор сис­

темы охлаждения, ремень привода вспо­

могательных агрегатов)! 

22 Двигаясь от воздухозаборника к воз­

духоочистителю и далее - до корпуса 
дросселя, удостоверьтесь в отсутствии 

признаков развития утечек воздуха во 
впускном тракте.  Д л я выявления источ­
ников утечек можно воспользоваться 
мыльным раствором. Произведите необ­

ходимые исправления. 

23 Поднимите автомобиль на подъем­

нике и изучите состояние компонентов 
системы выпуска отработавших газов. 
Удостоверьтесь в отсутствии признаков 

развития утечек, - проще всего выявить 
неплотности выпускного тракта можно 
путем закупоривания его выходного от­
верстия, - характерный свист и задым­

ление помогут локализовать поврежден­

ный участок. Подтяните ослабшие хому­

ты/замените вышедшие из строя про­

кладки, замените поврежденные секции. 
24 На заключительном этапе проверки 
при работающем двигателе поочередно 
подергайте контактные разъемы его 

электропроводки. - о плохом качестве 

контакта будет свидетельствовать изме­
нение характера работы двигателя, -
произведите необходимые исправления, 

замените вышедшие из строя участки 

электропроводки. 
25 Если в ходе проведения предвари­

тельных проверок идентифицировать 

причину нарушения стабильности рабо­

ты двигателя не удается, автомобиль сле-

3.2Ь Местоположение диагностическо­

го разъема - модели Zafira 

дует отогнать на  С Т О для выполнения 

более тщательной диагностики с при­
менением специального оборудования. 

3 Система бортовой 

самодиагностики OBD 

Замечание: На моделях, оборудованных 
системой самодиагностики OBD II, на 
шильде под капотом должна быть запись 

«OBD II compliant". 

1 С введением требований последних 

законодательств по охране окружающей 
среды ужесточились требования к конт­
ролю содержания токсичных отходов в 
отработавших газах. Это в свою очередь 

привело к оборудованию автомобилей 

более совершенными системами управ­
ления двигателем. Основным элементом 
системы является бортовой процессор, 
чаще называемый электронным модулем 
управления (ЕСМ). 

2 Все описываемые в настоящем Ру­
ководстве модели оборудованы систе­
мой бортовой диагностики второго по­
коления (OBD-II), которая позволяет про­
изводить проверку датчиков и исполни­

тельных устройств, контролирует циклы 
обслуживания транспортного средства, 
обеспечивает возможность запоминания 
даже кратковременно возникающих в 

процессе работы сбоев и очистки блока 
памяти. Считывание данных памяти про­
цессора выполняется при помощи спе­
циального сканера, подключаемого к 16-
контактному диагностическому разъему