Главная Автомобили - Опель Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH
|
|
Opel Zafira B. Руководство - страница 53
212 Ч а с т ь А : С и с т е м ы з а ж и г а н и я / н а к а л и в а н и я и у п р а в л е н и я д в и г а т е л е м считывания базы данных (DLC). Диагно ральной консоли. На моделях Astra для освобождения доступа к разъему необ (см. ил люстрацию 3.2а), на моделях Zafira снять крышку основания рычага пере управления и приемы эксплуатации», Раздел 17) (см. иллюстрацию 3.2Ь). 3 Перед подключением диагностичес ких приборов необходимо убедиться в исправности и полноте заряда аккуму дел 13. 4 Снятие информации производится (см. сопр. иллюстрацию). Сле дует помнить, что, как правило, такое обо рудование рассчитано на конкретную лей, изменение системы управления хотя бы на один элемент ведет к изменению зоваться дорогостоящий специализиро ванный диагностический компьютер, спе агностики большинства систем совре менных автомобилей. Диагностические сканеры и компьютеры позволяют счи дуля управления принципиальные схе мы электрооборудования (если таковые (MIL). Одновременно прибор управления переключается на аварийный режим. пор, пока память системы самодиагнос тики не будет очищена от занесенных в (см. ниже). 7 Считывание данных системы OBD-II (см. иллюстрацию 3.4), подключаемого к 16-контактному диагностическому разъему (DLC) по средством адаптера - действуйте в со сора. Выполнение процедур считывания тем управления двигателем/снижения страняются особые гарантийные обяза тельства с продленным сроком д е й ностики отказов ЕСМ или замены ком данных обязательств, - за получением информации обращайтесь к представи 4 Применение осциллографа д л я наблюдения сигналов системы управления Замечание: Приведенный ниже мате риал носит лишь описательный характер О б щ а я информация 1 Цифровые мультиметры отлично подходят для проверки электрических янии, а также для фиксации медленных изменений отслеживаемых параметров. гателе, а также при выявлении причин менимым инструментом становится ос 2 Некоторые осциллографы позволяют a) Выявления сбоев нестабильного денных исправлений; c) Мониторинга активности лямбда- d) Анализа вырабатываемых лямбда- чиком импульсов может служить надеж ной гарантией отсутствия нарушений в 4 Надежность и простота эксплуатации современных осциллографов не требу легко произведена путем элементарно го визуального сравнения снятых в ходе типичными для различных датчиков и исполнительных устройств автомобиль ных систем управления. П а р а м е т р ы п е р и о д и ч е с к и х 5 Каждый, снимаемый при помощи ос a) Амплитуда: Разность макси мального и минимального напряжений b) Период: Длительность цикла да повторения к ширине (В зарубеж ной терминологии применяется обрат рабочим циклом, выраженный в %); I) Форма сигнала: Последова тельность прямоугольных импульсов, единичные выбросы, синусоида, пило 6 Обычно характеристики неисправно го устройства сильно отличаются от эта лонных, что позволяет опытному опера лизируется только напряжение сигнала (см. сопр. иллюстрации). лизируются амплитуда, частота и форма сигнала (см. сопр. иллюстрацию). лы - анализируются амплитуда, частота, форма сигнала и ширина периодичес ции). 10 С и г н а л ы , м о д у л и р о в а н н ы е по ширине импульса (ШИМ) - анализи 11 Форма выдаваемого осциллографом сигнала зависит от множества различ ных факторов и может в значительной 12 В виду сказанного, прежде чем при ступать к замене подозреваемого ком понента в случае несовпадения формы лонной осциллограммой, следует тща тельно проанализировать полученный Г л а в а 5 С и с т е м ы э л е к т р о о б о р у д о в а н и я д в и г а т е л я 213 4.5 Характеристики произвольного периодического сигнала 4.7с Датчик положения д р о с с е л ь н о й заслонки (TPS) 4.71 Измеритель массы воздуха (MAF) 4.9а Индуктивный датчик положения коленчатого вала (СКР) 4.9d Работающие на э ф ф е к т е Х о л л а датчики оборотов и положения валов 4.10а Инжекторы топлива 4.7а Датчик температуры охлаждаю щей ж и д к о с т и д в и г а т е л я (ЕСТ) 4.9Ь Индуктивный датчик положения распределительного вала (СМР) 4.9е Оптические д а т ч и к и оборотов и положения валов 4.10b Устройства стабилизации оборотов х о л о с т о г о х о д а (IAC) 4.10d Электромагнитный клапан продувки угольного адсорбера (EVAP) 4.7b Датчик температуры всасываемо го воздуха (IAT) 4.7е Измеритель объемного расхода потока воздуха (VAF) 4.8Ь Индуктивный датчик оборотов д в и г а т е л я 4.9с Индуктивный датчик скорости движения автомобиля (VSS) 4.91 Цифровые датчики термометри ческого измерения массы воздуха (MAF) и абсолютного давления во впускном трубопроводе (MAP) 4.10с Первичная обмотка катушки зажигания 214 Ч а с т ь А : С и с т е м ы з а ж и г а н и я / н а к а л и в а н и я и у п р а в л е н и я д в и г а т е л е м 4.10е Клапаны системы рециркуляции отработавших газов (EGR) 4.28 Импульс управления открывани ем инжектора топлива Напряжение 13 Нулевой уровень эталонного сигна ла нельзя рассматривать в качестве аб солютного опорного значения, - «ноль- реального сигнала, в зависимости от кон кретных параметров проверяемой цепи, может оказаться сдвинутым относитель но эталонного ([1] - см. иллюстрацию 4.12а) в пределах определенного допу стимого диапазона. 14 Полная амплитуда сигнала зависит от напряжения питания проверяемого конту ра и также может варьироваться в опре деленных пределах относительно эталон ного значения ([3] - см. иллюстрацию 4.12а и [2] - см. иллюстрацию 4.12Ь). 15 В цепях постоянного тока пределы напряжения сигнала соотвествуют напря жению питания. В качестве примера мож но привести цепь системы стабилизации оборотов холостого хода (IAC), сигналь ное напряжение которой никак не изме няется с изменением оборотов двигате ля. 16 В цепях переменного тока амплиту да сигнала уже однозначно зависит от частоты срабатывания источника сигна ла, так, амплитуда сигнала, выдаваемого датчиком положения коленчатого вала (СКР) будет увеличиваться с повыше нием оборотов двигателя. 17 В виду сказанного, если амплитуда снимаемого при помощи осциллографа сигнала оказывается чрезмерно низкой или высокой (вплоть до обрезания верх них уровней), достаточно лишь переклю чить рабочий диапазон прибора, перейдя на соответствующую шкалу измерения. 18 При проверке оборудования цепей с электромагнитным управлением (напри мер, система IAC) при отключении пита ния могут наблюдаться броски напряже ния ([4] - см. иллюстрацию 4.12а), ко торые при анализе результатов измере ния можно спокойно игнорировать. 19 Не следует беспокоиться также при появлении таких деформаций осциллог раммы, как скашивание нижней части переднего фронта прямоугольных им пульсов ([5] - см. иллюстрацию 4.12а), 4.12а Цифровой сигнал если, конечно, сам факт выполаживания Частота 20 Частота повторения сигнальных им пульсов зависит от рабочей частоты ис точника сигналов. быть отредактирована и приведена к удобному для анализа виду путем пере ключения на осциллографе масштаба временной развертки изображения. переменного тока временная развертка осциллографа зависит от частоты источ ника сигнала ([3] - см. иллюстрацию 4.12Ь), определяемой оборотами двига теля. ведения сигнала к удобочитаемому виду достаточно переключить масштаб вре менной развертки осциллографа. сигнала оказывается развернутой зер кально относительно эталонной зависи мости, что объясняется реверсивностью полярности подключения соответствую щего элемента и, при отсутствии запре та на изменение полярности подключе ния, может быть проигнорировано при анализе. Типичные с и г н а л ы компонентов с и с т е м у п р а в л е н и я д в и г а т е л е м 25 Современные осциллографы обычно оборудованы лишь двумя сигнальными проводами вкупе с набором разнообраз ных щупов, позволяющих осуществить подключение прибора практически к любому устройству. жительному полюсу осциллографа и обычно подсоединяется к клемме элек тронного модуля управления (ЕСМ). Чер ный провод следует подсоединять к на дежно заземленной точке (массе). Топливные инжекторы 27 Управление составом воздушно-топ ливной смеси в современных автомо бильных электронных системах впрыска топлива осуществляется путем своевре- 4.12Ь Аналоговый сигнал менной корректировки длительности открывания электромагнитных клапанов инжекторов. 28 Длительность пребывания инжекто ров в открытом состоянии определяет ся продолжительностью вырабатывае мых модулем управления электрических импульсов, подаваемых на вход электро магнитных клапанов. Продолжительность импульсов измеряется в миллисекундах и обычно не выходит за пределы диапа зона 1 + 14 мс. Типичная осциллограм ма управляющего срабатыванием инжек тора импульса представлена на сопр. иллюстрации. блюдать также серию коротких пульсаций, следующих непосредственно за иниции рующим отрицательным прямоугольным импульсом и поддерживающих электро магнитный клапан инжектора в открытом состоянии, а также резкий положитель ный бросок напряжения, сопровождаю щий момент закрывания клапана. может быть легко проверена при помо щи осциллографа путем визуального наблюдения изменений формы управля ющего сигнала при варьировании рабо чих параметров двигателя. Так, длитель ность импульсов при проворачивании двигателя на холостых оборотах должна быть несколько выше, чем при работе агрегата на низких оборотах. Повыше ние оборотов двигателя должно сопро вождаться соответственным увеличени ем времени пребывания инжекторов в открытом состоянии. Данная зависи мость особенно хорошо проявляется при открывании дроссельной заслонки ко роткими нажатиями на педаль газа. 31 При помощи тонкого щупа из при лагаемого к осциллографу набора под соедините красный провод прибора к инжекторной клемме ЕСМ системы уп равления двигателем. Щуп второго сиг нального провода (черного)осциллогра фа надежно заземлите. мого во время проворачивания двигате ля сигнала. му управляющего сигнала на холостых оборотах. мите частоту вращения двигателя до 3000 об/мин, - продолжительность уп равляющих импульсов в момент акселе рации должна заметно увеличиться, с С Г л а д а 5 С и с т е м ы э л е к т р о о б о р у д о в а н и я д в и г а т е л я 215 да. последующей стабилизацией на уровне равном, или чуть меньшем свойственно му оборотам холостого хода. заслонки должно приводить к спрямле нию осциллограммы, подтверждающему факт перекрывания инжекторов (для си стем с отсеканием подачи топлива). нуждается в некотором обогащении воз душно-топливной смеси, что обеспечи вается автоматическим увеличением продолжительности открывания инжек торов. По мере прогрева длительность управляющих импульсов на осциллог рамме должна непрерывно сокращать ся, постепенно приближаясь к типично му для холостых оборотов значению. применяется инжектор холодного запус ка, при холодном запуске двигателя ис пользуются дополнительные управляю щие импульсы, проявляющиеся на осцил лограмме в виде пульсаций переменной длины. 38 В приведенной ниже таблице пред ставлена типичная зависимость длитель ности управляющих импульсов открыва ния инжекторов от рабочего режима дви гателя. Состояние двигателя Длительность управляющего импульса, мс Холостые обороты 15-5 2000 . 3000 об/мин 1.1 . 3 5 Полный ГАЗ 8.2.3.5 Индуктивные датчики 39 Запустите двигатель и сравните ос циллограмму, снимаемую с выхода ин дуктивного датчика с приведенной на сопр. иллюстрации эталонной. пульсного сигнала. Электромагнитный клапан хода (IAC) 41 В автомобилестроении используют жества различных типов, выдающих сиг 42 Общей отличительной чертой всех клапанов является тот факт, что скваж ность сигнала должна уменьшаться с возрастанием нагрузки на двигатель, свя занной с включением дополнительных потребителей мощности, вызывающих понижение оборотов холостого хода. 43 Если скважность осциллограммы из меняется с увеличением нагрузки, од нако при включении потребителей име ет место нарушение стабильности обо ротов холостого хода, проверьте состо яние цепи электромагнитного клапана, а также правильность выдаваемого ЕСМ командного сигнала. 4.39 Типичная осциллограмма сигнала, вырабатываемого индуктивным датчиком 44 Обычно в цепях стабилизации обо ротов холостого хода используется 4- полюсный шаговый электромотор, опи сание которого приведено ниже. Про верка 2-контактных и 3-контактных кла панов IAC производится в аналогичной манере, однако осциллограммы выдава емых ими сигнальных напряжений совер шенно непохожи. 45 Шаговый электромотор, реагируя на выдаваемый ЕСМ пульсирующий управ ляющий сигнал, производит ступенчатую корректировку оборотов холостого хода двигателя в соответствии с рабочей температурой охлаждающей жидкости и текущей нагрузкой на двигатель. быть проверены при помощи осциллог рафа, измерительный щуп которого под ключается поочередно к каждой из че тырех клемм шагового мотора. рабочей температуры и оставьте его работающим на холостых оборотах. тель включите головные фары, кондици онер воздуха, либо, - на моделях с гид роусилителем руля, - поверните рулевое колесо. Обороты холостого хода долж ны на короткое время упасть, однако тут же вновь стабилизироваться за счет сра батывания клапана IAC. приведенной на сопр. иллюстрации эталонной. Лямбда-зонд (кислородный датчик) З а м е ч а н и е : В разделе приводятся ос циллограммы, типичные для наиболее часто применяемых на автомобилях лям бда-зондов циркониевого типа, в кото рых не используется опорное напряже ние 0.5В. В последнее время все боль шую популярность приобретают титано вые датчики, рабочий диапазон сигнала которых составляет 0*5 В, причем вы сокий уровень напряжения выдается при сгорании обедненной смеси, низкий, - обогащенной. 50 Подсоедините осциллограф между клеммой лямбда-зонда на ЕСМ и массой. грет до нормальной рабочей темпера туры. 52 Сравните выведенную на экран из мерителя осциллограмму с приведенной на сопр. иллюстрации эталонной за висимостью. 4.49 Осциллограмма управляющего сигнала системы стабилизации оборотов холостого хода (IAC) 53 Если снимаемый сигнал не являет ся волнообразным, а представляет со бой линейную зависимость, то, в зави симости от уровня напряжения, это сви детельствует о чрезмерном переобед нении (0 + 0.15 В ) , либо переобогаще нии ( 0 . 6 + 1 В) воздушно-топливной смеси. ля имеет место нормальный волнообраз ный сигнал, попробуйте несколько раз резко выжать педель газа, - колебания сигнала не должны выходить за преде лы диапазона 0 + 1 В. 55 Увеличение оборотов двигателя дол жно сопровождаться повышением ампли туды сигнала, уменьшение - снижением. Датчик детонации (KS) 56 Подсоедините осциллограф между клеммой датчика детонации ЕСМ и мас сой. грет до нормальной рабочей темпера туры. те форму снимаемого сигнала перемен ного тока с приведенной на сопр. иллю страции эталонной осциллограммой. жения легонько постучите по блоку ци линдров в районе размещения датчика детонации. 4.52 Осциллограмма сигнала, выдавае мого типичным лямбда-зондом 4.58 Осциллограмма сигнала, выдава емого типичным датчиком детонации <KS)
|
|
|