Opel Zafira B. Руководство - страница 53

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54 

 

Opel Zafira B. Руководство - страница 53

 

 

background image

212 

Ч а с т ь  А :  С и с т е м ы  з а ж и г а н и я / н а к а л и в а н и я и  у п р а в л е н и я  д в и г а т е л е м 

считывания базы данных (DLC). Диагно­
стический разьем расположен на цент­

ральной консоли. На

 моделях Astra для 

освобождения доступа к разъему необ­
ходимо снять декоративную крышку под 
рычагом стояночного тормоза

 (см. ил­

люстрацию 3.2а), на моделях Zafira 

снять крышку основания рычага пере­
ключения передач (см. Главу 11), а если 
консоль оборудована пепельницей - из­
влечь пепельницу (см. Главу «Органы 

управления и приемы эксплуатации», 

Раздел 17)

 (см. иллюстрацию 3.2Ь). 

3 Перед подключением диагностичес­

ких приборов необходимо убедиться в 

исправности и полноте заряда аккуму­
ляторной батареи и выполнить другие 
проверки, приведенные в Главе 4, Раз­

дел 13. 

4 Снятие информации производится 
при помощи диагностического оборудо­
вания

 (см. сопр. иллюстрацию). Сле­

дует помнить, что, как правило, такое обо­

рудование рассчитано на конкретную 
модель или модельный ряд автомоби­

лей, изменение системы управления хотя 

бы на один элемент ведет к изменению 
всех электрических схем. 
5 Некоторые производители наладили 
выпуск сканеров, предназначенных для 
использования механиками-любителями 
в домашних условиях. - спрашивайте в 
магазинах автомобильных аксессуаров. 
На сервисных станциях может исполь­

зоваться дорогостоящий специализиро­

ванный диагностический компьютер, спе­
циально разработанный для полной ди­

агностики большинства систем совре­

менных автомобилей. Диагностические 

сканеры и компьютеры позволяют счи­
тывать и распечатать диагностические 
коды, а также хранящиеся в памяти мо­

дуля управления принципиальные схе­

мы электрооборудования (если таковые 
заложены), программировать противо­
угонную систему, наблюдать сигналы в 
цепях предохранителей в реальном мас­
штабе времени. 
6 При выявлении неисправности ЕСМ 
выдает команду на включение вмонти­
рованной в приборный щиток конт­
рольной лампы «Проверьте двигатель», 
называемой также индикатором отказов 

(MIL). Одновременно прибор управления 

переключается на аварийный режим. 
Лампа будет продолжать гореть до тех 

пор, пока память системы самодиагнос­

тики не будет очищена от занесенных в 
нее кодов выявленных неисправностей 

(см. ниже). 

7 Считывание данных системы OBD-II 
производится при помощи специально­
го сканера ТЕСН-2

 (см. иллюстрацию 

3.4), подключаемого к 16-контактному 

диагностическому разъему (DLC) по­

средством адаптера - действуйте в со­
ответствии с указаниями меню прибо­
ра. Перечень кодов основных неисправ­
ностей силового агрегата приведен в 
Спецификациях в начале настоящей Гла­
вы. При помощи того же сканера осу­
ществляется и очистка памяти процес­

сора. Выполнение процедур считывания 
кодов DTC и очистки памяти ЕСМ реко­
мендуется поручить специалистам СТО. 
8 На обслуживание компонентов сис­

тем управления двигателем/снижения 
токсичности отработавших газов распро­

страняются особые гарантийные обяза­

тельства с продленным сроком  д е й ­
ствия. Не следует предпринимать попы­
ток самостоятельного выполнения диаг­

ностики отказов ЕСМ или замены ком­
понентов системы, до выхода сроков 

данных обязательств, - за получением 

информации обращайтесь к представи­
телям компании Opel. 

4 Применение осциллографа 

д л я наблюдения сигналов 

системы управления 

Замечание: Приведенный ниже мате­

риал носит лишь описательный характер 
и не привязан ни к какой конкретной 
марке или модели автомобиля. 

О б щ а я информация 

1 Цифровые мультиметры отлично 

подходят для проверки электрических 
цепей, находящихся в статическом состо­

янии, а также для фиксации медленных 

изменений отслеживаемых параметров. 
При проведении же динамических про­
верок, выполняемых на работающем дви­

гателе, а также при выявлении причин 
спорадических сбоев совершенно неза­

менимым инструментом становится ос­
циллограф. 

2 Некоторые осциллографы позволяют 
сохранять осциллограммы во встроен­
ном модуле памяти с последующим вы­
водом результатов на печать или пере­
качкой их на носитель персонального 
компьютера уже в стационарных усло­
виях. 
3 Осциллограф позволяет наблюдать 
периодические сигналы и измерять на­
пряжение, частоту, ширину (длитель­
ность) прямоугольных импульсов, а так­
же уровни медленно меняющихся напря­
жений. Осциллограф может быть исполь­
зован при выполнении следующих про­
цедур: 

a) Выявления сбоев нестабильного 
характера; 
b) Проверки результатов произве­

денных исправлений; 

c) Мониторинга активности лямбда-
зонда системы управления двигателя, 
оборудованного каталитическим пре­
образователем; 

d) Анализа вырабатываемых лямбда-
зондом сигналов, отклонение парамет­
ров которых от нормы является безус­
ловных свидетельством нарушения ис­
правности функционирования системы 
управления в целом. С другой стороны, 
правильность формы выдаваемых дат­

чиком импульсов может служить надеж­

ной гарантией отсутствия нарушений в 
системе управления. 

4 Надежность и простота эксплуатации 

современных осциллографов не требу­
ют от оператора никаких особых специ­
альных знаний и опыта. Интерпретация 
полученной информации может быть 

легко произведена путем элементарно­

го визуального сравнения снятых в ходе 
проверки осциллограмм с приведенны­
ми ниже временными зависимостями, 

типичными для различных датчиков и 

исполнительных устройств автомобиль­

ных систем управления. 

П а р а м е т р ы  п е р и о д и ч е с к и х 
с и г н а л о в 

5 Каждый, снимаемый при помощи ос­
циллографа сигнал, может быть описан 
при помощи следующих основных пара­
метров (см. сопр. иллюстрацию). 

a) Амплитуда: Разность макси­

мального и минимального напряжений 
(В) сигнала в пределах периода; 

b) Период: Длительность цикла 
сигнала (мс); 
c) Частота: Количество циклов в 
секунду (Гц); 
d) Ширина: Длительность прямоу­
гольного импульса (мс, мкс); 
e) Скважность: Отношение перио­

да повторения к ширине (В зарубеж­

ной терминологии применяется обрат­
ный скважности параметр называемый 

рабочим циклом, выраженный в %); 

I) Форма сигнала: Последова­

тельность прямоугольных импульсов, 

единичные выбросы, синусоида, пило­
образные импульсы, и т.п. 

6 Обычно характеристики неисправно­

го устройства сильно отличаются от эта­

лонных, что позволяет опытному опера­
тору легко и быстро выявить отказавший 
компонент путем анализа соответству­
ющей осциллограммы. 
7 Сигналы постоянного тока - ана­

лизируется только напряжение сигнала 

(см. сопр. иллюстрации). 
8 Сигналы переменного тока - ана­

лизируются амплитуда, частота и форма 

сигнала (см. сопр. иллюстрацию). 
9 Частотно-модулированные сигна­

лы - анализируются амплитуда, частота, 

форма сигнала и ширина периодичес­
ких импульсов (см.  с о л р . иллюстра­

ции). 

10  С и г н а л ы ,  м о д у л и р о в а н н ы е по 

ширине импульса (ШИМ) - анализи­
руются амплитуда, частота, форма сиг­
нала и скважность периодических им­
пульсов (см.  с о л р . иллюстрации). 

11 Форма выдаваемого осциллографом 

сигнала зависит от множества различ­

ных факторов и может в значительной 
мере изменяться. 

12 В виду сказанного, прежде чем при­

ступать к замене подозреваемого ком­

понента в случае несовпадения формы 
снятого диагностического сигнала с эта­

лонной осциллограммой, следует тща­

тельно проанализировать полученный 
результат (см. сопр. иллюстрации). 

background image

Г л а в а 5  С и с т е м ы  э л е к т р о о б о р у д о в а н и я  д в и г а т е л я 

213 

4.5 Характеристики произвольного 

периодического сигнала 

4.7с Датчик положения  д р о с с е л ь н о й 

заслонки (TPS) 

4.71 Измеритель массы воздуха (MAF) 

4.9а Индуктивный датчик положения 

коленчатого вала (СКР) 

4.9d Работающие на  э ф ф е к т е  Х о л л а 

датчики оборотов и положения валов 

4.10а Инжекторы топлива 

4.7а Датчик температуры охлаждаю­

щей  ж и д к о с т и  д в и г а т е л я (ЕСТ) 

4.9Ь Индуктивный датчик положения 

распределительного вала (СМР) 

4.9е Оптические  д а т ч и к и оборотов и 

положения валов 

4.10b Устройства стабилизации 

оборотов  х о л о с т о г о  х о д а (IAC) 

4.10d Электромагнитный клапан 

продувки угольного адсорбера (EVAP) 

4.7b Датчик температуры всасываемо­

го воздуха (IAT) 

4.7е Измеритель объемного расхода 

потока воздуха (VAF) 

4.8Ь Индуктивный датчик оборотов 

д в и г а т е л я 

4.9с Индуктивный датчик скорости 

движения автомобиля (VSS) 

4.91 Цифровые датчики термометри­

ческого измерения массы воздуха 

(MAF) и абсолютного давления во 

впускном трубопроводе (MAP) 

4.10с Первичная обмотка катушки 

зажигания 

background image

214 

Ч а с т ь  А :  С и с т е м ы  з а ж и г а н и я / н а к а л и в а н и я и  у п р а в л е н и я  д в и г а т е л е м 

4.10е Клапаны системы рециркуляции 

отработавших газов (EGR) 

4.28 Импульс управления открывани­

ем инжектора топлива 

Напряжение 

13 Нулевой уровень эталонного сигна­

ла нельзя рассматривать в качестве аб­

солютного опорного значения, - «ноль-

реального сигнала, в зависимости от кон­

кретных параметров проверяемой цепи, 

может оказаться сдвинутым относитель­

но эталонного ([1] - см. иллюстрацию 

4.12а) в пределах определенного допу­

стимого диапазона. 

14 Полная амплитуда сигнала зависит от 

напряжения питания проверяемого конту­

ра и также может варьироваться в опре­

деленных пределах относительно эталон­

ного значения ([3] - см. иллюстрацию 

4.12а и [2] - см. иллюстрацию 4.12Ь). 

15 В цепях постоянного тока пределы 

напряжения сигнала соотвествуют напря­

жению питания. В качестве примера мож­

но привести цепь системы стабилизации 

оборотов холостого хода (IAC), сигналь­

ное напряжение которой никак не изме­

няется с изменением оборотов двигате­

ля. 

16 В цепях переменного тока амплиту­

да сигнала уже однозначно зависит от 

частоты срабатывания источника сигна­

ла, так, амплитуда сигнала, выдаваемого 

датчиком положения коленчатого вала 

(СКР) будет увеличиваться с повыше­

нием оборотов двигателя. 

17 В виду сказанного, если амплитуда 

снимаемого при помощи осциллографа 

сигнала оказывается чрезмерно низкой 

или высокой (вплоть до обрезания верх­

них уровней), достаточно лишь переклю­

чить рабочий диапазон прибора, перейдя 

на соответствующую шкалу измерения. 

18 При проверке оборудования цепей с 

электромагнитным управлением (напри­

мер, система IAC) при отключении пита­

ния могут наблюдаться броски напряже­

ния ([4] - см. иллюстрацию 4.12а), ко­

торые при анализе результатов измере­

ния можно спокойно игнорировать. 

19 Не следует беспокоиться также при 

появлении таких деформаций осциллог­

раммы, как скашивание нижней части 

переднего фронта прямоугольных им­

пульсов ([5] - см. иллюстрацию 4.12а), 

4.12а Цифровой сигнал 

если, конечно, сам факт выполаживания 
фронта не является признаком наруше­
ния исправности функционирования про­
веряемого компонента. 

Частота 

20 Частота повторения сигнальных им­

пульсов зависит от рабочей частоты ис­

точника сигналов. 
21 Форма снимаемого сигнала может 

быть отредактирована и приведена к 

удобному для анализа виду путем пере­

ключения на осциллографе масштаба 

временной развертки изображения. 
22 При наблюдении сигналов в цепях 

переменного тока временная развертка 

осциллографа зависит от частоты источ­

ника сигнала ([3] - см. иллюстрацию 

4.12Ь), определяемой оборотами двига­

теля. 
23 Как уже говорилось выше, для при­

ведения сигнала к удобочитаемому виду 

достаточно переключить масштаб вре­

менной развертки осциллографа. 
24 В некоторых случаях осциллограмма 

сигнала оказывается развернутой зер­

кально относительно эталонной зависи­

мости, что объясняется реверсивностью 

полярности подключения соответствую­

щего элемента и, при отсутствии запре­

та на изменение полярности подключе­

ния, может быть проигнорировано при 

анализе. 

Типичные  с и г н а л ы компонентов 

с и с т е м  у п р а в л е н и я  д в и г а т е л е м 

25 Современные осциллографы обычно 

оборудованы лишь двумя сигнальными 

проводами вкупе с набором разнообраз­

ных щупов, позволяющих осуществить 

подключение прибора практически к 

любому устройству. 
26 Красный провод подключен к поло­

жительному полюсу осциллографа и 

обычно подсоединяется к клемме элек­

тронного модуля управления (ЕСМ). Чер­

ный провод следует подсоединять к на­

дежно заземленной точке (массе). 

Топливные инжекторы 

27 Управление составом воздушно-топ­

ливной смеси в современных автомо­

бильных электронных системах впрыска 

топлива осуществляется путем своевре-

4.12Ь Аналоговый сигнал 

менной корректировки длительности 

открывания электромагнитных клапанов 

инжекторов. 

28 Длительность пребывания инжекто­

ров в открытом состоянии определяет­

ся продолжительностью вырабатывае­

мых модулем управления электрических 

импульсов, подаваемых на вход электро­

магнитных клапанов. Продолжительность 

импульсов измеряется в миллисекундах 

и обычно не выходит за пределы диапа­

зона 1 + 14 мс. Типичная осциллограм­

ма управляющего срабатыванием инжек­

тора импульса представлена

 на сопр. 

иллюстрации. 
29 Часто на осциллограмме можно на­

блюдать также серию коротких пульсаций, 

следующих непосредственно за иниции­

рующим отрицательным прямоугольным 

импульсом и поддерживающих электро­

магнитный клапан инжектора в открытом 

состоянии, а также резкий положитель­

ный бросок напряжения, сопровождаю­

щий момент закрывания клапана. 
30 Исправность функционирования ЕСМ 

может быть легко проверена при помо­

щи осциллографа путем визуального 

наблюдения изменений формы управля­

ющего сигнала при варьировании рабо­

чих параметров двигателя. Так, длитель­

ность импульсов при проворачивании 

двигателя на холостых оборотах должна 

быть несколько выше, чем при работе 

агрегата на низких оборотах. Повыше­

ние оборотов двигателя должно сопро­

вождаться соответственным увеличени­

ем времени пребывания инжекторов в 

открытом состоянии. Данная зависи­

мость особенно хорошо проявляется при 

открывании дроссельной заслонки ко­

роткими нажатиями на педаль газа. 

31 При помощи тонкого щупа из при­

лагаемого к осциллографу набора под­

соедините красный провод прибора к 

инжекторной клемме ЕСМ системы уп­

равления двигателем. Щуп второго сиг­

нального провода (черного)осциллогра­

фа надежно заземлите. 
32 Проанализируйте форму считывае­

мого во время проворачивания двигате­

ля сигнала. 
33 Запустив двигатель, проверьте фор­

му управляющего сигнала на холостых 

оборотах. 
34 Резко нажав на педаль газа, подни­

мите частоту вращения двигателя до 

3000 об/мин, - продолжительность уп­

равляющих импульсов в момент акселе­

рации должна заметно увеличиться, с 

С 

background image

Г л а д а 5  С и с т е м ы  э л е к т р о о б о р у д о в а н и я  д в и г а т е л я 

215 

да. 

последующей стабилизацией на уровне 

равном, или чуть меньшем свойственно­

му оборотам холостого хода. 
35 Быстрое закрывание дроссельной 

заслонки должно приводить к спрямле­

нию осциллограммы, подтверждающему 

факт перекрывания инжекторов (для си­

стем с отсеканием подачи топлива). 
36 При холодном запуске двигатель 

нуждается в некотором обогащении воз­

душно-топливной смеси, что обеспечи­

вается автоматическим увеличением 

продолжительности открывания инжек­

торов. По мере прогрева длительность 

управляющих импульсов на осциллог­

рамме должна непрерывно сокращать­

ся, постепенно приближаясь к типично­

му для холостых оборотов значению. 
37 В системах впрыска, в которых не 

применяется инжектор холодного запус­

ка, при холодном запуске двигателя ис­

пользуются дополнительные управляю­

щие импульсы, проявляющиеся на осцил­

лограмме в виде пульсаций переменной 

длины. 

38 В приведенной ниже таблице пред­

ставлена типичная зависимость длитель­

ности управляющих импульсов открыва­

ния инжекторов от рабочего режима дви­

гателя. 

Состояние 

двигателя 

Длительность 

управляющего 

импульса, мс 

Холостые обороты 

15-5 

2000 . 3000 об/мин 

1.1  . 3 5 

Полный ГАЗ 

8.2.3.5 

Индуктивные датчики 

39 Запустите двигатель и сравните ос­

циллограмму, снимаемую с выхода ин­

дуктивного датчика с приведенной

 на 

сопр. иллюстрации эталонной. 
40 Увеличение оборотов двигателя дол­
жно сопровождаться увеличением амп­
литуды вырабатываемого датчиком им­

пульсного сигнала. 

Электромагнитный клапан 
стабилизации оборотов холостого 

хода (IAC) 

41 В автомобилестроении используют­
ся электромагнитные клапаны IAC мно­

жества различных типов, выдающих сиг­
налы также различной формы. 

42 Общей отличительной чертой всех 

клапанов является тот факт, что скваж­

ность сигнала должна уменьшаться с 

возрастанием нагрузки на двигатель, свя­

занной с включением дополнительных 

потребителей мощности, вызывающих 

понижение оборотов холостого хода. 

43 Если скважность осциллограммы из­

меняется с увеличением нагрузки, од­

нако при включении потребителей име­

ет место нарушение стабильности обо­

ротов холостого хода, проверьте состо­

яние цепи электромагнитного клапана, а 

также правильность выдаваемого ЕСМ 

командного сигнала. 

4.39 Типичная осциллограмма сигнала, 

вырабатываемого индуктивным 

датчиком 

44 Обычно в цепях стабилизации обо­

ротов холостого хода используется 4-

полюсный шаговый электромотор, опи­

сание которого приведено ниже. Про­

верка 2-контактных и 3-контактных кла­

панов IAC производится в аналогичной 

манере, однако осциллограммы выдава­

емых ими сигнальных напряжений совер­

шенно непохожи. 

45 Шаговый электромотор, реагируя на 

выдаваемый ЕСМ пульсирующий управ­

ляющий сигнал, производит ступенчатую 

корректировку оборотов холостого хода 

двигателя в соответствии с рабочей 

температурой охлаждающей жидкости и 

текущей нагрузкой на двигатель. 
46 Уровни управляющих сигналов могут 

быть проверены при помощи осциллог­

рафа, измерительный щуп которого под­

ключается поочередно к каждой из че­

тырех клемм шагового мотора. 
47 Прогрейте двигатель до нормальной 

рабочей температуры и оставьте его 

работающим на холостых оборотах. 
48 Для увеличения нагрузки на двига­

тель включите головные фары, кондици­

онер воздуха, либо, - на моделях с гид­

роусилителем руля, - поверните рулевое 

колесо. Обороты холостого хода долж­

ны на короткое время упасть, однако тут 

же вновь стабилизироваться за счет сра­

батывания клапана IAC. 
49 Сравните снятую осциллограмму с 

приведенной

 на сопр. иллюстрации 

эталонной. 

Лямбда-зонд (кислородный датчик) 

З а м е ч а н и е : В разделе приводятся ос­

циллограммы, типичные для наиболее 

часто применяемых на автомобилях лям­

бда-зондов циркониевого типа, в кото­

рых не используется опорное напряже­

ние 0.5В. В последнее время все боль­

шую популярность приобретают титано­

вые датчики, рабочий диапазон сигнала 

которых составляет 0*5 В, причем вы­

сокий уровень напряжения выдается при 

сгорании обедненной смеси, низкий, -

обогащенной. 

50 Подсоедините осциллограф между 

клеммой лямбда-зонда на ЕСМ и массой. 
51 Удостоверьтесь, что двигатель про­

грет до нормальной рабочей темпера­

туры. 

52 Сравните выведенную на экран из­

мерителя осциллограмму с приведенной 

на сопр. иллюстрации эталонной за­

висимостью. 

4.49 Осциллограмма управляющего 

сигнала системы стабилизации 

оборотов холостого хода (IAC) 

53 Если снимаемый сигнал не являет­

ся волнообразным, а представляет со­

бой линейную зависимость, то, в зави­

симости от уровня напряжения, это сви­

детельствует о чрезмерном переобед­

нении (0 + 0.15  В ) , либо переобогаще­

нии  ( 0 . 6 + 1 В) воздушно-топливной 

смеси. 
54 Если на холостых оборотах двигате­

ля имеет место нормальный волнообраз­

ный сигнал, попробуйте несколько раз 

резко выжать педель газа, - колебания 

сигнала не должны выходить за преде­

лы диапазона 0 + 1 В. 

55 Увеличение оборотов двигателя дол­

жно сопровождаться повышением ампли­

туды сигнала, уменьшение - снижением. 

Датчик детонации (KS) 

56 Подсоедините осциллограф между 

клеммой датчика детонации ЕСМ и мас­

сой. 
57 Удостоверьтесь, что двигатель про­

грет до нормальной рабочей темпера­

туры. 
58 Резко выжмите педаль газа и сравни­

те форму снимаемого сигнала перемен­

ного тока с приведенной

 на сопр. иллю­

страции эталонной осциллограммой. 
59 При недостаточной четкости изобра­

жения легонько постучите по блоку ци­

линдров в районе размещения датчика 

детонации. 

4.52 Осциллограмма сигнала, выдавае­

мого типичным лямбда-зондом 

4.58 Осциллограмма сигнала, выдава­

емого типичным датчиком детонации 

<KS)