Opel Zafira B. Руководство - страница 56

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57 

 

Opel Zafira B. Руководство - страница 56

 

 

background image

Глава 6 Ручная коробка переключения передач и 

сцепление 

Содержание 

Часть А: Сцепление Часть В: Ручная коробка переключения передач 

Общая информация 

225 

(РКПП) 

Снятие и установка главного цилиндра сцепления . . 225 

231 

Снятие и установка сборки исполнительного 

Регулировка привода переключения передач 

231 

цилиндра сцепления с выжимным подшипником .. .226 

10 

Снятие и установка компонентов 

Удаление воздуха из гидравлического 

232 

тракта привода выключения сцепления 

227 

11 

233 

Снятие и установка педали сцепления 

228 

12 

233 

Снятие, проверка состояния и установка 

13 

Снятие и установка модуля управления 

компонентов сцепления 

. 228 

234 

Снятие и установка модуля управления 
сцеплением Easytronic 

. 230 

Спецификации 

Сцепление 

Тип Однодисковое, сухое, с диафрагменной 

пружиной и гидравлическим приводом 

Диаметр ведомого (фрикционного) диска, мм .... 200 или 240 

Толщина новых фрикционных накладок, мм 7.65 
Минимально допустимая толшина 
накладки над головками заклепок, мм 1.6 

Ручная коробка переключения передач 

Общая информация 

Тип 5-ступенчатая, полностью синхронизированная 

6-ступенчатая, полностью синхронизированная 

Идентификационный код 

5-ступенчатая F13, F17 и F23 
6-ступенчатая М32 

Идентификационный код отлит на сверху на картере транс­
миссии, за крышкой механизма выбора передач (F13 и F17), 

либо выгравирован на задней стенке корпуса дифференциа­
ла (F23). 

Усилия затягивания резьбовых соединений, Нм 

Гайка штуцерного соединения гидравлической линии 14 
Гайки крепления главного цилиндра сцепления 20 
Гайки крепления опорного 
кронштейна педали сцепления 20 
Болты/гайки крепления кронштейна 
педали сцепления к рулевой поперечине 20 
Болты крепления корзины сцепления 15 
Болты крепления исполнительного цилиндра сцепления... 5 
Болты крепелния маховика 

Двигатель Z14XEP (F13) 35 Нм + 30" 
Двигатель Z17DTL (F13/F17) 29.4 Нм + 60' + 15" 
Двигатель Z17DTH (F23) 85 Нм + 30" + 15' 

РКПП F17+ и F17+MTA 35 Нм + 30' + 15" 

Крепление купола сцепления к картеру РКПП 28 
Болты крепления трансмиссии к двигателю 60 

Сливная пробка (F23) 35 
Сливная пробка (М32) 30 

Контрольная пробка (F13 и F17) 4 Нм + 45 + 135" 
Контрольная пробка (F23) 35 

Заливная пробка (F23) 35 
Датчик-выключатель огней заднего хода (F13 и F17) 20 
Датчик-выключатель огней заднего хода (F23) 15 

Картер трансмиссии изготавливается 

методом литья из алюминиевого спла­

ва, и крепится болтами к левой (по ходу 

движения автомобиля) стороне двига­

т е л я . В состав трансмиссии входит 

сцепление, РКПП, а также дифференци­

ал (главная передача) и приводные валы 

(см. Главу 8). 
В
 целом принцип работы трансмиссии 

можно описать следующим образом. 

Развиваемый двигателем крутящий мо­
мент через фрикционный диск сцепле­
ния передается на оборудованную шли­
цами цапфу вращающегося в закрытых 
подшипниках первичного вала РКПП. От 
первичного вала вращение передается 
на выходной (вторичный) вал, а от него -
на корончатое зубчатое колесо (ведомую 
шестерню) главной передачи и жестко 

сочлененную с ним сборку дифферен­

циала. От дифференциала крутящий 

момент через приводные валы переда­

ется на передние колеса автомобиля и 

приводит их в движение. Дифференци­

ал обеспечивает возможность вращения 

ведущих колес с различной угловой ско­

ростью, что позволяет избежать чрезмер­

ного износа протекторов во время со­

вершения поворотов. 

background image

Г л а в а 6 Ручная  к о р о б к а  п е р е к л ю ч е н и я  п е р е д а ч и  с ц е п л е н и е 225 

1 Общая информация 

1 На всех моделях, оборудованных 
РКПП, используется однодисковое сцеп­

ление сухого типа с диафрагменной пру­
жиной. Ступица фрикционного (ведомо­

го) диска оборудована продольными 
шлицами, входящими в зацепление со 
шлицами цапфы первичного вала транс­

миссии. Фрикционный и нажимной дис­
ки сцепления удерживаются в контакте 

друг с другом за счет усилия, развивае­

мого диафрагменной пружиной нажим­
ного диска. Конструкция сцепления и его 
привода представлена

 на сопр. иллю­

страции. 

2 Выключение сцепления производит­
ся гидравлическим способом. Привод 
выключения состоит из педали сцепле­
ния, главного гидравлического цилинд­
ра с резервуаром, соединительных ли­
ний и объединенного с выжимным под­
шипником, посаженного непосредствен­

но на входной вал коробки передач, ис­
полнительного цилиндра  ( с м .

 иллюст­

рацию 1.1). Замечание: Резервуар яв­
ляется общим для приводов сцепления 

и рабочей тормозной системы . 
3

 Модели с Easytronic имеют особен­

ности привода и компоновки. Сцепле­
ние данных моделей оборудовано моду­
лем управления и отдельным резервуа­
ром для гидравлической жидкости

 (см. 

сопр. иллюстрацию). 
4 При выжимании соответствующей 

педали в тракте системы поднимается 
гидравлическое давление, которое в ре­

зультате прикладывается к вмонтирован­

ному в исполнительный цилиндр выжим­
ному подшипнику. Подшипник под воз­

действием гидравлического усилия при­

жимается к лепесткам диафрагменной 
пружины нажимного диска в корзине 
сцепления. Выгибаясь, пружина преры­
вает контакт нажимного и ведомого дис­
ков, освобождая последний. 

2 Снятие и установка 

главного цилиндра 

сцепления 

С н я т и е 

1 Главный цилиндр сцепления крепит­

ся к задней переборке двигательного 
отсека. С целью обеспечения адекват­

ного доступа необходимо предваритель­
но снять некоторые элементы, установ­

ленные в двигательном отсеке - в зави­

симости от компоновки может потребо­
ваться снятие расширительного бачка, 
аккумулятора с поддоном, иногда - мон­
тажного блока предохранителей. 

2 Тщательно протрите наружную по­

верхность главного цилиндра и подло­

жите под него комок ветоши для сбора 

проливаемой тормозной жидкости. 

1.1 Конструкция сцепления и компонентов его привода 

Гидравлическая линия приводного 

Уплотнительное кольцо 

тракта выключения сцепления 

В 

Сборка исполнительного цилиндра 

Демпфер 

сцепления с выжимным подшипником 

Шланг, соединяющий главный 

Гидравлическая линия 

цилиндр с резервуаром 

10  Болт крепления корзины сцепления 

Шток толкателя главного цилиндра 

11  Сборка корзины сцепления с 

сцепления 

нажимным диском 

Кронштейн педали сцепления 

12  Ведомый (фрикционный) диск 

Датчик-выключатель положения 

сцепления 

педали сцепления (модели с 

13  Направляющая втулка 

темпостатом) 

14  Штуцерная гайка щ 

1.3 Компоновка  с и с т е ­

мы Easytronic 

' Модуль переключе­

ния передач 

? Кабельный канал 

системы Easytronic 

1 Резервуар для 

тормозной жидкости 

I Модуль управления 

сцеплением 

> Питающий шланг 

гидравлической 

линии сцепления 

> Плита крепления 

модуля управления 

сцеплением 

' Возвратная гидрав­

лическая линия 

Часть А: Сцепление 

background image

226 

Ч а с т ь  А :  С ц е п л е н и е 

2.3 Во избежание потерь жидкости, при 

отсоединении шланга, идущего от 

главного цилиндра к резервуару, его 

следует пережать самоконтрящимися 

щипцами 

3 Струбциной пережмите подающий 
шланг, соединяющий резервуар с глав­
ным цилиндром

 (см. сопр. иллюстра­

цию). Замечание: Шланг следует пе­

режимать на расстоянии около 5 см от 

среза натянутого на штуцер цилиндра 

конца. Сразу же закупорьте отверстие в 

цилиндре во избежание попадания в 

тракт грязи. 
4 Снимите стопорное кольцо, сдвинь­
те хомут и отсоедините от главного ци­
линдра гидравлическую трубку, - с це­
лью минимизации потерь гидравличес­

кой жидкости обмотайте штуцерный узел 
ветошью. Сразу же закупорьте открытые 
концы линии и штуцера во избежание 
попадания в систему грязи. Внимание: 

Во избежание повреждения лакокрасоч­

ного покрытия, не допускайте попадания 

тормозной жидкости на окрашенные по­

верхности кузовных панелей! Снимите со 
штуцерного разьема уплотнительное 
кольцо, - при сборке оно подлежит за­
мене в обязательном порядке. 

5 В салоне автомобиля отсоедините от 
педали сцепления возвратную пружину. 

Демонтируйте левую нижнюю секцию 

отделки панели приборов (см. Главу 11), 
отпустите фиксатор, извлеките штифт и 
отсоедините от педали сцепления раз­
резной палец толкателя главного гидрав­
лического цилиндра. 
6 Там же отдайте две гайки крепления 

главного цилиндра к переборке двига­

тельного отсека/опорному кронштейну 

педали

 (см. сопр. иллюстрацию). Пе­

рейдите в двигательный отсек и сними­
те главный цилиндр в сборе с уплотни-
тельной прокладкой. 

Установка 

Замечание: Приготовьте новое уплот­

нительное кольцо штуцерного разьема 

подсоединения к главному цилиндру 

гидравлической трубки. 
7 Удостоверьтесь в абсолютности чи­

стоты и сухости сопрягаемых поверхно­

стей сборки главного цилиндра сцепле­

ния и переборки двигательного отсека. 

2.6 Главный цилиндр сцепления 

закреплен на переборке двигательного 

отсека двумя гайками (не забудьте 

отсоединить от педали толкатель 

цилиндра) 

Установите на место уплотнительную 
прокладку. 
8 Заведите главный цилиндр на свое 
штатное место и закрепите его болтами, 
от руки затянув гайки последних. 
9 Восстановите исходное подключение 
гидравлических линий, - не забудьте за­
менить уплотнительные элементы и про­
следите за надежностью фиксации шту­
церных соединений. Затяните гайки 
крепления цилиндра с требуемым уси­

лием. 

10 Подсоедините толкатель цилиндра к 

педали сцепления и установите на мес­

то все снимавшиеся детали и компонен­

ты. 

11 В заключение -прокачайте» гидрав­

лический тракт с целью удаления из него 

воздушных пробок (см. Раздел 4). 

3 Снятие и установка сборки 

исполнительного 

цилиндра сцепления с 

выжимным подшипником 

Внимание: Помните, что вырабатывае­

мая в процессе износа фрикционных 

накладок ведомого диска сцепления 

пыль может содержать вредный для здо­

ровья асбест. Не сдувайте пыль сжатым 

воздухом и старайтесь не вдыхать ее. 

Не применяйте для протирки компонен­

тов сцепления растворители на нефтя­

ной основе, - пользуйтесь только специ­

альными тормозными очистителями или 

чистым метиловым спиртом. Использо­

ванную ветошь складывайте в герметич­

но закрываемую тару. 

1 Сборка исполнительного цилиндра с 
выжимным подшипником крепится к 
внутренней стороне купола сцепления и 

для ее снятия необходимо демонтиро­

вать коробку переключения передач (см. 

Часть В). 
2 На

 моделях с РКПП F13, F17+, 

F17+MTA, F23 тщательно протрите ци­

линдр снаружи, затем отпустите гайку 
штуцерного разьема и отсоедините от 

3.2 Схема установки исполнительного 

цилиндра сцепления 

/ Гайка штуцерного соединения 

гидравлической линии 

Стрелки Болты крепления цилиндра 

3.3  Д л я отсоединения муфты (1) 

гидравлической линии (2) необходимо 

сжать фиксаторы в направлении, 

указанном стрелками 

цилиндра гидравлическую линию

 (см. 

сопр. иллюстрацию), - сразу же собе­

рите ветошью следы пролитой тормоз­
ной жидкости. Выверните 3 крепежных 
болта и снимите цилиндр с входного 
вала. 
3 На

 моделях с РКПП М32 гидравли­

ческая линия должна отсоединяться сна­
ружи и сниматься вместе со сборкой 
исполнительного цилиндра, для чего не­
обходимо отпустить гайку наружного 
штуцерного разъема, а затем снять со­
единительную муфту

 (см. сопр. иллю­

страцию) гидравлической линии. 

4 Снимите уплотнительное кольцо, ус­

тановленное между цилиндром и карте­
ром РКПП, - кольцо подлежит замене в 
обязательном порядке. Примите меры 
предосторожности против попадания в 
коробку грязи. 
5 Вышедший из строя исполнительный 

background image

Г л а в а 6 Ручная коробка  п е р е к л ю ч е н и я  п е р е д а ч и  с ц е п л е н и е 

227 

4.2 Подсоединение комплекта  д л я прокачки сцепления 

/ Переходник 

2 Приспособление МКМ-6174-2 

3 Приспособление МКМ-6174-1 
4 Муфта для прокачки 

4.5 Соединение (1)  д л я прокачки привода сцепления 

системы Easytronic 

Защитный колпачок 

Крышка резервуара 

цилиндр восстановительному ремонту не 

подлежит. В случае развития утечек тор­

мозной жидкости замените цилиндр в 

сборе. 

6 Перед установкой удостоверьтесь в 

абсолютности чистоты и сухости сопря­

гаемых поверхностей цилиндра и кар­

тера РКПП. Посадите новое уплотнитель­

ное кольцо в приемную канавку на кар­

тере трансмиссии. При установке новой 

сборки исполнительного цилиндра не-

л обходимо снять защитный хомут (крас­

ного цвета). Смажьте цилиндр чистым 

трансмиссионным маслом. 

7 Установка производится в порядке, 

обратном порядку снятия. Не забудьте 

прокачать гидравлический тракт (см. 

Раздел 4). 

4 Удаление воздуха из 

рч гидравлического тракта 

привода выключения 

сцепления , 

Внимание: Используемая в качестве 

рабочего тела в тракте привода сцепле­

ния тормозная жидкость относится к чис­

лу токсичных и химически агрессивных 

соединений и при контакте с кузовны-

-•• ми панелями разрушает лакокрасочное 

покрытие. Прежде чем приступать к вы­

полнению процедуры прикройте крылья 

и панель передка автомобиля специаль­

ными чехлами, либо просто старыми оде­

ялами. Прокачку тормозной системы 

производите в защитных очках. При слу­

чайном попадании тормозной жидкости 

в глаза немедленно промойте их обиль­

ным количеством воды и обратитесь за 

помощью к врачу! 

1 Прокачка гидравлического привода 

выключения сцепления должна осуще­

ствляться каждый раз после снятия его 

компонентов, а также когда уровень жид­

кости в резервуаре падает настолько, что 

в главный цилиндр попадает воздух. При 

прокачке используйте только свежую 

тормозную жидкость требуемого сорта 

(D0T-4). Удостоверьтесь в герметично­

сти штуцерных соединений гидравличес­

кого тракта сцепления. Внимание: Не 

используйте повторно выкачанную из 

системы жидкость, а также, жидкость, дли­

тельное время хранившуюся в неплотно 

закрытой таре! 

2 Прокачка гидравлического тракта 

производится через специальное соеди­

нение при помощи комплекта специаль­

ного оборудования, которое использует­

ся для прокачки рабочей тормозной си­

стемы. Внимание: Прокачка привода 

вручную уже не допустима! Общая схе­

ма подключения комплекта приведена на 

сопр. иллюстрации - перед использо­

ванием комплекта внимательно озна­

комьтесь с инструкцией по его эксплуа­

тации. 
3 Снимите крышку резервуара главно­

го цилиндра и залейте в резервуар све­

жую гидравлическую жидкость, доведя ее 

уровень до отметки МАХ. Подсоедините 

к резервуару специальный переходник 

(см. иллюстрацию 4.2) и присоедини­

те к нему приспособление МКМ-6174-2 

- опустите свободный конец шланга в 

подходящую сливную емкость. Снимите 

защитный колпачок соединения для про­

качки и подсоедините к нему приспособ­

ление МКМ-6174-2. Другой конец при­

способления присоедините к прокачива­

ющему устройству. 

4 Включите прокачивающее устрой­

ство, поверните муфту (см. иллюстра­

цию 4.2) на 2-3 оборота, при этом от­

кроется клапан для прокачки. Прокачку 

следует продолжать до тех пор, пока не 

прекратится выделение воздушных пу­

зырьков из сливного шланга. По окон-

4.6 Проверка уровня гидравлической 

жидкости сцепления системы 

Easytronic 

1 Крышка резервуара 

2 Отметка ~МАХ» 

3 Отметка -MIN-

чании процедуры вручную затяните муф­

ту, выключите устройство и снимите все 

устанавливавшиеся компоненты. Удали­

те следы потеков тормозной жидкости. 
5 На моделях, оборудованных роботи­

зированной коробкой передач Easytronic, 

перед подсоединением устройства для 

прокачки необходимо предварительно 

снять аккумуляторную батарею с поддо­

ном. Устройство должно использовать­

ся только совместно с диагностическим 

прибором ТЕСН-2 - внимательно озна­

комьтесь с инструкцией прибора. Мес­

тоположение соединения для прокачки 

приведено

 на сопр. иллюстрации. За­

мечание: На данных моделях переход­

ник устанавливается на резервуар жид­

кости для сцепления. Внимание: Попа­

дание малейшего количества минераль­

ного масла в тормозную жидкость сис­

темы Easytronic приведет к выходу из 

строя сцепления! 

6 Проверка уровня тормозной жидко­

сти в резервуаре системы Easytronic так-