Коробка передач позволяет производить поездки на автомобиле с разными
скоростями, осуществлять движение вперед и назад, а так же изменять
крутящий момент передаваемый от двигателя. Это достигается
использованием одной, из нескольких пар шестерен, с помощью которых
крутящий момент двигателя передается на шестерню главной передачи и,
далее,
через дифференциал и полуоси — на ведущие колеса автомобиля. Главная
передача изменяет по величине передаваемый крутящий момент одновременно
уменьшая угловую скорость вращения, при этом тяговое усилие на ведущих
колесах увеличивается ( а скорость вращения колес уменьшается) в
соответствии с передаточным числом главной передач.
Дифференциальный механизм, будучи составной частью
главной передачи, дает возможность ведущим колесам автомобиля вращаться
с разными угловыми скоростями при повороте автомобиля или движении .по
неровному участку дороги, когда колеса проходят путь разной длины.
Коробка передач двухвальная, шестерни разных передач находятся в
постоянном зацеплении, кроме шестерен заднего хода. Пара шестерен пятой
передачи размещается в отдельной части картера коробки. Включение
передних передач происходит через синхронизаторы. Для включения и
выключения различных передач служит рукоятка смены передач, размещенная
в полу автомобиля и внутренний механизм смены передач, состоящий из
валов и вилок. Внутренний механизм смены передач имеет устройство,
блокирующее включение пятой передачи. Главная передача представляет
собой пару шестерен с косыми зубьями. Ведомая шестерня прикреплена
болтами к корпусу дифференциального механизма, в котором размещена
система конических шестерен.
4 - шестерня заднего хода, 5 - ведомая шестерня первой передачи, 6 -
ведомая шестерня второй передачи, 7 - ведомая шестерня третьей передачи,
8 - ведомая шестерня четвертой передачи, 9 - ведомая шестерня пятой
передачи, 10 - вторичный вал, 11 - синхронизатор первой и второй
передачи, 12 - синхронизатор третьей и четвертой передачи, 13 -
синхронизатор пятой передачи, 14 - главная передача, 15 -
дифференциальный механизм.
Технические характеристики
Коробка передач и главная передача с
дифференциальным механизмом, требуют выполнения следующих работ:
• смазка некоторых элементов рычага смены передач (обозначенных
стрелками на рисунке) каждые 20000 км пробега;
проверка уровня масла в коробке переда1 каждые 10000 км пробега; замена
масла в коробке передач каждьк 20000 км пробега.
Составные части рычага переключения передач
Поверхности деталей, обозначенных стрелками, необходимо периодически
смазывать. В рамках даны усилия (в Нм), с которыми следует затягивать
резьбовые соединения