Причина неисправности |
Способ устранения |
Двигатель не пускается |
Нет давления топлива в рампе:
засорены топливопроводы |
Промойте и продуйте топливный бак и
топливопроводы |
неисправен топливный насос |
Замените насос |
засорен топливный фильтр |
Замените фильтр |
неисправен регулятор давления
топлива |
Проверьте регулятор, неисправный
замените |
Неисправна система зажигания |
См. «Система
управления двигателем» |
Неисправен датчик положения
коленчатого вала |
Тоже |
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом
ходу |
Недостаточное давление в топливной
рампе |
См. неисправность «Двигатель не
пускается» |
Неисправен регулятор холостого хода |
Замените регулятор холостого хода |
Подсос воздуха через шланги
вентиляции картера двигателя и шланг, соединяющий впускную трубу
с вакуумным усилителем тормозов |
Подтяните хомуты крепления,
поврежденные шланги замените |
Двигатель не развивает полной мощности и недостаточно
приемист |
Неполное открытие дроссельной
заслонки |
Отрегулируйте привод дроссельной
заслонки |
Неисправен датчик положения
дроссельной заслонки |
Замените датчик |
Недостаточное давление в топливной
рампе |
См. неисправность «Двигатель не
пускается» |
Загрязнен воздушный фильтр |
Замените фильтрующий элемент |
Неисправна система зажигания |
См. «Система
управления двигателем» |
Недостаточная компрессия - ниже 1
МПа (10 кгс/см2): пробита прокладка головки блока
цилиндров |
Замените прокладку |
прогорание поршней, поломка или
залегание поршневых колец |
Очистите кольца и канавки поршней
от нагара, поврежденные кольца и поршень замените |
плохое прилегание клапанов к седлам |
Замените поврежденные клапаны,
отшлифуйте седла |
чрезмерный износ цилиндров и
поршневых колец |
Замените поршни, расточите и
отхонингуйте цилиндры |
Недостаточное давление масла в прогретом двигателе |
Использование масла
несоответствующей марки |
Замените масло рекомендованным |
Разжижение или вспенивание масла
из-за проникновения в масляный картер топлива или охлаждающей
жидкости |
Устраните причины проникновения
топлива или охлаждающей жидкости, замените масло |
Загрязнение рабочей полости или
износ деталей масляного насоса |
Промойте или замените масляный
насос |
Засорение масляного фильтра |
Замените масляный фильтр |
Ослабление крепления или засорение
маслоприемника |
Закрепите маслоприемник, промойте
его фильтр |
Увеличенный зазор между вкладышами
коренных и шатунных подшипников и шейками коленчатого вала |
Прошлифуйте шейки и замените
вкладыши |
Трещины, поры в стенках масляных
каналов блока цилиндров или засорение масляных магистралей |
Отремонтируйте блок цилиндров. При
невозможности устранения дефекта замените блок |
Стук коренных подшипников коленчатого вала |
Обычно
стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком
открытии дроссельных заслонок на холостом ходу. Частота его
увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала.
Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более
резкий с неравномерными промежутками, особенно заметными при
плавном повышении и понижении частоты вращения коленчатого вала |
Недостаточное давление масла |
См. неисправность «Недостаточное
давление масла в прогретом двигателе» |
Увеличенный зазор между шейками и
вкладышами коренных подшипников |
Прошлифуйте шейки и замените
вкладыши |
Увеличенный зазор в упорном
подшипнике коленчатого вала |
Замените упорные полукольца
среднего коренного подшипника новыми, проверьте зазор |
Стук шатунных подшипников |
Обычно
стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он
прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии
дроссельных заслонок. Место стука легко определить, отключая по
очереди свечи зажигания |
Недостаточное давление масла |
См. неисправность «Недостаточное
давление масла в прогретом двигателе» |
Чрезмерный зазор между шатунными
шейками коленчатого вала и вкладышами |
Замените вкладыши и прошлифуйте
шейки |
Стук поршней |
Стук
обычно незвонкий, приглушенный; вызывается «биением» поршня в
цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте
вращения коленчатого вала и под нагрузкой |
Увеличенный зазор между поршнями и
цилиндрами |
Замените поршни, расточите и
отхонингуйте цилиндры |
Чрезмерный зазор между поршневыми
кольцами и канавками на поршне |
Замените кольца или поршни с
кольцами |
Повышенный шум газораспределительного механизма |
Попадание воздуха в гидротолкатели
клапанов вследствие слишком низкого (захват воздуха насосом) или
слишком высокого (вспенивание масла) уровня масла в двигателе |
Удалите воздух из гидротолкателей |
Загрязнение полостей
гидротолкателей клапанов вследствие применения
низкокачественного масла или повреждения масляного фильтра |
Промойте гидротолкатели, замените
масло и фильтр |
Износ рабочих поверхностей
гидротолкателей клапанов, вызванный применением
низкокачественного масла или несвоевременной его заменой |
Замените гидротолкатели |
Поломка клапанной пружины |
Замените пружину |
Чрезмерный зазор между стержнем
клапана и направляющей втулкой, вызванный их износом |
Замените направляющую втулку и
клапан |
Износ кулачков распределительного
вала |
Замените распределительный вал |
Неисправны гидротолкатели клапанов |
Замените гидротолкатели |
Стук на холодном двигателе, слышный в течение 2-3 мин
после пуска и усиливающийся при повышении частоты вращения
коленчатого вала |
Увеличенный зазор между поршнями и
цилиндрами |
Стук поршней, исчезающий после
прогрева двигателя, не является признаком неисправности. При
постоянном стуке замените поршни, расточите и отхонингуйте
цилиндры |
Ослабление крепления шкива
коленчатого вала |
Подтяните крепление |
Кратковременные стуки сразу после пуска двигателя |
Использование масла
несоответствующей марки (с пониженной вязкостью) |
Замените масло на рекомендованное |
Увеличенный осевой зазор
коленчатого вала |
Замените упорные полукольца
среднего коренного подшипника |
Увеличенный зазор в переднем
коренном подшипнике |
Замените вкладыши переднего
коренного подшипника |
Стуки в прогретом двигателе на режиме холостого хода |
Ослабление натяжения или износ
ремней приводов генератора и водяного насоса, компрессора
кондиционера и насоса гидроусилителя рулевого управления |
Отрегулируйте натяжение ремней или
замените их |
Шум деталей газораспределительного
механизма |
См. неисправность «Повышенный шум
газораспределительного механизма» |
Использование масла
несоответствующей марки |
Замените масло на рекомендованное
заводом - производителем автомобиля |
Увеличенные зазоры между поршневыми
пальцами и отверстиями в бобышках поршней |
Замените поршни и пальцы |
Увеличенные зазоры между шатунными
шейками коленчатого вала и вкладышами |
Замените вкладыши и прошлифуйте
шейки |
Непараллельны оси верхней и нижней
головок шатуна |
Замените шатун |
Сильные стуки в прогретом двигателе при повышении
частоты вращения коленчатого вала |
Поломка ступицы шкива коленчатого
вала |
Замените поврежденные детали |
Чрезмерное увеличение зазоров между
вкладышами шатунных и коренных подшипников коленчатого вала |
Перешлифуйте шейки под ремонтный
размер и замените вкладыши |
Повышенная вибрация двигателя |
Дисбаланс коленчатого вала |
Снимите и отбалансируйте коленчатый
вал |
Установлены поршни разной массы |
Разберите шатунно-поршневую группу,
подберите поршни по массе |
Неодинаковые значения компрессии в
цилиндрах |
См. «Проверка
компрессии в цилиндрах» |
Подушки опор подвески силового
агрегата сильно изношены или затвердели |
Замените опоры |
Ослаблено крепление шкива
коленчатого вала или шкивов вспомогательных агрегатов |
Подтяните крепления |
Повышенный расход масла |
Подтекание масла через уплотнения
двигателя |
Подтяните крепления или замените
прокладки и сальники |
Засорена система вентиляции картера |
Промойте детали системы вентиляции
картера |
Износ поршневых колец или цилиндров
двигателя |
Расточите цилиндры, замените поршни
и кольца |
Поломка поршневых колец |
Замените кольца |
Закоксовывание маслосъемных колец
или пазов в канавках поршней из-за применения нерекомендованного
масла |
Очистите кольца и пазы от нагара,
замените моторное масло рекомендуемым в приложении |
Износ или повреждение маслосъемных
колпачков клапанов |
Замените маслосъемные колпачки |
Повышенный износ стержней клапанов
или направляющих втулок |
Замените клапаны, отремонтируйте
головку блока цилиндров |
Перегрев двигателя |
Недостаток жидкости в системе
охлаждения |
Долейте охлаждающую жидкость в
систему охлаждения |
Сильно загрязнена наружная
поверхность радиатора |
Очистите наружную поверхность
радиатора струей воды |
Неисправен термостат |
Замените термостат |
Неисправен электровентилятор
системы охлаждения |
Проверьте электродвигатель
вентилятора и реле его включения, неисправные узлы замените |
Неисправен клапан пробки радиатора
(постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным
давлением) |
Замените пробку радиатора |
Использование бензина с пониженным
октановым числом |
Залейте бензин с соответствующим
октановым числом |
Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке |
Поврежден радиатор |
Отремонтируйте радиатор или
замените |
Повреждение шлангов или прокладок в
соединениях трубопроводов, ослабление хомутов |
Замените поврежденные шланги или
прокладки, замените хомуты шлангов |
Подтекание жидкости через сальник
водяного насоса |
Замените водяной насос |
Повреждена прокладка головки блока
цилиндров |
Замените прокладку |
Подтекание жидкости через
микротрещины в блоке или в головке блока цилиндров |
Проверьте герметичность блока и
головок блока цилиндров, при обнаружении трещин замените
поврежденные детали |