Тормозные краны автомобилей Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

  Главная      Автомобили - Белаз     Автомобили-самосвалы Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А и автомобили-тягачи БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 


Тормозные краны автомобилей Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

 

 На каждом автомобиле-самосвале установлены два одинаковых тормозных крапа (рис. 140), которые работают независимо друг от друга—один управляет тормозами передних колес, другой управляет тормозами задних колес. Привод кранов— общий, от педали тормоза, расположенной в кабине. Установлены краны на левом кронштейне переднего цилиндра подвески.

 

 

 

 

Рис. 140. Тормозном край автомобилей-самосвалов:
1 — тяга привода тормозного крана; 2 — защитный чехол; 3 — крышка рычага; 4 - рычаг; 5 — уравновешивающая пружина; 6 — стакан уравновешивающей пружины; 7 корпус крана; 8 — седло выпускного клапана; 9 — диафрагма с направляющим стаканом: 10 — возвратная пружина диафрагмы; 11 — выпускной клапан; 12 — возвратная пружина клапана; 13 — седло впускного клапана: 14 — впускной клапан; 15 — пробка; 16 — диафрагма включателя сигнала торможения; 17 — крышка; 18 — соединительная пластина контакта; 19 — зажимы; 20 — подвижный контакт включателя; 21 — возвратная пружина контакта; 22 — корпус включателя; 23 — канал для подвода воздуха к диафрагме включателя; 24 — клапан выпускного окна; 25 — контргайка; 26 — регулировочный болт; А — подвод сжатого воздуха
от воздушного баллона; В - - выход воздуха в атмосферу

 

 

 


При отпущенной педали тормоза выпускной клапан И открыт. Тормозные цилиндры автомобиля через выпускное окно тормозного крана сообщены с атмосферой. Впускной клапан 14 в этот момент закрыт, вследствие этого сжатый воздух, подведенный из воздушных баллонов, в тормозные цилиндры не поступает и торможения колес не происходит.

При нажатии на педаль тормоза рычаг 4 тормозного крана через уравновешивающую пружину 5 воздействует на седло 8 выпускного клапана п закрывает выпускной клапан 11. При этом впускной клапан 14 открывается и сжатый воздух от баллонов поступает в тормозные цилиндры, приводящие в действие колесные тормоза.

При отпускании педали тормоза уравновешивающая пружина 5 разжимается, впускной клапан 14 при этом закрывается, а седло 8 открывает выпускной клапан 11. Сжатый воздух выходит (по стрелке В) из тормозных цилиндров через выпускное окно, закрытое клапаном 24. Происходит растормаживание колес автомобиля.

На автомобилях-тягачах установлен двухсекционный комбинированный тормозной кран поршневого типа, в котором объединены органы управления тормозами колес автомобиля-тягача и прицепного агрегата. Тормозной кран установлен на верхней полке левой продольной балки рамы под кабиной.

Тормозной кран (рис. 141) представляет собой два цилиндра, объединенных в одном блоке. Верхний цилиндр, имеющий большой диаметр, предназначен для управления тормозами колес прицепного агрегата, а нижний цилиндр меньшего диаметра—для управления тормозами колес автомобиля-тягача.

На крышке 24 нижнего цилиндра имеется режимное регулировочное кольцо 25. В соответствии с формой прорези на втулке регулировочное кольцо можно устанавливать в три положения, обозначенные буквами Р, Н и /7, которые соответствуют раннему, нормальному и позднему торможению прицепного агрегата. Поворотом этого кольца дополнительно изменяется затяжка пружины 26 тяги нижнего цилиндра.

Когда педаль тормоза отпущена, приводной рычаг 5 не действует на тяги 2 и 29 верхнего и нижнего цилиндров. При свободном положении рычага 5 уравновешивающая пружина 10 отодвигает поршень 12 верхнего цилиндра в крайнее правое положение и отжимает клапан 14 от наружного седла. При этом сжатый воздух, подведенный от баллонов через боковое отверстие в полости клапанов (со стороны пружин 16), проходит в правую полость цилиндра и оттуда в магистраль прицепного агрегата. После установления оттормаживающего давления в пределах 4,8—5,3 кГ/см2, необходимого для прекращения действия тормозов прицепного агрегата, поршень 12 под действием сжатого воздуха сжимает уравновешивающую пружину 10 и клапан 14 садится на свое седло. Дальнейшее поступление воздуха в тормозную магистраль прицепного агрегата прекращается.

 

 

 

Рис. 141. Тормозной кран автомобилей-тягачей:
I — гайка; 2 — тяга верхнего цилиндра; 3 — регулировочная гайка уравновешивающей пружины; 4 и 27 — пылепредохранители; 5 — рычаг тормозного крана; 6 — стопорный болт трубы уравновешивающей пружины; 7 — пружина тяги верхнего цилиндра; 8 — крышка верхнего цилиндра; 9 — труба уравновешивающей пружины; 10 — уравновешивающая пружина;
II — упорная гайка уравновешивающей пружины; 12 — поршень верхнего цилиндра; 13 — возвратная пружина поршня; 14 — клапан; 15 — рычаг ручного привода рабочего тормоза прицепного агрегата; 16 — пружина клапана; 17 — корпус пружины клапана; 18 — толкатель поршня; 19 — корпус тормозного крана; 20 — поршень нижнего цилиндра; 21 — упорное кольцо тяги нижнего цилиндра; 22 — фильтр; 23 — выпускное отверстие; 24 — крышка нижнего цилиндра; 25 — регулировочное кольцо опережения торможения прицепного агрегата; 26 пружина тяги нижнего цилиндра; 28 — гайка тяги нижнего цилиндра; 29 — тяга нижнего цилиндра; 30 — стопорный болт регулировочного кольца; 31 — направляющая шайба грубы уравновешивающей пружины; 32 — распорная втулка; А —- подвод сжатого воздуха от воздушного баллона; В — отвод воздуха к тормозным цилиндрам тормозов
автомобиля-тягача

 

 


Тяга нижнего цилиндра в это время отжимается пружиной 26 от поршня 20 до упора в кольцо, что дает возможность возвратной конической пружине 13 отодвинуть поршень 20 влево. При этом нижний клапан 14 прижимается к своему седлу, в результате чего тормозные цилиндры автомобиля-тягача через канал в поршне 20 соединяются с атмосферой.

При нажатии на педаль тормоза происходит дополнительная затяжка уравновешивающей пружины 10. Поршень 12 перемещается влево, клапан 14 садится на свое седло и сжатый воздух из магистрали прицепного агрегата выходит в атмосферу через канал в поршне 12. Снижение давления в магистрали прицепного агрегата вызывает его затормаживание за счет срабатывания воздухораспределительного клапана, имеющегося на прицепном агрегате. Таким образом, в случае разъединения шланга, соединяющего пневматические системы автомобиля-тягача и прицепного агрегата,

прицепной агрегат автоматически затормаживается от своего воздушного баллона, так как воздух из магистрали прицепного агрегата (как и при принудительном торможении) выходит в атмосферу.

Одновременно нижний конец рычага 5, преодолевая сопротивление пружины 26, перемещает тягу 29 и поршень 20 вправо. Поршень сначала упирается в нижний клапаи 14, прекращая сообщение тормозных цилиндров автомобиля-тягача с атмосферой, а затем отжимает клапан от седла и воздух от баллонов проходит в правую полость крана, а оттуда в тормозные цилиндры автомобиля-тягача и автомобиль-тягач затормаживается.

При затормаживании автомобиля-тягача стояночным тормозом рычаг 15 сжимает уравновешивающую пружину 10. Поршень 12 перемещается влево, клапан 14 садится на свое седло и сжатый воздух из тормозной магистрали прицепного агрегата выходит в атмосферу и прицепной агрегат затормаживается. В тормозные цилиндры автомобиля-тягача сжатый воздух в этом случае не поступает.

Через каждые 100 ч работы проверить затяжку болтов крепления тормозных кранов.

Через каждые 500 ч работы прочистить выпускное отверстие 23 тормозного крана автомобиля-тягача и, используя мыльную эмульсию, проверить тормозные краны на герметичность.

Утечка воздуха через выпускное отверстие тормозного крана автомобиля-самосвала при отпущенной педали тормоза свидетельствует о негерметичности впускного клапана 14 (см. рис. 140), а при нажатой до отказа педали — о негерметичности выпускного клапана 11. Для проверки крана произвести два-три торможения автомобиля-самосвала; если и после этого наблюдается утечка воздуха, вывернуть пробку 15 и извлечь клапан. В случае повреждения или износа резиновых конусов клапана заменить их или установить новый клапан и завернуть пробку крышки до отказа, предварительно установив на место все прокладки седла клапана.

При установке конических клапанов тормозного крана автомобиля-самосвала проверить и, если нужно, отрегулировать прокладками 1 (рис.
142) величину открытия впускного клапана. При полном ходе рычага тормозного крана ход впускного клапана должен быть 2,5—3 мм. Величину открытия впускного клапана можно измерить следующим образом: отсоединить трубопровод, подводящий сжатый воздух из воздушного баллона к тормозному крану, вывернуть из пробки 4 штуцер трубопровода, нажать до отказа па педаль тормоза или потянуть за рычаг 4 (см. рис. 140), если тормозной кран снят с автомобиля, а затем линейкой или глубиномером через отверстие в пробке измерить ход впускного клапана.

Утечка воздуха по плоскости разъема корпуса 7 тормозного крана и крышки 17 указывает на повреждение диафрагмы 9 или на пегерметичность деталей крапа в месте сопряжения пх с диафрагмой. Поврежденную диафрагму заменить.

 



При утечке воздуха из выпускного отверстия 23 (см. рис. 141) тормозного крана автомобиля-тягача место неисправности определяют следующим образом. Если утечка воздуха, наблюдаемая при отпущенной педали тормоза, прекращается после поворота рычага 15 стояночного тормоза, то это указывает, что выпускной клапан 14 верхнего цилиндра негерметичен или манжета поршня 12 неплотно прилегает к корпусу. Чтобы устранить утечку, следует вывернуть верхний корпус 17 пружины клапана и прочистить клапан и его седло. Если утечка воздуха не прекращается, снять переднюю крышку 8 верхнего цилиндра, извлечь поршень 12 н очистить манжету поршня и цилиндр. После установки крышки прорезной гайкой / затянуть пружину 7 так, чтобы обеспечивался полный ход рычага 5 в пределах 19—21 мм без учета люфта 0,2—4 мм между упором этого рычага и крышкой 8.

Утечка воздуха через выпускное отверстие 23 после поворота рычага 15 показывает, что негерметичен впускной клапан 14 нижнего цилиндра. Этот клапан управляет подачей воздуха к тормозным цилиндрам автомобиля-тягача. Для устранения утечки вывернуть корпус пружины клапана и прочистить клапан и его седло. Если после прочистки утечка воздуха не прекращается, снять переднюю крышку 24 нижнего цилиндра, извлечь поршень 20 и очистить манжету поршня и цилиндр.

При проверке состояния клапанов 14 следить, чтобы на их поверхности не было глубоких вмятин от седла. Если глубина вмятины превышает 0,7 мм, заменить клапан.

После 3000 ч работы снять тормозные краны, разобрать их, промыть трущиеся части керосином, протереть их мягкой тряпкой и смазать тонким слоем смазки 158 (МРТУ 12Н № 139—64).

В качестве заменителя можно использовать смазку ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267—59). При использовании заменителя краны смазывать через 1500 ч работы, но не реже 1 раза в год. Затем вновь собрать тормозные краны, предварительно проверив легкость хода направляющих стаканов диафрагм, штоков, уравновешивающих пружин, поршней и рычагов.

 

 

 

Рис. 142. Регулировка хода впускного клапана тормозного крана:
1 — регулировочные прокладки; 2 — седло впускного клапана; 3 — впускной клапан; 4 — пробка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..