Компрессор автомобилей Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

  Главная      Автомобили - Белаз     Автомобили-самосвалы Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А и автомобили-тягачи БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

Компрессор автомобилей Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

 

 

 На автомобилях-самосвалах и автомобилях-тягачах установлен воздушный компрессор 1 (рис. 133) поршневого типа, двухцилиндровый, одноступенчатый. Он установлен на балке 7 передней опоры двигателя и приводится в действие от двигателя клиновидным ремнем 8, установленным на шкивах 2 и 9.

Компрессор состоит из блока цилиндров, шатунно-поршневой группы, картера с коленчатым валом, нижней крышки картера и

головки цилиндров. Блок цилиндров 6 (рис. 134), картер 5 и головка 10 соединены между собой через прокладки шпильками. Нижняя крышка I через прокладку соединена с картером компрессора болтами.

 

 

Рис. 133. Установка компрессора:
1 — компрессор; 2 — шкив компрессора; 3 — контргайка; 4 и 5 — ганки; 6 — болт крепления компрессора; 7 — балка передней опоры двигателя; 8 — ремень привода компрессора; 9 — шкив двигателя

 

 

 


Коленчатый вал 25 компрессора установлен в картере на двух шариковых подшипниках 21. На переднем конце вала на шпонке посажен шкив 3 привода компрессора. Шкив крепится на валу гайкой. Передний подшипник коленчатого вала закрыт крышкой 2, в которую запрессован сальник 4.

В заднем конце коленчатого вала помещается уплотняющее устройство, состоящее из поджимной пружины 22 и уплотнителя 24. В задней крышке 23 и уплотнителе имеются отверстия для подвода масла в компрессор.

На шейках коленчатого пала компрессора установлены шатуны

7. Нижняя головка шатуна разъемная и крепится к шатуну двумя шатунными болтами. Вкладыши шатунных подшипников изготовлены из стальной ленты, залитой антифрикционным сплавом, и от проворачивания зафиксированы в головке шатуна отогнутыми усиками, входящими в соответствующие пазы головки шатуна.

Верхняя головка шатуна соединена при помощи поршневого пальца 9 с поршнем 8. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка с отверстием для смазки поршневого пальца. В цилиндрах компрессора установлены поршни 8 с тремя уплотнительными кольцами. Два кольца, расположенные в верхней части поршня,— компрессионные, нижнее кольцо — маслосъемное.

В блоке цилиндров компрессора установлены впускные клапаны 15, прижимаемые к седлам пружинами 29. Под впускными клапанами расположено разгрузочное устройство, состоящее из плунжеров 20 с уплотнительными кольцами 27, штоков 18, гнезд 28 штоков, коромысла 26 с пружиной 19 и направляющей пружины.

 

 

 

 

Рис. 134. Компрессор:

I - нижняя крышка картера; 2 — передняя крышка картера; 3 — шкив компрессора; 4 — сальник; 5 — картер; С — блок цилиндров; 7 — шатун; 8 — поршень с кольцами; 9 — поршневой палец со стопорными кольцами; 10 — головка цилиндров;
II — пробка нагнетательного клапана; 12 — пружина нагнетательного клапана; 13 — нагнетательный клапан; 14 — седло нагнетательного клапана; 15 — впускной клапан; 10 — направляющая впускного клапана; 17 — седло впускного клапана; 18 — шток впускного клапана; 19 — пружина коромысла; 20 — плунжер; 21 — подшипник; 22 — пружина уплотнителя; 23 — задняя крышка картера; 24 — уплотнитель; 25 — коленчатый вал; 26 — коромысло; 27 — уплотнительные кольца; 28 — гнездо штока впускного клапана; 29 — пружина впускного клапана;
30 — фильтр компрессора; 31 — шпилька

 

 

 



Разгрузочное устройство работает совместно с регулятором давления, который соединяет полость разгрузочного устройства с воздушными баллонами. При превышении давления в пневматическом приводе тормозов воздух через регулятор давления поступает в полость разгрузочного устройства. Под давлением воздуха плунжеры с толкателями приподнимаются и открывают клапаны 15. Подача воздуха в пневматическую систему прекращается, так как при открытых впускных клапанах воздух получает возможность переходить из цилиндра в цилиндр.

В головке цилиндров компрессора на каждый цилиндр имеется по одному нагнетательному клапану 13. Нагнетательные пластинчатые клапаны расположены в гнездах головки и прижаты к седлам 14 пружинами 12, вставленными в пробки 11.

Компрессор соединен с системой смазки двигателя маслоподводящим шлангом и отводящей трубкой. По подводящему шлангу масло поступает к задней крышке компрессора и через отверстие в ней идет к каналам в коленчатом валу. Затем по каналам масло поступает к шатунным подшипникам. Все остальные трущиеся детали смазываются маслом, разбрызгиваемым при работе компрессора.

Масло из компрессора сливается в картер двигателя по отводящей трубке, присоединенной к нижней крышке 1 картера.

Блок и головка цилиндров компрессора охлаждаются жидкостью, подводимой из системы охлаждения двигателя.

Через каждые 100 ч работы проверяют затяжку гаек крепления компрессора и натяжение приводного ремня. Прогиб нормально натянутого ремня должен быть 8—14 мм при нажатии на него рукой с усилием 4 кГ в средней части между шкивами. Величину прогиба замеряют линейкой.

Особенно тщательно проверяют натяжение ремия в первые 50 ч работы, так как в это время происходит наибольшая вытяжка ремня (примерно 60% от общего удлинения).

Регулировку натяжения ремня компрессора производить в следующей последовательности:

отвернуть на несколько оборотов контргайки 3 (см. рис. 133);

отвернуть на несколько оборотов гайки 5 и, вращая поочередно гайки 4, установить требуемое натяжение ремня;

надежно затянуть гайки 5 болтов крепления компрессора и контргайки 3.

Через каждые 2000—2500 ч работы снять головку компрессора для очистки поршней, клапанов, седел, пружин, плунжеров, а также для проверки работы и герметичности клапанов и плунжеров разгрузочного устройства.

Клапаны, не обеспечивающие герметичность, притереть к седлам. а сильно изношенные или поврежденные, заменить новыми. Новые клапаны также притереть к седлам для получения непрерывного кольцевого контакта при проверке на краску.

 

Проверить состояние уплотнительных колец плунжеров 20 (см. рис. 134) разгрузочного устройства и при необходимости заменить кольца. Эту работу проводить в следующей последовательности: пустить двигатель и довести давление воздуха в пневматическом приводе рабочего тормоза до 7—7,4 кГ/см2; остановить двигатель;

снять воздушный фильтр компрессора. При негерметичном разгрузочном устройстве в его полости будет прослушиваться характерный шум пропускаемого воздуха, а по манометру пневматического привода будет отмечаться некоторое падение давления;

снизить давление воздуха в пневматическом приводе до 5.6— 6 кГ/см2, при этом плунжеры разгрузочного устройства будут опущены;

вынуть пружину и коромысло разгрузочного устройства. Поднять гнезда штоков вверх и снять их вместе со штоками. Вынуть плунжеры из своих гнезд крючком из проволоки, для чего ввести его в отверстие диаметром 2,5 мм в торце плунжера;

заменить изношенные уплотнительные резиновые кольца па плунжерах. Перед установкой плунжеры с уплотнительными кольцами смазать маслом, применяемым для двигателя.

При установке головки цилиндров компрессора необходимо затягивать гайки шпилек в порядке, указанном на рис. 135. Затяжку производить равномерно в два приема. Окончательный момент затяжки должен быть в пределах 1,2—1,7 кГм.

Признаками неисправности компрессора является появление шума и стука в нем, увеличенное количество масла в конденсате, сливаемом из воздушных баллонов. Повышенное содержание масла в конденсате обычно является следствием износа поршневых колец, уплотнения заднего конуса коленчатого вала и подшипников нижних головок шатунов.

 

 

 

Рис. 135. Порядок затягивания гаек шпилек крепления головки цилиндров компрессора

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..