Компрессор автомобилей Белаз-540,
Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г
На автомобилях-самосвалах и
автомобилях-тягачах установлен воздушный компрессор 1 (рис. 133)
поршневого типа, двухцилиндровый, одноступенчатый. Он установлен на
балке 7 передней опоры двигателя и приводится в действие от двигателя
клиновидным ремнем 8, установленным на шкивах 2 и 9.
Компрессор состоит из блока цилиндров, шатунно-поршневой группы, картера
с коленчатым валом, нижней крышки картера и
головки цилиндров. Блок цилиндров 6 (рис. 134),
картер 5 и головка 10 соединены между собой через прокладки шпильками.
Нижняя крышка I через прокладку соединена с картером компрессора
болтами.
Коленчатый вал 25 компрессора установлен в картере на двух шариковых
подшипниках 21. На переднем конце вала на шпонке посажен шкив 3 привода
компрессора. Шкив крепится на валу гайкой. Передний подшипник
коленчатого вала закрыт крышкой 2, в которую запрессован сальник 4.
В заднем конце коленчатого вала помещается уплотняющее устройство,
состоящее из поджимной пружины 22 и уплотнителя 24. В задней крышке 23 и
уплотнителе имеются отверстия для подвода масла в компрессор.
На шейках коленчатого пала компрессора установлены шатуны
7. Нижняя головка шатуна разъемная и крепится к шатуну двумя шатунными
болтами. Вкладыши шатунных подшипников изготовлены из стальной ленты,
залитой антифрикционным сплавом, и от проворачивания зафиксированы в
головке шатуна отогнутыми усиками, входящими в соответствующие пазы
головки шатуна.
Верхняя головка шатуна соединена при помощи поршневого пальца 9 с
поршнем 8. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка с
отверстием для смазки поршневого пальца. В цилиндрах компрессора
установлены поршни 8 с тремя уплотнительными кольцами. Два кольца,
расположенные в верхней части поршня,— компрессионные, нижнее кольцо —
маслосъемное.
В блоке цилиндров компрессора установлены впускные клапаны 15,
прижимаемые к седлам пружинами 29. Под впускными клапанами расположено
разгрузочное устройство, состоящее из плунжеров 20 с уплотнительными
кольцами 27, штоков 18, гнезд 28 штоков, коромысла 26 с пружиной 19 и
направляющей пружины.
Разгрузочное устройство работает совместно с регулятором давления,
который соединяет полость разгрузочного устройства с воздушными
баллонами. При превышении давления в пневматическом приводе тормозов
воздух через регулятор давления поступает в полость разгрузочного
устройства. Под давлением воздуха плунжеры с толкателями приподнимаются
и открывают клапаны 15. Подача воздуха в пневматическую систему
прекращается, так как при открытых впускных клапанах воздух получает
возможность переходить из цилиндра в цилиндр.
В головке цилиндров компрессора на каждый цилиндр имеется по одному
нагнетательному клапану 13. Нагнетательные пластинчатые клапаны
расположены в гнездах головки и прижаты к седлам 14 пружинами 12,
вставленными в пробки 11.
Компрессор соединен с системой смазки двигателя маслоподводящим шлангом
и отводящей трубкой. По подводящему шлангу масло поступает к задней
крышке компрессора и через отверстие в ней идет к каналам в коленчатом
валу. Затем по каналам масло поступает к шатунным подшипникам. Все
остальные трущиеся детали смазываются маслом, разбрызгиваемым при работе
компрессора.
Масло из компрессора сливается в картер двигателя по отводящей трубке,
присоединенной к нижней крышке 1 картера.
Блок и головка цилиндров компрессора охлаждаются жидкостью, подводимой
из системы охлаждения двигателя.
Через каждые 100 ч работы проверяют затяжку гаек крепления компрессора и
натяжение приводного ремня. Прогиб нормально натянутого ремня должен
быть 8—14 мм при нажатии на него рукой с усилием 4 кГ в средней части
между шкивами. Величину прогиба замеряют линейкой.
Особенно тщательно проверяют натяжение ремия в первые 50 ч работы, так
как в это время происходит наибольшая вытяжка ремня (примерно 60% от
общего удлинения).
Регулировку натяжения ремня компрессора производить в следующей
последовательности:
отвернуть на несколько оборотов контргайки 3 (см. рис. 133);
отвернуть на несколько оборотов гайки 5 и, вращая поочередно гайки 4,
установить требуемое натяжение ремня;
надежно затянуть гайки 5 болтов крепления компрессора и контргайки 3.
Через каждые 2000—2500 ч работы снять головку компрессора для очистки
поршней, клапанов, седел, пружин, плунжеров, а также для проверки работы
и герметичности клапанов и плунжеров разгрузочного устройства.
Клапаны, не обеспечивающие герметичность, притереть к седлам. а сильно
изношенные или поврежденные, заменить новыми. Новые клапаны также
притереть к седлам для получения непрерывного кольцевого контакта при
проверке на краску.
Проверить состояние уплотнительных колец плунжеров
20 (см. рис. 134) разгрузочного устройства и при необходимости заменить
кольца. Эту работу проводить в следующей последовательности: пустить
двигатель и довести давление воздуха в пневматическом приводе рабочего
тормоза до 7—7,4 кГ/см2; остановить двигатель;
снять воздушный фильтр компрессора. При негерметичном разгрузочном
устройстве в его полости будет прослушиваться характерный шум
пропускаемого воздуха, а по манометру пневматического привода будет
отмечаться некоторое падение давления;
снизить давление воздуха в пневматическом приводе до 5.6— 6 кГ/см2, при
этом плунжеры разгрузочного устройства будут опущены;
вынуть пружину и коромысло разгрузочного устройства. Поднять гнезда
штоков вверх и снять их вместе со штоками. Вынуть плунжеры из своих
гнезд крючком из проволоки, для чего ввести его в отверстие диаметром
2,5 мм в торце плунжера;
заменить изношенные уплотнительные резиновые кольца па плунжерах. Перед
установкой плунжеры с уплотнительными кольцами смазать маслом,
применяемым для двигателя.
При установке головки цилиндров компрессора необходимо затягивать гайки
шпилек в порядке, указанном на рис. 135. Затяжку производить равномерно
в два приема. Окончательный момент затяжки должен быть в пределах
1,2—1,7 кГм.
Признаками неисправности компрессора является появление шума и стука в
нем, увеличенное количество масла в конденсате, сливаемом из воздушных
баллонов. Повышенное содержание масла в конденсате обычно является
следствием износа поршневых колец, уплотнения заднего конуса коленчатого
вала и подшипников нижних головок шатунов.
Рис. 135. Порядок затягивания гаек шпилек
крепления головки цилиндров компрессора