Воздушный фильтр пневматического привода автомобилей Белаз-540,
Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г
(рис. 136) прикреплен к блоку цилиндров
компрессора и предназначен для очистки воздуха, забираемого
компрессором.
3апыленный воздух под действием разрежения, создаваемого компрессором,
через отверстия в нижнем отражателе попадает во входную кольцевую
полость, ограниченную этим отражателем и выступом крышки. Отсюда воздух,
резко изменяя направление свое-го движения, через отверстие в крышке
попадает в рабочую полость фильтра, где помещена фильтрующая набивка.
При резком изменении направления движения воздуха крупные частицы пыли
оседают на донышко отражателя. Пройдя через сетки и фильтрующую набивку,
представляющую собой смоченный в масле волос, воздух очищается от пыли.
Очищенный воздух через отверстия в крышке и отражателе попадает в
верхнюю полость фильтра, а отсюда через отверстие в корпусе поступает в
полость впускных клапанов компрессора.
Через каждые 100 ч работы необходимо снять фильтр с компрессора, извлечь
замковую пружину 7 и разобрать фильтр. Отражатель 2 и крышку 3 фильтра
не рассоединять, так как могут
обломиться усики крепления. Промыть набивку 5,
сетки 4 и другие детали фильтра в чистом дизельном топливе и продуть
сжатым воздухом. Смочить набивку и сетки в чистом горячем масле,
применяемом для двигателя, после чего для удаления излишков масла по
очень сильно отжать набивку. Собрать фильтр и установить его на
компрессор.
Рис. 136. Фильтр компрессора:
1 — корпус фильтра; 2 — отражатель; 3 — крышка; 4 — сетка; 5 — набивка
фильтра; 6 — распорная пружина; 7 — замковая пружина; А — вход воздуха в
фильтр; Б — выход воздуха из фильтра
Регулятор давления автомобилей Белаз-540,
Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г
(рис. 137) установлен на компрессоре л
предназначен для автоматического поддержания рабочего давления в
воздушных баллонах пневматического привода.
В корпусе 14 регулятора установлены шариковые клапаны 9 и 13,
тарированная пружина 3, защищенная кожухом 1. Давление воздуха от
воздушных баллонов пневматического привода действует на впускной
шариковый клапан 9, который прижат к своему седлу пружиной 3 через шток
5 и выпускной шариковый клапан 13.
На входе в регулятор установлен фетровый фильтр 10,
предотвращающий засорение клапанов.
Когда давление воздуха в баллонах достигнет 7—7,4 кГ/см2, впускной
клапан поднимается, сжимая пружину, и прижимает выпускной клапан к седлу
7. В этом случае включается разгрузочное устройство компрессора и
последний работает вхолостую, перегоняя воздух из одного цилиндра в
другой и обратно.
При снижении давления воздуха до 5,6—6 кГ/см2 пружина 3 преодолевает
усилие сжатого воздуха и закрывает впускной клапан. Воздух из
разгрузочного устройства выходит через канал над выпускным клапаном, в
результате чего оно выключается и компрессор снова начинает нагнетать
воздух в баллоны привода.
Через каждые 500 ч работы необходимо проверить работу регулятора
давления, который должен отключать компрессор при давлении 7—7,4 кГ/см2
и включать в работу при давлении 5,6— 6 кГ/см2. Причиной изменения
давления в приводе может быть неисправность регулятора давления или
износ уплотнительных колец плунжеров разгрузочного устройства, поэтому
предварительно надо проверить герметичность плунжеров разгрузочного
устройства. Если и после устранения негерметичности плунжеров давление
не будет соответствовать норме, следует разобрать регулятор, промыть
детали в керосине или бензине, просушить и при необходимости
отрегулировать в следующей последовательности:
вращая колпак 2 добиться, чтобы компрессор включался в работу при
давлении 5,6—6 кГ/см2. При завертывании колпака давление увеличивается,
при отвертывании уменьшается. Закрепить колпак контргайкой 6';
изменяя число прокладок 8, получить давление 7—7,4 кГ/см2, при котором
компрессор отключается. С увеличением числа прокладок давление
понижается, с уменьшением повышается.
Рис. 137. Регулятор давления воздуха:
I кожух; 2 — регулировочный колпак; 3 пружина; 4 — упорный шарик
пружины; 5 — шток клапана; 6 — контргайка; 7 — седло выпускного клапана;
8 регулировочные прокладки; 9 впускной клапан; 10 — фильтр;
II — пробка; 12 пружина клапана; 13 —
выпускной клапан; 14 — корпус;
А — от воздушного баллона:
В — к компрессору
Предохранительный клапан автомобилей Белаз-540,
Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г
(рис. 138) предохраняет пневматический привод
рабочего тормоза от чрезмерного повышения давления в случае
неисправности регулятора давления. На автомобилях-самосвалах он
установлен на дополнительном баллоне, а на автомобилях-тягачах — па
левом баллоне.
Предохранительный клапан отрегулирован на давление 9—9,5 кГ/см2, при
котором он открывается и выпускает воздух из пневматической системы.
Клапан регулируется на заданное давление винтом 6.
Через каждые 100 ч работы проверить с помощью мыльной пены герметичность
предохранительного клапана. Образование мыльных пузырей у выходного
отверстия указывает па неплотность прилегания шарика к седлу клапана.
Для устранения повышенной утечки воздуха разобрать клапан, тщательно
промыть его детали в керосине и просушить. Рабочий поясок и шарик не
должны иметь царапин или других повреждений поверхности.
В случае необходимости замены седла клапана и шарика надо иметь в виду,
что шарик должен быть изготовлен из нержавеющей стали.
Через каждые 500 ч работы проверить правильность
регулировки предохранительного клапана. Для этого отсоединить и
заглушить воздухопровод к регулятору давления, пустить двигатель и по
показанию верхней стрелки манометра убедиться, что давление, при котором
срабатывает предохранительный клапан, не превышает 9—9,5 кГ/см2
При необходимости отрегулировать предохранительный клапан регулировочным
винтом, при завертывании которого давление срабатывания клапана
увеличивается, а при вывертывании уменьшается.
Влагомаслоотделитель автомобилей Белаз-540,
Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г
(рис. 139) предназначен для очистки воздуха,
нагнетаемого компрессором в баллоны пневматического привода, от масла и
паров воды и установлен на левой продольной балке рамы.
Ежедневно после возвращения в гараж слить конденсат из
влагомаслоотделителя, для чего открыть спускной крап 14. Так как
обратный клапан 3 препятствует поступлению воздуха из баллонов
пневматического привода в полость влагомаслоотделителя, слить
конденсат при работающем двигателе, когда во
влагомаслоотделителе имеется избыточное давление.
Через каждые 100 ч работы разобрать и промыть детали
влагомаслоотделителя в следующей последовагельноетн:
снять влагомаслоотделитель с автомобиля;
отвернуть штуцер I и извлечь пружину 2 с обратным клапаном 3;
нажать на крышку 13 и снять стопорное кольцо 12 и крышкх 13 с пружиной
15. Извлечь из корпуса 5 отражатель 10:
извлечь внутренний корпус 17 с фильтрующим элементом ь и крыльчаткой 18\
промыть фильтрующий элемент и детали влагомаслоотделигеля в бензине и
продуть сжатым воздухом;
собрать влагомаслоотделнтель. При сборке обратить внимание на
правильность установки крыльчатки 18 (лопастями вверх);
после сборки проверить влагомаслоотделнтель па герметичность под
давлением 6,7—8 кГ/см2. Утечка воздуха не должна наблюдаться;