СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

  Главная      Автомобили - Белаз     Автомобили-самосвалы Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А и автомобили-тягачи БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г



Барабан 12 (рис. 124) стояночного тормоза прикреплен к фланцу ведомого вала гидромеханической передачи. Стальная лента 10 с прикрепленной к ней тормозной накладкой 11 охватывает барабан по периметру. К концам ленты приклепаны наконечники 5 и 9.

а к средней ее части — кронштейн 13. Лента с кронштейном насажена на силовую опору крышки 22 корпуса тормоза-замедлителя и закреплена установочным болтом 23 и пружиной 24. Установочным болтом 23 регулируется также величина зазора между барабаном и тормозной накладкой.

На наконечниках ленты 5 и 9 и опоре крышки 22 установлен включающий механизм тормоза, состоящий из стяжки 1, возвратных пружин 6 и 7, нажимных кулаков 18, щек 14 привода и болта 21. Под нажимными кулаками установлена опора 8, а под гайкой 3 крепления стяжки — сухарь 4. Нажимные кулаки через наконечник 17 соединены с тягой 15 привода стояночного тормоза.

При включении стояночного тормоза усилие от тяги 15 передается к нажимным кулакам, которые, поворачиваясь, через опору 8 воздействуют на верхний наконечник ленты. Одновременно кулаки, приподнимаясь вверх вместе со щеками, соединенными с опорой крышки тормоза-замедлителя, увлекают за собой стяжку, которая через сухарь 4 воздействует на нижний наконечник ленты. В результате этого происходит равномерный выбор зазора между барабаном и тормозной накладкой и автомобиль затормаживается.

При выключении стояночного тормоза нажимные кулаки под воздействием тяги привода поворачиваются в обратную сторону, наконечники ленты под воздействием возвратных пружин 6 и 7 возвращаются в исходное положение. В результате этого устанавливается зазор между барабаном и накладкой и автомобиль растормаживается.

 

 

Рис. 124. Стояночный тормоз:

 

 

 

Равномерное распределение зазора между верхней и нижней ветвью тормозной ленты и барабаном обеспечивается завертыванием или отвертыванием гайки 20 болта 21.

Различие между стояночными тормозами автомобилей-самосвалов и автомобилей-тягачей заключается в том, что на автомобилях-тягачах лента и включающий механизм тормоза установлены на суппорте, который крепится к картеру дополнительной коробки, а тормозной барабан установлен на фланце ведомого вала этой же коробки.

 

 

 

Привод стояночного тормоза автомобилей Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

 

Привод стояночного тормоза на всех автомобилях-самосвалах имеет одинаковое устройство и состоит из рычага 1 управления (рис. 125), рычага 4 привода и тяг 2,5 и 10.

Рычаг управления стояночным тормозом прикреплен к полику кабины справа от сиденья водителя. Вал 5 (рис. 126) установлен в трубе кронштейна 4 на двух втулках 13 и может свободно в них поворачиваться. Втулки и вал смазываются через масленку 14. На концах вала шпонками и стяжными болтами с гайками закреплены рычаги 2 и 15. Рычаг 15 через вилку 7 и тягу 2 (см. рис. 125) соединен с рычагом 4 привода. Отверстие в кронштейне 4 (см. рис. 126) и полике кабины под тягу закрыто прокладкой 17 и крышкой 16. Для предотвращения самопроизвольного перемещения рычага 2 имеется стопорное устройство, состоящее из сектора 3, прикрепленного к кронштейну через сухари 12, и стопорной планки 8, прикрепленной к рычагу 2.

 

 

 

 

Рис. 125. Привод стояночного тормоза автомобилей-самосвалов:
1 — рычаг управления; 2, 5 и 10 — тяги; 3 — рама автомобиля; 4 — рычаг привода; 6 — контргайка; 7 — регулировочная муфта; 8 — гидромеханическая передача; 9 — стояночный тормоз

 

 

 

 

Рис. 126. Рычаг управления стояночным тормозом:

 

 

 

 

Управление стопорным устройством осуществляется через рукоятку 1, соединенную со стопорной планкой тягой 11. Под воздействием пружины 10, установленной на тяге 11, эта тяга вместе со стопорной планкой перемещается вдоль рычага 2 влево, в результате чего планка входит в соответствующую впадину между зубьями сектора 3. Натяжение пружины 10 изменяется при ввертывании или вывертывании тяги 11 со стопорной планки. При получении необходимого натяжения пружины тяга стопорится контргайкой 9.

Для включения стояночного тормоза поднимают рычаг 2 за его рукоятку вверх до отказа. При этом стопорная планка 8 благодаря своей скошенной кромке будет перескакивать из одной впадины зубчатого сектора 3 в другую, в результате чего будут слышны характерные щелчки. Для выключения тормоза нажимают на рукоятку 1 так, чтобы стопорная планка вышла из впадины на секторе, и опускают рычаг 2 вниз до отказа.

Рычаг привода стояночного тормоза установлен на левой продольной балке рамы. Кронштейн 6 (рис. 127) рычага привода тормоза автомобилей БелАЗ-540 и БелАЗ-540А закреплен на внутренней стороне продольной балки рамы, а фланец 8 на наружной. В отверстия кронштейна и фланца установлен вал 7, который может

в них свободно поворачиваться. Трущиеся поверхности вала смазываются через масленки 4 и 9. На наружном конце вала установлен на шпонке 10 и закреплен стяжным болтом рычаг 11, который через вилку 12 и тягу 2 (см. рис. 125) соединен с рычагом 1 управления. Длина тяги 2 регулируется ввертыванием или вывертыванием ее с вилки 7 (см. рис. 126) и вилки 12 (см. рис. 127). От самопроизвольного вывертывания тяга предохранена контргайкой 13.

 

 

 

Рис. 127. Рычаг привода стояночного тормоза автомобилей БелАЗ-540 и БелАЗ-540А:

 

 

 

 

На другом конце вала 7 на шпонке установлен рычаг 5, который через заклепки 15 соединен с серьгами 2. Серьги на этих заклепках могут свободно поворачиваться. К каждой серьге гай-

кой прикреплен направляющий палец 17, на котором установлена втулка 16. Направляющие пальцы вместе со втулками входят в специальные пазы направляющих 3, прикрепленных к кронштейну

6. При перемещении рычага 5 втулки перекатываются по пазам направляющих. Тяга 1 соединена с серьгами через палец 18, на котором она может свободно поворачиваться. Между головкой тяги и серьгами установлены распорные втулки 19. Тяга 1 через регулировочную муфту 21, тягу 22 и наконечник 17 (см. рис. 124) соединена с нажимными кулаками 18 стояночного тормоза. Общая длина тяг / (см. рис. 127) и 22 изменяется при вращении муфты 21. От самопроизвольного отвертывания регулировочная муфта стопорится контргайкой 20. Можно также изменить длину тяги 22, ввертывая или вывертывая ее с наконечника 17 (см. рис. 124). Соединение тяги и наконечника стопорится контргайкой 16.

Различие между рычагами привода стояночного тормоза автомобилей БелАЗ-540 и БелАЗ-548А заключается в том, что на автомобиле БелАЗ-548А направляющие пазы проделаны в стенках кронштейна рычага, а вал рычага помещен в трубу, приваренную к этому кронштейну.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..