Пневматический привод рабочего тормоза автомобилей Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

  Главная      Автомобили - Белаз     Автомобили-самосвалы Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А и автомобили-тягачи БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

Пневматический привод рабочего тормоза автомобилей Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г



Устройство пневматического привода рабочего тормоза автомобилей-самосвалов БелАЗ-540 и БелАЗ-540А показано на рис. 131. Все элементы привода соединены между собой трубопроводами и шлангами.
 

 

 

 

 

Рис. 131. Пневматический привод рабочего тормоза автомобилей-самосвалов БелАЗ-540 и БелАЗ-540А:

1 — колесный тормоз; 2 — звуковой сигнал; 3 — тормозной цилиндр; 4 и 20 — гибкие шланги; 5 — включатель звукового сигнала; 6 — регулятор давления; 7 — компрессор; 8 — контрольная лампа аварийного давления воздуха; 9 — манометр; 10 — стеклоочиститель; 11 — кран стеклоочистителя; 12 — разобщительный кран; 13 — двуплечий рычаг;
14 — влагомаслоотделитель; 15 — тормозной кран привода тормозов передних колес; 16 — спускной кран; 17 — механизм управления тормозом-замедлителем; 18 — дополнительный воздушный баллон; 19 —

предохранительный клапан; 21 — блок обратных клапанов; 22 — воздушный баллон тормозов передних колес; 23 — кран отбора воздуха; 24 — датчик аварийного давления воздуха; 25 — воздушный баллон тормозов задних колес; 26 — тормозной кран привода тормозов задних колес; 27, 29 и 31 — тяги; 28 — возвратная пружина; 30 — пружина-компенсатор; 32 — вал; 33 — педаль тормоза; 34 — рычаг педали тормоза

 

 

 

 

 

Компрессор 7 приводится в действие клиноременной передачей от двигателя автомобиля и при работе двигателя нагнетает воздух в баллоны 18, 22 и 25. По пути к баллонам воздух проходит через влагомаслоотделитель 14, где он очищается от влаги и масла. Очищенный воздух поступает к блоку 21 обратных клапанов. Под действием давления воздуха клапаны открываются и воздух поступает к баллонам 22, 25 и 18. Величину давления воздуха в баллонах показывает верхняя стрелка манометра 9.

Компрессор нагнетает воздух в баллоны до тех пор, пока давление его не станет равным 7—7,4 кГ/см2. После этого регулятор 6 давления отключает компрессор от привода рабочего тормоза и не включает его до тех пор, пока давление воздуха в баллонах не упадет до 5,6—6 кГ/см2. Если регулятор давления откажет в работе, вступает в работу предохранительный клапан 19, который открывается при давлении воздуха 9—9,5 кГ/см2.

Когда давление воздуха в приводе рабочего тормоза по какой-либо причине упадет до 4—4,5 кГ/см2, контакты датчика 24 замыкаются и на панели приборов загорается красным светом лампа 8. Если эта лампа включилась при движении автомобиля, а давление воздуха в приводе тормоза продолжает падать, что контролируется по показаниям верхней стрелки манометра 9, необходимо немедленно остановить автомобиль и устранить неисправность.

К воздушному баллону 18 подсоединены звуковой сигнал 2, стеклоочиститель 10 и механизм 17 управления тормозом-замедлителем. Стеклоочиститель и механизм 17 управляются соответственно кранами 11 и 12, а звуковой сигнал — включателем 5. На некоторых автомобилях устанавливаются два включателя пневматического сигнала, параллельно соединенных между собой. К воздушным баллонам 22 и 25 подсоединены через блок обратных клапанов соответственно тормозные краны 15 и 26. Обратные клапаны не препятствуют перемещению сжатого воздуха от баллонов к тормозным кранам. На воздушном баллоне 22 имеется кран 23, предназначенный для отбора сжатого воздуха.

Тормозные краны управляются педалью 33, соединенной через рычаг 34 с валом 32, который вращается на двух втулках, установленных в трубе кронштейна крепления кабины. На втором конце вала закреплен двуплечий рычаг 13, одно плечо которого через вилки и тягу 29 соединено с тормозным краном 15, а второе плечо через вилки, тяги 27 и 31 и пружину 30 соединено с тормозным краном 26.

Для включения рабочего тормоза следует нажать на педаль 33 так, чтобы она, преодолевая сопротивление возвратной пружины 28, переместилась вниз, в результате чего сработают тормозные краны. Сжатый воздух от баллона 22 через тормозной кран 15, трубопроводы и гибкие шланги 4 начнет поступать к тормозным цилиндрам передних колес, а сжатый воздух от баллонов 18 и 25 через тормозной кран 26, трубопроводы и гибкий шланг 20 начнет поступать к тормозным цилиндрам тормозов задних колес. Штоки тормозных цилиндров, перемещаясь под воздействием сжатого воздуха, по-

вернут разжимные кулаки тормозов колес и раздвинут тормозные колодки, накладки которых прижмутся к тормозным барабанам, и автомобиль затормозится. Чем большее усилие приложено к педали тормоза, тем на больший угол повернется двуплечий рычаг 13 и тем на большую величину откроются клапаны тормозных кранов. В результате этого давление воздуха в тормозных цилиндрах возрастет и увеличится интенсивность торможения автомобиля за счет возрастания усилия, с которым накладки колодок прижимаются к тормозным барабанам. Величину давления воздуха в тормозных цилиндрах передних колес при торможении автомобиля показывает нижняя стрелка манометра 9. При промежуточных положениях педали тормоза величина давления, которую показывает нижняя стрелка манометра, будет меньше, чем величина давления, которую показывает верхняя стрелка этого манометра. При нажатой до отказа педали тормоза величины давлений, которые показывают верхняя и нижняя стрелки, должны быть равны.

Для обеспечения включения тормозов задних колес раньше тормозов передних колес тормозные краны отрегулированы таким образом, что при перемещении педали тормозной кран 26 включается раньше, чем тормозной кран 15. Образовавшаяся вследствие этого разность ходов рычагов привода этих кранов компенсируется пружиной 30.

Для выключения рабочего тормоза следует отпустить педаль тормоза, которая под действием пружины 28 возвратится в исходное положение. Тормозные краны в этом случае отсоединят воздушные баллоны от тормозных цилиндров, сжатый воздух, поступивший в эти цилиндры при торможении автомобиля, выйдет в атмосферу через выпускные окна тормозных кранов и колодки тормозов возвратятся в исходное положение.

Блок обратных клапанов позволяет поддерживать работоспособность привода рабочего тормоза при следующих повреждениях воздушной магистрали.

1. Если в каком-либо месте возникнет повреждение воздушной магистрали, соединяющей компрессор с блоком обратных клапанов, го весь воздух, нагнетаемый компрессором, будет выходить через это повреждение. Под действием пружин и давления воздуха, имеющегося в баллонах, обратные клапаны закроются, исключив тем самым утечку воздуха из баллонов. При нажатии на педаль тормоза за счет запаса воздуха в баллонах будут включаться тормоза передних и задних колес автомобиля. Верхняя стрелка манометра будет указывать величину давления воздуха в баллонах 18 и 25, а нижняя стрелка — величину давления воздуха в тормозных цилиндрах передних колес при торможении автомобиля, который поступает туда от баллона 22.

Признаком такой неисправности является то, что после каждого торможения величины давлений, указываемые стрелками манометра, будут уменьшаться.

2. При повреждении воздушной магистрали, соединяющей баллон 22 с тормозным краном 15, или при повреждении самого бал-лона, весь воздух выйдет из этого баллона. Под действием давления воздуха, нагнетаемого компрессором, откроется обратный клапан, включенный в магистраль баллона 22, вследствие чего воздух, нагнетаемый компрессором, будет также выходить через это повреждение. Обратный клапан, включенный в магистраль баллона 25, под действием пружины и давления воздуха, имеющегося и баллонах 18 и 25, закроется, исключив тем самым утечку воздуха из этих баллонов. Верхняя стрелка манометра укажет величину давления воздуха в этих баллонах, которая после каждого торможения будет уменьшаться. При нажатии на педаль тормоза за счет запаса воздуха в баллонах 18 и 25 будут включаться только тормоза задних колес автомобиля.

Признаком такой неисправности является то, что после включения тормозов колес нижняя стрелка манометра будет по-прежнему стоять на нуле.

3. При повреждении воздушных магистралей, соединяющих баллоны 18 и 25, или при повреждении самих баллонов, весь воздух выйдет из этих баллонов. Под действием давления воздуха, нагнетаемого компрессором, откроется обратный клапан, включенный в магистраль баллона 25, вследствие чего воздух, нагнетаемый компрессором, будет также выходить через это повреждение. Обратный клапан, включенный в магистраль баллона 22, под действием пружины и давления воздуха, имеющегося в баллоне 22, закроется, исключив тем самым утечку воздуха из этого баллона. При нажатии на педаль тормоза за счет запаса воздуха в баллоне 22 будут включаться только тормоза передних колес автомобиля. Нижняя стрелка манометра будет указывать величину давления воздуха в тормозных цилиндрах передних колес при торможении автомобиля, который поступает туда от баллона 22, и будет уменьшаться после каждого торможения.

Признаком такой неисправности является то, что при работе компрессора верхняя стрелка манометра стоит на нуле.

Запас воздуха в одном баллоне, если первоначальное давление воздуха было не ниже 5,6 кГ/см2, обеспечивает торможение автомобиля не менее 7 раз.

При обнаружении какой-либо из перечисленных выше неисправностей привода тормозов, необходимо немедленно остановить автомобиль и устранить неисправность.

В пневматическом приводе рабочего тормоза автомобиля-самосвала БелАЗ-548А воздух, нагнетаемый компрессором, поступает сначала к дополнительному баллону, а затем уже к блоку обратных клапанов. В остальном устройство привода тормоза этого автомобиля не отличается от привода рабочего тормоза автомобилей БелАЗ-540 и БелЛЗ-540А.

При повреждении па автомобиле БелАЗ-548А воздушной магистрали, расположенной до блока обратных клапанов, воздух из дополнительного баллона и воздух, нагнетаемый компрессором, будет выходить через это повреждение. Тормозить автомобиль в этом случае можно тормозами передних и задних колес за счет

запаса воздуха в баллонах, соединенных с тормозными кранами.

 

 

Рис. 132. Пневматический привод рабочего тормоза автомобилей-тягачей:
1 — звуковой сигнал; 2 — включатель звукового сигнала; 3 — стеклоочиститель; 4 — манометр; 5 — кран стеклоочистителя; 6 — тормозной кран; 7 — обратный клапан; 8 и 23 — тройники; 9 и 10 — гибкие шланги; 11 — кран управления пневмоцилиндром дополнительной коробки; 12 — пробка; 13 — тормозной цилиндр; 14 и 21 — воздушные баллоны; 15 — кран отбора воздуха; 16 — спускной кран; 17 — колесный тормоз; 18 — пневмоцилиндр дополнительной коробки; 19 — предохранительный клапан; 20 — датчик аварийного давления воздуха; 22 — включатель стоп-сигнала: 24 — регулятор давления; 25 — компрессор

 

 

 

При повреждении воздушной магистрали какого-либо баллона, соединенного с тормозным краном, воздух из этого и дополнительного баллонов, а также воздух, нагнетаемый компрессором, будет выходить через это повреждение. Тормозить автомобиль в этом случае можно тормозами передних или задних колес за счег запаса воздуха того баллона, магистраль которого оказалась неповрежденной.

При всех указанных повреждениях воздушной магистрали верхняя стрелка манометра будет стоять на нуле. При повреждении магистрали необходимо остановить автомобиль и устранить неисправность.

Устройство пневматического привода рабочего тормоза автомобилей-тягачей показано на рис. 132.

Воздух, нагнетаемый компрессором 25, через обратный клапан 7 поступает к баллонам 14 и 21. На автомобилях-тягачах может

быть установлен влагомаслоотделитель, который подключается в воздушную магистраль между компрессором и обратным клапаном. Величину давления воздуха в баллонах показывает верхняя стрелка манометра 4. Регулирование давления воздуха в приводе осуществляется регулятором 24 давления, а при его поломке предохранительным клапаном 19. Если давление воздуха в баллонах упадет до 4—4,5 кГ/см2, контакты датчика 20 замыкаются и на панели приборов загорается красным светом контрольная лампа. Если включилась контрольная лампа, а давление воздуха в баллонах продолжает уменьшаться, что контролируется по показаниям верхней стрелки манометра, необходимо остановить автомо-биль-тягач и устранить неисправность.

К воздушным баллонам подсоединены звуковой сигнал 1, стеклоочиститель 3 и пневмоцилиндр 18 дополнительной коробки. Звуковой сигнал управляется включателем 2, а стеклоочиститель и пневмоцилиндр соответственно кранами 5 и 11. Пневматический привод рабочего тормоза прицепного агрегата подключается к пневматическому приводу рабочего тормоза автомобиля-тягача через отверстие, закрытое пробкой 12. При отпущенной педали тормоза воздух из баллонов 14 и 21 через тройник 8 поступает к тормозному крану 6, а оттуда через гибкий шланг 10 к баллону прицепного агрегата. Когда давление воздуха в этом баллоне достигнет 4,8—5,3 кГ/см2, тормозной кран отключает подачу воздуха к приводу рабочего тормоза прицепного агрегата.

Тормозной кран автомобиля-тягача, так же как и тормозные краны автомобилей-самосвалов, управляется педалью тормоза, соединенной через рычаг с валом привода. Вал привода установлен на двух втулках в трубе переднего кронштейна крепления кабины. На втором конце вала установлен рычаг, который тягой с вилками соединен с рычагом тормозного крана. Возвратная пружина педали тормоза крепится к тяге привода и к кронштейну тормозного крана.

Для включения рабочего тормоза автомобиля-тягача необходимо нажать на педаль тормоза так, чтобы она, преодолевая сопротивление возвратной пружины, переместилась вниз, в результате чего сработает тормозной кран. Воздух из магистрали прицепного агрегата начнет выходить в атмосферу через выпускное окно тормозного крана. При понижении давления в магистрали срабатывает воздухораспределительный клапан, установленный на прицепном агрегате, и приводит в действие рабочий тормоз этого агрегата. Сжатый воздух из баллонов 14 и 21 через тройник 8, тормозной кран, тройник 23 и гибкий шланг 9 начнет поступать к тормозным цилиндрам 13. Штоки цилиндров, перемещаясь, воздействуют на колесный тормоз 17, и автомобиль-тягач затормаживается. Интенсивность торможения автомобиля-тягача находится в прямой зависимости от величины усилия, приложенного к педали тормоза, и регулируется тормозным краном при изменении давления воздуха, поступающего в тормозные цилиндры. Величину давления воздуха в цилиндрах тормозов колес при торможении авто-

мобиля-тягача показывает нижняя стрелка манометра 4. При промежуточных положениях педали величина давления, которую показывает нижняя стрелка манометра, будет меньше, чем величина давления, которую показывает верхняя стрелка этого манометра. При нажатой до отказа педали тормоза величины давлений, которые показывают верхняя и нижняя стрелки, должны быть равны.

При торможении автомобиля-тягача контакты включателя 22 стоп-сигнала под действием давления воздуха замыкаются, в результате чего включаются лампы в задних фонарях.

Для выключения рабочего тормоза автомобиля-тягача следует отпустить педаль тормоза, которая под действием возвратной пружины вернется в исходное положение. В магистраль прицепного агрегата вновь начнет поступать сжатый воздух из магистрали автомобиля-тягача, и воздухораспределитель произведет расгорма-живание прицепного агрегата. Одновременно тормозной кран отключает баллоны 14 и 21 от тормозных цилиндров, а сжатый воздух, поступивший в эти цилиндры при торможении автомо-бнля-тягача, выйдет в атмосферу через выпускное окно тормозного крана, в результате чего произойдет растормаживание автомобиля-тягача.

При повреждении воздушной магистрали, соединяющей компрессор с обратным клапаном, обратный клапан под действием пружины и давления воздуха, имеющегося в баллонах автомобнля-тягача, закроется, исключив тем самым утечку воздуха из баллонов. При нажатии на педаль тормоза за счет запаса воздуха в баллонах будут включаться тормоза колес автомобиля-тягача и прицепного агрегата. После каждого торможения величины давлений, указываемые стрелками манометра, будут уменьшаться.

При повреждении воздушной магистрали, соединяющей баллоны автомобиля-тягача с тормозным краном, весь воздух из баллонов выйдет через это повреждение и верхняя стрелка манометра будет стоять на нуле. При нажатии на педаль тормоза в этом случае будут включаться только тормоза прицепного агрегата за счет запаса воздуха в своем баллоне.

При повреждении воздушной магистрали, соединяющей привод рабочего тормоза автомобиля-тягача с приводом тормоза прицепного агрегата, автоматически включатся тормоза прицепного агрегата при наличии воздуха в своем баллоне.

При наличии неисправности в пневматическом приводе рабочего тормоза необходимо остановить автомобиль-тягач и устранить неисправность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..