РАБОЧИЙ ТОРМОЗ АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

  Главная      Автомобили - Белаз     Автомобили-самосвалы Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А и автомобили-тягачи БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 



РАБОЧИЙ ТОРМОЗ АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г



Тормоз каждого заднего колеса автомобилей БелАЗ-540 и БелАЗ-540А имеет две тормозные колодки 10 (рис. 129) с приклепанными к ним фрикционными накладками 11. Колодки установлены на выступающие концы оси 16 и прижимаются к ним двумя пружинами 15. Суппорт 1, в нижнее отверстие которого установлена ось колодок, насажен на шлицы кожуха 12 полуоси и прикреплен к картеру 7 заднего моста. Верхние концы колодок стягиваются пружинами 8, вследствие чего они всегда прижаты к разжимному кулаку 9. Колодки с накладками охватываются снаружи тормозным барабаном 13, прикрепленным к ступице колеса.

Ролик 20 (рис. 130) каждой колодки установлен на осп 2, застопоренной от продольных перемещений запорным кольцом 19. При повороте разжимного кулака ролики перекатываются по его поверхности.

Разжимный кулак насажен на шлицы вала 8 и закреплен стопорным кольцом 4. Вал разжимного кулака вращается на двух втулках 7. Для того чтобы смазка не попадала на тормозные накладки, вал уплотнен резиновым кольцом 6. На другом конце вала 8 установлена и закреплена стопорным кольцом 13 шестерня 9, торцовые зубья которой входят в зацепление с торцовыми зубьями регулировочного рычага 10. Регулировочный рычаг закреплен на шестерне гайкой 12 и стопорной шайбой 14, второй конец рычага соединен вилкой 5 (см. рис. 129) и пальцем со штоком тормозного цилиндра 2.

Тормоза передних колес автомобилей БелАЗ-540 и БелАЗ-540А отличаются от тормозов задних колес этих же автомобилей только конструкцией суппорта, который прикреплен к фланцу поворотной цапфы, и длинами осей колодок и валов разжимных кулаков.

Каждая колодка тормозов колес автомобилей-тягачей установлена на своей оси и поворачивается на ней на двух втулках. В остальном устройство тормозов колес автомобилей-тягачей такое же, как и тормозов задних колес автомобилей-самосвалов БелАЗ-540 и БелАЗ-540А.

 

 

 

 

Рис. 129. Тормоз заднего колеса:
1 - суппорт; 2 — тормозной цилиндр; 3 — редуктор; 4 — кронштейн тормозного цилиндра; 5 — вилка; 6 — регулировочный рычаг; 7 — картер заднего моста; 8 и 15 — оттяжные пружины; 9 — разжимный кулак; 10 — тормозная колодка; 11 — накладка; 12 — кожух полуоси; 13 — тормозной барабан; 14 — полуось; 16 — ось; 17 — стопорный болт

 

 

Тормоза задних колес автомобиля БелАЗ-548А отличаются от тормозов колес автомобилей-тягачей только расположением разжимных кулаков и осей колодок. Тормоза передних колес отличаются от задних конструкцией суппорта и длинами валов разжимных кулаков и осей колодок.

Для включения рабочего тормоза нажимают на педаль тормоза, после чего к тормозным цилиндрам начинает поступать сжатый воздух. Под действием воздуха штоки тормозных цилиндров перемещаются, поворачивая регулировочные рычаги, а вместе с ними и разжимные кулаки, которые прижимают колодки с накладками к тормозным барабанам, и автомобиль затормаживается. Усилие прижатия колодок, а следовательно, и величина тормозного момента зависят от величины давления воздуха в тормозных цилиндрах, которая в свою очередь зависит от степени нажатия на

педаль тормоза. Поэтому, нажимая с различной интенсивностью на педаль тормоза, можно регулировать степень замедления движения автомобиля. Для выключения рабочего тормоза отпускают педаль тормоза, вследствие чего сжатый воздух из тормозных цилиндров выходит в атмосферу, разжимные кулаки и колодки под действием оттяжных пружин возвращаются в исходное положение, и автомобиль растормаживается.

По мере износа тормозных накладок зазоры между ними и тормозными барабанами увеличиваются, вследствие чего увеличивается и ход штоков тормозных цилиндров. Регулировка хода штока тормозного цилиндра, а следовательно, и зазора между накладками и барабаном каждого тормоза колеса осуществляется перестановкой регулировочного рычага относительно шестерни и, дополнительно, навертыванием или свертыванием вилки со штока тормозного цилиндра.

 

 

 

 

 

Рис. 130. Привод разжимного кулака:
1 — тормозная колодка; 2 — ось ролика; 3 — оттяжная пружина; 4 и 13 — стопорные кольца; 5 — разжимный кулак; 6 — уплотнительное кольцо; 7 — втулка; 8 — вал разжимного кулака; 9 — шестерня; 10 — регулировочный рычаг; 11 — кронштейн тормозного цилиндра; 12 — гайка; 14 — стопорная шайба; 15 — картер заднего моста; 16 — масленка; 17 — суппорт;
18 - палец; 19 — запорное кольцо; 20 — ролик

 

 

 

Регулировку рабочего тормоза автомобилей-самосвалов и автомобилей-тягачей производят в следующей последовательности.

Пустить двигатель и дать ему поработать несколько минут, чтобы в пневматическом приводе тормоза давление воздуха стало не ниже 5, 6 кГ/см2, после чего остановить двигатель.

Для каждого регулируемого тормоза колеса нанести общую метку на шестерню 9 (см. рис. 130) и регулировочный рычаг 10.

Расконтригь и отвернуть на несколько оборотов гайку 12 с таким расчетом, чтобы можно было перемещать регулировочный рычаг относительно шестерни. Отсоединить регулировочный рычаг от вилки штока тормозного цилиндра.

Переставляя регулировочный рычаг относительно шестерни и навертывая или свертывая вилку со штока тормозного цилиндра, установить ход штока для каждого тормоза колеса в пределах 35—50 мм, но с условием, чтобы разница между ходами штоков тормозных цилиндров, расположенных на одной оси или на одном мосту, не превышала 5 мм. Регулируя ход штоков, нужно иметь в виду, что перестановка регулировочного рычага относительно шестерни на один зуб изменяет ход штока на 23,5 мм, а при полном обороте вилки ход штока изменяется на 1,5 мм. При регулировке следить за тем, чтобы вилка была навернута на шток тормозного цилиндра на 20—32 мм.

Завернуть гайку крепления регулировочного рычага и соединить рычаг с вилкой штока тормозного цилиндра.

Нажать на педаль тормоза и проверить полученный ход штоков. При удовлетворительном результате застопорить вилку штока, палец, соединяющий вилку с регулировочным рычагом, гайку крепления регулировочного рычага и закрепить защитную муфту тормозного цилиндра. Если результат окажется неудовлетворительным, повторить регулировку.

Для проверки эффективности действия рабочего тормоза плавно нажать на педаль тормоза при скорости автомобиля 15—20 км/ч. Рабочий тормоз в этом случае должен обеспечивать плавное быстрое и одновременное торможение всех колес без заноса автомобиля.

Если после контрольного пробега обнаружится, что барабан какого-либо тормоза колеса сильно нагрелся, то для этого тормоза следует увеличить ход штока тормозного цилиндра. При этом для тормоза, расположенного на одной оси или на одном мосту с регулируемым, при необходимости также увеличить ход штока с тем, чтобы разница между ходами штоков этих тормозов колес не превышала 5 мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..