Регулировка стояночного тормоза автомобилей Белаз-540,
Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г
Стояночный тормоз регулируют для уменьшения
зазора между лентой и барабаном, увеличившимся вследствие износа
тормозной накладки.
Регулировку стояночного тормоза автомобилей-самосвалов производят в
следующем порядке.
Опустить рычаг 2 (см. рис. 126) вниз до отказа.
Отсоединить вилку 12 (см. рис. 127) от рычага 11.
Расшплинтовать и отвернуть на несколько оборотов установочный болт 23
(см. рис. 124), поместить между барабаном 12 и накладкой тормозной ленты
10 против указанного болта щуп толщиной 0,5 мм и зажать щуп этим болтом
так, чтобы его можно было передвигать усилием 2—3 кГ.
Отвернуть на несколько оборотов контргайки 2 и 19 и, вращая
последовательно гайку 3 стяжки 1 и гайку 20 болта 21, установить по всей
длине ленты минимально возможный зазор между тормозной накладкой и
барабаном. Допускается при необходимости увеличить зазор между барабаном
и тормозной лентой против установочного болта до 1 мм.
Удерживая гайки 3 и 20 от проворачивания, застопорить их контргайками 2
и 19 и зашплинтовать установочный болт.
Отвернуть на несколько оборотов контргайку 6 (см. рис. 125) и, вращая
регулировочную муфту 7, установить такую общую длину тяг 5 и 10, чтобы
опорные поверхности нажимных кулаков 18 (см. рис. 124) по всей своей
длине касались опоры 8, а направляющие пальцы 17 (см. рис. 127)
переместились в пазах направляющих 3 назад до упора. Удерживая
регулировочную муфту от проворачивания, надежно затянуть контргайку 6
(см. рис. 125).
Подсоединить вилку 12 (см. рис. 127) к рычагу 11, предварительно изменив
при необходимости длину тяги 2 (см. рис. 125), ввертывая или вывертывая
ее с вилок 7 (см. рис. 126) и 12 (см. рис. 127.
Надежно затянуть контргайку 13.
Регулировку стояночного тормоза автомобилей-тягачей производят в
следующем порядке.
Опустить рычаг 2 (см. рис. 126) вниз до отказа.
Отсоединить вилку тяги 2 (см. рис. 128) от рычага 19 и вилки 11 и 12 от
рычага 3.
Отрегулировать зазор между барабаном и лентой стояночного тормоза и
общую длину тяг 21 и 23 (как указано для автомобилей самосвалов).
Отвернуть на несколько оборотов контргайку 13 и, ввертывая или
вывертывая тягу 14 с вилки 12 и вилки, расположенной на другом конце
этой тяги, отрегулировать длину тяги 14 так, чтобы при подсоединении
вилки 12 к рычагу 3 ось рычага 19 расположилась ниже горизонтальной оси
и угол между этими осями был около 10°.
Подсоединить вилку тяги 2 к рычагу 19, предварительно изменив при
необходимости длину этой тяги.
Вращая гайки крепления пружин 7 и 8, установить длину каждой из этих
пружин в натянутом состоянии одинаковой и равной 95 мм. Отвернуть на
несколько оборотов контргайку 10 и, вращая вилку 11, установить
расстояние между осями отверстий под пальцы в скобе б и в этой вилке
равным 400 мм, после чего затянут!) контргайку.
Соединить вилку 11 с рычагом 3, не стопоря шплинтом палец крепления
вилки.
После регулировки стояночный тормоз должен включаться при перемещении
рычага управления вверх до отказа на три — пять щелчков стопорного
устройства. На автомобилях-тягачах при перемещении рычага управления
вверх до отказа и при наличии сжатого воздуха в воздушном баллоне
прицепного агрегата должен также включиться рабочий тормоз этого
прицепного агрегата, а при перемещении рычага управления вниз до отказа
— отключиться. Если же это не происходит, то вращением вилки 11 изменить
длину тяги 9, имея в виду, что при уменьшении длины этой тяги включение
тормозного крана 4, а следовательно, и включение рабочего тормоза
прицепного агрегата произойдет раньше. Установив требуемую длину тяги 9,
надежно затянуть контргайку 10, соединить вилку 11 с рычагом 3 и
застопорить шплинтом палец крепления вилки.
При регулировке стояночного тормоза следить за тем, чтобы концы тяг были
завернуты в резьбовые отверстия вилок и регулировочной муфты не менее
чем на 20 мм.
Правильно отрегулированный стояночный тормоз должен удерживать полностью
груженный автомобиль-самосвал или автомобиль-тягач с полностью груженным
прицепным агрегатом на уклоне 16%. Можно также проверить эффективность
работы стояночного тормоза на автомобиле-самосвале или на
автомобиле-тягаче без груза на горизонтальной площадке при включенной
третьей передаче и максимальных оборотах двигателя. Обороты двигателя до
максимальных доводят постепенно. В обоих случаях рабочий тормоз
прицепного агрегата автомобиля-тягача должен быть отключен.
Ежедневно перед выездом на линию проверить эффективность действия
тормоза, как указано выше.
Через 100 ч работы очистить детали тормоза от грязи, осмотреть их, при
необходимости подтянуть крепления этих деталей и смазать трущиеся
поверхности шарнирных соединений согласно указаниям карты смазки.
Если при включении стояночного тормоза перемещение рычага управления
увеличилось до семи щелчков стопорного устройства, отрегулировать
тормоз.
Когда в процессе эксплуатации обнаружится, что эффективность действия
правильно отрегулированного стояночного тормоза недостаточна, снять
тормозную ленту и проверить состояние накладки. Если накладка замаслена,
промыть ее керосином и протереть жесткой щеткой. Если расстояние от
поверхности накладки до головки заклепок составляет менее 0,5 мм,
заменить накладку. После сборки отрегулировать тормоз.