Работа рулевого управления тягачей БелАЗ-531,
БелАЗ-531Г
Схема гидравлической системы рулевого управления
автомобиля-тягача БелЛЗ-531 показана на рис. 123.
Гидравлическая система автомобиля-тягача БелЛЗ-531 Г отличается тем, что
в нее входит блок-плита (см. рис. 122).
При движении автомобиля-тягача по прямой золотник 7 распределителя (см.
рис. 123) находится в нейтральном положении. Рабочая жидкость — масло —
насосами подается в нагнетательную полость распределителя и через
специально выполненные зазоры-щели в золотниковой паре корпус — золотник
поступает в полости, сообщенные со сливной магистралью, и по
маслопроводу — в бак.
При вращении рулевого колеса 1 вправо червяк 4 вращается вправо (по
часовой стрелке, если смотреть со стороны конического редуктора).
Поскольку до поворота автомобиля-тягача рычаги и тяги следящей системы
неподвижны и перемещаться относительно друг друга не могут, не может
перемещаться (вращаться) и сектор, поэтому червяк, вращаясь, смещается
вправо (по рисунку). Вместе с червяком смещается золотник 7
распределителя, разобщает нагнетательную полость со сливными полостями и
полостью левого поворота и масло от насосов по маслопроводам поступает
только в полости цилиндров, соответствующие повороту агрегата вправо.
Одновременно полость распределителя, соответствующая левому повороту
агрегата, остается сообщенной с правой (по рисунку) полостью слива и
масло, выдавливаемое из соответствующих левых полостей цилиндров,
свободно сливается в бак.
Когда агрегат повернется на максимальный угол (до соприкосновения
деталей, ограничивающих угол поворота) и с рулевого колеса не будет
снято усилие вращения, давление масла в нагнетательной магистрали
возрастет, откроется предохранительный клапан 8 и масло поступит в бак.
Аналогично происходит поворот автомобиля-тягача влево относительно
прицепного агрегата.
При повороте автомобиля-тягача относительно прицепного агрегата
вертикальная ось опорно-сцепного и поворотного устройства, жестко
соединенная с хоботом полуприцепа, остается неподвижной и элементы
следящей системы вместе с автомобилем-тягачом поворачиваются
относительно оси в соответствии с кинематической схемой системы, т. е.
следящая система как бы поворачивается «вслед за тягачом». Поэтому при
непрерывном вращении рулевого колеса золотник распределителя,
кинематически соединенный и с рулевым колесом и с эксцентриком,
закрепленным на оси поворотного устройства, остается неподвижным в том
положении, в которое он перемещен в начале вращения рулевого колеса.
После прекращения вращения рулевого колеса автомобиль-тягач еще
поворачивается относительно полуприцепа в том же направлении на
некоторый, весьма незначительный, угол, соответствующий перемещению
золотника из рабочего в нейтральное положение. Перемещение золотника
происходит потому, что система золотник — ось вращения неподвижна, а
корпус распределителя (вместе с автомобилем-тягачом) перемещается, пока
золотник не займет в нем нейтральное положение.
При самопроизвольном отклонении автомобиля-тягача
от заданного угла поворота относительно прицепного агрегата «вслед за
тягачом» перемещаются тяги и рычаги следящей системы, а вместе с ними и
золотник распределителя, причем золотник смещается в сторону,
соответствующую повороту тягача в противоположном направлении и сообщает
соответствующие полости цилиндров с полостью слива. Автомобиль-тягач
поворачивается в обратном направлении до установления угла поворота,
занимаемого им до самопроизвольного отклонения от заданного направления
движения.