Техническое обслуживание рулевого управления
самосвалов Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А
Ежедневно перед выездом на линию проверить работу рулевого управления.
При скорости движения автомобиля 3—6 км/ч повернуть колеса из одного
крайнего положения в другое в обоих направлениях: колеса должны
поворачиваться
плавно, без рывков, а усилие, прикладываемое к
рулевому колесу, не должно быть большим.
Проверить герметичность соединении маслопроводов и шлангов и устранить
появившиеся подтекания масла.
Осмотреть крепления основных узлов и элементов рулевого управления:
рулевого механизма, гидроусилителя, рычагов, тяг и рулевой колонки;
особое внимание обратить на состояние рычагов и тяг.
Через 100 ч работы автомобиля:
проверить свободный ход рулевого колеса;
проверить уровень масла в рулевом механизме: он должен быть на 35—
40 мм ниже внешней кромки заливного отверстия;
проверить ключом крепление рулевого механизма к раме, карданов на валах,
осмотреть стопорение гаек крепления рулевой сошки, поворотных рычагов и
шаровых пальцев;
через пресс-масленку на корпусе распределителя гидроусилителя смазать
шаровой шарнир распределителя.
Через 500 ч отрегулировать зазоры в шаровых шарнирах тяг, гидроусилителя
и распределителя.
Для регулировки зазора в шаровом шарнире распределителя отсоединить
гидроусилитель от рулевой тяги, потом отсоединить наконечник 3 с
шарниром (см. рис. 117). Извлечь стопорную пластину 1 (см. рис. 118) из
прорези гайки 2, приложив необходимое усилие, так как пластина закернена.
Придерживая отверткой стакан 4 от вращения, специальным ключом завернуть
гайку 2 до упора, потом отвернуть обратно до первого совпадения прорезей
в гайке с прорезями в стакане и застопорить гайку пластиной 1. Гайку и
пластину раскернить.
Через 1000 ч (2 раза в год при изменении сезона эксплуатации) заменить
масло в рулевом механизме: слить отработавшее масло через сливное
отверстие и залить 2,8 л свежего масла через заливное отверстие.
Через 2000 ч (40 000 км пробега, но не реже 1 раза в год) заменить
смазку в шарнирах рулевых тяг и гидроусилителя. При этом внимательно
осмотреть детали и заменить изношенные.
Для выполнения операции снять с автомобиля тяги и гидроусилитель,
разобрать шарниры и промыть все детали в керосине или дизельном топливе.
При сборке полость шарнира и полость под уплотнителем заполнить свежей
смазкой и отрегулировать зазор в шарнирном соединении.
При выполнении работ, связанных с заменой смазки в шаровых шарнирах,
возможно нарушение положения элементов рулевого управления, поэтому
после выполнения этой операции проверить свободный ход рулевого колеса,
схождение и предельные углы поворота управляемых колес.
В шариковые подшипники рулевой колонки при сборке заложена смазка
ЦИАТИМ-201. Заменять смазку следует при каждой разборке колонки.
Проверка и регулировка свободного хода рулевого
колеса. Свободный ход рулевого колеса проверяют при работающем
двигателе, при этом автомобиль должен быть заторможен рабочим и
стояночным тормозами.
Последовательность выполнения операции:
вывесить переднюю ось, пустить двигатель и установить колеса в
положение, соответствующее движению автомобиля по прямой;
закрепить на рулевой колонке стрелку люфтомера, а на ободе колеса —
шкалу;
вращать рулевое колесо в левую сторону до полного выбора люфта — до
начала поворота управляемых колес автомобиля, однако положение их не
должно измениться. Установить стрелку люфтомера против нулевой отметки
на шкале;
вращать рулевое колесо в правую сторону до начала поворота управляемых
колес, т. е. до полного выбора зазоров во всех соединениях, и по
относительному положению стрелки и шкалы люфтомера определить свободный
ход (угол свободного поворота) рулевого колеса в градусах.
Угол свободного поворота рулевого колеса при работающем гидроусилителе
не должен превышать 25°
Если угол свободного поворота рулевого колеса больше 25°, подтянуть
крепления рулевого механизма, рулевой сошки, поворотных рычагов, вилок
карданов, рулевого колеса и колонки. Если свободный ход рулевого колеса
после
этого не уменьшился, проверить зазоры в шарнирах.
Эта проверка проводится визуально: при резком вращении рулевого колеса
шаровые пальцы не должны перемещаться в шарнирах, а в шлицевом
соединении карданного вала и карданов не должно быть заметного люфта.
Карданный вал с изношенным шлицевым соединением заменить, а зазоры в
шарнирах тяг и гидроусилителя отрегулировать: расконтрить регулировочную
ганку, завернуть ее ключом до отказа, потом вывернуть на 1/12—1/4
оборота (до первого совпадения прорези в гайке с отверстием под шплинт в
наконечнике) и законтрить шплинтом.
После регулировки зазоров в шарнирных соединениях еще раз проверить
свободный ход рулевого колеса и, если он больше предельно допустимого,
отрегулировать зазоры в рулевом механизме.
В рулевом механизме регулируют зазоры в роликовых конических подшипниках
и в реечном зацеплении гайка-рейка — сектор.
Для выполнения регулировок этих зазоров рулевой механизм снять с
автомобиля и закрепить на специальном стенде.
Перед регулировкой зазоров в роликовых подшипниках отвернуть колпак 18
(см. рис. 116) и контргайку 17 и вывернуть регулировочный винт 16 на 1
—1,5 оборота (вращать против часовой стрелки) — в зацеплении
рейка-сектор увеличится зазор и уменьшится сопротивление относительному
перемещению гайки-рейки и сектора при проворачивании винта.
Расконтрить регулировочную гайку 6 и завернуть ее
до отказа специальным ключом. Вывернуть гайку из крышки на 1/24—1/12
оборота (до первого совпадения прорезей в гайке с отверстиями в крышке)
и застопорить гайку шплинтом.
Установить гайку-рейку в рулевом механизме в среднее положение (полное
перемещение гайки-рейки на винте между подшипниками соответствует шести
оборотам винта). Завернуть регулировочный винт 16 до упора, вращая его
против часовой стрелки, и отвернуть приблизительно на 1/4 оборота.
Закрепить рулевую сошку неподвижно в этом положении
и проверить угловой люфт винта по лимбу на стенде: люфт не должен
превышать 6° Если угол больше 6°, регулируют зазор в зацеплении
ганки-рейки и сектора регулировочным винтом 16.
При правильно отрегулированных зазорах в подшипниках и реечном
зацеплении угловой люфт винта в среднем положении гайки-рейки составит
6° при закрепленной рулевой сошке.
Если угловой люфт винта все же больше 6°, отрегулировать торцовый зазор
между головкой регулировочного винта 16 и сектором.
Слить масло из рулевого механизма. Вывернуть крепежные болты крышки и,
вращая регулировочный винт 16 по часовой стрелке, снять крышку с вала
сектора. Срубить стопор (сварку) в соединении сектор — гайка, завернуть
гайку до отказа, сделать общую узкую метку на секторе и гайке и
отвернуть гайку в обратную сторону на 6 мм по окружности резьбы гайки и
застопорить гайку в этом положении точкой сварки: торцовый зазор в
соединении сектор — регулировочный винт будет равен 0,1 мм. Закрепить
крышку по месту и отрегулировать зазор в зацеплении ганки-рейки и
сектора, как указано выше.
Регулировка предохранительного клапана
гидроусилителя. Клапан отрегулирован на заводе-изготовителе и
опломбирован. Если необходимо отрегулировать клапан, то эту операцию
выполняют на специальном стенде. Можно отрегулировать клапан и на
груженом автомобиле: подсоединить манометр (через специальный
переходник) к нагнетательной магистрали от автомата переключения насоса
к гидроусилителю. Пустить двигатель и нагреть масло в системе до
температуры 30—35° С, после чего установить постоянную скорость вращения
коленчатого вала двигателя 1600—1700 об/мин (для автомобиля БелАЗ-540 —
1300—1350 об/мин). Вращать рулевое колесо вправо до срабатывания клапана
— колеса перестанут поворачиваться. Если колеса поворачиваются, а клапан
не срабатывает, ослабить затяжку пружины клапана настолько, чтобы при
повороте колес давление масла было 80—85 кГ/см2. Если температура масла
повысилась до 50° С, отрегулировать клапан на давление в магистрали
72—77 кГ/см2.
При выполнении этой операции автомобиль затормозить стояночным и рабочим
тормозами, а пол задние колеса положить специальные колодки.
Все остальные регулировочные операции выполнять только при нергботающем
двигателе.