ПРИВОД ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЕЙ
Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г
Привод переключения передач автомобилей-самосвалов (рис. 79) состоит из
механизма переключения передач, расположенного на рулевой колонке,
крышки привода переключения передач, расположенной на гидромеханической
передаче, и системы рычагов и тяг.
Механизм переключения передач включает рычаг
переключения передач, который может перемещать вал 1 вверх и вниз и
поворачивать его на 30° из нейтрального положения. В нижней части
механизма переключения на валу / свободно' установлены верхний рычаг 2
переключения второй и третьей передач и рычаг 3 переключения первой
передачи и заднего хода. Рычаги 2 и 3 при помощи двух поперечных тяг 7 и
8, двух двуплечих рычагов и двух продольных тяг 9 и 10 соединяются с
рычагами, установленными на крышке привода переключения передач.
Наружные рычаги 11 крышки установлены на валиках 13, на которых крепятся
внутренние рычаги 12. Эти рычаги с помощью двух пластин и штифтов
соединены с золотниками переключения передач золотниковой коробки. Для
получения беззазорного соединения тяг с рычагами на концах тяг
установлены наконечники с шаровыми пальцами.
Через каждые 100 ч работы автомобиля проверяют работу привода
переключения передач. Для проверки поочередно включают первую, вторую и
третью передачи и передачу заднего хода. Все передачи при этом должны
включаться без заеданий и без приложения значительных усилий к рычагу.
Нарушение работы привода может быть вызвано:
износом сухарей и сферических пальцев шарниров;
износом посадочных мест рычагов на валу управления коробкой передач;
износом втулок в крышке привода переключения передач.
В случае если нарушена работа привода, необходимо осмотреть все шарниры
тяг и рычаги и проверить в шарнирах и рычагах отсутствие люфта.
Люфт в шарнирах проверяют качанием тяг управления переключением передач.
При обнаружении люфта шарниры необходимо отрегулировать. Для регулировки
надо вынуть шплинт, завернуть пробку шарнира до полного сжатия пружины,
а затем отвернуть ее на 1/5—
1 /10 оборота до совпадения отверстия в пробке с отверстием в
наконечнике шарнира (что обеспечит свободный поворот шарового пальца на
полный возможный угол с наименьшим люфтом в сочленении) и установить
шплинт.
Такие операции необходимо проделать со всеми шарнирами, в которых
обнаружены люфты.
Зазоры в соединениях рычагов 2 и 3 привода переключения передач
проверяют качанием их рукой сначала в горизонтальной плоскости, а затем
в вертикальной. При обнаружении зазоров в соединении рычагов с валом
рычаги следует заменить.
Зазоры в соединении валика 13 с крышкой привода проверяют качанием за
рычаги 11. При обнаружении ощутимого зазора снимают крышку привода и
заменяют втулки 14. После проверки и устранения зазоров в шарнирах и в
соединениях рычагов регулируют тяги.
Привод переключения передач следует регулировать в следующей
последовательности:
поворотом рычагов 11 установить золотники
переключения передач в золотниковой коробке в нейтральное положение;
вращая ключом тяги 9 и 10, отрегулировать их длину таким образом, чтобы
угол между плечом двуплечего рычага 16 и продольной тягой максимально
приближался к 90°, а двуплечие рычаги находились строго друг над другом;
установить рычаг переключения передач в кабине водителя в нейтральное
положение таким образом, чтобы он делил пополам расстояние между усиками
кулисы; при этом проверяют, чтобы рычаги 2 и 3, расположенные на валу
управления, находились друг над другом;
отрегулировать длину поперечных тяг 7 и 8, подсоединить их к рычагам 2,
3 и 16 так, чтобы не нарушилось взаимное расположение рычагов и
нейтральное положение рычага переключения передач;
проверить легкость и четкость переключения передач.
Привод переключения передач одноосных автомобилей-тягачей —
электрический. Он состоит из пульта управления П-751 (рис. 80),
установленного на рулевой колонке, и блока пилотов с электромагнитами
(рис. 81), установленного на картере гидромеханической передачи.
Пульт управления (см. рис. 80) состоит из корпуса, в котором
•смонтированы контакты 5, рычаг 2 переключения передач и выключатель 4.
Включение передачи происходит при замыкании рычагом
2 переключения передач какого-либо из контактов 5. На корпусе пульта
управления установлена кнопка-фиксатор 3, не позволяющая водителю
случайно включить передачу заднего хода. Для включения передачи заднего
хода требуется дополнительно нажать на кнопку-фиксатор 3.
Для экстренного выключения какой-либо передачи на корпусе пульта
управления установлен выключатель 4.
Блок пилотов (см. рис. 81) состоит из корпуса, в
котором смонтированы золотники-пилоты и гильзы, и четырех
электромагнитов.
При включении электромагнита якорь 2 устанавливает золотник-пилот 4 в
положение, при котором масло из главной масляной магистрали через
отверстия в гильзе пилота и каналы в картере гидротрансформатора
поступает в одну из полостей золотниковой коробки (в полость VIII, IX,
XV или XVII см. рис. 76) в зависимости от того, какая включена передача.
'Под давлением масла золотник в золотниковой коробке перемещается и
сообщает главную масляную магистраль с бустером фрикциона
соответствующей передачи.
Рис. 80. Пульт управления переключением передач:
1 — шкала передам; 2 рычаг переключения передач;
3 — фиксатор передачи зад него хода; 4 — выключатель; 5 — контакты; 6 —
лампа подсветки шкалы