ПРИВОД ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

  Главная      Автомобили - Белаз     Автомобили-самосвалы Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А и автомобили-тягачи БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

ПРИВОД ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

Привод переключения передач автомобилей-самосвалов (рис. 79) состоит из механизма переключения передач, расположенного на рулевой колонке, крышки привода переключения передач, расположенной на гидромеханической передаче, и системы рычагов и тяг.
 

 

 

 

Рис. 79. Привод переключения передач:
1 — вал привода переключения передач; 2 — верхний рычаг; 3 — нижний рычаг; 4 — кронштейн; 5 — наконечник сферического шарнира; 6 — шаровой палец; 7 и 8 — поперечные тяги; 9 и 10 продольные тяги; 11 и 12 — рычаги; 13 — валик; 14 — втулка; 15 — кронштейн двуплечих рычагов; 16 — двуплечий рычаг

 

 

 

Механизм переключения передач включает рычаг переключения передач, который может перемещать вал 1 вверх и вниз и поворачивать его на 30° из нейтрального положения. В нижней части механизма переключения на валу / свободно' установлены верхний рычаг 2 переключения второй и третьей передач и рычаг 3 переключения первой передачи и заднего хода. Рычаги 2 и 3 при помощи двух поперечных тяг 7 и 8, двух двуплечих рычагов и двух продольных тяг 9 и 10 соединяются с рычагами, установленными на крышке привода переключения передач. Наружные рычаги 11 крышки установлены на валиках 13, на которых крепятся внутренние рычаги 12. Эти рычаги с помощью двух пластин и штифтов соединены с золотниками переключения передач золотниковой коробки. Для получения беззазорного соединения тяг с рычагами на концах тяг установлены наконечники с шаровыми пальцами.

Через каждые 100 ч работы автомобиля проверяют работу привода переключения передач. Для проверки поочередно включают первую, вторую и третью передачи и передачу заднего хода. Все передачи при этом должны включаться без заеданий и без приложения значительных усилий к рычагу.

Нарушение работы привода может быть вызвано:

износом сухарей и сферических пальцев шарниров;

износом посадочных мест рычагов на валу управления коробкой передач;

износом втулок в крышке привода переключения передач.

В случае если нарушена работа привода, необходимо осмотреть все шарниры тяг и рычаги и проверить в шарнирах и рычагах отсутствие люфта.

Люфт в шарнирах проверяют качанием тяг управления переключением передач.

При обнаружении люфта шарниры необходимо отрегулировать. Для регулировки надо вынуть шплинт, завернуть пробку шарнира до полного сжатия пружины, а затем отвернуть ее на 1/5—
1 /10 оборота до совпадения отверстия в пробке с отверстием в наконечнике шарнира (что обеспечит свободный поворот шарового пальца на полный возможный угол с наименьшим люфтом в сочленении) и установить шплинт.

Такие операции необходимо проделать со всеми шарнирами, в которых обнаружены люфты.

Зазоры в соединениях рычагов 2 и 3 привода переключения передач проверяют качанием их рукой сначала в горизонтальной плоскости, а затем в вертикальной. При обнаружении зазоров в соединении рычагов с валом рычаги следует заменить.

Зазоры в соединении валика 13 с крышкой привода проверяют качанием за рычаги 11. При обнаружении ощутимого зазора снимают крышку привода и заменяют втулки 14. После проверки и устранения зазоров в шарнирах и в соединениях рычагов регулируют тяги.

Привод переключения передач следует регулировать в следующей последовательности:

поворотом рычагов 11 установить золотники переключения передач в золотниковой коробке в нейтральное положение;

вращая ключом тяги 9 и 10, отрегулировать их длину таким образом, чтобы угол между плечом двуплечего рычага 16 и продольной тягой максимально приближался к 90°, а двуплечие рычаги находились строго друг над другом;

установить рычаг переключения передач в кабине водителя в нейтральное положение таким образом, чтобы он делил пополам расстояние между усиками кулисы; при этом проверяют, чтобы рычаги 2 и 3, расположенные на валу управления, находились друг над другом;

отрегулировать длину поперечных тяг 7 и 8, подсоединить их к рычагам 2, 3 и 16 так, чтобы не нарушилось взаимное расположение рычагов и нейтральное положение рычага переключения передач;

проверить легкость и четкость переключения передач.

Привод переключения передач одноосных автомобилей-тягачей — электрический. Он состоит из пульта управления П-751 (рис. 80), установленного на рулевой колонке, и блока пилотов с электромагнитами (рис. 81), установленного на картере гидромеханической передачи.

Пульт управления (см. рис. 80) состоит из корпуса, в котором •смонтированы контакты 5, рычаг 2 переключения передач и выключатель 4. Включение передачи происходит при замыкании рычагом

2 переключения передач какого-либо из контактов 5. На корпусе пульта управления установлена кнопка-фиксатор 3, не позволяющая водителю случайно включить передачу заднего хода. Для включения передачи заднего хода требуется дополнительно нажать на кнопку-фиксатор 3.

Для экстренного выключения какой-либо передачи на корпусе пульта управления установлен выключатель 4.

Блок пилотов (см. рис. 81) состоит из корпуса, в котором смонтированы золотники-пилоты и гильзы, и четырех электромагнитов.

При включении электромагнита якорь 2 устанавливает золотник-пилот 4 в положение, при котором масло из главной масляной магистрали через отверстия в гильзе пилота и каналы в картере гидротрансформатора поступает в одну из полостей золотниковой коробки (в полость VIII, IX, XV или XVII см. рис. 76) в зависимости от того, какая включена передача.

'Под давлением масла золотник в золотниковой коробке перемещается и сообщает главную масляную магистраль с бустером фрикциона соответствующей передачи.

 

 

 

Рис. 80. Пульт управления переключением передач:
1 — шкала передам; 2 рычаг переключения передач;
3 — фиксатор передачи зад него хода; 4 — выключатель; 5 — контакты; 6 — лампа подсветки шкалы

 

 

 

 

Рис. 81. Блок пилотов:

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..