Золотниковая коробка гидромеханической передачи автомобилей Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

  Главная      Автомобили - Белаз     Автомобили-самосвалы Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А и автомобили-тягачи БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПЕРЕДАЧИ АВТОМОБИЛЕЙ - ЧАСТЬ 4

 

 

 

Золотниковая коробка гидромеханической передачи автомобилей Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

 

Золотниковая коробка гидромеханической передачи, устанавливаемой на автомобили-самосвалы (рис. 75), закреплена на нижней части картера гидротрансформатора рядом с насосом гидромеханической передачи. В корпусе 2 золотниковой коробки расположены два золотника 1 переключения передач, устройство 8 фиксации золотников, редукционный клапан 6, клапан 4 смазки и предохранительный клапан 5.

Устройство фиксации обеспечивает фиксацию золотника переключения передач в положении включения передачи и одновременное стопорение второго золотника в нейтральном положении.

Через отверстия в привалочных плоскостях картера гидротрансформатора и золотниковой коробки масло от главного насоса нагнетается в полость X золотников переключения передач, в полости VI редукционного клапана и IV предохранительного клапана.

При нейтральном положении золотников переключения передач нагнетательная магистраль главного насоса разобщена от магистралей передач. Полости VIII, IX, XI и XII золотников переключения передач сообщаются со сливом. При перемещении золотника в положение включения какой-либо передачи полость X сообщается с одной из полостей золотника, открывая доступ маслу из нагнетательной магистрали главного насоса в бустер фрикциона соответствующей передачи.

Под давлением масла, поступающего от главного насоса в> полость VI редукционного клапана, редукционный клапан в, перемещаясь влево (по рисунку), сообщает полость VI с полостью VII питания магистрали трансформатора и смазки. При этом давление в нагнетательной магистрали главного насоса достигает 6—
6,5 кГ/см2.
 

 

 

 

Рис. 75. Золотниковая коробка:
1 — золотник переключении передач; 2 — корпус; 3 — регулировочный винт; 4 — клапан смазки; 5 — предохранительный клапан; 6 — редукционный клапан; 7 — гильза; 8 — устройство фиксации золотников;
I— полость пружины клапана смазки; II — полость, сообщающаяся с магистралью смазки; III — полость, сообщающаяся с нагнетательной магистралью насоса гидротрансформатора и полостью VII редукционного клапана; IVy VI и X — полости, сообщающиеся с нагнетательной магистралью главного насоса; V — полость, сообщающаяся с маслоприемником; VII — полость питания магистрали гидротрансформатора и смазки; VIII — полость, связанная с бустером фрикциона первой передачи; IX — полость, связанная с бустером фрикциона второй, передачи; XI — полость, связанная с бустером фрикциона третьей передачи; XII — полость, связанная с бустером фрикциона заднего хода; XIII — полость толкателя золотника редукционного клапана; XIV — полость пружины
редукционного клапана

 

 

 

Полость VII и полость III клапана смазки имеют каналы, сообщающие их с привалочной плоскостью золотниковой коробки. На привалочной плоскости коробки находится Г-образный паз, который сообщает между собой каналы полостей VII и III и канал магистрали гидротрансформатора, отверстие которого выходит на привалочную плоскость картера гидротрансформатора и совмещено с Г-образным пазом золотниковой коробки. Благодаря этому восполняется убыль масла в магистралях гидротрансформатора и смазки из нагнетательной магистрали главного насоса.

 

 

Ввиду того что главный насос нагнетает избыточное количество масла, давление в нагнетательной магистрали насоса будет повышаться до тех пор, пока золотник редукционного клапана, смещаясь далее влево, не сообщит полость VI со сливной полостью V (полости VI и VII при этом не разобщаются). Давление в нагнетательной магистпали главного насоса повысится до 10,0—

11,5 кГ/см2. Пос.е этого дальнейшее повышение давления в нагнетательной магистрали главного насоса прекращается и избыточное масло, нагнетаемое главным насосом, перепускается из полости V через отверстие в корпусе золотниковой коробки, сливной штуцер и маслоприемник во всасывающий канал главного насоса.

Полость XII золотника переключения передач сообщена с полостью XIV пружины редукционного клапана. При включении передачи заднего хода масло из полости XII поступает в полость XIV и увеличивает жесткость пружины редукционного клапана, благодаря чему для перепуска масла через редукционный клапан давление в нагнетательной магистрали главного насоса и соответственно в бустере фрикциона заднего хода повышается до 13—15 кГ/см2. После выключения передачи заднего хода полость XII сообщается со сливом, масло из полости XIV сливается через полость XII в поддон п давление в нагнетательной магистрали главного насоса понижается.

При увеличении давления в нагнетательной магистрали главного насоса свыше 19—22 кГ/см2 в случае заклинивания золотника редукционного клапана срабатывает предохранительный клапан 5 и масло из магистрали через полость IV и предохранительный клапан сливается в поддон.

Пружина клапана 4 смазки отрегулирована на давление 0,9—

1,1 кГ/см2. При возрастании давления в магистрали смазки свыше 0,9—1,1 кГ/см2 клапан перемещается влево (по рисунку), разобщает полости II и III клапана и перекрывает доступ маслу в магистраль смазки, снижая тем самым давление в магистрали. После снижения давления в магистрали смазки клапан, перемещаясь вправо, сообщает полости II и III, и масло через клапан снова поступает в магистраль смазки.

Полости I пружины клапана смазки и XIII толкателя золотника редукционного клапана имеют дренажные отверстия в корпусе золотниковой коробки для слива в поддон масла, просачивающегося через зазоры в золотниковых парах.

Золотниковая коробка гидромеханической передачи, устанавливаемой па одноосные автомобили-тягачи (рис. 76), закреплена также на нижней части картера гидротрансформатора рядом с насосом. В корпусе 1 золотниковой коробки расположены четыре золотника 2, 3, 10 и 11 переключения передач, редукционный клапан 9 и предохранительный клапан 8. В отличие от золотниковой коробки автомобилей-самосвалов данная золотниковая коробка не имеет клапана смазки. Его функцию выполняют дроссели, установленные в магистралях смазки фрикционов, согласующего редуктора и дополнительной коробки.

 

 

 

 

Рис. 76. Золотниковая коробка одноосных автомобилей-тягачей:
1 — корпус; 2 — золотник включения третьей передачи; 3 — золотник включения заднего хода; 4 — регулировочный винт; 5 — пружина редукционного клапана; 6 — втулка; 7 —
толкатель золотника редукционного клапана; 8 — предохранительный клапан; 9 — редукционный клапан; 10 — золотник включения первой передачи; II — золотник включения второй передачи; 12 — пружина;
I — полость толкателя золотника редукционного клапана; II — полость питания магистрали гидротрансформатора и смазки; III, V, VII, X, XIV и XVI — полости, сообщающиеся с нагнетательной магистралью главного насоса; IV — полость, сообщающаяся с маслоприемником; VI — полость, связанная с бустером фрикциона первой передачи и сливом; VIII, IX, XV и XVII — полости подвода масла от пилотов для перемещения золотников; XI — полость, связанная с бустером фрикциона второй передачи и сливом; XII — полость, связанная со сливом;
XIII — полость, связанная с бустером фрикциона третьей передачи и сливом;
XVIII — полость, связанная с бустером фрикциона заднего хода и сливом;
XIX — полость пружины редукционного клапана

 

 

 

 

Перемещение золотников в положение включения передачи осуществляется при помощи рабочей жидкости, поступающей в полости VIII, IX, XV и XVII золотников из главной магистрали через пилоты управления переключением передач.
Через отверстия в картере гидротрансформатора и корпусе золотниковой коробки масло от главного насоса постоянно подводится в полости VII, X, XIV и XVI золотников переключения передач, в полость V редукционного клапана и в полость III предохранительного клапана.

 

При нейтральном положении золотников переключения передач полости VI, XI, XIII и XVIII разобщены от нагнетательной магистрали и сообщены со сливом. При перемещении золотника в положение включения какой-либо передачи, например золотника 10 включения первой передачи, полость VII будет сообщаться с полостью VI, в связи с чем открывается доступ маслу из нагнетательной магистрали главного насоса в бустер фрикциона.

Принцип работы редукционного и предохранительного клапанов такой же, как и у золотниковой коробки автомобилей-самосвалов.

Все клапаны гидромеханической передачи отрегулированы на заводе-изготовителе и нарушать регулировку или разбирать клапаны без надобности запрещается. Только в исключительных случаях, когда точно установлена неисправность того или иного клапана (застревание какого-либо золотника, усадка пружины), разрешается вынуть неисправный золотник, промыть и обдуть его сжатым воздухом и затем установить на место. В случае усадки пружины какого-либо золотника следует отрегулировать клапан, заворачивая регулировочный винт.

Регулировать клапаны разрешается только квалифицированному персоналу, хорошо знающему устройство, а проверять давление, на которое отрегулирован клапан, необходимо на специальных стендах. Если усадка пружины настолько велика, что не позволяет отрегулировать клапан на требуемое давление, пружину необходимо заменить новой.

При разборке клапанов и золотниковой коробки необходимо строго соблюдать чистоту во избежание попадания грязи или пыли на золотники. При установке золотниковой коробки на место затягивать болты крепления надо постепенно и равномерно с таким расчетом, чтобы исключить возможность перекосов золотников в корпусе коробки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..