ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПЕРЕДАЧИ АВТОМОБИЛЕЙ - ЧАСТЬ 4
Золотниковая коробка гидромеханической передачи автомобилей
Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г
Золотниковая коробка гидромеханической передачи,
устанавливаемой на автомобили-самосвалы (рис. 75), закреплена на нижней
части картера гидротрансформатора рядом с насосом гидромеханической
передачи. В корпусе 2 золотниковой коробки расположены два золотника 1
переключения передач, устройство 8 фиксации золотников, редукционный
клапан 6, клапан 4 смазки и предохранительный клапан 5.
Устройство фиксации обеспечивает фиксацию золотника переключения передач
в положении включения передачи и одновременное стопорение второго
золотника в нейтральном положении.
Через отверстия в привалочных плоскостях картера гидротрансформатора и
золотниковой коробки масло от главного насоса нагнетается в полость X
золотников переключения передач, в полости VI редукционного клапана и IV
предохранительного клапана.
При нейтральном положении золотников переключения передач нагнетательная
магистраль главного насоса разобщена от магистралей передач. Полости
VIII, IX, XI и XII золотников переключения передач сообщаются со сливом.
При перемещении золотника в положение включения какой-либо передачи
полость X сообщается с одной из полостей золотника, открывая доступ
маслу из нагнетательной магистрали главного насоса в бустер фрикциона
соответствующей передачи.
Под давлением масла, поступающего от главного насоса в> полость VI
редукционного клапана, редукционный клапан в, перемещаясь влево (по
рисунку), сообщает полость VI с полостью VII питания магистрали
трансформатора и смазки. При этом давление в нагнетательной магистрали
главного насоса достигает 6—
6,5 кГ/см2.
Рис. 75. Золотниковая коробка:
1 — золотник переключении передач; 2 — корпус; 3 — регулировочный винт;
4 — клапан смазки; 5 — предохранительный клапан; 6 — редукционный
клапан; 7 — гильза; 8 — устройство фиксации золотников;
I— полость пружины клапана смазки; II — полость, сообщающаяся с
магистралью смазки; III — полость, сообщающаяся с нагнетательной
магистралью насоса гидротрансформатора и полостью VII редукционного
клапана; IVy VI и X — полости, сообщающиеся с нагнетательной магистралью
главного насоса; V — полость, сообщающаяся с маслоприемником; VII —
полость питания магистрали гидротрансформатора и смазки; VIII — полость,
связанная с бустером фрикциона первой передачи; IX — полость, связанная
с бустером фрикциона второй, передачи; XI — полость, связанная с
бустером фрикциона третьей передачи; XII — полость, связанная с бустером
фрикциона заднего хода; XIII — полость толкателя золотника редукционного
клапана; XIV — полость пружины
редукционного клапана
Полость VII и полость III клапана смазки имеют
каналы, сообщающие их с привалочной плоскостью золотниковой коробки. На
привалочной плоскости коробки находится Г-образный паз, который сообщает
между собой каналы полостей VII и III и канал магистрали
гидротрансформатора, отверстие которого выходит на привалочную плоскость
картера гидротрансформатора и совмещено с Г-образным пазом золотниковой
коробки. Благодаря этому восполняется убыль масла в магистралях
гидротрансформатора и смазки из нагнетательной магистрали главного
насоса.
Ввиду того что главный насос нагнетает избыточное
количество масла, давление в нагнетательной магистрали насоса будет
повышаться до тех пор, пока золотник редукционного клапана, смещаясь
далее влево, не сообщит полость VI со сливной полостью V (полости VI и
VII при этом не разобщаются). Давление в нагнетательной магистпали
главного насоса повысится до 10,0—
11,5 кГ/см2. Пос.е этого дальнейшее повышение давления в нагнетательной
магистрали главного насоса прекращается и избыточное масло, нагнетаемое
главным насосом, перепускается из полости V через отверстие в корпусе
золотниковой коробки, сливной штуцер и маслоприемник во всасывающий
канал главного насоса.
Полость XII золотника переключения передач сообщена с полостью XIV
пружины редукционного клапана. При включении передачи заднего хода масло
из полости XII поступает в полость XIV и увеличивает жесткость пружины
редукционного клапана, благодаря чему для перепуска масла через
редукционный клапан давление в нагнетательной магистрали главного насоса
и соответственно в бустере фрикциона заднего хода повышается до 13—15 кГ/см2.
После выключения передачи заднего хода полость XII сообщается со сливом,
масло из полости XIV сливается через полость XII в поддон п давление в
нагнетательной магистрали главного насоса понижается.
При увеличении давления в нагнетательной магистрали главного насоса
свыше 19—22 кГ/см2 в случае заклинивания золотника редукционного клапана
срабатывает предохранительный клапан 5 и масло из магистрали через
полость IV и предохранительный клапан сливается в поддон.
Пружина клапана 4 смазки отрегулирована на давление 0,9—
1,1 кГ/см2. При возрастании давления в магистрали смазки свыше 0,9—1,1
кГ/см2 клапан перемещается влево (по рисунку), разобщает полости II и
III клапана и перекрывает доступ маслу в магистраль смазки, снижая тем
самым давление в магистрали. После снижения давления в магистрали смазки
клапан, перемещаясь вправо, сообщает полости II и III, и масло через
клапан снова поступает в магистраль смазки.
Полости I пружины клапана смазки и XIII толкателя золотника
редукционного клапана имеют дренажные отверстия в корпусе золотниковой
коробки для слива в поддон масла, просачивающегося через зазоры в
золотниковых парах.
Золотниковая коробка гидромеханической передачи, устанавливаемой па
одноосные автомобили-тягачи (рис. 76), закреплена также на нижней части
картера гидротрансформатора рядом с насосом. В корпусе 1 золотниковой
коробки расположены четыре золотника 2, 3, 10 и 11 переключения передач,
редукционный клапан 9 и предохранительный клапан 8. В отличие от
золотниковой коробки автомобилей-самосвалов данная золотниковая коробка
не имеет клапана смазки. Его функцию выполняют дроссели, установленные в
магистралях смазки фрикционов, согласующего редуктора и дополнительной
коробки.
Рис. 76. Золотниковая коробка одноосных
автомобилей-тягачей:
1 — корпус; 2 — золотник включения третьей передачи; 3 — золотник
включения заднего хода; 4 — регулировочный винт; 5 — пружина
редукционного клапана; 6 — втулка; 7 —
толкатель золотника редукционного клапана; 8 — предохранительный клапан;
9 — редукционный клапан; 10 — золотник включения первой передачи; II —
золотник включения второй передачи; 12 — пружина;
I — полость толкателя золотника редукционного клапана; II — полость
питания магистрали гидротрансформатора и смазки; III, V, VII, X, XIV и
XVI — полости, сообщающиеся с нагнетательной магистралью главного
насоса; IV — полость, сообщающаяся с маслоприемником; VI — полость,
связанная с бустером фрикциона первой передачи и сливом; VIII, IX, XV и
XVII — полости подвода масла от пилотов для перемещения золотников; XI —
полость, связанная с бустером фрикциона второй передачи и сливом; XII —
полость, связанная со сливом;
XIII — полость, связанная с бустером фрикциона третьей передачи и
сливом;
XVIII — полость, связанная с бустером фрикциона заднего хода и сливом;
XIX — полость пружины редукционного клапана
Перемещение золотников в положение включения
передачи осуществляется при помощи рабочей жидкости, поступающей в
полости VIII, IX, XV и XVII золотников из главной магистрали через
пилоты управления переключением передач.
Через отверстия в картере гидротрансформатора и корпусе золотниковой
коробки масло от главного насоса постоянно подводится в полости VII, X,
XIV и XVI золотников переключения передач, в полость V редукционного
клапана и в полость III предохранительного клапана.
При нейтральном положении золотников переключения
передач полости VI, XI, XIII и XVIII разобщены от нагнетательной
магистрали и сообщены со сливом. При перемещении золотника в положение
включения какой-либо передачи, например золотника 10 включения первой
передачи, полость VII будет сообщаться с полостью VI, в связи с чем
открывается доступ маслу из нагнетательной магистрали главного насоса в
бустер фрикциона.
Принцип работы редукционного и предохранительного клапанов такой же, как
и у золотниковой коробки автомобилей-самосвалов.
Все клапаны гидромеханической передачи отрегулированы на
заводе-изготовителе и нарушать регулировку или разбирать клапаны без
надобности запрещается. Только в исключительных случаях, когда точно
установлена неисправность того или иного клапана (застревание
какого-либо золотника, усадка пружины), разрешается вынуть неисправный
золотник, промыть и обдуть его сжатым воздухом и затем установить на
место. В случае усадки пружины какого-либо золотника следует
отрегулировать клапан, заворачивая регулировочный винт.
Регулировать клапаны разрешается только квалифицированному персоналу,
хорошо знающему устройство, а проверять давление, на которое
отрегулирован клапан, необходимо на специальных стендах. Если усадка
пружины настолько велика, что не позволяет отрегулировать клапан на
требуемое давление, пружину необходимо заменить новой.
При разборке клапанов и золотниковой коробки необходимо строго соблюдать
чистоту во избежание попадания грязи или пыли на золотники. При
установке золотниковой коробки на место затягивать болты крепления надо
постепенно и равномерно с таким расчетом, чтобы исключить возможность
перекосов золотников в корпусе коробки.