ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПЕРЕДАЧИ АВТОМОБИЛЕЙ
- ЧАСТЬ 2
Главная масляная магистраль автомобилей
Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г
Главная масляная магистраль обеспечивает подачу масла в бустеры
фрикционов при включении передач. В нее входят масло-приемник 20 (см.
рис. 72), главный насос 1, редукционный 3 и предохранительный 2 клапаны,
золотники 19 переключения передач и фрикционы 11, 12, 15 и 16 коробки
передач.
Масло в главную масляную магистраль поступает из главного насоса,
который забирает его из поддона гидромеханической передачи через
маслоприемник и подает к золотникам переключения передач, редукционному
и предохранительному клапанам.
На одноосных автомобилях-тягачах масло поступает также к золотникам
пилотов управления золотниковой коробкой. На автомобилях-самосвалах
золотники переключения передач системой рычагов и тяг связаны с рычагом
переключения передач, установленным на рулевой колонке в кабине
водителя. Па одноосных автомобилях-тягачах золотники переключения
передач управляются пилотами, золотники которых перемещаются с помощью
электромагнитов. Электромагниты управляются при помощи пульта,
расположенного на рулевой колонке.
При нейтральном положении рычага переключения передач (рычага пульта
управления на одноосных автомобилях-тягачах) доступ маслу из главной
масляной магистрали в бустеры фрикционов коробки передач перекрыт
золотниками переключения передач. Бустеры фрикционов в это время через
золотники переключения передач соединены со сливом.
Нагнетаемое главным насосом масло перепускается редукционным клапаном
золотниковой коробки во всасывающую магистраль насоса, при этом давление
в главной масляной магистрали поддерживается в пределах 8,0—11,5 кГ/см2
в зависимости от числа оборотов.
При установке рычага переключения передач в положение включения
какой-либо передачи золотник перемещается и открывает доступ маслу из
главной магистрали в бустер фрикциона соответствующей передачи. Во
включенном фрикционе под давлением масла ведущие и ведомые диски
сжимаются и соединяют ведущую или ведомую шестерню включенной передачи с
валом. Подводимый от турбинного колеса момент передается от ведущей
шестерни ведущего вала на ведомый и далее через карданный вал на главную
передачу. После достижения в главной магистрали давления 6—6,5 кГ/см2
редукционный клапан начинает перепускать масло через калиброванное
отверстие в магистраль охлаждения гидротрансформатора и
тормоза-замедлителя.
При включении заднего хода масло из главной магистрали поступает в
полость пружины золотника редукционного клапана, что обеспечивает
повышение давления в бустере фрикциона заднего хода до 13—15 кГ/см2,
которое необходимо для передачи дисками фрикциона крутящего момента от
ведомой шестерни заднего хода на ведомый вал. Увеличение давления масла
при включении фрикциона заднего хода необходимо в связи с тем, что этот
фрикцион передает момент в 1,6 раза больший, чем фрикционы первой и
второй передач.
В золотниковой коробке установлен также предохранительный клапан,
который снимает избыточное давление в главной масляной магистрали в
случае заклинивания золотника редукционного клапана. Предохранительный
клапан срабатывает при возрастании давления в главной масляной
магистрали до 19—22 кГ/см2.
Магистраль питания гидротрансформатора
тормоза-замедлителя состоит из насоса 6 (см. рис. 72)
гидротрансформатора, гидротрансформатора 10, тормоза-замедлителя 14,
клапана 4 гидротрансформатора, клапана 13 включения тормоза-замедлителя,
масляного фильтра 8 и масляного радиатора 7.
При работе гидромеханической передачи с выключенным
тормозом-замедлителем масло постоянно циркулирует по кругу: насос —
гидротрансформатор — фильтр — радиатор — насос. Постоянная циркуляция
масла через масляный радиатор необходима для охлаждения масла, так как
при работе гидротрансформатора в результате относительной пробуксовки
насосного и турбинного колес резко повышается температура масла, что
приводит к нарушению теплового режима. Масло проходит через радиатор,
отдает часть тепла окружающему воздуху, благодаря чему в замкнутом круге
поддерживается нормальный тепловой режим в пределах 90— 110° С. На пути
из гидротрансформатора в радиатор масло очищается в масляных фильтрах.
Давление масла в магистрали перед гидротрансформатором не допускается
выше 4,5—5 кГ/см2. При повышении давления выше предельно допустимого
клапан гидротрансформатора, установленный в насосе, перепускает масло из
линии нагнетания насоса в линию всасывания. При снижении давления в
магистрали из-за убыли масла из круга питания гидротрансформатора
редукционный клапан позволяет производить подпитку маслом из главной
масляной магистрали через калиброванное отверстие в корпусе золотниковой
коробки.
Во время работы гидромеханической передачи с включенным
тормозом-замедлителем масло циркулирует по следующему кругу: насос —
тормоз-замедлитель — фильтр — радиатор — насос. При работе
тормоза-замедлителя циркуляция масла через гидротрансформатор
прекращается, так как выход маслу из полости гидротрансформатора
перекрывается обратным клапаном 9, установлен-
ным в тройнике крепления шлангов, отводящих масло
из коробки в радиатор.
В результате более низкого гидравлического сопротивления круга питания
тормоза-замедлителя давление в магистрали при включении
тормоза-замедлителя снижается до 1—2 кГ/см2.
В корпусе насоса имеется капал, который соединяет всасывающие полости
главного насоса и насоса гидротрансформатора. Наличие общей всасывающей
магистрали позволяет стабилизировать давление в магистрали после
радиатора. При повышении давления в магистрали после радиатора выше
допустимого масло сливается во всасывающую магистраль главного насоса и,
наоборот, при снижении давления в магистрали после радиатора ниже
допустимого насос гидротрансформатора может подсасывать масло из
масло-приемника.
Магистраль смазки коробки передач и согласующего
редуктора автомобилей Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г
через клапан 18 смазки подключена к главной масляной магистрали и
магистрали питания гидротрансформатора и тормоза-замедлителя. Масло для
смазки рабочих деталей в коробку передач и редуктор подается под
давлением. Давление в магистрали смазки ограничивает клапан смазки,
отрегулированный на давление 0,9—1,1 кГ/см2.
Смазка в коробку передач подается из клапана смазки, расположенного в
золотниковой коробке, через тройник и две трубки, подведенные к ступице
гидротрансформатора и распределителю ведомого вала. Система каналов в
корпусе коробки, ведущем и ведомом валах позволяет маслу подходить ко
всем подшипникам шестерен и фрикционам. Смазка к согласующему редуктору
подается из магистрали смазки коробки передач по трубке, подведенной к
крышке редуктора.
В гидромеханических передачах одноосных автомобилей-тягачей клапан
смазки в золотниковой коробке не устанавливается. Смазка согласующего
редуктора и дополнительной коробки производится от магистрали питания
гидротрансформатора через калиброванные отверстия (дроссели), с помощью
которых в магистрали смазки поддерживается давление 0,9—1,1 кГ/см2.