Коробка передач и механизмы ее
управления трактора К-700 «Кировец» - часть 1
Коробка передач механическая, четырехрежимная, 16-ско-ростная с
шестернями постоянного зацепления. Устанавливается через амортизаторы на
четыре кронштейна, приваренных к лонжеронам передней полурамы. Картер
коробки передач состоит из двух половин и поддона.
На верхней половине картера устанавливаются механизмы переключения
передач и включения вала отбора мощности; фильтр гидравлической системы,
кулиса с рычагами управления, мостик приводов управления, два масляных
насоса гидросистемы и масляный насос управления поворотом. Здесь же
находится сапун.
Редукторная часть коробки передач (рис. 11) состоит из четырех валов:
ведущего 2, промежуточного 5, грузового 4 и раздаточного 5. Привод
насосов осуществляется специальным валом 1.
На ведущем валу 2 расположены четыре фрикциона, позволяющие получить
четыре передачи на каждом из четырех режимов. Ведущие диски вместе с
внутренними барабанами фрикционов связаны с ведущим валом 2. Ведомые
диски с наружными барабанами фрикционов соединены со свободно
установленными на роликовых подшипниках на ведущем валу шестернями,
находящимися в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала.
При включенном фрикционе любой передачи на заданном режиме (рис. 11)
крутящий момент двигателя передается первичным валом 2 на промежуточный
3, грузовой 4 и раздаточный 5 валы через три пары постоянно сцепленных
шестерен и две режимные муфты. От раздаточного вала 5 через карданные
передачи вращение передается на передний и задний ведущие мосты.
Рис. 11. Кинематическая схема коробки передач:
Фрикцион включается давлением масла, поступающего в
бустер, уплотняемый резиновыми манжетами и резиновым кольцом. При этом
часть масла через отверстия нажимного диска и внутреннего барабана
фрикциона идет на смазку его дисков.
Необходимый, режим передач включается передвижением зубчатых муфт 7 и 6,
установленных соответственно на грузовом 4 и раздаточном 5 валах.
Задний ход включается введением в зацепление специальной зубчатой муфты
8 с венцом шестерни заднего хода 9, установленным на грузовом вале 4.
Шестерня 9 заднего хода получает вращение через паразитную шестерню от
шестерни 10 промежуточного вала. При этом передача заднего хода может
быть получена на первом или втором режимах в зависимости от переключения
зубчатой муфты 6 раздаточного вала.
В гидравлическую систему коробки передач и вала отбора мощности (рис.
12) входят масляный насос, фильтр 20 с редукционным клапаном 1, масляный
радиатор 19 и механизм переключения передач.
Масляный насос — шестеренчатый, двухсекционный. Одна пара шестерен
образует нагнетательную секцию 10, а вторая— откачивающую 12.
Нагнетательная секция 10 подает
масло под давлением через маслопровод к масляному
фильтру 20 и далее через маслопроводы—в магистраль включения
тормоза-синхронизатора 8, фрикционы 14, 15, 16, 17 коробки передач и
вала отбора мощности 9, а также в магистраль смазки редукторной части
коробки передач, подшипниковый узел полужесткой муфты 18, соединительную
муфту вала отбора мощности и привод насосов гидросистемы навесного
оборудования.
Откачивающая секция 12 забирает масло через сетчатый фильтр из нижнего
масляного резервуара и перегоняет через масляный радиатор 19 в резервуар
верхней половины картера. Отсюда масло по маслопроводу поступает к
нагнетательной секции насоса и частично через сливную трубку — обратно в
поддон картера.
отрегулирован на давление 15 кГ/см2 и предотвращает
поломки, нарушение герметичности при повышении вязкости масла.
Перепускной клапан 11 отрегулирован на давление 6 кГ/см2 и предохраняет
(при повышении вязкости масла) радиатор от разрыва.
Рис. 12. Схема гидравлической системы коробки
передач и вала отбора мощности:
Масляный фильтр 20 коробки передач состоит из
фильтрующей части, набранной из отдельных сетчатых элементов,
редукционного клапана 1, клапана 2 ограничения давления смазки и
перепускного клапана 21.
Перепускной клапан 21 отрегулирован на давление
6 кГ/см2. При значительном загрязнении фильтра клапан открывается и
пропускает неочищенное масло из подводящего канала к подводящей полости
редукционного клапана помимо фильтра. Из этой полости масло
разветвляется на два потока. Одна часть масла под давлением 8—9,5 кГ/см2
поступает через маслопровод к золотникам (3, 4 и 5) механизма
переключения передач, а другая, проходя через редукционный клапан,
смазывает коробку передач и другие устройства. При давлении в системе
смазки выше 1,5 кГ/см2 масло сбрасывается в картер коробки передач через
клапан 2.
Работа гидравлической системы коробки передач и вала отбора мощности
контролируется по манометру 6, установленному на щитке приборов.
Масляный радиатор 19 установлен впереди водяного радиатора охлаждения
двигателя.
Механизм переключения передач, кроме золотников 3, 4 и 5 (рис. 12),
включает в себя соответствующие рычаги, тяги и педаль приводов
управления.
Педаль слива 3 (рис. 13) установлена на мостике приводов управления
вместе с рычагом 4 управления стояночным тормозом и рычагом 6 включения
насосов гидросистемы навесного оборудования.
Рычаг 9 (рис. 13) переключения передач соединен с золотником 3 (рис. 12)
при помощи рейки и имеет пять фиксированных положений.
Тот или иной режим работы коробки передач включается двумя рычагами.
Рычагом 7 (рис. 13) включают режимную муфту грузового вала и муфту
заднего хода, а рычагом 8 переключают режимную муфту раздаточного вала.
Одновременное включение муфты грузового вала и муфты заднего хода
предотвращается замковым устройством.
Задний мост включается рычагом 5, соединенным с муфтой включения через
тягу 20 и рычаги 17, 18.
Задний ведущий мост при движении в хороших дорожных условиях необходимо
выключать. Если колеса не буксуют, его можно выключать на ходу трактора.
Вал отбора мощности включается рычагом 10.
При эксплуатации трактора в зимних условиях для прогрева коробки передач
в верхней половине картера и в поддоне имеются полости для циркуляции
воды, поступающей из системы предпускового обогрева двигателя. Для
буксировки трактора рычаг переключения привода насосов, находящийся на
правой стороне коробки передач, переключают в переднее положение. В этом
случае привод масляных насосов гидросистемы управления поворотом и
коробки передач осуществляется от ведущих колес трактора.
При уходе за коробкой передач периодически подтягивают резьбовые
соединения, обеспечивают нормальную
работу гидросистемы коробки передач и вала отбора
мощности, своевременно смазывают и регулируют механизмы управления.
Подтягивая резьбовые соединения крепления коробки передач, необходимо
следить, чтобы не было течи масла из мест присоединения трубопроводов и
шлангов и из-под пробок. Появившуюся течь немедленно устраняют.
Во время работы по манометру следят, чтобы давление масла в
гидравлической системе коробки передач и вала отбора мощности было не
ниже 8 кГ/см2 при 550—600 об/мин коленчатого вала двигателя.
Уровень масла в коробке передач проверяют через 240 мото-часов работы.
Он должен быть выше нижнего контрольного отверстия. При необходимости
масло (ДС-11 летом и ДС-8 зимой) заливают через заливной бачок 7 (рис.
12) до уровня верхней контрольной пробки. Заливной бачок и контрольные
пробки расположены с левой стороны трактора.
Заменяют масло при сезонном техническом уходе. Отработанное масло с
осадком сливают сразу же после остановки
трактора (пока оно еще горячее). В это же время
промывают фильтрующую сетку в заливном бачке 7 и сетчатый маслоза-борник
в поддоне.
Для промывки коробки передач используют масло ДС-8. При этом запускают
двигатель и дают ему поработать вместе с коробкой передач 5—10 мин.,
затем сливают промывочное масло и заправляют картер коробки передач
свежим маслом, соответствующим времени года.
Через каждые 960 мото-часов фильтр коробки передач снимают и промывают
фильтрующие элементы дизельным топливом. Фильтр разбирают в следующем
порядке. Сняв сиденье тракториста и коврик, очищают от пыли и грязи пол
кабины и открывают центральный люк. Вывернув пробку, отсоединяют тягу 12
(рис. 13) от педали слива 3 и отводят ее в сторону. Предварительно
расконтрив, отвинчивают винт 11 упора педали слива.
Отвинтив фланцевые болты крышки 5 (рис. 14) фильтра, ввинчивают два
болта в демонтажные отверстия крышки и снимают ее вместе с фильтрующими
элементами 2. Отвинчивают гайку 1, снимают фильтрующие элементы 2 и
промывают их волосяной щеткой в дизельном топливе. Промыв внутреннюю
полость стакана 4, собирают фильтр в обратном порядке. При этом обращают
внимание на необходимость первоначальной установки отражателя 8 и следят
за правильностью установки прокладок.