Система смазки двигателя ЯМЗ-238НБ трактора К-700 «Кировец»
Система смазки двигателя — комбинированная (рис. 5). Под давлением
смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники
распределительного вала, втулки верхних головок шатунов, втулки
коромысел клапанов, подшипник промежуточной шестерни привода масляного
насоса, подшипники турбокомпрессора, опоры штанг и втулки толкателей;
остальные узлы — разбрызгиванием. Направление движения масла в системе
показано на рисунке 5. Давление в центральном масляном канале 12 при
номинальных оборотах составляет 4 ---7 кГ/см2, при минимальных оборотах
холостого хода — не менее 1 кГ/см2; давление в корпусе подшипников 10
турбокомпрессора при номинальных оборотах — не менее 3 кГ/см2, при
минимальных оборотах холостого хода — не менее 0,5 кГ/см2.
Рис. 5. Схема системы смазки:
Масляный насос — шестеренчатого типа, установлен на крышке переднего
коренного подшипника и имеет привод от шестерни коленчатого вала через
промежуточную шестерню 5. Насос состоит из двух секций — основной 4 и
радиаторной 3, которые подают масло соответственно в систему смазки и в
масляный радиатор. Редукционный клапан 2 основной секции отрегулирован
на давление 7,0 ~ 7,5 кГ/см2, а предохранительный клапан 1 радиаторной
секции — на давление 0,8-г 1,2 кГ/см2. При более высоких давлениях на
выходе насосов оба клапана перепускают масло обратно в поддон.
Производительность основного насоса при температуре масла 85----95°C и
номинальных оборотах двигателя составляет не менее 140 л/мин.
Масляный поддон 14 крепится к блоку цилиндров болтами. Место разъема
уплотняется пробковой прокладкой. Масло заливается в поддон двигателя
через горловину, находящуюся на одной из крышек головки цилиндров.
Емкость системы (без радиатора) — 32 л, уровень масла в системе
контролируется щупом, расположенным в передней части двигателя.
Сливается масло
через две пробки, имеющиеся в нижней части поддона.
Фильтр 7 грубой очистки масла установлен на переднем торце двигателя. В
корпусе фильтра установлен перепускной клапан 6, отрегулированный на
перепад давлений 2,0----2,5 кГ/см2. Когда разность давлений до и после
фильтра превысит эту величину, часть масла, минуя фильтр, поступает
прямо в масляную магистраль. Фильтр состоит из корпуса, съемного
колпака, двух работающих параллельно секций фильтрующих элементов —
внутренней и внешней. В качестве фильтрующих элементов используется
латунная сетка, квадратные ячейки которой имеют
размер 0,125x0,125 мм.
Через каждые 120 мото-часов работы двигателя необходимо промывать фильтр
грубой очистки масла. Для промывки вывертывают сливную пробку, сливают
масло из фильтра, снимают колпак корпуса и удаляют внешнюю и внутреннюю
секции фильтрующих элементов. Фильтрующие элементы помещают не менее чем
на 3 часа в ванну с растворителем — бензином или четыреххлористым
углеродом, затем чистят волосяной щеткой, полоскают в растворителе и
продувают сжатым
воздухом. В дизельном топливе промывают колпак
фильтра и производят его сборку.
Фильтр 8 тонкой очистки масла — центробежного типа — установлен на
переднем торце двигателя. В систему фильтр включен параллельно и
пропускает до 10% масла, которое сливается в поддон. При давлении масла
4—6 кГ/см2 и температуре 85—90° С число оборотов ротора центрифуги
составляет 4500—5000 об/мин. Фильтр состоит из корпуса, съемного
колпака, оси и ротора. Масло поступает в нижнюю часть ротора, выходит
из-под отражателя, поднимается в верхнюю часть ротора и затем через
заборные трубки и два сопла, направленных в разные стороны, вытекает,
создавая пару сил, во внутреннюю полость корпуса фильтра.
Гидрореактивный момент струй масла, выходящих с большой скоростью из
сопел, приводит ротор во вращение. Под действием центробежных сил
механические примеси масла, находящегося в роторе, отлагаются на его
внутренних стенках.
Фильтр центробежной очистки масла необходимо промывать через каждые 60
мото-часов работы двигателя. Для промывки снимают колпак фильтра; удалив
чеку и упорную шайбу, снимают ротор в сборе; разбирают ротор; удаляют
осадок с колпака и ротора; промывают колпак, ротор и сетку дизельным
топливом и собирают фильтр в обратной последовательности.
Масло, поступающее для смазки подшипников 10 турбокомпрессора, очищается
в фильтре 9, который по конструкции аналогичен фильтру тонкой очистки
топлива.
В системе смазки установлен сливной клапан 13, служащий для стабилизации
давления. Клапан отрегулирован на начало открытия при давлении в
центральном масляном канале, равном 4,7-f-5,0 кГ/см2.
Масляный радиатор 1 (рис. 6) установлен в передней части трактора перед
масляным радиатором коробки передач. Радиатор стальной, однорядный,
трубчато-ребристого типа.