Система питания двигателя ЯМЗ-238НБ трактора К-700 «Кировец»

  Главная      Учебники - Трактора     Эксплуатация и техническое обслуживание трактора К-700 (Бурков В.В., Горбунов М.С., Гореликов В.Е.) - 1969 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

Система питания двигателя ЯМЗ-238НБ трактора К-700 «Кировец»

 


Система питания состоит из воздушных фильтров, топливной аппаратуры и механизмов управления подачей топлива (рис. 7).

На тракторе использована двухступенчатая система очистки воздуха. В воздухоочистители I ступени 23 воздух поступает через всасывающую трубу 20. Эти воздухоочистители представляют собой циклоны 26, в которых для грубой очистки воздуха использован инерционный принцип, причем в дальнейшем пыль из корпуса воздухоочистителя удаляется в выхлопную трубу 22 двигателя эжектируемым воздухом.

Окончательно воздух очищается в воздухоочистителях II ступени 24, фильтрующим элементом которых являются кассеты 25 из высокопористого картона, имеющие вид гофрированных цилиндров. Через 120 мото-часов работы двигателя необходимо очищать кассеты воздухоочистителя II ступени. Для этого отвертывают болты патрубков и барашки стяжек; снимают корпусы воздуоочистителей, вынимают из них пакеты кассет и разъединяют кассеты. Мыть кассеты нельзя, поэтому чистят их воздушным обдувом (давление воздуха 2—3 кГ/см2) до полного отделения пыли. Через 960 мото-часов работы кассеты заменяют.

Топливная аппаратура состоит из топливного насоса 15 высокого давления с всережимным регулятором числа оборотов, топливоподкачивающего насоса 12 и автоматической муфты опережения впрыска, форсунок 14, фильтров грубой 8 и тонкой 13 очистки топлива, топливопроводов низкого и высокого

 

давления и ручного подкачивающего насоса 7, установленного в кабине.

Восьмисекционный топливный насос высокого давления установлен в развале двигателя между рядами цилиндров. Привод его осуществляется от распределительного вала через специальную шестерню; диаметр плунжера — 9 мм; ход — 10 мм.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7. Схема системы питания двигателя:
1 — топливный бак: 2 —- топливомерная линейка; 3 — пробка бака; 4 — фильтр;
5 — спускной кран; в ~ расходный кран; 7 — ручной подкачивающий насос; 8 —- фильтр грубой очистки топлива; 9— кран; 10—шестеренчатый насос нагнетателя; 11 — котел предпускового обогрева; 12 — подкачивающий насос двигателя: 13 — фильтр тонкой очистки топлива; 14 — форсунки; 15 — топливный насос высокого давления; 16 — уступ; 17 —рукоятка управления подачей топлива; 18 — педаль управления подачей топлива; 19— рукоятка останова двигателя; 20—всасывающая труба с защитным колпаком и конусом; 21 — направляющая труба; 22 — эжектор отсоса пыли; 23 — первая ступень воздухоочистителя; 24 — вторая ступень воздухоочистителя; 25 — кассеты; 26 — циклон

 

 

 

 

Топливный насос высокого давления в сборе с муфтой опережения впрыска топлива, регулятором числа оборотов и топливоподкачивающим насосом представлен на рисунке 8.

В корпусе насоса 1 размещены плунжерные пары (плунжеры 28 и втулки 29) и нагнетательные клапаны 30, которые прижаты к своим седлам пружинами 31. К штуцерам 26 насоса подсоединены топливопроводы 27 высокого давления. Плунжеры приводятся в движение от кулачкового вала 7 через роликовые толкатели 6. В каждом толкателе для регулировки начала подачи топлива имеется регулировочный болт 8, удерживаемый контргайкой. Изменение количества подаваемого в цилиндры топлива достигается одновременным поворотом всех

плунжеров насоса зубчатой рейкой 2, входящей в зацепление с зубчатыми венцами всех секций насоса. Выступающий из насоса конец рейки закрыт защитным колпачком 3, в котором находится винт-ограничитель 4, служащий для ограничения мощности двигателя при обкатке.

Топливный насос смазывается тем же маслом, что и двигатель. Уровень масла в насосе контролируется специальным щупом 9. Через каждые 960 мото-часов работы масло необходимо заменять.

 

 

 

 

 

Рис. 8. Топливный насос высокого давления и регулятор числа оборотов
 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 9. Схема работы регулятора:
а — при пуске двигателя; б—при работе двигателя под надгрузкой: в—при остановке двигателя» Г —рейка; 13 — грузы; 14 — муфта; 15 — кулиса; 16 — рычаг рейки; 17 — скоба остановки двигателя; 18 — корректор; 19 — вал рычага; 20 — регулировочный болт; 24 — пружина регулятора; 25 — пружина рычага рейки; 32— рычаг управления регулятором; 33*— болт ограничения минимальных оборотов холостого
хода; 34 —1 силовой рычаг; 35 — пята

 

 

 

 

На заднем торце топливного насоса высокого давления установлен центробежный, всережимный, механический регулятор числа оборотов 12.

Устройство и взаимодействие деталей регулятора при различных режимах работы двигателя представлены соответственно на рисунках 8 и 9.

При пуске двигателя скоба 17 устанавливается в рабочее положение, при этом рейка 2 насоса под действием пружины 25 полностью вдвигается, обеспечивая пусковую подачу топлива. После начала работы двигателя муфта 14 перемещается под действием расходящихся грузов 13 и выдвигает рейку 2 насоса, ограничивая возрастание оборотов холостого хода двигателя.

 

 

 

При работе двигателя под нагрузкой необходимый скоростной режим устанавливают перемещением рычага 32. При увеличении нагрузки и неизменном положении этого рычага обороты двигателя уменьшаются, а следовательно, уменьшаются и центробежные силы грузов. Под действием пружины 24 муфта 14 перемещается влево, что приводит к увеличению подачи. Муфта будет перемещаться до тех пор, пока не уравновесятся центробежные силы грузов и усилие пружины, устанавливая при этом заданный рычагом 32 скоростной режим работы двигателя. При уменьшении нагрузки и неизменном положении рычага 32 детали регулятора взаимодействуют в обратном порядке.

Работа регулятора с корректором происходит после того, как болт регулировки подачи 20 упрется в вал 19 рычага пружины, а число оборотов двигателя продолжает уменьшаться. Дополнительный вдвиг рейки, а следовательно, и увеличение мощности, произойдет за счет перемещения муфты 14 в сторону насоса под действием пружины корректора 18.

При повороте скобы в положение «стоп» поворачивается также кулиса 15 и увлекает за собой нижний конец рычага 16. Рычаг рейки, поворачиваясь вокруг оси, выключает подачу и останавливает двигатель.

В корпус регулятора заливается такое же масло, как и в поддон двигателя, причем уровень его контролируется специальным указателем, находящимся с левой стороны корпуса. Через каждые 960 мото-часов работы смазку заменяют.

Проверку и регулировку топливного насоса высокого давления выполняют квалифицированные механики на специальных стендах — NC-101 «Motorpal»; МД-12; А127 «Friedmann und Maier» и др.

Производительность секций насоса проверяется при 830±10 об/мин кулачкового вала. Подача топлива каждой секцией должна быть в пределах 113—115 мм3 за каждый ход плунжера (92,7—96,6 см3/мин).

Минимальные обороты холостого хода (в пределах 550— 650 об/мин) регулируют на работающем двигателе. Для этого отворачивают предохранительный колпачок 22 (рис. 8) и после ослабления контргайки 23 на 2—3 мм вывертывают корпус 21 буферной пружины. С помощью болта 33 ограничения минимальных оборотов понижают минимальные обороты до появления небольших колебаний числа оборотов двигателя. После этого ввертывают корпус буферной пружины, пока не ликвидируется неустойчивость оборотов. Ввертывать корпус буферной пружины до совмещения его торца с торцом контргайки категорически запрещается. После регулировки затягивают контргайки болта минимальных оборотов холостого хода и корпуса буферной пружины, наворачивают предохранительный колпачок.

 

Топливоподкачивающий насос 10— поршневого типа, имеет привод (через роликовый толкатель) от эксцентрика на кулачковом валу насоса высокого давления. Для нагнетания топлива при неработающем двигателе насос имеет ручную подкачку 11, которая используется перед запуском двигателя для удаления воздуха из топливной системы, а также для ее заполнения топливом при техническом уходе за топливной аппаратурой. Топливоподкачивающий насос обеспечивает давление топлива в пределах 1,3—1,5 кГ/см2.

Автоматическая муфта 5 опережения впрыска топлива (центробежного типа) установлена на переднем конце кулачкового вала топливного насоса. Эта муфта улучшает пусковые качества двигателя, повышает его топливную экономичность при работе на различных оборотах. На торце корпуса муфты указаны установочные углы опережения впрыска, составляющие 16, 18 и 20° (в зависимости от особенностей каждой муфты). Для установки угла опережения впрыска совмещают на одной стороне метки муфты опережения впрыска топлива и нолумуфты валика привода топливного насоса. Затем снимают трубку высокого давления первой секции топливного насоса высокого давления и на штуцер насоса устанавливают момен-тоскоп. Скобой регулятора включают подачу топлива и прокачивают ручным подкачивающим насосом системы до полного удаления пузырьков воздуха из прозрачного сливного трубопровода.

Внимательно наблюдая за уровнем топлива в стеклянной трубке моментоскопа, медленно проворачивают коленчатый вал двигателя до тех пор, пока топливо не начнет двигаться в трубке. В этот момент проверяют взаимное расположение меток: риска на шкиве коленчатого вала должна находиться против риски с цифрой на крышке шестерен распределения или указатель картера маховика должен располагаться против соответствующей риски с цифрой на маховике. Эти цифры должны соответствовать установочному углу опережения впрыска, выбитому на торце корпуса муфты.

Если этого соответствия углов нет, необходимо, расшплинтовав и ослабив болты крепления, повернуть муфту валика привода на фланце и, затянув болты крепления, вновь проверить установку угла опережения впрыска.

Муфту валика привода рекомендуется поворачивать по направлению ее вращения, если в момент начала движения топлива в трубке риска уже прошла совмещенное положение; в противоположном направлении ее поворачивают, если риски еще не совместились. Несовпадение рисок больше одного деления (при 1° поворота коленчатого вала) не допускается.

После окончания регулировки зашплинтовывают болты крепления муфты, замечают взаимное положение рисок на муфте валика привода и на ее фланце. Это положение следует периодически проверять при технических уходах и, если необходимо, регулировать угол опережения.

Форсунки — закрытого типа, с многодырчатым распылителем и гидравлически управляемой запорной иглой. Форсунки установлены в латунных стаканах головок цилиндров и крепятся скобами, лапки которых опираются на буртик колпака форсунки. Проверять и регулировать форсунки рекомендуется на специальном приборе типа КП-1609А. Давление подъема иглы регулируется специальным винтом при снятии колпака форсунки и отвернутой контргайке. Ввертывание винта повышает давление, а вывертывание понижает. При регулировке устанавливают величину давления подъема иглы в пределах 150+5 кГ/см2; после длительной работы на двигателе допускается снижение давления до 135 кГ/см2. Качество распыла топлива считается удовлетворительным, если конус струи имеет равномерное поперечное сечение, а топливо находится в туманообразном состоянии. Начало и конец впрыска должны быть четкими, впрыск должен сопровождаться характерным (резким) звуком. Распылитель форсунки не должен иметь подтеков.

В фильтре грубой очистки топлива 8 (рис. 7) сменным фильтрующим элементом служит ворсистый хлопковый шнур, навитый на сетчатый каркас, а в фильтре тонкой очистки 13 — древесная мука на пульвербакелитовой связке, сформованная на перфорированном металлическом каркасе. Крышка фильтра тонкой очистки имеет перепускной жиклер, через который в топливный бак 1 сливается часть топлива вместе с воздухом, попавшим в систему низкого давления. Отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива сливают через каждые 60 мото-часов работы, а замену фильтрующих элементов и промывку корпусов фильтров производят через 240 мото-часов.

При работе трактора количество подаваемого в двигатель топлива устанавливается либо рукояткой 17, либо педалью 18.

При эксплуатации применяются следующие сорта топлива:

а) летом—дизельное марки ДЛ (ГОСТ 4749—49) или марки JI (ГОСТ 305—62);

б) зимой (при температурах от 0° до —30° С)—дизельное марки ДЗ (ГОСТ 4749—49) или марки 3 (ГОСТ 305—62);

в) при температурах ниже —30° С — дизельное марки ДА (ГОСТ 4749—49) или марки А (ГОСТ 305—62).

Перед заливкой в баки топливо необходимо отфильтровать. Через каждые 60 мото-часов из топливных баков удаляют отстой через кран 5.

К системе питания относится также турбокомпрессор, в котором энергия выхлопных газов используется для наддува дви-гателя, повышающего его мощность при умеренной тепловой напряженности. Турбокомпрессор состоит из одноступенчатого компрессора центробежного типа и радиальной центростремительной турбины. Основные узлы турбокомпрессора — корпус подшипников, ротор, корпус компрессора и корпус турбины. Плавающие подшипники скольжения выполнены из бронзы ОС-10-10 и смазываются под давлением от основной системы смазки двигателя. Подшипники охлаждаются водой, поступающей в водяную полость корпуса подшипников из системы охлаждения двигателя. При номинальной мощности турбокомпрессор обеспечивает избыточное давление наддува, равное 0,35—0,65 кГ/см2. В процессе эксплуатации трактора турбокомпрессор не регулируется. Работу турбокомпрессора контролируют:

1. На слух —в исправном турбокомпрессоре ротор еще некоторое время вращается после остановки двигателя.

2. По показаниям манометра (при давлении масла в системе смазки турбокомпрессора, работающего на номинальных оборотах двигателя, меньшем 2,5 кГ/см2, заменяют фильтрующий элемент масляного фильтра турбокомпрессора).

3. По легкости вращения ротора турбокомпрессора (при заедании ротора турбокомпрессор разбирают, очищают от нагара и промывают).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..