Главная Автомобили - Опель Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH
|
|
содержание .. 18 19 20 21 22 23 24 25 ..
Opel Zafira B. Руководство - страница 24
96 Г л а в а 1 Н а с т р о й к и и т е к у щ е е о б с л у ж и в а н и е а в т о м о б и л я ких из следующих операций или при наличие соответствующих условий: • Пуск холодного двигателя; • Частые трогания и остановки; • Буксирование прицепа; • Движение в горной/холмистой мес тности; • Движение по дорогам с плохим ка чеством покрытия; • Сильная загрязненность воздуха; • Большая запыленность воздуха и наличие в нем песка: куляции; ях высокогорья; • Большие перепады температур. Тяжелые условия эксплуатации для тор мозной системы: высокими скоростями; ного автомобиля; рудованных AT; • Движение в гористой местности; дой, снегом, грязью и пылью. Кроме того, для дизельных моделей, обо рудованных сажеулавливающим фильт ром (DPF), тяжелыми условиями эксплу атации является движение в условиях городского цикла. При этом требуется более частое проведение регенерации DPF и сокращение интервалов замены двигательного масла. Автомобилям с низкой интенсивностью эксплуатации - среднесуточный пробег составляет 10 км или более 30% време ни двигатель работает на холостых обо ротах (например, специальные автомо били полиции или такси) - требуется дополнительная замена двигательного масла и масляного фильтра, если в сис тему заливается масло более низкого качества, чем стандарта АСЕА-АЗ/ВЗ. Интервал до замены масла: • При использовании двигательного масла стандарта АСЕА-А2/В2 интервал замены масла при тяжелых условиях эк сплуатации сокращается до 7500 км (вместо 15000 км). • Если в наличии имеются только дви гательные масла стандарта API SJ/SL, интервал замены масла сокращается до 7500 км независимо от условий эксплу атации. 2 Общая информация Данная глава составлялась с целью по мочь владельцу автомобиля поддержи вать свое транспортное средство в со стоянии максимальной готовности к эк сплуатации, получая от него эффектив ную отдачу с соблюдением требований к экономичности и безопасности. В начале главы приведен график теку щего обслуживания автомобиля (см. Раз дел 1). Ниже вниманию читателя пред лагаются разделы, посвященные подроб ному изложению порядка выполнения каждой из процедур обслуживания в от дельности. В материал разделов вклю чены описания визуальных проверок, ре гулировок, процедур снятия и установки компонентов, а также различные полез ные советы и рекомендации. Предлагаемые рекомендации предус матривают самостоятельное выполнение сравнительно не сложных и не требую щих специальной подготовки процедур обслуживания автомобиля его владель цем. Работы по обслуживанию должны проводиться регулярно в точном соот ветствии с описанием их выполнения, приведенном в последующих разделах, что позволит обеспечить долговремен- ность и надежность службы транспорт ного средства. Помните, что ТО это ком плексная программа и выполнение лишь отдельных ее пунктов с пренебрежени ем другими не приведет к желаемому результату. В процессе обслуживания своего авто мобиля читатель вскоре убедится, что многие процедуры могут, и должны, быть объединены в общие группы ввиду схо жести своей природы или близости рас положения узлов. Например, если авто мобиль по какой-либо причине поднят над землей, следует воспользоваться случаем и заодно проверить состояние компонентов системы выпуска отрабо тавших газов, подвески и рулевого уп равления. Также, взяв напрокат динамо метрический ключ, проверьте усилие за тягивания всего доступного резьбового крепежа. Производя ротацию колес, за одно оцените состояние тормозных ме ханизмов и колесных подшипников. Первым шагом обслуживания транспор тного средства всегда является само подготовка исполнителя. Внимательно ознакомьтесь с материалом настоящей Главы, затем составьте список нуждаю щихся во внимании компонентов, приго товьте необходимый инструмент и на бросайте краткий план предстоящих ра бот. При обнаружении посторонних звуков (шумов), вибрации или запахов необхо димо установить их причину. Составители Руководства настоятельно рекомендует соблюдать меры безопас ности при выполнении работ по провер ке и обслуживанию автомобиля, строго следуйте рекомендациям, приведенным ниже. Не выполнение этих требований может привести к серьезным травмам или повреждению автомобиля. Перед началом работ Запаркуйте автомобиль на ровной гори зонтальной площадке, взведите рычаг стояночного тормоза, переведите рычаг селектора AT в положение «Р» или ры чаг переключения передач РКПП в по ложение -N». Установите под колеса ав томобиля противооткатные башмаки. Выключите зажигание. Прежде чем приступать к работам в дви гательном отсеке, заглушите двигатель и дайте ему остыть. При необходимости выполнения работ на работающем двигателе, соблюдайте особую осторожность! Следите за тем, чтобы руки, одежда, волосы и инструмен ты находились на достаточном удалении от вентилятора, приводных ремней и дру гих вращающихся частей. Желательно перед началом выполнения работ сни мать с себя галстук, наручные часы, коль ца и др. украшения и драгоценности. При необходимости запуска двигателя, когда автомобиль находится в закрытом пространстве (например, в гараже), убе дитесь в надежном функционировании системы вытяжной вентиляции отрабо тавших газов. Никогда не выполняйте работы под ав томобилем, если он удерживается в вы вешенном положении только домкратом. Всегда подставляйте специальные стой ки и упоры. гареты, спички или другие источники открытого огня к емкостям с топливом или к вентиляционным отверстиям ак кумуляторной батареи. Никогда не присоединяйте/отсоединяй те аккумуляторную батарею или полу проводниковые устройства, при включен ном зажигании. бензопроводов на автомобилях, обору дованных системой впрыска топлива (MFL), должно осуществляться только на СТО компании Opel. Топливная система находится под постоянным высоким внутренним давлением, даже при заглу шённом двигателе. ла утилизации отработанного масла и/ или других эксплуатационных жидкостей, не наносите урон окружающей среде! 3 Общие сведения о настройках и регулировках Под названием «настройки» в настоящем Руководстве подразумевается не от дельно взятая процедура корректиров ки какого-либо из параметров систем автомобиля, а целый комплекс регули ровок, позволяющих добиться макси мальной эффективности отдачи двига теля. Если владелец нового автомобиля со дня его приобретения строго придер живался графика процедур текущего об служивания (см. Раздел 1), достаточно часто выполнял проверки критических параметров, поддерживал требуемый уровень смазочных жидкостей, двигатель крайне редко будет нуждаться в выпол нении дополнительного обслуживания и восстановительного ремонта (сверх замены подверженных повышенному износу компонентов и расходных мате риалов). Г л а в а 1 Н а с т р о й к и и т е к у щ е е о б с л у ж и в а н и е а в т о м о б и л я 97 отношения к выполнению процедур обстоятельств долгое время не прово дили плановое техническое обслужива ние, составители данного Руководства Выполнение работ по настройке двига теля очень важная и ответственная про С п и с о к о с н о в н ы х проверок и a) Проверка компрессии в цилинд b) Диагностика степени износа ос ля; c) Проверка систем электронного теля; e) Проверка топливной системы (см. Главу 4); (см. Раздел 10 и Главу 3). j) Очистка, осмотр и проверка за- ряженности батареи (см. Раздел 11); пт) Проверка системы зажигания/ духоочистителя (см. Раздел 18); 4 Проверка уровней жидкостей Замечание: Ниже описан порядок про знаков развития утечек рабочих жидко стей. Старайтесь не оставлять без вни мания факты появления потеков жидко стей под автомобилем, - подобные при щих незамедлительному устранению Внимание: При проверке уровня любой рабочей жидкости автомобиль должен располагаться строго горизонтально! Всегда используйте стояночный тормоз, когда покидаете автомобиль! 1 Различные гидравлические жидкости играют роль рабочих тел в системах смаз отопления и кондиционирования возду все жидкости с течением времени под же в ходе нормального функционирова необходимо периодически производить пать к корректировке уровня или замене, документации каждого автомобиля. Замечание: Компания Opel предостав ляет широкий выбор комплектации ав томобилей различными типами двигате лей. В с вязи с эти расположение неко торых точек проверки и исполнение от дельных элементом как компоновки дви гательного отсека так и контрольных при торного масла, охлаждающей жидкости, омывающей жидкости стекол и фар, а также ручка щупа измерения уровня мо торного масла окрашены в желтый цвет. Д в и г а т е л ь н о е м а с л о Визуальный контроль утечек 2 При замасленном двигателе и боль a) Откройте крышку заливной гор наличие трещин или повреждений; ловки цилиндров к шлангу всасывания воздуха; c) Прокладка крышки головки ци линдров; e) Пробка удаления масла (уплот- д) Прокладка поддона картера; Так как при наличии неплотностей мас ло распространяется по поверхности двигателя, места утечек сразу опреде ным очистителем и через непродолжи тельное время промойте водой на авто мойке. 4 Стыки компонентов двигателя по Проверка уровня 8 Проверка уровня двигательного мас до нижней точки поддона его картера. 9 Проверка уровня масла должна про ле остановки двигателя. Если выполнить проверку немедленно после выключения двигателя, результаты ее не будут адек ватно отражать ситуацию, так как часть 10 Извлеките измерительный щуп из направляющей трубки и насухо протри те его лезвие чистой ветошью или бу мажным полотенцем. Вставьте щуп об 4.10а Вариант исполнения щупа измерения уровня моторного масла д л я бензинового д в и г а т е л я 98 Г л а в а 1 Н а с т р о й к и и т е к у щ е е о б с л у ж и в а н и е а в т о м о б и л я 4.10b Варианты исполнения щупа измерения уровня моторного масла д л я д и з е л ь ных двигателей ка. Уровень масла должен находиться лезвии щупа (см. сопр. иллюстрации). В случае необходимости долейте в дви ла требуемого сорта. 11 Для подъема уровня от нижней (MIN) отметки на щупе до верхней (МАХ) тре ние уровня за пределы нижней границы допустимого диапазона ведет к разви тию масляного голодания двигателя, чре ватого серьезными механическими по вреждениями последнего. Старайтесь 12 Для того чтобы залить масло в дви гатель необходимо снять оборудованную длинным носиком. Залив масло, навер ните и прочно затяните крышку, затем запустите двигатель и внимательно ос мотрите на наличие признаков утечек сливную пробку и сопрягаемую с бло 13 Проверка уровня моторного масла является важной профилактической про дения уплотнительных прокладок, изно са поршневых колец или направляющих дена без промедления. Во время изме рения уровня масла всегда проверяйте также его состояние. Большим и указа тельным пальцами снимите с лезвия ло подлежит замене (см. Раздел 6). О х л а ж д а ю щ а я ж и д к о с т ь Внимание: Не допускайте попадания антифриза на открытые участки тела и небольших количествах чревато самы ми серьезными последствиями, вплоть до летального исхода. Никогда не ос тавляйте антифризхранящимся в неплот но закрытой таре, без промедления со жидкость. Помните, что сладковатый за бах утилизациях отработанной охлажда ющей жидкости проконсультируйтесь с ток. Ни в коем случае не сливайте ста рую охлаждающую жидкость в канали зацию и на землю! 14 Все описываемые в настоящем Ру ководстве модели автомобилей обору дованы системой охлаждения компенса ционного типа, работающей при избы ный бачок системы охлаждения распо ложен в левой (по ходу движения) зад ней части двигательного отсека вплот системы охлаждения. По мере разогре ва двигателя в процессе его работы из лишек расширяющейся охлаждающей 4.15 Уровень охлаждающей жидкости проверяется визуально сквозь п о л у прозрачные стенки расширительного бачка и не д о л ж е н опускаться ниже отметки KALT/COLD 15 Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке проверяется на (см. сопр. иллюст рацию). На моделях Универсал на эк ран многофункционального информаци лив холодной охлаждающей жидкости необходимо производить после остыва Внимание: Для корректировки уровня используйте жидкости только требуемо лов различных марок (жидкость имеет ской волны") недопустимо! Помните, что дит к постепенному разжижению анти фриза и утрачиванию смесью морозо 16 При закрытой системе охлаждения потери жидкости практически отсутству дающей жидкости обычно свидетель ствует о развитии утечек в системе. Проверьте на наличие следов утечек радиатор, соединительные шланги, крыш 17 При необходимости снятия крышки расширительного бачка дождитесь пол тайте горловину толстым слоем ветоши и медленно отверните крышку до пер Г л а в а 1 Н а с т р о й к и и т е к у щ е е о б с л у ж и в а н и е а в т о м о б и л и тельно снимайте крышку. Внимание: Ни в коем случае не снимайте крышку с расширительного бачка при горячем двигателе! 18 Помимо уровня всегда проверяйте также состояние охлаждающей жидкости, ее концентрацию (см. Спецификации к данной Главе). Концентрация жидкости проверяется при помощи ареометра со специальной шкалой - его можно при обрести в свободной продаже или про вести проверку на СТО. Даже если жид кость внешне не подвергается никаким изменениям, входящие в ее состав ин гибиторы коррозии с течением време ни подвергаются выработке, поэтому состояние охлаждающей жидкости дол жно проверяться регулярно в соответ ствии с графиком ТО автомобиля (см. Раздел 1). Ж и д к о с т ь д л я омывания ветрового с т е к л а / ф а р 19 Жидкость д л я омывания ветрового стекла/фар заливается в специальный резервуар, расположенный в левом пе реднем углу двигательного отсека меж ду аккумуляторной батареей и левой пе редней блок-фарой. Крышка заливной горловины находится на верхней балке передка двигательного отсека рядом с левой фарой. В регионах с умеренным климатом в качестве жидкости для омы вания стекла может использоваться чи стая вода, однако не следует заполнять резервуар более чем на 2/3 с целью компенсации расширения воды при ее замерзании во время заморозков. При эксплуатации автомобиля в суровых кли матических условиях используйте толь ко патентованные стеклоочистители, обеспечивающие соответствующее сни жение точки замерзания жидкости. Во избежание обмерзания стекла при омы- вании в холодную погоду предваритель но прогревайте его путем обдува про пущенным через теплообменник отопи теля воздухом. Внимание: Правила ис пользования жидкости обычно отпеча таны на этикетке тары (см. так же Спе цификации к данной главе). Ни в коем случае не применяйте для добавления в жидкость омывания стекол используе мый в системе охлаждения антифриз, • последний агрессивен по отношению к лакокрасочному покрытию кузовных па нелей! Э л е к т р о л и т аккумуляторной Внимание: Основой электролита акку муляторной батареи является КИСЛОТА! Непринятие мер при попадании элект ролита на кожу или в глаза может при вести к ожогам или даже потере зрения - немедленно промойте их обильным количеством воды, своевременно обра щайтесь за медицинской помощью! При обращении с батареей надевайте защит ные очки и перчатки! После выполнения работ тщательно мойте руки, не храните ветошь, использовавшуюся для вытира ния поверхностей батареи. В процессе функционирования батареи выделяется взрывоопасный газ! Запрещается ис пользование источников открытого огня, курение вблизи аккумуляторной батареи! 20 Современные аккумуляторные бата реи при соблюдении минимальных тре бований по уходу и при эксплуатации в обычных условиях не требуют дополни тельного обслуживания и рассчитаны, в среднем, на 4 года. Периодически, осо бенно в жаркое время года, проверяйте уровень электролита в аккумуляторной батарее. Внимание: Не допускайте дли тельного функционирования батареи с недостаточным уровнем электролита, - это может привести к перезаряду бата реи, разрушению пластин и значитель ному сокращению ее срока службы! 21 Проверка уровня электролита произ водится визуально, через полупрозрач ный пластмассовый корпус батареи. Уровень во ВСЕХ секциях батареи дол жен находиться между отметками, нане сенными на корпус батареи MIN и МАХ. Если уровень электролита не просмат ривается через корпус, проверьте его через заливные отверстия аккумулятор ных секций, он должен доходить до ниж ней кромки втулки заливного отверстия или закрывать внутреннюю сеточку ак кумуляторной секции (в зависимости от конструкции батареи). При необходимо сти корректировки уровня электролита долейте нужное количество ДИСТИЛЛИ РОВАННОЙ воды. Замечание: Не сле дует заливать слишком много воды, из лишек электролита удаляется при помо щи специальной ручной помпы (груши). После завершения корректировки уров ня плотно закройте заливные отверстия и протрите поверхности батареи вето шью, смоченной в щелочном растворе. Гидравлическая ж и д к о с т ь тормозной с и с т е м ы и п р и в о д а 22 Резервуар для тормозной жидкости расположен в подкапотном пространстве у задней стенки над главным тормозным цилиндром (ГТЦ) и используется для хранения резервного запаса жидкости в гидравлических трактах привода как тор мозных механизмов, так и сцепления (см. Главы 6 и 9). Замечание: На моделях с роботизированной коробкой передач Easytronic привод сцепления оборудован отдельным резервуаром для тормозной жидкости (см. Гпаву 6, Раздел 4). 23 Уровень жидкости внутри резервуа ра хорошо просматривается сквозь по лупрозрачные стенки последних и дол жен поддерживаться между отметками MIN и МАХ, немного не доходя до верх ней (см. сопр. иллюстрацию). 24 В случае необходимости корректи ровки уровня жидкости тщательно про трите крышку резервуара и поверхность вокруг нее чистой ветошью во избежа- 4.23 Уровень гидравлической ж и д к о с т и в резервуаре Г Г Ц хорошо просматрива ется сквозь его полупрозрачные стенки ние попадания в гидравлическую систе му грязи. 25 При заливании жидкости в резерву ар следите за тем, чтобы она не разбрыз гивалась на окружающие окрашенные поверхности кузовных элементов. Д о бавляйте в каждую из систем только све жую жидкость оговоренного норматив ными требованиями сорта (см. Специ фикации в начале данной главы), - сме шивание двух жидкостей различного сорта ни в коем случае недопустимо и может привести к отказу соответствую щей системы! Внимание: Тормозная жидкость в высшей степени химически агрессивна, - не допускайте попадания ее в глаза и на окрашенные поверхнос ти кузовных панелей! Не используйте для добавления в систему гидравличес кую жидкость, простоявшую более одно го года, либо хранившуюся в неплотно закрытой таре. Помните, что тормозная жидкость является очень гигроскопичной, т.е. обладает способностью впитывать влагу из воздуха, в результате чего эф фективность функционирования тормоз ной системы может опасно снижаться! 26 На этапе корректировки уровня сле дует также внимательно проверить со стояние жидкости и внутренних стенок резервуара. В случае выявления грязе вых отложений, твердых посторонних ча стиц или капель воды система должна быть опорожнена и заправлена свежей гидравлической жидкостью (см. Главы 6 и 9). полнен до требуемого уровня, плотно посадите на него крышку. кости в резервуаре по мере срабатыва ния фрикционных накладок тормозных колодок постепенно опускается, однако это снижение всегда очень незначитель но. Если жидкость приходится доливать слишком часто, следовательно, в систе ме имеет место утечка, источник кото рой должен быть без промедления вы явлен, а причина устранена, - вниматель но осмотрите все тормозные линии и их штуцерные соединения (см. Раздел 9). Падение уровня жидкости в резервуаре гидропривода сцепления свидетельству ет о развитии утечек в тракте, включая
|
|
|