Opel Zafira B. Руководство - страница 22

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  16  17  18  19  20  21  22  23  ..

 

Opel Zafira B. Руководство - страница 22

 

 

background image

88 

Ч а с т ь Е:  П р и е м ы  э к с п л у а т а ц и и и  в с п о м о г а т е л ь н ы е  с и с т е м ы 

дует оставить двигатель работать на хо­

лостом ходу примерно на 2 минуты. Кро­
ме того, так как эффективность охлаж­

дения не зависит от оборотов двигате­
ля, при движении на подъемах не следу­
ет переключаться на пониженную пере­
дачу до тех пор, пока автомобиль пре­
одолевает подъем на более высокой 

передаче без значительного падения 

скорости. 

• На моделях, оборудованных сис­
темой турбонаддува.
 после движения 

с большой нагрузкой при высоких обо­

ротах двигателя, прежде чем заглушить 

двигатель необходимо дать ему возмож­

ность некоторое время поработать с не­
большой нагрузкой или примерно 30 се­
кунд на холостом ходу, 

• Не забывайте укладывать на пол 

маты, - поверхность панелей может зна­
чительно разогреваться. В водительском 
ножном колодце не должно находиться 
никаких посторонних предметов, способ­
ных ограничить свободу перемещения 
педалей! При использовании нештатных 
ковриков или матов необходимо обес­
печить достаточный ход педалей. 

• При длительном движении с низки­

ми оборотами двигателя или с частыми 

остановками, например, в плотном город­
ском транспортном потоке или в «проб­

ке» во избежание разряда аккумулятор­
ной батареи следует по возможности 

отключать дополнительные потребители 

электроэнергии (например, обогрев зад­
него стекла, обогрев сидений) и выклю­

чать двигатель на длительных останов­
ках. 
• Во время спуска под уклон не пере­

ключайте передачи, - это сопряжено с 

риском потери контроля над управлени­
ем. Используйте торможение двигате­
лем, так как эффективность функциони­

рования ножного тормоза может оказать­

ся сниженной, что чревато возникнове­
нием аварийной ситуации. 
• При останове двигателя во время 

движения в гору ни в коем случае не 

пытайтесь развернуть автомобиль! Пе­
реведите рычаг селектора/переключе­
ния передач в положение «Р.» и начинай­
те спуск, стараясь двигаться строго па­
раллельно направлению уклона. Внима­
ние: Ни

 в коем случае не производите 

спуск в нейтральном (-N-) положении 

трансмиссии, удерживая автомобиль по­

средством тормозов! 
• По возможности старайтесь избегать 
резких поворотов, особенно при движе­
нии с высокой скоростью или на сколь­
зкой поверхности. 
• При движении по дорогам с влаж­
ным покрытием, изобилующим лужами, 
или при образовании на поверхности 

дороги потока сточных вод (особенно 

при сильных ливнях) снижайте скорость, 

чтобы предотвратить возникновение 
эффекта аквапланирования. Риск воз­
никновения подъемной силы воды уве­
личивается, если шины автомобиля име­

ют малую остаточную глубину рисунка 

протектора. 

• Старайтесь не парковать автомобиль 
на идущей под уклон местности. 

31 Советы по экономичному 

вождению 

Расход топлива во многом определяет­

ся стилем вождения и условиями эксп­
луатации автомобиля. 
С целью сокращения потребления горю­
чего старайтесь придерживаться следу­
ющих рекомендаций: 
• Не оставляйте двигатель работаю­
щим на холостых оборотах дольше, чем 

это требуется для его прогрева. Начи­
найте движение сразу, как только обо­
роты двигателя стабилизируются. Если 

ожидается, что остановка в пути следо­

вания будет свыше 40 секунд - выклю­

чайте двигатель; 

• Избегайте резких ускорений; 

• Старайтесь заранее планировать 

маршрут движения, выбирайте улицы с 
удобным дорожным движением, малым 
количеством светофоров и т.п.; 
• Следите за исправностью техничес­
кого состояния двигателя, старайтесь как 
можно более строго придерживаться 
Графика текущего обслуживания (см. 
Гпаву 1), доверяйте проведение работ по 

техническому обслуживанию только спе­

циалистам; 
• Установленный на крыше багажник/ 

держатель для лыж увеличивает сопро­

тивление воздуха и соответственно рас­

ход топлива, снимайте багажник, если не 

собираетесь его использовать; 
• Не используйте без необходимости 
кондиционер воздуха; 
• Снижайте скорость при движении по 
неровному дорожному покрытию; 
• При управлении автомобиля с РКПП 
или в ручном режиме AT/Easytronic сво­
евременно переключайте передачи -
указатель тахометра должен по возмож­

ности находиться в районе средних зна­

чений шкалы; 
• Старайтесь двигаться со скоростью 

не выше 3/4 максимальной для данной 

передачи, это позволяет без существен­

ных потерь во времени сэкономить до 

50 % топлива; 
• Поддерживайте требуемое давление 
накачки шин; 
• Старайтесь соблюдать дистанцию, 
позволяющую избегать резких торможе­
ний; 
• Не перегружайте автомобиль; 
• Во время движения не держите ногу 
на тормозной педали; 
• Регулярно проверяйте углы установ­
ки колес, в случае необходимости про­
изводите соответствующие корректи­

ровки (см. Главу 10); 

• Помните, что во время движения со 
скоростью, превышающей значение 60 
км/ч, активация К/В приводит к меньше­
му увеличению расхода топлива, чем воз­

растание аэродинамического сопротив­
ления в результате открывания окон; 

• При движении в режиме принуди­

тельного холостого хода (например, при 

спуске или торможении) подача топли­
ва автоматически отключается, - для 
обеспечения большей экономичности не 

следует выжимать педали газа и сцеп­
ления в данном режиме. 

32 Буксировка прицепа 

О б щ а я  и н ф о р м а ц и я 

Замечание: При буксировке прицепа 
снижается срок эксплуатации автомоби­

ля и его экономичность, т.к. возрастает 

нагрузка на компоненты, задействован­
ные в передаче крутящего момента (на­

чиная от двигателя и заканчивая шина­

ми). В связи с этим не допускается бук­
сировка прицепа на начальной стадии 
эксплуатации транспортного средства 
при пробеге менее 800 км! На протяже­
нии первых 800 км первой буксировки 
прицепа не допускается движение со 
скоростью более 80 км/ч! 
Соблюдайте нормативные требования, 
предъявляемые к максимально допусти­

мой массе буксируемого прицепа (см. 

Спецификации). 
Перед началом буксировки удостоверь­
тесь в технической исправности как при­
цепа, так и собственно автомобиля. Ис­
пользуйте только сертифицированные 
сцепные устройства, установку которых 
следует поручить опытным специалис­
там. Аналогичные требования предъяв­
ляются и к подключению тормозной си­
стемы и сигнальных осветительных при­
боров прицепа. Внимание: На автомо­
били с двигателем Z 20 LEH монтаж тя­

гово-сцепного устройства не допускает­

ся! 
Во время буксировки старайтесь выби­
рать скорость и прочие параметры дви­
жения, исходя из массы прицепа. 
Помните, что прицеп увеличивает факти­
ческую массу автомобиля, и не допус­
кайте превышения максимально допус­
тимой массы автомобиля и максималь­
ной нагрузки на его заднюю ось. 

Т я г о в о - с ц е п н о е  у с т р о й с т в о 

Внимание: При движении без прицепа 

шаровую опору следует демонтировать! 

Установочные размеры тягово-сцепного 
устройства приведены в Спецификаци­
ях. 
При соответствующей комплектации на 
заводе-изготовителе автомобиль обору­

дуется тягово-сцепным устройством со 

съемной шаровой опорой. 
На моделях Универсал шаровая опора 
хранится в чехле в багажном ящике под 
крышкой багажного отделения и закреп­

ляется специальным крепежным ремнем 

(см. иллюстрацию 32.1). На модели 

Хэтчбэк шаровая опора закреплена кре­

пежным ремнем в нише для запасного 
колеса (см. Раздел 17). 

Для монтажа шаровой опоры необходи­

мо: 

background image

О р г а н ы  у п р а в л е н и я и  п р и е м ы  э к с п л у а т а ц и и 

89 

32.1 Хранение снятой шаровой опоры 

тягово-сцепного устройства (модели 

Универсал) 

32.4 Подготовка шаровой опоры к 

установке 

• Предварительно освободить разъем 

и откинуть его вниз (см. иллюстрацию 

32.2). 
• Извлечь заглушки из посадочного 
гнезда для шаровой опоры и убрать их 

в багажное отделение, извлечь из багаж­
ного ящика шаровую опору, снять чехол; 

• Проверить положение установочных 
меток - красная метка на поворотной 

рукоятке фиксатора должна быть на­
правлена в сторону белой маркировки 
на шаровой опоре, • при этом между 
поворотной рукояткой и шаровой опо­
рой должен быть зазор шириной около 

6 мм, вставить специальный ключ (см. 

иллюстрацию 32.3) в рукоятку фикса­

тора - он должен находиться в положе­

нии 1. 
• Если эти условия не выполняются 
необходимо зажать шаровую опору пе­
ред установкой в корпус муфты (см. 
иллюстрацию 32.4),
 перевести ключ в 
положение 1, вытянуть рукоятку фикса­

тора и повернуть ее в вытянутом поло­

жении до упора вправо; 
• Вставить шаровую опору в устано­
вочное гнездо и с силой подать вверх 

до фиксации, - поворотная рукоятка са­

мостоятельно возвращается в исходное 
положение и прилегает к шаровой опо­

ре. Внимание: Во избежание травм при 

вставлении шаровой опоры не прика­
саться к поворотной рукоятке! 

• Ключ перевести в положение 2 и 
вынуть, прижать на место защитный язы­
чок, - после замыкания шаровой опоры 

поворотная рукоятка фиксатора не вы­

тягивается. 

При правильной установке зеленая мет­
ка на поворотной рукоятке фиксатора 

должна быть направлена в сторону бе-

32.2 Подготовка к установке шаровой 

опоры (при соответствующей комплек­

тации) 

32.5 Проушина  д л я крепления страхо­

вочного  т р о с а прицепа 

лой метки на шаровой опоре, поворот­

ная рукоятка плотно прилегать к шаро­
вой опоре, шаровая опора надежно без 
смещения закреплена в установочном 
гнезде. 
Внимание: Движение с прицепом до­

пускается только с правильно установ­
ленной шаровой опорой. 

Если прицеп, оборудован тормозной си­
стемой, закрепите страховочный трос за 
проушину

 (см. иллюстрацию 32.5). 

Для демонтажа шаровой опоры необхо­
димо: 

• Вставить специальный ключ в пово­

ротную рукоятку фиксатора и перевес­

ти его в положение 1; 
• Вытянуть поворотную рукоятку и по­

вернуть ее в вытянутом положении до 
упора вправо; 

• Вытянуть шаровую опору из устано­

вочного гнезда вниз и поместить в ве­
щевой отсек в багажнике; 

• Установить заглушки и закрыть 

разъем. 

Внимание: Производить очистку шаро­

вой опоры путем обдува горячим паром 
или другими устройствами высокого 

давления недопустимо! 

Основные  х а р а к т е р и с т и к и 

д в и ж е н и я с  п р и ц е п о м 

Прицепная нагрузка 

Эксплуатировать автомобиль с полной 

допустимой прицепной нагрузкой следу­

ет только водителям, имеющим достаточ­
ный опыт в буксировке крупных или тя­

желых прицепов. 
Допустимые значения прицепной нагруз­

ки зависят от типа автомобиля и двига­
теля, и их превышение запрещается. 

Допустимая прицепная нагрузка записа-

32.3 Поворотная рукоятка фиксатора и 

положения фиксатора 1 и 2 на ней 

на в документах на автомобиль. При от­
сутствии особой записи значение допу­

стимой прицепной нагрузки применимо 
для подъемов с уклоном не более 12 %. 

Данные допустимые значения характе­

ризуют возможности автомобиля толь­

ко для указанных подъемов на высоте 

до 1000 м над уровнем моря (NN - нор­

мальный нуль). На высокогорье вслед­
ствие разреженности воздуха снижает­
ся мощность двигателя, - для расчета 
максимально допустимой прицепной 
нагрузки необходимо уменьшать ее нор­
мативное значение на 10 % на каждую 

1000 м над уровнем моря. Замечание: 

При движении по дорогам с небольшим 
уклоном (меньше, чем в %) уменьшать 
прицепную нагрузку не нужно. 

Опорная нагрузка 

Опорная нагрузка (вертикальная нагруз­
ка на тягово-сцепное устройство) - это 
усилие, с которым прицеп давит на со­
единительную опору тягово-сцепного 
устройства. Данное усилие можно регу­
лировать путем распределения веса при 
загрузке прицепа. 

Максимальная допустимая опорная на­

грузка автомобиля-тягача указана на 
типовой табличке тягово-сцепного уст­
ройства и в документации автомобиля. 

Необходимо стараться всегда поддер­

живать это значение, особенно для тя­
желых прицепов. Внимание: Опорная 
нагрузка должна составлять не менее 
25 кг! 
При замере опорной нагрузки необхо­

димо установить дышло загруженного 

прицепа на ту же высоту, на которой оно 
будет находиться после присоединения 
прицепа к загруженному автомобилю. 
Это особенно важно для двухосных при­
цепов. 

Нагрузка на заднюю ось 

При присоединенном прицепе и полной 

загрузке автомобиля-тягача, включая вес 

всех пассажиров, нагрузка на заднюю ось 
не должна превышать допустимую на­
грузку (см. Спецификации). Если все же 

допустимая нагрузка на заднюю ось бу­
дет больше, не превышайте скорость 
движения 100 км/ч. Замечание: Если 

background image

go 

Ч а с т ь E:  П р и е м ы  э к с п л у а т а ц и и и  в с п о м о г а т е л ь н ы е  с и с т е м ы 

ПДД устанавливают более низкие ско­
рости при эксплуатации автомобиля с 
прицепом - следуйте Правилам. 

Давление в шинах 

При эксплуатации автомобиля с прице­

пом следует постоянно следить за под­

держанием соответствующего давления 

воздуха в шинах в зависимости от заг­

рузки автомобиля и прицепа (см. Спе­

цификации), при необходимости произ­

ведите соответствующую корректиров­

ку. 

С и с т е м а  с т а б и л и з а ц и и прицепа 

(TSA) 

При соответствующей комплектации 

TSA контролирует характер движения 

автомобиля с прицепом. Если система 

фиксирует сильное -рыскание-, автома­

тически понижается мощность двигате­

ля и производится целенаправленное 

притормаживание прицепа до тех пор. 

пока -рыскание- не прекратится. 

Рекомендации по управлению 
а в т о м о б и л е м с прицепом 

При эксплуатации автомобиля с прице­
пом учитывайте ниже приведенные ре­
комендации: 

a) Дополнительная прицепная на­

грузка существенно влияет на работу 

всех систем автомобиля и изменяет 

параметры функционирования двига­

теля, органов управления, тормозов и 

др. систем. 

b) Перед началом поездки проверь­

те исправность тягово-сцепного уст­

ройства, работоспособность тормоз­

ной системы (при соответствующей 

комплектации) и наружной световой 

сигнализации прицепа. 

c) Следует избегать резких разго­

нов и торможений, а также резких ма­

невров при повороте или смене по­

лосы движения. 

б) При буксировке прицепа автомо­

биль более подвержен отклонению от 

прямолинейного движения под воз­

действием порывов бокового ветра, от 

неровности дорожного покрытия, аэро­

динамических возмущений, проходя­

щих мимо, грузовых автомобилей и т.п. 

е) Соблюдай те ус тановленный ПДД 

скоростной режим движения особен­

но на дорогах со скользким покрыти­

ем. Разрешенная скорость движения 

для автомобилей с прицепом всегда 

меньше, чем для обычного автомоби­

ля. 

1) При движении с прицепом тор­

мозной путь автомобиля значительно 

увеличивается по сравнению с обыч­

ными условиями движения - соблю­

дайте безопасную дистанцию до впе-

редиидущего транспорта. В случае 

экстренного торможения удерживай­

те педаль тормоза полностью выжа­

той до полной остановки автомобиль, 

д) Если во время движения начнет­

ся -рыскание" прицепа, следует сни­

зить скорость движения вплоть до 

полной остановки - не пытайтесь ком­

пенсировать виляние прицепа манев­

рами рулевого колеса, 

п) На длинных спусках существен­

но возрастает нагрузка на тормоза, 

поэтому следует использовать тормо­

жение двигателем. Выбор передачи 

должен осуществляться согласно с 

общим правилом движения на спус­

ках: « Спускаться на той же передаче, 

на которой автомобиль может под­

няться на этот склон: 

i) После остановки на крутом 

подъеме могут возникнуть сложности 

при трогании автомобиля, особенно на 

моделях с РКПП. В этом случае удер­

живайте автомобиль от скатывания 

при помощи стояночного тормоза. Для 

начала движения выжмите педаль 

сцепления и установите нажатием на 

педаль газа постоянные средние обо­

роты двигателя (бензиновых двигате­

лей • от 2500 до 3000 в мин. для ди­

зельных - от 2000до 2200 в мин), пос­

ле этого медленно отпустите рычаг 

стояночного тормоза и отпустите пе­

даль сцепления, плавно увеличивая 

обороты двигателя. На автомобилях с 

AT/Easytronic в автоматическом режи­

ме достаточно полностью выжать пе­

даль газа. Перед троганием с места в 

экстремальных условиях (высокая 

масса прицепа, езда в горных услови­

ях с крутыми подъемами) следует вык­

лючить ненужные потребители энер­

гии, например, обогрев заднего стек­

ла, кондиционер, обогрев передних 

сидений. 

I) При парковке рекомендуется 

подкладывать противооткатные упоры 

по колеса автомобиля и прицепа, -

остановка на крутых склонах не реко­

мендуется. При соответствующей ком­

плектации всегда используйте сто­

яночный тормоз прицепа, 

к) При загрузке наиболее тяжелые 

вещи следует размещать над осью 

прицепа, кроме того, выполняйте все 

рекомендации завода-изготовителя. 

33 Буксировка автомобиля 

См. соответствующий раздел в Главе 
«Введение- в начале Руководства. 

34 Поддомкрачивание и 

замена колеса 

Хранение запасного  к о л е с а и 
д о м к р а т а 

Запасное колесо и комплект инструмен­

та хранятся в нише багажного отделе­

ния (см. Раздел 17) 

Порядок выполнения  п р о ц е д у р ы 

См. соответствующий раздел в Главе 

«Введение- в начале Руководства. 

background image

Глава 1 Настройки и текущее обслуживание 

автомобиля 

Содержание 

1 График планового технического обслуживания (ТО) 

автомобилей Opel Astra/Zafira 93 

2 Общая информация 96 
3 Общие сведения о настройках и регулировках 96 

4 Проверка уровней жидкостей 97 
5 Колеса и шины - общая информация, 

проверка состояния шин и давления их 

накачки, ротация колес 101 

6 Замена двигательного масла и масляного фильтра . 104 
7 Проверка состояния и замена 

мультиреберного ремня привода агрегатов 106 

8 Слив отстоя, удаление воздуха из фильтра 

(дизельные модели) 107 

9 Проверка состояния и замена расположенных в 

двигательном отсеке шлангов 109 

10 Проверка состояния компонентов 

системы охлаждения 110 

11 Проверка, обслуживание и зарядка 

аккумуляторной батареи 110 

12 Проверка состояния и замена 

щеток стеклоочистителей 112 

13 Осмотр компонентов подвески 

и рулевого привода, проверка состояния 

защитных чехлов приводных валов 113 

14 Проверка тормозной системы 114 

15 Проверка электрооборудования 115 
16 Контроль состояния антикоррозионного 

покрытия кузова и днища автомобиля 115 

17 Смазывание замков, петель и упоров 115 

18 Замена фильтрующего элемента 

воздухоочистителя 116 

19 Замена салонного фильтра 116 

20 Замена рабочего элемента топливного 

фильтра - дизельные модели 116 

21 Проверка оборотов холостого хода и состава 

отработавших газов 116 

22 Замена свечей зажигания (бензиновые модели) 116 
23 Проверка состояния зубчатого ремня привода ГРМ, 

направляющего и натяжного роликов 119 

Спецификации 

Рекомендуемые  с м а з к и и  ж и д к о с т и 

Замечание: Ниже перечислены смазки и жидкости, рекомен­

дуемые к применению компанией-изготовителем автомоби­

лей на момент составления настоящего Руководства. Если в 

Руководстве отсутствует информация о типе масла или жид­

кости для конкретных агрегатов, или требуется получить бо­

лее свежую информацию - обратитесь за консультацией на 

СТО официальных представителей компании Opel. 

Тип, свойства и объемы рабочих жидкостей 

Внимание: Использование этилированного бензина и зло­

употребление присадками к топливу может привести к выхо­

ду из строя каталитического преобразователя отработавших 

газов, к несоответствию требованиям токсичности выхлопа и 

поломке двигателя. На дизельных моделях ни в коем случае 

не используйте присадки для зимней эксплуатации, увеличи­

вающие текучесть топлива. При невыполнении данных тре­

бований в случае выхода двигателя из строя гарантийные 

обязательства завода-изготовителя на данный автомобиль 

не распространяются! 

Топливо 

Двигатели модельного ряда Opel рассчитаны на сорта топли­

ва, отвечающие требованиям европейских стандартов (EN). 

Тип 

Бензиновые двигатели ... Неэтилированный бензин АИ-95, 

АИ-98 (Стандарт EN 228: S - супер, 

SP - супер плюс). 

Замечание: При отсутствии неэтилированного топлива сор­

та супер можно использовать топливо с Октановым числом 

91, избегая высокой нагрузок на двигатель и полной загрузки 

автомобиля, а также езды в горах с прицепом или с высокой 

загрузкой - при этом снижаются мощность и крутящий мо­

мент двигателя. Регулятор детонации в зависимости от сор­

та заправленного топлива (его октанового числа) автомати­

чески настраивает систему зажигания. 

Замечание: Двигатели, отрегулированные на заводе-изго­

товителе для работы на бензине с октановым числом АИ-95, 

могут без ограничений эксплуатироваться и на бензине АИ-

98, однако это не приведет к улучшению экономичности или 

эксплуатационных свойств автомобиля. 

Дизельные двигатели Дизельное топливо с цетановым 

числом не менее 49 (Стандарт EN 590) 

Замечание: При использовании зимних сортов дизельного 

топлива данное значение может быть занижено. 

В связи с конструктивными особенностями дизельных дви­

гателей, оборудованных системой  « С о т т о п Rail», предъявля­

ются высокие требования к качеству используемого топлива. 

Необходимо заправлять топливо, полностью отвечающее стан­

дарту EN 590, в противном случае при выходе двигателя из 

строя гарантийные обязательства на данный автомобиль рас­

пространяться не будут. Российская Федерация один из ре­

гионов, где ряд предлагаемых топлив не соответствует стан­

дарту EN 590 и требуется особая осторожность при выборе 

топлива. 

Объем, л 

Модели Astra 52 

Модели Zafira 58 

Двигательное масло 

Внимание: Обращайте внимания на условия гарантийного 

обслуживания нового автомобиля касательно применения 

синтетических двигательных масел! 

Тип 

Бензиновые двигатели Всесезонное двигательное 

масло API SJ/SL, ILSAC GF2/GF3 АСЕА -АЗ/ВЗ 

АСЕА-А2/В2 

Дизельные двигатели Всесезонное двигательное 

масло API CD/CG-4/CH-4, АСЕА-ВЗ/В4. 

Замечание: Эксплуатация дизельных двигателей с рабочим 

объемом 1.9 л допускается только с моторным маслом каче­

ства GM-LL-B-025. АСЕА АЗ/ВЗ или АСЕА-ВЗ/В4.