РЕМОНТ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ - ЧАСТЬ
1
Для проверки редукционного клапана делителя снимите клапан с коробки
передач и установите на стенд, который должен быть оборудован
пневмосистемой с давлением воздуха 588...686 кПа (6...7 кгс/см2),
которое подается на вход клапана. На выходе из клапана должен быть
установлен манометр для контроля давления, обеспечивающий точность
замера не менее 4,9 кПа (0,05 кгс/см2). Проверьте давление выходящего
воздуха, которое должно быть 387...436 кПа (3,95...4,45 кгс/см2). 11ри
несоответствии давления указанной величине снимите пломбу, выверните
пробку 12 (рис. 143) и, подбирая необходимое количество шайб 13,
отрегулируйте клапан и запломбируйте.
при ремонте выверните болты крепления трех воздуховодов, отсоедините
кран 1 управления делителем (см. рис. 138) от кронштейна опоры 2,
выверните винты крепления хомута троса к рычагу переключения передач,
выньте резиновую втулку из корпуса опоры уплотнителя люка, выверните
винты крепления крышки переключателя крана управления, осторожно снимите
крышку с фиксаторами и пружиной, обратив внимание на сохранность
шариков, и отсоедините трос от рычага переключателя. Снимите кран
управления делителем в сборе и разберите его.
При частичной разборке: выверните болты 2 (рис. 144) крепления крышки 3
с тросом к корпусу 5 крана, промойте детали крана и смажьте рабочие
поверхности деталей смазкой 158. Соберите кран управления. Смажьте трос,
залив в оплетку троса с помощью масленки 10...15 г масла ТСп-15К. При
обрыве троса кран полностью разберите и замените трос, для этого
отсоедините трос крана с крышкой 3 в сборе, отверните накидную гайку 6 и
вытяните трос с золотником в сборе из оплетки троса, далее отверните
контргайку 1 (рис. 145), выверните наконечник 3 троса из золотника 6.
Изготовьте новый трос из винтового многожильного каната (сталь 65ГА ГОСТ
3062—80) диаметром 1,6 мм по размерам, указанным на рис. 130, вставьте
новый трос в золотник, вверните наконечник троса, обеспечив осевое
перемещение троса относительно золотника 0,1... 0,3 мм и надежно
законтрите гайкой 1. Золотник 6 крана после сборки должен свободно
вращаться относительно троса от руки. Соберите кран управления.
При проверке пневмосистемы на герметичность определите место утечки
воздуха на слух. Поочередно перемещая переключатель управления в
положение ВЫСШАЯ ПЕРЕДАЧА или НИЗШАЯ ПЕРЕДАЧА, прослушайте
воздухопроводы пневмосистемы управления делителем, а нажав педаль сцеп-
ления до упора, — воздухопроводы системы
переключения делителя.
Обнаруженную утечку устраните подтягиванием болтов или заменой
уплотнительных шайб и неисправных воздухопроводов.
Регулирование зацепления зубчатых муфт синхронизатора делителя передач
проводите при подведенном к пневмосистеме сжатом воздухе и нажатом до
упора клапане включения делителя следующим образом:
— снимите пломбы, расконтрите и выверните два установочных винта 1 и 5
(рис. 146) на корпусе механизма переключения передач делителя и снимите
крышку 3 смотрового люка;
— переместите золотник крана управления делителем в положение НИЗШАЯ
ПЕРЕДАЧА и, вворачивая задний установочный винт 5 до соприкосновения с
рычагом, доверните его еще на 1/4 оборота и законтрите контргайкой 4.
При этом положении ведущий вал (при снятой коробке передач) должен
проворачиваться от руки легко, без заеданий;
— переместите золотник крана управления делителем в положение ВЫСШАЯ
ПЕРЕДАЧА и передним установочным винтом 1 отрегулируйте зацепление, как
указано выше;
— через смотровой люк в корпусе механизма переключения передач делителя
проверьте рабочий ход рычага до упора в установочные винты (16,5...19 мм
по центру отверстия в рычаге);
— установочные винты 1 и 5 законтрите и запломбируйте.
При ремонте дистанционного привода управления коробкой передач для
снижения усилия при переключении передач замените смазку в трех опорах
привода и сферических головках шарнирных соединений рычагов. Свежую
смазку в опоры закачайте через
пресс-масленки, ввернув их вместо пробок в корпусах
опор.
Если после смазывания опор усилие на рычаге при переключении передач не
изменилось или снизилось недостаточно, разберите опоры в следующем
порядке:
— выверните болты 19 (см. рис. 138) крепления регулировочного фланца;
выверните болты крепления опоры на картере сцепления;
— снимите резиновый чехол шарнирного соединения, обращая внимание на
сохранность ограничительного шарика и пружины;
— отверните с промежуточной тяги регулировочный фланец 18 и вытяните
промежуточную тягу из опоры;
— отсоедините головку 6 передней тяги, обращая внимание на сохранность
шарика и пружины;
— отсоедините крышки 15 от опоры, расположенной в картере маховика;
— выньте переднюю тягу, расположенную в развале блока цилиндров;
— снимите опору рычага переключения передач, расположенную на переднем
торце блока, как описано ниже. Выньте из корпусов опор сухари 11, втулки
18, пружину 14.
Детали и полости опор промойте керосином или дизельным топливом,
замените изношенные уплотнительные кольца. При сборке смажьте трущиеся
поверхности смазкой 158; заложите свежую смазку в полости опор. После
сборки отрегулируйте дистанционный привод.
Для регулирования дистанционного привода управления механизмом
переключения передач коробок моделей 14 и 15:
— установите рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение;
— ослабьте стяжные болты 24 (см. рис. 138) стяжного регулировочного
фланца 18, выверните четыре соединительных болта 19 и наверните на
один-два оборота регулировочный фланец на промежуточную тягу 17;
— отверните контргайки 8 и 22 установочных винтов 9
и 21. Застопорите рычаг 7 наконечника и рычаг штока 23 вворачиванием
установочных винтов в отверстия рычагов;
— отворачивая регулировочный фланец до соприкосновения его торца с
торцом фланца штока по всей плоскости, соедините их четырьмя болтами 19.
Фланец закрепите на промежуточной тяге, затянув болты 24;
— выверните на 31 мм установочный винт 9, расположенный на передней
опоре рычага переключения передач, а установочный винт 21, расположенный
на задней опоре рычага, — на 16 мм. После этого застопорите их
контргайками.
Для снятия и разборки опоры рычага переключения передач наклоните
кабину, снимите шумоизоляционный чехол рычага переключения передач,
детали уплотнителя опоры, отсоедините воздуховоды пневмосистемы делителя
(коробки передач модели 15), кронштейн крепления генератора, тяги и
тросы управления топливным насосом, снимите головку 6 (см. рис. 138)
передней тяги, выверните болты крепления кронштейна опоры к двигателю и
снимите опору, отсоедините кран 1 управления делителем и рычаг
переключения передач.
Разберите опору в такой последовательности: снимите резиновый чехол 14
(см. рис. 139), держатель 9 колпака, пружину тормоза, нажимной диск 6,
диск 8 тормоза, отверните гайку 15, извлеките пружину 10 и нажимную
шайбу 11, снимите рычаг 4 наконечника, выньте штифты 16 и ось 12
наконечника рычага.
Детали промойте, трущиеся поверхности смажьте смазкой 158. При сборке,
заворачивая гайку 15, совместите ее паз с пазом кронштейна и раскерните.
Полость А опоры заполните смазкой 158. Наконечник 13 рычага должен
поворачиваться во взаимно перпендикулярных направлениях усилием 24, 5...
34, 3 Н (2,5...3,5 кгс), приложенным к конусной поверхности наконечника
рычага.
Для регулирования зазоров между кареткой синхронизатора делителя и
сухарями вилки переключения делителя передач снимите крышку 6 (см. рис.
137) смотрового люка картера делителя. Расконтрите и
выверните два болта крепления вилки механизма переключения передач в
делителе так, чтобы валик 13 с укрепленным на нем рычагом 16 перемещался
свободно в осевом направлении, снимите механизм переключения делителя.
Сцентрируйте ведущий вал 2 делителя специальным приспособлением, которое
состоит из корпуса с центрирующим устройством и двух зажимных рычагов.
Для этого центрирующий конус 9 (рис. 147) вставьте во внутренний конус
ведущего вала делителя, закрепив приспособление на картере делителя
поворотом зажимных рычагов 11. Установочные штифты 3 при этом центрируют
приспособление относительно поверхности В, обеспечив смещение оси вала
не более 0,2 мм.
Переместите вилку 14 (см. рис. 137) вправо до упора сухаря 15 в каретку
синхронизатора 7. Перемещая валик 18 с закрепленным на нем рычагом 16
вправо, обеспечьте зазор 0,3...0,6 мм, для чего между привалоч-ной
плоскостью картера делителя под корпус механизма переключения передач и
головкой рычага 16 поместите установочную пластину 2 (см. рис. 147)
толщиной 0,3...0,5 мм. Переместите валик до упора головки рычага в
пластину. Вверните и законтрите отгибными шайбами болты крепления вилки.
Установите на место механизм переключения делителя передач и смотровую
крышку 6 (см. рис. 137).
Для разборки коробки передач:
— отсоедините делитель 4 (см. рис. 136) или картер сцепления 38 (см.
рис. 128) от коробки передач;
— разберите основную коробку передач в следующем порядке: выверните
болты крепления верхней крышки 18 коробки передач и, вворачивая два
болта в специальные резьбовые отверстия в крышке (предварительно
вывернув из них пробки), снимите ее; отверните гайку 26 крепления фланца
карданного вала и снимите фланец 27, снимите передние и задние крышки
подшипников ведущего 1, ведомого 35 и промежуточного 33 валов,
вворачивая болты крепления в специальные отверстия в крышках (при снятии
крышек обращайте внимание на сохранность прокладок); снимите стопорное
кольцо 21 подшипника: расстопорите и выверните два болта крепления
упорной шайбы 31 заднего подшипника промежуточного вала; съемниками
И801.30.000 снимите задний подшипник 22 ведомого вала, для этого
используйте захват И801.30.100 (рис. 148). Установите захват 8 на
проточку подшипника и стяните гайками 1. Вворачивая винт 4 в траверсу 6
и упираясь наконечником 3 в торец вала, снимите подшипник.
Снимите стакан 28 (см. рис. 128) заднего подшипника вместе с подшипником
30 промежуточного вала. Для снятия подшипника промежуточного вала,
упираясь упором 3 (рис. 149) в стенку картера
коробки передач, вверните в резьбовое отверстие
стакана подшипника до упора два болта 7. Упираясь наконечником 4 в торец
вала, вверните винт 6 в плиту 5 до полного снятия подшипника со
стаканом.
При снятии из картера коробки передач стакана заднего подшипника
промежуточного вала установите технологическую упорную шайбу между
венцом шестерни 2-й передачи промежуточного вала и венцом блока шестерни
заднего хода (во избежание поломки зубьев венца 2-й передачи). Выньте
ведущий 1 (см. рис. 128), ведомый 35 и промежуточный 33 валы коробки
передач. Съемником И801.32.000 спрессуйте ось 12 блока шестерен заднего
хода. Для этого рукоятку 2 (рис. 150) установите в крайнее правое
положение, ключом вверните винт 1 в ось блока шестерен; затем заверните
рукоятку 2 на винте 1 до полного снятия оси блока шестерен.
Выньте блок 14 шестерен (см. рис. 128), подшипники 15 с проставочным
кольцом и упорные шайбы 13.