ТРАКТОР ДТ-20. ПОРЯДОК ЗАМЕНЫ ДЕТАЛЕЙ КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА ДВИГАТЕЛЯ Д-20

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-20 (Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А.) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

ТРАКТОР ДТ-20. ПОРЯДОК ЗАМЕНЫ ДЕТАЛЕЙ КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА ДВИГАТЕЛЯ Д-20 - ЧАСТЬ 1

Для нормальной работы узлов и агрегатов двигателя между трущимися поверхностями отдельных его деталей должны быть выдержаны определенные зазоры. Их величины зависят от скорости взаимного перемещения поверхностей, температурных условий, материалов, из которых изготовлены детали, условий смазки трущихся поверхностей; характера и величины нагрузок на эти поверхности и ряда других факторов.

Уменьшение допустимых для данного сопряжения зазоров ухудшает условия смазки трущихся поверхностей, повышает трение между ними, приводит к перегреву, ускоренному износу, задирам и заклиниванию.

Чрезмерное увеличение зазоров также отрицательно сказывается на условиях смазки трущихся поверхностей и ускоряет износ деталей. Малый зазор в шатунном подшипнике, например, недопустимо уменьшает слой смазки между поверхностями трения, в результате чего появляются задиры на поверхностях вкладышей и шатунной шейки. Большой зазор в этом же сопряжении способствует вытеканию через него значительного количества масла; вследствие этого падает давление в масляной магистрали двигателя. Кроме того, при большом зазоре появляются стуки подшипников, а также возможны удары поршня о головку.

Если в холодном состоянии зазор между поршнем и гильзой меньше допустимого, то во время работы двигателя в результате нагрева и расширения возможно появление задиров на поршне и заклинивание его в гильзе. Большие зазоры между поршнем и гильзой, а также в замках поршневых колец вызывают прорыв газов из надпоршневого пространства, в результате мощность и экономичность двигателя падают. Кроме того, резко увеличивается выгорание смазки, поступающей через увеличенные зазоры в камеру сгорания.

Уменьшение зазора между торцовыми поверхностями колец и канавок в поршне способствует залеганию колец в канавках во время работы двигателя. Большой зазор между этими деталями увеличивает количество масла, перетекаемого в камеру сгорания, а также приводит к его пригоранию, а следовательно, к закоксовыванию колец.

В холодном состоянии между поверхностью поршневого пальца и расточками в бобышках поршня имеется натяг. Во время работы двигателя, когда поршень нагревается, в этом сопряжении образуется

определенный зазор, в результате чего палец может поворачиваться в бобышках (плавающий палец). Увеличение натяга в холодном состоянии приведет к уменьшению или к уничтожению зазора при нагревании деталей. Тогда палец в бобышках проворачиваться не будет и может произойти односторонний износ в сопряжении пальца со втулкой верхней головки шатуна.

Недостаточный натяг повысит зазор в сопряжении при работе двигателя. В этом случае ударными нагрузками, действующими на поршень, могут быть разбиты расточки в бобышках.

При сборке нового или отремонтированного двигателя зазоры в сопряжениях следует выдерживать близкими к нижнему допустимому пределу, поскольку во время работы двигателя вследствие естественного износа трущихся поверхностей зазоры увеличиваются.

Каждому механизатору необходимо хорошо знать признаки ненормальной работы отдельных узлов и агрегатов двигателя, чтобы своевременно восстанавливать или заменять износившиеся детали и узлы.

Несвоевременный ремонт ускоряет износ сопряжений, а в ряде случаев вызывает выход из строя отдельных узлов и деталей двигателя.

Чтобы обеспечить длительную и исправную работу двигателя без значительного износа его деталей и узлов, необходимо в установленные сроки тщательно выполнять правила технического ухода за двигателем.

 

 

Подбор шатунных вкладышей. В новых двигателях зазор между шатунной шейкой и вкладышем, залитым слоем свинцовистой бронзы, равен 0,08—0,15 мм, при сталеалюминевых вкладышах — 0,09— 0,16 мм. При этом овальность шатунной шейки не должна превышать

0,012 мм, а конусность — 0,012 мм на длине 100 мм.

Зазор определяют путем замера разницы в диаметрах шатунной шейки и внутренней поверхности вкладышей. Диаметр шейки вала замеряют микрометром, а диаметр внутренней поверхности вкладышей, зажатых в постели, — индикаторным нутромером.

Если у работающего двигателя зазор в шатунном подшипнике превышает 0,3 мм при овальности шатунной шейки более 0,15 мм, то шейку необходимо перешлифовать на ближайший ремонтный размер, подобрав к ней вкладыш соответствующего ремонтного размера.

Согласно типовой технологии ремонта, разработанной для двигателя Д-54, разрешается выпускать из ремонта двигатели с зазорами в приработанных подшипниках до 0,25 мм, при овальности шейки не более 0,06 мм.

Ремонтные размеры шатунной шейки и вкладышей для двигателей Д-14 и Д-20 такие же, как и для двигателя Д-54 (табл. 1).

Вкладыши нулевого и первого стандартов завод как самостоятельные запасные части не выпускает, а дает в комплект к коленчатым валам, поставляемым в запасные части.

В качестве запасных частей выпускают только шатунные вкладыши ремонтных размеров, начиная от Р1.

Номер стандарта (0; 1) или ремонтного размера (PI; Р2-1 и т. д.) нанесен на вкладышах на поверхности выемки под шатунный болт со стороны фиксирующего выступа.

Вкладыши для двигателя Д-20 имеют маркировку, нанесенную на поверхности выемки под шатунные болты со стороны, противоположной фиксирующему выступу: нижний вкладыш (без отверстия) имеет марку XI5-1, верхний — Х14-1 для вкладышей с заливкой из свинцовистой бронзы и соответственно Х15-1А и Х14-1А для сталеалюминевых вкладышей.

 

 

ТАБЛИЦА I

 

 



Коленчатые валы, устанавливаемые заводом на двигатель или выпускаемые как запасные части, имеют на заднем противовесе маркировку, зависящую от диаметра шатунной шейки. Маркировке 0 соответствует диаметр шейки 85мм; маркировке 1—85; мм.

При перешлифовке шатунных шеек необходимо придерживаться следующих правил.

1. Подбирать вкладыши к перешлифованной шейке в строгом соответствии с новым ремонтным размером шейки.

Заводское клеймо стандарта шейки, выбитое на противовесе коленчатого вала, забить и вместо него набить клеймо нового ремонтного размера (стандарта) шейки.

2. Радиус кривошипа коленчатого вала выдерживать равным 70,0 ±0.05 мм.

Увеличение этого размера может привести к удару поршня о головку цилиндра в прогретом двигателе, так как зазор между поршнем и головкой в холодном состоянии у двигателя Д-20 невелик (0,8— 1,5 мм). При уменьшении радиуса кривошипа зазор между поршнем и головкой увеличивается, что вызывает падение мощности двигателя и увеличение расхода топлива.

3. Радиусы перехода шатунной шейки в щеки вала соблюдать равными 6±0,25 мм и тщательно полировать. Уменьшение этих радиусов и риски на поверхностях вызывает повышенные напряжения в месте перехода шейки в щеки, что может привести к поломке коленчатого вала.

4. Категорически запрещается шабрить вкладыши и подпиливать плоскость стыка шатуна с крышкой, ставить прокладки между вкладышами и постелью и между плоскостями разъема нижней головки шатуна, а также перевертывать нижнюю крышку шатуна. Номера комплектности должны находиться с одной стороны.

 

 

 

Подбор поршня. Поршень следует заменить, если зазор по высоте между новым кольцом и канавкой поршня превышает 0,3 мм или зазор между гильзой и юбкой поршня при положении его в верхней мертвой точке превышает 0,5 мм. В последнем случае вместе с поршнем необходимо заменить гильзу.

Поршень и гильза должны быть одной размерной группы (табл. 2).

Клеймо размерной группы у поршня нанесено на его днище, у гильзы — на верхнем торце буртика.

 

 

 

 

Подобрав поршень и гильзу, следует убедиться, что зазор между юбкой поршня и гильзой действительно находится в допустимых пределах. Зазор проверяют в нижней части юбки поршня длинными ленточными щупами шириной 6 мм и толщиной проходного 0,19 мм и непроходного 0,23 мм.

При закладывании проходного щупа поршень должен опуститься в гильзу под действием собственного веса; при непроходном щупе он не должен опускаться.

 

 

Подбор поршневых пальцев. В холодном состоянии между поршневым пальцем и отверстиями в бобышках поршня должен быть натяг 0,010—0,020 мм. Поршневые пальцы и отверстия в поршне разбиты на три размерные группы (табл. 3). Требуемый натяг обеспечивается только при сборке пальцев с поршнем одинаковой размерной группы.

 

Номер размерной группы пальца указан цифрой или рисками на его торце, а номер размерной группы отверстий — на днище поршня.

Зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна обеспечивается допусками на изготовление этих деталей и находится в пределах 0,025—0,055 мм. Поэтому втулки и пальцы сопрягаются без подбора.

 



Подбор поршневых колец. Поршневые кольца подлежат замене, если зазор в замке кольца, поставленного в гильзу, превышает 2,5 мм, а зазор по высоте между кольцом и канавкой в поршне превышает 0,3 мм. Необходимость разборки двигателя для замены поршневых колец определяется по интенсивному выгоранию картерного масла.

Новые кольца, установленные в гильзу, должны иметь зазор в замке 0,5—0,8 мм, а зазор между кольцами и канавкой по высоте должен быть: для первого и второго компрессионных колец 0,1—0,14 мм, для третьего 0,075—0,12 мм, для маслосъемных скребковых колец 0,24— 0,31 ММ.

 

 

Для проверки зазора кольцо вставляют в новую гильзу на глубину примерно 30 мм от ее верхнего торца и выравнивают при помощи поршня, вставленного в гильзу. Зазор в замке замеряют щупом. Когда кольцо находится в гильзе, оно должно плотно прилегать к ее внутренней поверхности по всей окружности.

Зазор между кольцом и канавкой поршня по высоте также замеряют щупом.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..