На трактор ДТ-20 устанавливают одноцилиндровый четырехтактный двигатель
Д-20 с воспламенением от сжатия. Смесеобразование происходит путем
впрыска топлива в камеру, расположенную в поршне. Для уменьшения
вибрации трактора на двигателе установлен механизм уравновешивания сил
инерции поступательно движущихся масс шатунно-поршневой группы.
В чугунном картере 1 (рис. 5) в двух однорядных шариковых подшипниках 15
вращается коленчатый вал 17. Осевые усилия, передающиеся ему,
воспринимает задний подшипник, верхняя обойма которого зафиксирована
между буртом корпуса 18 подшипника и крышкой 19.
Кривошипная шейка коленчатого вала связана с нижней головкой шатуна 24.
Верхней головкой шатун соединен пальцем 25 с поршнем 26, который
движется в гильзе 33 цилиндра.
На заднем конце коленчатого вала закреплен маховик 23. Болтами,
ввернутыми в торец коленчатого вала, он прижимается к торцу распорного
кольца 22. К маховику прикреплена муфта сцепления 21.
На передний конец коленчатого вала напрессованы шестерня 13 привода
механизма газораспределения и масляного насоса; распорная втулка с
опорными кольцами, на которой свободно сидит кольцо 12 подвода смазки;
маслоотражательная шайба 11 и шкив 7 привода водяного насоса и
генератора. Все эти детали стянуты специальным болтом 9, завернутым в
резьбовое отверстие на торце коленчатого вала. Головка болта выполнена в
виде храповика. Передний конец коленчатого вала уплотнен резиновым
каркасным сальником 5, перед которым расположен войлочный пыльник 6,
помещенный в штампованной обойме.
Задний конец коленчатого вала уплотнен войлочным кольцом 20,
расположенным в кольцевой проточке задней крышки подшипника. Кроме того,
на распорном кольце 22 имеется маслосгонная резьба.
Кулачковый валик 43 (рис. 6) механизма
газораспределения вращается в двух шариковых подшипниках, расположенных
в расточках картера двигателя. Шестерня, закрепленная на переднем конце
валика, имеет вдвое большее число зубьев, чем находящаяся с ней в
зацеплении шестерня коленчатого вала. Таким образом, кулачковый валик
вращается с числом оборотов вдвое меньшим, чем коленчатый вал.
На кулачковом валике имеются два кулачка, которые воздействуют на
толкатели 44, расположенные в вертикальных расточках картера двигателя.
Толкатели через штанги 45 передают движение коромыслам 52 и через них
клапанам 30 и 31 (рис. 5), перемещающимся в направляющих втулках,
запрессованных в головку цилиндра.
На передней стенке картера в нижней ее части закреплен масляный насос
14, который приводится в действие от шестерни коленчатого вала. Масло к
насосу поступает через маслоприемник 16, расположенный на внутренней
стороне передней стенки картера.
Спереди картер закрыт крышкой 2, к которой прикреплен кронштейн 10
двигателя.
В нижней части кронштейна 10 и крышки 2 имеются горизонтальные расточки
а для установки оси переднего моста трактора.
На передней крышке картера смонтирован водяной насос 3 с вентилятором,
кронштейн генератора и счетчик мото-часов, получающий вращение от валика
уравновешивающего механизма.
Снизу картер закрыт крышкой 41 (рис. 6), в которую ввернута сливная
пробка 40 с магнитом.
Сверху к картеру четырьмя шпильками прикреплена головка цилиндра 29
(рис. 5). В головке размещены впускной 30 и выпускной 31 клапаны и
форсунка 35 (рис. 6).
К верхней плоскости головки присоединена стойка 51 оси коромысел и литой
корпус 50 крышки с декомпрессионным механизмом.
Корпус 50 закрывается сверху штампованной крышкой 34. Сзади к головке
прикреплен литой корпус 27 (рис. 5) подогревательного устройства.
Патрубок корпуса соединен с воздухоочистителем. В передней части головки
расположены глушитель-искрогаситель и корпус 32 термостата. Головка
корпуса термостата соединена резиновым шлангом с патрубком верхнего
бачка радиатора.
Радиатор 4 установлен на двух штампованных опорах, прикреплен-ных к
переднему кронштейну двигателя. Патрубок нижнего бачка радиатора
соединен резиновым шлангом с корпусом водяного насоса.
С левой (по ходу трактора) стороны картера двигателя размещены топливный
фильтр 46 (рис. 6) и щуп 42 для замера уровня масла в картере.
С правой стороны смонтирован сапун 38 и масляный фильтр 39.
Сзади к картеру двигателя прикреплен литой корпус, закрывающий маховик и
соединяющий двигатель с главной передачей трактора. Справа на литом
корпусе установлен механизм выключения насоса гидросистемы, который
приводится в действие от валика уравновешивающего механизма.
Слева на переходной литой детали смонтирован топливный насос 53 (рис. 6)
с регулятором. Насос приводится в действие от левого валика
уравновешивающего механизма.
По обеим сторонам гильзы цилиндра параллельно продольной оси двигателя
расположены валики 2 (рис. 7) уравновешивающего механизма. Каждый валик
вращается в двух шариковых подшипниках 4, запрессованных в расточки
картера двигателя. На обоих концах валиков закреплены грузы 3 и 5. Таким
образом, все четыре груза расположены симметрично относительно оси
цилиндра. На передних концах валиков 2 закреплены шестерни 1, имеющие
такое же число зубьев, что и шестерни коленчатого вала. Правый валик
(если смотреть на двигатель спереди)
приводится во вращение непосредственно шестерней
распределительного вала, левый — через промежуточную шестерню, входящую
в зацепление с шестерней распределительного вала. Следовательно, оба
валика уравновешивающего механизма вращаются в противоположные стороны с
числом оборотов, равным числу оборотов коленчатого вала.