ТРАКТОР ДТ-20. КАРТЕР И ГОЛОВКА ДВИГАТЕЛЯ Д-20

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-20 (Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А.) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

ТРАКТОР ДТ-20. КАРТЕР И ГОЛОВКА ДВИГАТЕЛЯ Д-20 - ЧАСТЬ 1

Картер двигателя (рис. 10) отлит из серого чугуна. В его передней и задней стенках имеются две расточки диаметром 200 мм и 242 мм. находящиеся на одной оси и предназначенные для установки коренных шариковых подшипников коленчатого вала. Отсутствие разъема в коренных подшипниках придает картеру большую жесткость по сравнению с картерами других двигателей, что улучшает условия работы деталей кривошипно-шатунного механизма.

 

 

 

Рис. 10. Картер двигателя:
 

 

 

Внутри картера, с левой стороны по ходу трактора, предусмотрена вертикальная перегородка а, отделяющая полость штанг толкателей от водяной рубашки двигателя.

На верхней фрезерованной плоскости картера есть четыре резьбовых отверстия MI8, в которые ввертывают шпильки крепления головки. Четыре отверстия диаметром 12 мм служат для прохода воды в головку цилиндра.

Отверстие диаметром 8 мм соединено со сверлением на передней стенке картера и служит для циркуляции охлаждающей жидкости в водяной рубашке двигателя при закрытом клапане термостата.

С правой стороны над приливом под груз уравновешивающего механизма находится бонка с резьбовым отверстием Ml8. В нее ввертывают рым-болт для поднятия двигателя.

Расточки диаметром 152 и 144 мм в верхней части картера служат для посадки бурта гильзы и ее верхнего центрирующего пояска.

Горизонтальная перегородка в средней части картера расточена под нижний центрирующий поясок гильзы. В этой расточке диаметром 140,3 мм имеется кольцевая канавка, в которую помещено резиновое уплотнительное кольцо, не допускающее попадания охлаждающей воды в масляную полость картера.

В нижней стенке полости штанг расточены два вертикальных отверстия диаметром 34 мм для толкателей.

По контуру передней стенки картера расположено шестнадцать резьбовых отверстий М12, предназначенных для крепления передней крышки двигателя. Два отверстия диаметром 14 мм служат для установочных штифтов передней крышки. Два отверстия диаметром 20 мм — технологические базы при обработке картера.

В верхней части передней стенки находится литое окно для прохода охлаждающей жидкости в водяную рубашку.

В верхней части картера на передней и задней стенках имеются по две расточки диаметром 72 мм, выполненные симметрично относительно оси цилиндра. В эти отверстия устанавливают шариковые подшипники валиков уравновешивающего механизма.

Две расточки диаметром 72 и 52 мм в передней и задней стенках картера предназначены для установки шариковых подшипников распределительного валика.

Передняя стенка картера снабжена фланцем в с двумя резьбовыми отверстиями для крепления оси промежуточной шестерни. Точной установки оси достигают за счет посадки ее хвостовика в расточку диаметром 30 мм.

Под фланцем оси расположено сверление с конической резьбой. В него ввертывают штуцер трубки подвода смазки к коленчатому валу. Сверление соединено с резьбовым отверстием на боковой стенке картера, к которому подсоединена трубка подвода смазки от масляного фильтра.

Тремя болтами, проходящими через сквозные сверления г в передней стенке, к фланцу картера прикреплен масляный насос. Для установки насоса служат два штифта.

Из нижней части корпуса к насосу масло поступает через маслопри-емчик, привернутый двумя болтами к фланцу на внутренней стороне передней стенки.

Из насоса под давлением масло отводится через сверление д на фланце картера, соединяющееся со сверлением в его боковой стенке.

Два резьбовых отверстия ж служат для крепления кронштейна, фиксирующего кольцо подвода смазки в коленчатый вал.

С правой стороны передней стенки внизу находится литое окно, соединяющее полость передней крышки двигателя с внутренней полостью картера.

 

В верхней части задней стенки картера имеются два расточенных колодца диаметром 170 мм, в которых вращаются грузы уравновешивающего механизма.

Расточки в днищах колодцев служат для установки подшипников валиков уравновешивающего механизма.

Правый колодец закрыт литой крышкой, к ней прикреплен механизм привода насоса гидросистемы. Над левым колодцем расположен переходник, на котором смонтирован топливный насос.

Шесть резьбовых отверстий М12, расположенных вокруг расточки диаметром 240 мм, служат для крепления корпуса и крышки заднего подшипника коленчатого вала.

Отверстие диаметром 410 мм на задней стенке картера предназначено для центровки соединительного корпуса, прикрепляемого к картеру девятью шпильками Ml2.

Чтобы картерная смазка не вытекала через задний шариковый подшипник кулачкового валика в полость маховика, расточка под подшипник закрыта сферической штампованной заглушкой, установленной в выточку диаметром 55 мм.

На левой стенке картера находятся: три бонки для крепления топливного фильтра; фрезерованная площадка, на которой набит заводской номер двигателя; отверстие с конической резьбой под краник слива охлаждающей жидкости из водяной рубашки двигателя; прилив с наклонным сверлением для трубки указателя уровня масла и фрезерованная площадка с четырьмя резьбовыми отверстиями М12 для крепления различных сельскохозяйственных орудий.

С правой стороны двигателя в верхней части картера есть литая полость, через которую проходит валик уравновешивающего механизма. На наружной стенке полости выфрезерован фланец. К нему двумя болтами прикреплен корпус сапуна. В нижней части расположен фрезерованный фланец с тремя резьбовыми отверстиями М10 для крепления масляного фильтра. Во фланце имеется литое отверстие для слива в картер масла, вытекающего из фильтра. Ниже находится фрезерованная площадка для крепления навесных орудий, симметричная площадке, расположенной с левой стороны.

Нижняя плоскость картера фрезерована. По ее контуру расположено десять резьбовых отверстий М10 для крепления нижней крышки картера.

 

 

Гильза цилиндра (рис. 11) отлита из чугуна и отличается от гильз двигателей Д-54 и Д-75 только меньшей длиной (на 20 мм). Ее внутренняя поверхность закалена токами высокой частоты до твердости не менее 40HR , затем тщательно отшлифована и отполирована.

Два шлифованных пояска диаметром 140 и 144 мм на наружной поверхности служат для посадки гильзы в расточки картера.

Между гильзой и головкой цилиндра поставлена железо-асбестовая прокладка. Для большей надежности уплотнения бурт гильзы выступает «ад поверхностью картера на 0,080—0,225 мм. Кольцевой поясок, выступающий на верхнем торце гильзы, служит для защиты прокладки от прогорания.

Внутренний диаметр гильзы равен 125 мм.

Сапун с обратным клапаном (рис. 12) смонтирован на правой стороне картера и сообщает его внутреннюю полость с окружающим воздухом. Через сапун выходят наружу газы, которые прорываются в стыках поршневых колец.

Благодаря обратному клапану в картере двигателя постоянно поддерживается разрежение.

Сапун состоит из патрубка 1, гнезда 2 клапана, резинового клапана 4, пальца 5 крепления клапана, проволочной набивки 6, крышки 7, шпилек 3 крепления.

 

При движении поршня вниз воздух и газы, прорвавшиеся в картер, сжимаются, приподнимают края резинового клапана 4 и, пройдя через проволочную набивку 6, выходят наружу.

При ходе поршня вверх клапан закрывается и в картере создается разрежение.

Проволочная набивка служит для удержания частиц масла от выбрасывания наружу, а также для задержки пыли, которая находится в окружающем воздухе и может засасываться в картер двигателя в случае неплотности прилегания клапана.

Засорение набивки сапуна или неисправность клапана повышают давление внутри картера, вследствие чего масло подтекает через уплотнения. Кроме того, плохая очистка картера от прорвавшихся в него газов приводит к преждевременному старению картерной смазки.

 

Рис. II. Гильза цилиндра

 

 

 

 

 

Рис. 12. Сапун с обратным клапаном:
1 — патрубок; 2—гнездо клапана; 3— шпилька крепления; 4 — резиновый клапан; 5 — палец крепления клапана; 6 — проволочная набивка; 7 — крышка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..