На мотоцикле К-750М устанавливается передняя вилка телескопического
типа. Ее общий вид в рабочем положении показан на рис. 15, а разрез — на
рис. 16.
Несущей частью вилки являются две стальные трубы 10 (рис. 16), которые
вставляются в разрезные отверстия мостика 5 и зажимаются в нем стяжными
болтами 26. В мостик 5 запрессован нижним концом стержень рулевой
колонки, который служит для крепления вилки к головке рамы на двух
радиально-упорных подшипниках. На верхнем резьбовом конце стержня
рулевой колонки навинчено две гайки (рис. 17): нижняя 7 предназначена
для регулировки подшипников; верхняя 4 для крепления рулевой колонки в
траверсе 3 (рис. 16), которая соединяется с трубами вилки на конических
поверхностях и крепится к ним гайками 1.
Между траверсой и мостиком установлены кожухи 7 на резиновых
уплотнительных кольцах 4 (рис. 16). Кожухи имеют кронштейны крепления
фары, а в нижней части кронштейны крепления щитка переднего колеса.
На нижние концы труб посажены направляющие
втулки 11, удерживающиеся стопорными кольцами 12.
Верхние направляющие
втулки 9 закреплены в наконечниках 17 и 18. Для смягчения толчков,
передающихся при езде мотоцикла от колеса к раме, в каждом пере вилки
установлены спиральные пружины. Пружина одевается на шток амортизатора и
крепится на спиральных
пазах верхнего наконечника, а внизу — на гайке трубки амортизатора.
Нижняя подвижная часть, наконечники перьев вилки 17 и 18, состоят из
труб с приваренными к ним основаниями, которые служат для крепления оси
переднего, колеса. Ось колеса проходит через отверстие левого
наконечника и завинчивается в правый, имеющий левую резьбу.
Во избежание самопроизвольного вывинчивания ось колеса стопорится
стяжным болтом 21.
При работе вилки под воздействием неровностей дороги и пружин вилки
происходит осевое перемещение наконечников по трубам вилки. В нижней
части наконечника имеется два отверстия — боковое с резьбой для спуска
масла (туда заворачивается винт 22 с шайбой 23) и центральное, через
которое проходит
болт 16 с шайками 14 и 15. Каждое перо вилки имеет
гидравлический амортизатор 13. Он состоит из трубки, которая внизу
завинчена в конус корпуса амортизатора, а вверху — в гайку трубки, на
которой закреплен конец пружины вилки. Шток амортизатора вверху ввинчен
в затяжную гайку 1, а на нижнем конце штока закреплена направляющая и
штифт, ограничивающий перемещение вверх одетого на шток поршенька.
Конус корпуса в средней части имеет четыре радиальных сверления для
прохода, а в центре резьбовое отверстие для крепления его к наконечнику
пера вилки.
Для герметизации внутренней полости вилки устанавливается сальник 8,
состоящий из резиновой трехкромочной манжеты и войлочного
уплотнительного кольца.
Работа амортизатора передней вилки. При
наезде мотоцикла на препятствие переднее колесо вместе с осью и
наконечниками перьев перемещается вверх. При этом пружина сжимается,
смягчая передаваемый толчок на раму, и корпус гидравлического
амортизатора перемещается вверх. Шток с направляющей и поршнем остаются
на месте. Ввиду того, что внутренняя полость амортизатора, заполненная
маслом, уменьшается, возросшее давление масла поднимает поршень до упора
в штифт, и через зазор между поршнем и штоком масло проходит в верхнюю
полость.
При обратном ходе, под действием сжатой пружины наконечники вместе с
амортизаторами возвращаются в прежнее положение. Масло прижимает к
направляющей поршень, который перекрывает свободный проход жидкости в
нижнюю полость. Масло протекает с большим сопротивлением через зазор
между штоком и сопряженной с ним поверхностью в гайке трубки
амортизатора и тем самым гасятся колебания пружины. В трубке
амортизатора на высоте 2/3 ее длины имеется калиброванное отверстие,
предназначенное для уменьшения гидравлического сопротивления
амортизатора при небольших ходах вилки.
Таким образом, гидравлический амортизатор не только смягчает и ослабляет
удары, воспринимаемые вилкой, но также задерживает обратный ход колеса,
когда оно съезжает с неровностей дороги и препятствует подпрыгиванию
колеса и возникновению продольных колебаний мотоцикла.
Амортизатор руля поглощает боковые толчки колеса, возникающие при езде
по неровной дороге. На мотоцикле установлен амортизатор фрикционного
типа (рис. 17). Он состоит из двух подвижных шайб 16, 27, неподвижной
шайбы 18 и барашка амортизатора руля 1 с пластмассовой головкой.
Верхняя подвижная шайба 16 прижимается к нижней части торца трубы
мостика вилки. Между верхней и нижней подвижными шайбами находится
неподвижная шайба 18 и две фрикционные шайбы 17.
Неподвижная шайба 18 своим концом укреплена на
раме. Между торцом гайки амортизатора 20 и подвижной шайбой 27 помещена
пружинная шайба 19. При завинчивании барашка амортизатора руля 1 под
действием пружинной шайбы 19 созда-ется усилие, препятствующее повороту
руля. При повороте руля, а тем самым и вилки, между шайбами возникает
трение, вследствие чего боковые толчки, получаемые вилкой от переднего
колеса, уменьшаются. Степень затяжки амортизатора зависит от состояния
дороги и скорости движения. При езде с большой скоростью, особенно по
неровной дороге (по булыжнику), барашек амортизатора руля 1 необходимо
затягивать туже; при медленной езде с частыми поворотами барашек
амортизатора руля следует отпускать, так как при сильно затянутом
амортизаторе затрудняются повороты мотоцикла.