На рис. 33 представлена схема электрооборудования мотоцикла К-750М.
Схема дает представление о принципе взаимодействия агрегатов
электрооборудования и монтаже приводов. Электрическая сеть выполнена по
однопроводной схеме, т. е. потребителям от источников электроэнергии
подведено по одному проводу (от положительного зажима аккумуляторной
батареи и генератора), а вторым проводом служит корпус мотоцикла и самих
приборов («масса»). В схеме электрооборудования могут быть некоторые
изменения, связанные с изменением конструкции электроагрегатов.
Генератор и реле-регулятор. Генератор постоянного тока типа. Г414
параллельного возбуждения предназначен для совместной работы с
реле-регулятором. На его корпусе имеются две выводные клеммы — Ш и Я.
Минусовая щетка соединена на «массу».
Генератор на мотоцикле является основным источником питания всех
потребителей электроэнергии, служит для подзарядки аккумуляторной
батареи во время движения мотоцикла и приводится во вращение шестерней
распределительного вала с передаточним числом 1:3.
При отсутствии нагрузки генератор развивает
напряжение 6,5 в, достаточное для включения его через реле в общую сеть
(число оборотов якоря не более 1450 об/мин). При номинальной нагрузке в
10 о генератор дает напряжение 6,5 в (число оборотов якоря не более 2200
об/мин). Таким образом, после заводки двигателя, при переходе последнего
на рабочие числа оборотов, генератор вырабатывает электроэнергию,
достаточную для питания потребителей, и включается в сеть. Генератор
отключается от сети, когда его напряжение становится ниже напряжения
аккумуляторной батареи и через него начинает протекать ток от батареи.
Величина обратного тока, при которой генератор отключается от сети,
0,5—3,5 а.
Реле-регулятор типа РР302 состоит из двух электромагнитных приборов:
реле обратного тока и регулятора напряжения. Они находятся в общей
коробке и предназначены для автоматического включения и отключения
генератора от сети, а также для автоматического регулирования напряжения
генератора и защиты его от перегрузки. Кроме того, реле-регулятор
ограничивает величину зарядного тока аккумуляторной батареи.
Реле обратного тока представляет собой электромагнитный' выключатель,
действующий при параллельной работе генератора с аккумуляторной
батареей, и служит для автоматического подключения аккумуляторной
батареи к генератору, если его напряжение выше, чем напряжение
аккумуляторной батареи, и для его автоматического отключения, если
напряжение генератора понизится и станет ниже напряжения аккумуляторной
батареи.
Регулятор напряжения представляет собой электромагнитный прибор
вибрационного типа, который периодически включает добавочное
сопротивление в цепь обмотки возбуждения генератора, чем достигается
поддержание напряжения на его зажимах на определенном постоянном среднем
уровне. Регулятор реагирует не только на величину напряжения, но и на
величину нагрузки генератора, не допуская ее чрезмерного повышения. Это
достигается путем снижения регулируемого напряжения с повышением
нагрузки генератора.
Реле-регулятор отрегулирован заводом-изготовителем и никакого ухода не
требует. Нарушать заводскую регулировку или вскрывать реле-регулятор
воспрещается. Корпус его запломбирован и в случае снятия пломбы
рекламации на его неисправность не принимаются.
При установке реле-регулятора на мотоцикл нужно следить, чтобы он был
надежно соединен с «массой».
«Массой» является корпус самого прибора со специальной клеммой, который
соединяется с «массой» мотоцикла винтами крепления реле-регулятора.
Генератор устанавливается в верхней части картера
двигателя в специальном посадочном гнезде и крепится стяжной лентой.
Специальный упор предохраняет генератор от осевого перемещения.
Регулировка зазора в зубьях шестерен осуществляется поворотом
генератора. Зазор должен быть таким, чтобы после заводки двигателя не
было повышенного шума, стука шестерен и заклиниваний зубьев.
При случайном ослаблении стяжной ленты может произойти поворот корпуса
генератора.
Для предотвращения заклинивания зубьев генератор устанавливают в
посадочном гнезде так, чтобы шестерня находилась справа от оси корпуса,
если смотреть со стороны, противоположной приводу.
Шестерня генератора крепится на валу якоря при помощи шпонки и своим
бортиком упирается во внутреннюю обойму шарикоподшипника. При тугой
посадке шестерни на вал нужно снять крышку 5 подшипника (рис. 34); вал
генератора (со
стороны коллектора) поставить на какой-либо упор и насадить шестерню
легким ударом молотка.
Через каждые 4000 км пробега необходимо проверять состояние щеток и
коллектора. Для этого нужно снять защитную ленту 6, приподнять пружину
щеток и проверить, легко ли перемещаются щетки в щеткодержателях и не
слишком ли они износились. Наименьшая высота щетки, обеспечивающая
нормальную работу генератора — 10 мм. В случае заедания щетки ее и
щеткодержатель нужно протереть тряпочкой, смоченной в бензине. Если
щетки сильно износились, то их нужно заменить новыми, сделав
предварительно притирку стеклянной шкуркой по дуге коллектора. В случае
загрязнения или замасливания кол-
лектора его нужно протереть чистой тряпочкой,
смоченной в бензине. Периодически следует смазывать подшипник якоря
генератора со стороны коллектора, предварительно сняв крышку подшипника.
Чтобы избежать короткого замыкания при разборке -и сборке генератора и
других приборов электрооборудования, необходимо отсоединить аккумулятор
от «массы».
Если неисправны генератор или реле-регулятор, то контрольная лампа
гаснет только при большом числе оборотов или вообще не гаснет.