ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МОТОЦИКЛА К-750М

  Главная      Учебники - Мотоциклы     Мотоцикл К-750М. Инструкция по уходу и эксплуатации

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МОТОЦИКЛА К-750М

На рис. 33 представлена схема электрооборудования мотоцикла К-750М. Схема дает представление о принципе взаимодействия агрегатов электрооборудования и монтаже приводов. Электрическая сеть выполнена по однопроводной схеме, т. е. потребителям от источников электроэнергии подведено по одному проводу (от положительного зажима аккумуляторной батареи и генератора), а вторым проводом служит корпус мотоцикла и самих приборов («масса»). В схеме электрооборудования могут быть некоторые изменения, связанные с изменением конструкции электроагрегатов.

Генератор и реле-регулятор. Генератор постоянного тока типа. Г414 параллельного возбуждения предназначен для совместной работы с реле-регулятором. На его корпусе имеются две выводные клеммы — Ш и Я. Минусовая щетка соединена на «массу».

Генератор на мотоцикле является основным источником питания всех потребителей электроэнергии, служит для подзарядки аккумуляторной батареи во время движения мотоцикла и приводится во вращение шестерней распределительного вала с передаточним числом 1:3.

 

При отсутствии нагрузки генератор развивает напряжение 6,5 в, достаточное для включения его через реле в общую сеть (число оборотов якоря не более 1450 об/мин). При номинальной нагрузке в 10 о генератор дает напряжение 6,5 в (число оборотов якоря не более 2200 об/мин). Таким образом, после заводки двигателя, при переходе последнего на рабочие числа оборотов, генератор вырабатывает электроэнергию, достаточную для питания потребителей, и включается в сеть. Генератор отключается от сети, когда его напряжение становится ниже напряжения аккумуляторной батареи и через него начинает протекать ток от батареи. Величина обратного тока, при которой генератор отключается от сети, 0,5—3,5 а.

Реле-регулятор типа РР302 состоит из двух электромагнитных приборов: реле обратного тока и регулятора напряжения. Они находятся в общей коробке и предназначены для автоматического включения и отключения генератора от сети, а также для автоматического регулирования напряжения генератора и защиты его от перегрузки. Кроме того, реле-регулятор ограничивает величину зарядного тока аккумуляторной батареи.

Реле обратного тока представляет собой электромагнитный' выключатель, действующий при параллельной работе генератора с аккумуляторной батареей, и служит для автоматического подключения аккумуляторной батареи к генератору, если его напряжение выше, чем напряжение аккумуляторной батареи, и для его автоматического отключения, если напряжение генератора понизится и станет ниже напряжения аккумуляторной батареи.

Регулятор напряжения представляет собой электромагнитный прибор вибрационного типа, который периодически включает добавочное сопротивление в цепь обмотки возбуждения генератора, чем достигается поддержание напряжения на его зажимах на определенном постоянном среднем уровне. Регулятор реагирует не только на величину напряжения, но и на величину нагрузки генератора, не допуская ее чрезмерного повышения. Это достигается путем снижения регулируемого напряжения с повышением нагрузки генератора.

Реле-регулятор отрегулирован заводом-изготовителем и никакого ухода не требует. Нарушать заводскую регулировку или вскрывать реле-регулятор воспрещается. Корпус его запломбирован и в случае снятия пломбы рекламации на его неисправность не принимаются.

При установке реле-регулятора на мотоцикл нужно следить, чтобы он был надежно соединен с «массой».

«Массой» является корпус самого прибора со специальной клеммой, который соединяется с «массой» мотоцикла винтами крепления реле-регулятора.

 

 

 

 

Рис, 33. Схема электрооборудования мотоцикла К-750М:
1 — лампа дальнего и ближнего света; 2 — ключ; 5— предохранитель; 4 — фара; 5 — центральный переключатель; 6 — провод-масса; 7 — провод высокого напряжения; 8 — свечи; 9 — провод высокого напряжения; 10—-катушка зажигания; 11 — передний фонарь коляски; 12 — сигнал; 13 — провод переднего фонаря коляски; 14—-задний фонарь коляски; 15 — задний фонарь мотоцикла; 16 — датчик стоп-сигнала; 17 — реле-регулятор; 18 — генератор постоянного тока; 19 — аккумуляторная батарея; 20— пучок проводов низкого напряжения; 21 — провод аккумулятор — масса; 22 — прерыватель; 23 — распределитель; 24 — провод высокого напряжения; 25 — кнопка сигнала; 26 — провод сигнала; 27 — манетка опережения зажигания; 28 — трос переключателя дальнего и ближнего света; 29 — переключатель дальнего и стояночного света; 30 — контрольная лампа; 31 — лампа стояночного света; 32 — лампа подсветки спидометра; 33 — соединитель проводов; 34 — провод фонарей коляски; 35 — провод от датчика к лампам стоп-сигнала; 36 — провод от соединителя к лампе освещения номерного знака

 

 

 

 

Генератор устанавливается в верхней части картера двигателя в специальном посадочном гнезде и крепится стяжной лентой. Специальный упор предохраняет генератор от осевого перемещения.

Регулировка зазора в зубьях шестерен осуществляется поворотом генератора. Зазор должен быть таким, чтобы после заводки двигателя не было повышенного шума, стука шестерен и заклиниваний зубьев.

При случайном ослаблении стяжной ленты может произойти поворот корпуса генератора.

Для предотвращения заклинивания зубьев генератор устанавливают в посадочном гнезде так, чтобы шестерня находилась справа от оси корпуса, если смотреть со стороны, противоположной приводу.

Шестерня генератора крепится на валу якоря при помощи шпонки и своим бортиком упирается во внутреннюю обойму шарикоподшипника. При тугой посадке шестерни на вал нужно снять крышку 5 подшипника (рис. 34); вал генератора (со
стороны коллектора) поставить на какой-либо упор и насадить шестерню легким ударом молотка.

Через каждые 4000 км пробега необходимо проверять состояние щеток и коллектора. Для этого нужно снять защитную ленту 6, приподнять пружину щеток и проверить, легко ли перемещаются щетки в щеткодержателях и не слишком ли они износились. Наименьшая высота щетки, обеспечивающая нормальную работу генератора — 10 мм. В случае заедания щетки ее и щеткодержатель нужно протереть тряпочкой, смоченной в бензине. Если щетки сильно износились, то их нужно заменить новыми, сделав предварительно притирку стеклянной шкуркой по дуге коллектора. В случае загрязнения или замасливания кол-

лектора его нужно протереть чистой тряпочкой, смоченной в бензине. Периодически следует смазывать подшипник якоря генератора со стороны коллектора, предварительно сняв крышку подшипника.

Чтобы избежать короткого замыкания при разборке -и сборке генератора и других приборов электрооборудования, необходимо отсоединить аккумулятор от «массы».

Если неисправны генератор или реле-регулятор, то контрольная лампа гаснет только при большом числе оборотов или вообще не гаснет.

 

 

 

Рис. 34. Генератор Г414:
1 — шестерня; 2 — щетка; 3 — коллектор; 4—пружина щетки; 5—крышка
подшипника; 6 — защитная лента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..