Двигатель (рис. 5) по конструктивным особенностям и техническим
показателям относится к разряду форсированных мотоциклетных двигателей
дорожного типа.
Горизонтальное расположение цилиндров обеспечивает хорошее охлаждение и
равномерность работы двигателя. Каждый цилиндр имеет свой отдельный
карбюратор. Это улучшает запуск и повышает мощность двигателя.
Система смазки двигателя — комбинированная (под давлением и
разбрызгиванием). Общая, схема смазки приведена на рис. 6.
Основным масляным резервуаром является нижняя часть картера двигателя,
закрытая стальным штампованным поддоном.
Масло засасывается из поддона через сетчатый фильтр 4 шестеренчатым
насосом, приводящимся в действие от распределительного вала при помощи
пары шестерен со спиральными зубьями. Масляный насос имеет только
нагнетающую ступень, состоящую из пары шестерен, которые установлены в
его корпусе; шестерни нагнетают масло в главную магистраль 37. Из
магистрали масло подается: по каналам 24 и 35 и двум маслоуловителям 8,
из которых поступает в пальцы кривошипа и смазывает шатунные подшипники,
по каналу 17 к левому цилиндру и через трубку 32 к шестерням
распределения и шестерне генератора. Излишнее масло выливается из
маслоуловителей и шатунных подшипников и разбрызгивается по всему
картеру.
Интенсивное разбрызгивание масла и высокая температура способствуют
образованию в картере густого масляного тумана, которым смазываются
рабочие поверхности цилиндров, поршневые пальцы, втулки малых головок
шатунов, кулачки, коренные шарикоподшипники, направляющие толкателей и
клапанов. Для обеспечения более надежной смазки заднего подшипника
распределительного вала в картере имеется специальный карман 9, в
котором осаждается часть разбрызгиваемого масла. Из картера масло по
каналу 10 поступает самотеком к подшипнику. Аналогично смазывается
подшипник шестерни привода масло-насоса.
Разбрызгиваемое масло попадает на верхнюю стенку левого (по ходу машины)
цилиндра в недостаточном количестве, так как это место оказывается
недоступным для масляных капель, которые срываются с коленчатого вала.
Масляный туман не обеспечивает необходимой смазки. Поэтому к левому
цилиндру подведен канал 17, через который масло подается к кольцевой
канавке на фланце цилиндра и оттуда через три отверстия 13 к верхней
стенке левого цилиндра.
Чтобы избежать выбивания масла через сальники и прокладки в момент
схождения поршней в обоих цилиндрах, предотвратить излишнюю потерю
мощности на сжатие воздуха в картере и удалить отработанные газы,
пробивающиеся через поршневые кольца из камер сгорания в полость
картера, на конце распределительного вала смонтирован золотниковый сапун
42 (см. рис. 5).
При схождении поршней отверстие в сапуне совпадает с отверстием
вентиляционной трубки 28, и благодаря этому картер сообщается с
атмосферой. При расхождении поршней сапун прекращает сообщение картера с
атмосферой, в последнем создается разрежение, и масляный туман
отсасывается из коробки распределительных шестерен в картер.
Сетка фильтра 6 (см. рис. 6), установленного в нижней части картера,
препятствует взбалтыванию масла во время езды и образованию пены.
На смазку надо обращать самое серьезное внимание, так как даже
кратковременное отсутствие или недостаток ее может привести к аварии.
Признаками недостатка смазки являются чрезмерное перегревание цилиндров
и головок, падение мощности и появление стуков в двигателе.
Система питания. Двигатель питается от двух карбюраторов,
установленных на цилиндрах. Горючее подводится к карбюраторам из
топливного бака через краник и топливопроводные трубки.
Оба карбюратора имеют общий воздухоочиститель (рис. 7), вмонтированный в
картер коробки передач, и спаренное управление дроссельными золотниками.
Воздухоочиститель снабжен воздушной заслонкой, облегчающей запуск и
прогрев двигателя в холодную погоду.
Одной из главных причин износа цилиндров, поршней и поршневых колец, а
также всех остальных трущихся деталей двигателя являются пыль и песок,
попадающие внутрь двигателя через карбюраторы.
От исправного состояния воздухоочистителя во многом зависит длительность
работы двигателя.
Очистка воздуха происходит следующим образом:
попадая под крышку фильтра, воздух под действием отражателя,
укрепленного на крышке, отбрасывается на зеркало масляной ванны
и, резко меняя направление, поступает в горловину воздухофильтра,
заполненную капроновой набивкой.
Крупные частицы пыли, поступающие вместе с
воздухом, ударяясь о масляную поверхность, оседают на дно масляной
ванны. Мелкие частицы, уносимые воздушным потоком, задерживаются в
горловине промасленных пакетов набивки. Из горловины воздухофильтра
очищенный воздух по воздухопроводам поступает в карбюраторы.
В корпусе воздухофильтра установлен диск, который служит
маслоуспокоителем.
Уход за системой питания. При эксплуатации мотоцикла следует
проверять наличие масла в масляной ванне воздухофильтра и степень его
загрязнения. Рекомендуется следующая перио-дичность промывки
воздухофильтра и смены масла: в особо пыльных условиях промывку
воздухофильтра и смену масла производить через каждые 500 км пробега, а
в нормальных условиях— через 1000 км летом и через 2000 км зимой.
Примечания;
1. Заправка воздухофильтра производится тем же маслом, которым
заправляется двигатель (разрешается заправлять воздухофильтр
предварительно профильтрованным отработанным маслом гой же марки).
2. Если мотоцикл получен с завода-изготовителя, то необходимо проверить
только наличие масла в воздухофильтре.
При каждой смене масла в воздухофильтре необходимо:
1) снять воздухофильтр с картера коробки передач, предварительно
отвернув винты;
2) снять верхнюю крышку воздухофильтра;
3) слить загрязненное масло;
4) очистить от грязи корпус воздухофильтра; промыть воздухофильтр и
пакеты в керосине или бензине по окончании промывки пакет смочить маслом
и затем дать стечь излишку масла;
5) залить масло в масляную ванну до кольцевой выдавки (200 см2). При
заливке масла верхняя кромка ванны воздухофильтра должна быть
горизонтальной;
6) после заправки поставить верхнюю крышку воздухофильтра на место,
закрепить замком, а затем установить воздухофильтр в горловину картера
коробки передач и укрепить его стопорными винтами.
Для того чтобы облегчить запуск двигателя с контактно-масляным
воздухофильтром, устанавливается воздушная заслонка в воздухопроводах
карбюраторов.
При полностью открытой заслонке 2 (рис. 7) рукоятка находится в крайнем
заднем положении, при закрытой заслонке— в крайнем переднем положении
(рукоятка вверху). Заслонкой следует пользоваться только при запуске
холодного двигателя. Для предохранения топливной системы от загрязнения,
помимо мер, указанных на странице 10, в бензокранике имеется сетчатый
фильтр 8 и отстойник 5 (рис. 4), а также топливный фильтр 9 (рис. 8) с
металлической сеткой.
Рекомендуется через каждые 4000 км пробега удалять из отстойника
скопившуюся грязь, промывать и прочищать топливные фильтры бензокраника,
продувать жиклеры и каналы карбюраторов, промывать поплавковые камеры.
При недостаточной подаче топлива резко падает мощность двигателя,
появляются вспышки в карбюраторе, число оборотов двигателя не
соответствует обычному положению
рукоятки управления дросселями. В этом случае
прежде всего нужно проверить, не засорены ли отверстия в пробке
топливного бака, сообщающего его с атмосферой. Затем, закрыв бензокраник,
необходимо отвернуть отстойник, прочистить и промыть его и находящийся в
нем фильтр. Собрав отстойник, следует открыть кран и продуть его
воздухом.
При разборке карбюраторов нужно отвернуть пробку 14, вывернуть главный
жиклер 10 и продуть его воздухом. Отвернуть пробку 6, вынуть топливный
фильтр 9 и промыть его. Для чистки жиклера ни в коем случае нельзя
применять стальную проволоку, так как это может вызвать изменение его
сечения, а следовательно, и нарушение работы карбюратора.
Если засорился жиклер малых оборотов, его нужно вывернуть и продуть
воздухом.
Вращением винта 18 можно изменять проходное сечение
воздушного канала и регулировать качество горючей смеси на малых
оборотах; при ввертывании винта смесь обогащается, а при вывертывании —
обедняется. С корпусом дросселя 24 связана регулировочная игла 22,
проходящая во внутренний канал распылителя главного жиклера. Таким
образом, топливо к распылителю поступает по кольцевому зазору между
стенкой канала распылителя и иглой. Игла в нижнем конце имеет коническую
форму, и благодаря этому при ее подъеме кольцевой зазор увеличивается,
количество бензина, подводимого к распылителю, возрастает и смесь
обогащается.
Регулировочная игла соединена с корпусом дросселя при помощи замка 23.
На игле имеется шесть кольцевых канавок. Подводя замок в одну из канавок
иглы, можно получить шесть различных положений регулировки карбюратора.
Чем ниже расположена игла, тем беднее смесь, а чем выше — тем она
богаче.