Механические приборы безопасности подъемников

  Главная      Учебники - Лифты     Строительные подъемники (Галиченко А.Н., Гехт А.Х.) изд. 2 - 1979 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

§ 13.

Механические приборы безопасности подъемников - часть 1

Ловители. Ловители предназначены для того, чтобы удерживать от падения грузонесущий орган с грузовой кареткой, если скорость движения вниз увеличится больше допустимой нормы. Это может произойти при поломке механизма подъема бесканатного подъемника, неисправности лебедки, обрыве или ослаблении грузового каната подъемника с канатным механизмом .подъема. По «Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов» ловителями оборудуют все типы подъемников. На ловителях ставят табличку, в которой указывают название предприятия-изготовителя, тип ловителя, грузоподъемность и скорость, на которую он рассчитан, год его выпуска. Ловители для грузовых мачтовых подъемников в соответствии с ГОСТ 21208—75 должны иметь знак приемки (маркировку) предприятия-изготовителя. Изображение этого знака, порядковый номер ловителя и данные таблицы заносят в формуляр подъемника. Ловители должны удерживать от падения остановленный грузонесущий орган на направляющих до тех пор, пока подъемник не будет отремонтирован, после чего грузонесущий орган может быть опущен.

По характеру изменения тормозного усилия ловители бывают резкого и плавного торможения. Последние не получили распространения на строительных подъемниках.

Ловители резкого торможения по конструкции бывают эксцентриковые и клиновые. Первые применяются на грузовых мачтовых подъемниках ТП-9, ТП-12, С-598А, С-953-1, ПР1-156, грузопассажирском ПР1-172 и др. Вторыми оборудованы грузовые подъемники ЖК-40, С-953 и грузопассажирские — ПГС-800, МГП-1000 и др.

Механизмы включения ловителей, срабатывающих при обрыве каната. От конструкции ловителей зависят схемы механизмов включения. Ловители грузовых и грузопассажирских подъемников с барабанными лебедками приводятся в действие при помощи механической связи с подъемным канатом и срабатывают при обрыве или ослаблении грузового каната.

Эксцентриковый ловитель (рис. 35) имеет вал 2, на котором по обеим сторонам грузонесущего органа насажены эксцентрики 1. Пружина 3 стремится повернуть вал и прижать эксцентрики к направляющим 7. Этому противодействует рычаг 9, насаженный на вал и соединенный тягой 6 с грузовым канатом 5. При обрыве или ослаблении каната 5 рычаг 9 освобождается, при
повороте вала 2 эксцентрики 1 приходят в соприкосновение с направляющей и зажимают ее между эксцентриком, и противоположной щекой направляющего башмака 8. За счет возникающей при этом силы трения грузонесущий орган 4 удерживается от падения.

На подъемниках ТП-9, ПР1-172, ПР1-156 и ТП-12, имеющих мачты с центральным направляющим швеллером (см. рис. 19, д), применяют ловители с одним эксцентриком, а башмак заменен роликом. Такой ловитель захватывает за направляющий швеллер мачты.

Клиновые ловители подразделяются на одинарные и двойные. Одинарные клиновые ловители применяют на мачтовых грузовых подъемниках ЖК-40, С-953, МГП-1000.

В одинарном клиновом ловителе (рис. 36) каждая направляющая 3 зажимается между клином 4 и направляющим башмаком 7.

При обрыве или ослаблении грузового каната 1 под действием пружины 2 рычаги 6 поворачиваются и поднимают вверх клинья 4 до соприкосновения с направляющими 3. При этом клинья для

обеспечения их прямолинейного движения перемещаются в колодках 8 с профильными пазами. На клиньях сделаны выступы соответствующей им формы. За счет силы трения, возникающей при прижатии клиньев к направляющим 3, каждый клин затягивается между колодкой 8 и направляющей 3, которая зажимается между клином и башмаком 7. Грузонесущий орган 5 при этом останавливается.

 

 

 

Рис. 35. Эксцентриковый ловитель:
1 — эксцентрик, 2 — вал, 3—пружина, 4 — грузонесущий орган, 5—грузовой канат, 6 — тяга, 7 — направляющая мачты, 5 — башмак, 9 — рычаг

 

 

В двойном клиновом ловителе (рис. 37) направляющая 3 зажимается между двумя клиньями 2. Двойной клиновой ловитель применен на грузопассажирском подъемнике ПГС-800.

Чтобы снять грузонесущий орган с эксцентриковых или клиновых ловителей, после устранения неисправности включают на короткое время лебедку на подъем. При этом с эксцентриковых ловителей грузонесущий орган снимается легче, чем с клиновых.

Достоинство ловителей резкого торможения в простоте их конструкции. Однако при их срабатывании возникают значительные динамические нагрузки, которые усугубляются неодновременным срабатыванием ловителей, захватывающих различные направляющие мачты. Для снижения динамических нагрузок на подъемнике МГПР-1000 и на польском подъемнике Гнездо колодки клиновых ловителей подпружинены, что способствует плавному нарастанию тормозного усилия.

 

 

 

 

 

Рис. 36. Одинарный клиновой ловитель:
1 — грузовой канат, 2 — пружина, 3—направляющая мачты, 4—клин, 5 — грузо* несущий орган, 6 — рычаги, 7 — башмак, 8 — колодка

 

 

 

Рис. 37. Двойной клиновый ловитель:
1 — колодка. 2 — клин, 3 — направляющая мачты

 

 

Ограничители скорости. Механизмы включения ловителей, срабатывающих от ограничителя скорости.
На всех грузопассажирских подъемниках и на грузовых Подъемниках ПР1-156 и ПГП-27-500 ловители приводятся в действие центробежными ограничителями скорости, которые могут сработать при увеличении скорости опускания грузонесущего органа в результате поломки тормоза, вала, редуктора и других элементов привода.

На прикрепленной к ограничителю таблице указывают, название предприятия-изготовителя, тип, номинальную скорость и скорость срабатывания ограничителя, год выпуска, порядковый номер. Ограничитель скорости, установленный на подъемнике, должен быть опломбирован.

Ограничители скорости подразделяются на плоские с горизонтальной осью вращения грузов и шпиндельные с вертикальной осью вращения грузов.

Последние не получили широкого распространения на строительных подъемниках.

Плоский ограничитель скорости (рис. 38) имеет консольный вал 8, на который насажен шкив 10. Его огибает канат, который связан с кабиной. На осях 6, закрепленных в торцовой стенке шкива, установлены плоские сегментные грузы 4. Их свободные концы соединены тягами 2 с балансиром 7, который закреплен на валу 8. Пружины 3, натяжение которых можно регулировать ганками 5, постоянно отклоняют грузы 4 к центру.

Если частота вращения шкива 10 превышает заданную частоту, возрастающая центробежная сила преодолевает действие пружин 3 и раздвигает грузы 4 по направлению от центра. При этом грузы 4 одновременно заклиниваются при помощи двух роликов 1 между внутренней стенкой корпуса 9 и двумя выступами на торцовой стенке шкива. Это приводит к остановке вращения шкива 10 при любом положении балансира 7. При этом также тормозится канат, приводящий ограничитель и расположенный в желобе шки-ва 10. Канат связан с механизмом включения ловителей.

 

 

 

 

 

Рис. 38. Плоский ограничитель скорости:
1 — ролик, 2 — тяга, 3 —пружина, 4 — сегментный груз, 5 — регулировочная гайка, 6 — ось, 7 — балансир, 8 — вал привода,
9 — корпус, 10 — приводной шкив

 

 

 

 

Рис. 39. Схема запасовки каната для привода ловителей подъемника ПГС-800:
1, 4, 5, 8 — отводные блоки, 2 — шкив ограничителя скорости, 3 — ограничитель скорости, 6 — кабина, 7 — канат, 9 — груз натяжного устройства

 

 

 

 

Рис. 40. Рычажная система для, привода ловителей
подъемника ПГС-800:
1 — каркас кабины, 2, 9 — ходовые ролики, 3 — колодка с двойными клиновыми ловителями, 4 — тяги, 5 — рычажная система, 6 — электрический контакт, 7 — балансирная подвеска, 8 — фонарь

 

 

 

 

В связи с тем что каждый ограничитель скорости по «Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов» должен иметь приспособление, позволяющее проверить его работу при движении грузонесущего органа с номинальной скоростью, шкив

10 выполнен двухступенчатым. Шкив большого диаметра — рабочий, малого диаметра — служит для проверки ограничителя скорости при номинальной скорости движения кабины. У некоторых ограничителей скорости заклинивающих роликов 1 нет. Взамен их на внутренней поверхности корпуса 9 сделаны выступы, в которые упираются грузы при срабатывании ограничителя. Срабатывание происходит при упоре одного из грузов 4 в какой-либо из выступов,. что приводит к увеличению динамических нагрузок.

Механизм включения ловителей у грузопассажирских подъемников расположен на головке кабины. У грузопассажирского подъемника ПГС-800 этот механизм состоит из рычажной системы, к одному из рычагов которой прикреплен канат 7 (рис. 39),. приводящий ограничитель скорости 3. Канат огибает расположенный вверху мачты отводной блок 5, затем идет вниз, где огибает шкив 2 ограничителя скорости, и вновь возвращается к месту крепления его на рычаге механизма включения ловителей. Внизу мачты есть устройство для натяжения этого каната, состоящее из блока 8 и груза 9, перемещающегося по направляющим.

Рычажная система для привода ловителей подъемника ПГС-800 (рис. 40) установлена на каркасе 1 кабины, снабженной ходовыми роликами 2 и 9.

В верхней части расположена балансирная подвеска 7.

При срабатывании ограничителя скорости приводной его канат стопорится. Поскольку он связан с одним из рычагов системы 5, то элементы этой системы при продолжающемся движении кабины поворачиваются на некоторый угол. При этом при помощи тяг 4 клинья поднимаются вверх, затягиваются и тормозят кабину.

Установленная на рычаге пружина с устройством для ее. регулирования предотвращает ложное срабатывание ловителя при воздействии на ограничитель скорости и клинья инерционных сил, действующих при пуске. Она препятствует повороту элементов рычажной системы 5 и подъему тяг 4, приводящих в действие ловитель. В цепи управления двигателя механизма подъема установлен электрический контакт или выключатель 6, который приводится в действие рычажной системой при срабатываний ловителя и при этом отключает двигатель механизма подъема.

Ловители подъемника ПГС-800 приводятся в действие также и от балансирной подвески 7. Подвеска снабжена подвижной конструкцией 8 — фонарем, находящимся в приподнятом положении под действием установленной в корпусе подвески пружины. Если

один из канатов оборвется или вытянется, конец балансира подвески упрется в фонарь и сдвинет, его вниз. Фонарь же связан с приводным механизмом ловителей при помощи рычагов независимо от ограничителя скорости. Таким образом, ограничитель приводит в действие ловители, не влияя на подвеску, а подвеска действует независимо от ограничителя.

Плоский центробежный ограничитель скорости, установленный на подъемниках Зремб-Гнезно (рис. 41), находится в кабине или грузовой каретке. Он отличается от описанного тем, что плоские сегментные грузы /, закрепленные шарнирно на валу 2 и соединенные пружиной 5, не заклиниваются внутри неподвижного корпуса 4. а упираются в выступы на его внутренней поверхности, передавая вращение корпусу. Для синхронизации движения грузов они шарнирно соединены между собой планкой 3. Вал ограничителя приводится шестерней 6, постоянно входящей в зацепление с зубчатой рейкой 7. Поэтому такой ограничитель может приводить в действие ловители не только во время работы подъемника, но и во время монтажа, когда ограничители скорости и ловители подъемников с канатными механизмами подъема отключаются.

 

 

 

Рис. 41. Плоский центробежный ограничитель скорости грузопассажирского подъемника Зремб-Гнезно:
1 — сегментные грузы, 2 — вал, 3 — соединительная планка, 4 — корпус ограничителя, 5 — пружина, 6 — шестерня, 7 — зубчатая рейка

 

 

Ограничители скорости такой конструкции установлены также на подъемнике ПР1-172. Для проверки надежности срабатывания ограничителя при поминальной скорости движения кабины заменяют шестерню 6 на шестерню с меньшим количеством зубьев, что приводит к увеличению скорости вращения вала 2 ограничителя.

На подъемниках Зремб-Гнезно привод от ограничителя скорости к ловителям передается через систему рычагов гибких и жестких тяг, обеспечивающих при срабатывании ограничителя перемещение клиньев ловителей в направляющих колодках до соприкосновения с поясами мачты. При срабатывании ограничителя скорости одновременно отключается двигатель механизма подъема. На подъемниках ПР1-172 и ПР1-156 при срабатывании ограничителя скорости отключается привод механизма подъема и освобождается рычаг, связанный подпружиненной тягой с фиксирующим упором, удерживающим от срабатывания ловитель.

На подъемнике МГПР-1000 корпус ограничителя скорости выполнен в виде храповика с внутренним зацеплением. На корпусе установлен барабан, на который наматывается канат механизма привода ловителей. Второй конец приводного каната запасован на ведомом барабане меньшего диаметра, сидящем жестко на промежуточном валу. При срабатывании ограничителя сегментные грузы упираются в зубья храповика, корпус ограничителя поворачивается и канат наматывается на ведущий барабан. При этом также поворачивается ведомый барабан и вал, на котором сидит ведомый барабан, вместе с упорами, поднимающими клинья ловителей в колодках до соприкосновения с поверхностью поясов мачты. При повороте промежуточного вала срабатывает

также конечный выключатель, отключающий привод механизма подъема.

В приводе ловителей есть кулачковая муфта предельного момента. Она предохраняет ограничитель скорости от поломки при срабатывании ловителей. У второй модификации подъемника МГПР-1000 имеются два ловителя (на кабине и противовесе) с механизмом включения, аналогичным подъемнику ПГС-800.

Привод ловителей от центробежного ограничителя ,скорости-применяется также и для грузовых подъемников в тех случаях, когда по условиям монтажа рабочий должен находиться на монтажной площадке или грузовой платформе, поднимаемой грузовой лебедкой. Такое устройство применяется на грузовом самоходном подъемнике ПГП-27-500. Этот подъемник снабжен эксцентриковыми ловителями, каждый из которых взаимодействует с поясом мачты и приводится в действие центробежным ограничителем скорости. Центробежный ограничитель в свою очередь приводится в действие роликом, катящимся и прижимаемым к поясу мачты. На работу такого ловителя не оказывает влияние ослабление грузового каната при его перепасовке во время монтажа.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..