Уход за муфтой сцепления трактора Д-54А, ее неисправности и способы их устранения

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-54А 3-е издание (Гуревич А.М., Горожанкин В.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

§ 66.

Уход за муфтой сцепления трактора Д-54А, ее неисправности и способы их устранения

Продолжительная и надежная работа муфты сцепления зависит от правильного пользования ею, своевременной и правильной смазки подшипников, а также от периодической регулировки механизма выключения.

Включать и выключать муфту сцепления следует быстро и плавно без задержки в промежуточных положениях педали. При задержке полного выключения или неполного включения муфты происходит излишняя пробуксовка дисков, а следовательно, и преждевременный износ фрикционных накладок.

По этой же причине нельзя держать длительное время муфту сцепления в выключенном положении. При резком включении муфты сцепления трактор трогается с места рывком, что вредно отражается на механизмах трактора и агрегатируемой машине. Кроме этого, может произойти поломка деталей муфты и силовой передачи.

Смазывать подшипники муфты сцепления надо в строгом соответствии с таблицей смазки. Излишнее количество смазки, особенно подаваемой к отжимному подшипнику, может
 

привести к попаданию ее на накладки ведомого диска и вызвать его пробуксовку. Для того чтобы смазать подшипники, необходимо очистить масленки от грязи и при помощи шприца ввести солидол, сделав 5—8 нагнетаний. Отжимной подшипник и задний подшипник вала муфты сцепления смазывают солидолом при техническом уходе № 1 через масленки 13 и 16 (рис. 105). Передний подшипник 34 смазывают при сборке муфты. У тракторов более раннего выпуска этот подшипник смазывают через масленку 44 и канал 45.

Промывать муфту сцепления следует в том случае, когда происходит замасливание трущихся поверхностей дисков. Это сопровождается пробуксовкой муфты без увеличения хода и без уменьшения усилия на рычаге выключения муфты.

Для промывки необходимо выключить муфту и, сняв крышку люка, промыть накладки ведомого диска струей бензина, используя для этого шприц. Во время промывки надо проворачивать коленчатый вал дизеля, следя за тем, чтобы хорошо промылись поверхности накладок. После промывки обязательно открыть сливное отверстие в задней балке, выпустить остатки бензина и оставить муфту сцепления в выключенном положении в течение 15—20 мин для просушки накладок. Затем смазать отжимной подшипник.

Пробуксовывание диска, сопровождаемое уменьшением усилий и увеличением хода педали выключения муфты, вызывается износом райбестовых накладок и устраняется регулировкой муфты. Причиной пробуксовки диска может быть также ослабление или поломка нажимных пружин. В этом случае пружины должны быть заменены.

При сжатии пружины на 11 мм (от общей длины 58 мм до длины рабочего состояния 47 мм) ее упругость должна быть 69 кГ.

Бывают случаи, когда муфта сцепления плохо выключается — «ведет». Включить бесшумно передачу становится невозможно. При этом для включения передачи требуется большое усилие, как правило, это вызывает скол и износ торцов зубьев шестерен коробки передач. Такое явление может быть вызвано короблением ведомого диска или нарушением регулировки муфты сцепления. Для устранения дефектов необходимо заменить или отрих-товать ведомый диск и отрегулировать муфту сцепления.

Регулируют муфту сцепления через люк, имеющийся в картере. Прежде чем приступить к регулировке, необходимо установить рычаг коробки передач в нейтральное положение и проверить положение педали выключения муф-ты сцепления. Педаль должна быть в крайнем заднем положении, а рычаг валика блокировки прижат к упору на фланце коробки передач. Положение педали муфты сцепления регулируют изменением длины тяги, соединяющей её с валиком блокировки. Для этой цели снимают левую боковину капота дизеля, крышку люка на корпусе муфты сцепления и проверяют:

свободный ход педали. Величина свободного хода педали муфты сцепления должна быть 30—35 мм;

зазоры между нажимным диском и накладкой ступицы тормозка;

зазор между выступами каждого отжимного рычага и кольцом радиально-упорного отжимного подшипника.

При включенной муфте сцепления зазор между нажимным диском и накладкой ступицы тормозка должен быть 7—8 мм. Этот зазор замеряют через вырез в кронштейне (рис. 107) при помощи штангенциркуля или специального шаблона, толщина которого с одной стороны равна 7 мм, а с другой — 8 мм. Если зазор не соответствует указанным величинам, его следует отрегулировать.

Зазор между нажимным диском и накладкой ступицы тормозка регулируют изменением длины тяги 23 (рис. 105), соединяющей педаль с рычагом 25 муфты сцепления. Для этого отъединяют тягу от рычага муфты сцепления и, отпустив контргайку, навертывают или отвертывают вилку 24.

Правильность регулировки тормозка проверяют выключением муфты сцепления. При правильно отрегулированном зазоре в тормоз-ке края хвостовиков серьги комбинированных тяг при нажатии на педаль до отказа должны отходить от проушин нажимного диска на 3—5 мм (рис. 108).


Зазор между выступами отжимных рычагов муфты сцепления и кольцом отжимного подшипника можно регулировать лишь после регулировки тормозка. Этот зазор должен быть 3,5—4,5 мм. Разница в зазоре у отдельных рычажков не должна превышать 0,3 мм.

Зазор проверяют (рис. 109) шаблоном толщиной 3,5—4,5 мм, проворачивая коленчатый вал так, чтобы отжимные рычаги устанавливались поочередно против люка. Рычаг декомпрессионного механизма при этом устанавливают в положение «Прогрев 1». Если зазор между рычагом и кольцом подшипника меньше указанной величины, его следует отрегулировать. Для этого расшплинтовывают (рис. 110) и отвертывают или завертывают корончатую гайку до получения требуемого зазора. Поворот корончатой гайки на один оборот соответствует перемещению конца отжимного рычага примерно на 2,5 мм. Если при регулировке зазора будет проворачиваться болт, его удерживают за лыски, сделанные на стержне, специальным узким ключом

(рис. 111). После установления требуемого зазора между отжимным рычагом и кольцом подшипника зашплинтовывают корончатую гайку.

Зазор между отжимными рычагами и подшипником нельзя регулировать изменением длины тяги, так как в этом случае нарушается регулировка тормозка. При правильно отрегулированных муфте и тормозке соединительный вал во время выключения муфты сцепления должен быстро останавливаться.

В процессе эксплуатации могут встретиться неисправности муфты сцепления, описание и способы устранения которых приводятся ниже.

Муфта сцепления пробуксовывает. 1. Замаслились фрикционные накладки. Промыть муфту сцепления бензином. 2. Износились фрикционные накладки. Отрегулировать зазор между отжимными рычагами и упорным подшипником. При необходимости переклепать накладки или заменить ведомый диск.

При выключенной муфте сцепления соединительный вал долго не останавливается.

1. Не отрегулирован тормозок. Проверить регу-лировку и отрегулировать тормозок. 2. Большой износ фрикционной накладки тормозка. Переклепать фрикционную накладку. 3. Муфта сцепления не выключается. Чрезмерно большой зазор между отжимными рычагами и упорным подшипником. Отрегулировать зазор.

4. Покороблен ведомый диск. Отрихтовать или заменить диск.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..